Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Арбашская средняя школа им.А.Х.Газизуллина»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ / Шарипов З.Ф./ Протокол № ___ от «____» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______ /Зиятдинова Р.К./ «____» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор ___________/ Исламов Р.И./ Протокол педагогического совета № 1 от «___» августа 2019г. Приказ № _____ от «___» августа 2019 г. |
Рабочая программа
по географии для 10 класса
учителя I квалификационной категории
Зиятдиновой Расимы Камиловны
2019-2020 учебный год
Планируемые предметные результаты
Учащийся научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Территориальная организация мирового сообщества. (5 часов)
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
практические работы:
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
Тема 2. Население мира. (6 часов)
Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
практические работы:
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Тема 3. Человек и окружающая среда. (6 часов)
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
практические работы:
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Тема 4. Мировое хозяйство. (12 часов)
Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
практические работы:
Анализ международных экономических связей страны
Тема 5. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. (2 часа)
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
практические работы:
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Тема 6. Повторение и обобщение знаний за курс 10 класса. 3 часа
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Тема 1. Территориальная организация мирового сообщества. (5 часов) |
1 | Мировое сообщество – общая картина мира. | | § | |
2 | Современная политическая карта и ее изменения. | | | |
3 | Входная контрольная работа. Разнообразие стран мира. | | | |
4 | Анализ входной контрольной работы. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира. практическая работа: Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира. | | | |
5 | Урок обобщения по теме: Территориальная организация мирового сообщества | | | |
Тема 2. Население мира. (6 часов) |
6 | Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. практическая работа: Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных. | | | |
7 | Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). | | | |
8 | Состав и структура населения. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. практическая работа: Определение состава и структуры населения на основе статистических данных. | | | |
9 | Миграция населения. практическая работа: Выявление и характеристика основных направлений миграции населения. | | | |
10 | Закономерности расселения населения. Урбанизация. | | | |
11 | Урок обобщения по теме: Население мира | | | |
Тема 3. Человек и окружающая среда. (6 часов) |
12 | Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. практическая работа: Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира. | | | |
13 | Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. | | | |
14 | Закономерности размещения природных ресурсов. | | | |
15 | Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование. практические работы: Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны. | | | |
16 | Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. | | | |
17 | Урок обобщения по теме: Человек и окружающая среда. | | | |
Тема 4. Мировое хозяйство. (12 часов) |
18 | Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. | | | |
19 | География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Топливно-энергетический комплекс | | | |
20 | Металлургия | | | |
21 | Машиностроение | | | |
22 | Химическая и лесная промышленность | | | |
23 | Сельское хозяйство | | | |
24 | Транспорт мира | | | |
25 | Международные отношения | | | |
26 | Развитие сферы услуг. | | | |
27 | Международные отношения. Географические аспекты глобализации. | | | |
28 | Практическая работа: Анализ международных экономических связей страны. | | | |
29 | Урок обобщения по теме: Мировое хозяйство | | | |
Тема 5. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. (2 часа) |
30 | Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. практическая работа: Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения. | | | |
31 | Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. | | | |
Тема 6. Повторение и обобщение знаний за курс 10 класса. (3 часа) |
32. | Повторение тем: Территориальная организация мирового сообщества. Население мира. Человек и окружающая среда. Мировое хозяйство. | | | |
33. | Итоговая контрольная работа. | | | |
34. | Работа над ошибками. Обобщение и повторение знаний за курс 10 класса | | | |