СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по УМК "Полярная звезда"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

Пояснительная записка


Программа курса составлена на основе:

  • Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2).

  • Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования НОЧУ православной гимназии «Светоч»;

  • Примерной программой по географии среднего (полного) общего образования,

  • География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы».5-9 классы. В.П. Дронов. Л.Е. Савельева.- М. Просвещение

  • Положения о рабочей программе НОЧУ православной гимназии «Светоч»;

  • Учебного плана НОЧУ православной гимназии «Светоч» на 2019-2020 уч. год.;

  • Федерального перечня учебников №253 от 31.03.2014


Рабочая программа составлена и реализуется на основе учебника «География. Современный мир.10 класс» базовый уровень автор Гладкий Ю. Н., Николина В. В., издательство Москва « Просвещение»2016 г. Учебник соответствует обязательному минимуму, содержания среднего (полного) общего образования и включен в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в 2019-2020 учебном году, утвержденный приказом Министерства образования № 253 от 31 марта 2014 года.


Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ­ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не плани­рующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у десятиклассников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур­сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.

Содержание курса «География мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;

  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

  • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

  • различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;

  • основные направления внешних и внутренних миграций;

  • проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

  • географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом гимназии в 10 классе на изучение курса социально- экономической географии отводится 1час в неделю (34 часа)

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр; методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.


Содержание программы.

Введение – 1 ч.

Раздел. Человек в современном мире и ресурсы Земли (14 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.


Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Политическая карта мира (5 часов)

Периоды формирования политической карты мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Государство- главный объект политической карты мира. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Формы правления. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Политическая география и геополитика. Россия в зеркале геополитики.Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

  1. Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления.

  2. Составление систематизирующей таблицы: Государственный строй стран мира.

Раздел. Население мира (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.


Практические работы

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.


Раздел. География культуры, религий, цивилизаций (3 часа)


География культуры, территориальные различия культуры и отдельных ее элементов. География религий, мировые, национальные, местные традиционные верования. Взаимосвязь культуры и религии. Географические «рамки» цивилизаций: особенности и развитие цивилизаций Востока и Запада. Осевые линии распространения цивилизаций. Китайско - конфуцианская цивилизация. Индуистская цивилизация. Японская цивилизация. Исламская цивилизация. Негро- африканская цивилизация. Западноевропейская цивилизация. Латиноамериканская цивилизация. Православная цивилизация.Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории. Что представляют собой контактные зоны (или разломы) цивилизаций. Современные цивилизации: ареалы и «разломы».Всемирное культурное и природное наследие -бесценное достояние всего человечества. Конвенция ЮНЕСКО.

Практические работы

Определение стран, входящих в различные культурные исторические районы.

География мировой экономики ( 5 часов)

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков


























Учебно – тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Кол -во часов

Формы контроля


Введение

1


Человек и ресурсы Земли.

14

1)Практическая работа № 1 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран ( регионов) мира».

Обобщение по теме: «Ресурсы мира» Тест.

Политическая карта мира.

5

2)Практическая работа № 2 «Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления».

3)Практическая работа № 3 «Составление систематизирующей таблицы: Государственный строй стран мира»

4)Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей нынешнего геополитического положения России по сравнению с Советским Союзом».


География населения мира

6

Обобщение по теме: «География населения мира». Тест.

География культуры и цивилизаций

3


5

География мировой экономики

5

Сельское хозяйство. Транспорт и сфера услуг. Обобщение. Тест


Итого

34



Календарно - тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата по плану

Дата по факту

Введение -1 ч.

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение в курс социально-экономической географии мира.

Ознакомление с учебником курса и другими источниками информации.

03.09



Тема 1. Человек и ресурсы Земли (14 часов)




2.

Научные методы изучения географической среды.

Определение и сравнение по разным источникам информации географических тенденций развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

10.09


3.

Начало освоения человеком планеты Земля.

Использование знаний географии прошлого Земли и научных методов восстановления прошлого географической среды для определения социально-экономических связей. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории.

17.09


4.

Научно - техническая революция.

Определение по разным источникам информации регионов и стран, воспользовавшихся достижениями научно-технической и сельскохозяйственной, промышленной революций.

24.09


5.

Современные масштабы освоения планеты.

Определение и анализ современных масштабов освоения новых территорий и акваторий и освоение планеты в целом. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду

01.10


6.

Природные ресурсы и их классификация.

Объяснение по картам атласа особенностей размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания

08.10


7.

Ресурсообеспеченность стран мира. Тест.

Объяснение по картам атласа ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

15.10


8.

«Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран ( регионов) мира». Практическая работа

Оценка и объяснение по картам атласа ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира

22.10


9.

Минеральные ресурсы.

Объяснение по картам атласа особенностей размещения минеральных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания

29.10


10.

Земельные ресурсы.

Объяснение и оценка по картам атласа особенностей земельных ресурсов различных стран и регионов

12.11


11.

Водные ресурсы.

Оценка и объяснение по картам атласа ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира водными ресурсами

19.11


12.

Лесные ресурсы.

Оценка и объяснение по картам атласа ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира лесными ресурсами.

26.11


13.

Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов.

Анализ и классификация природных ресурсов и их характеристика.

03.12


14.

Виды природопользования.

Сравнительная характеристика рационального и нерационального природопользования. Таблица. Анализ ресурсосберегающих и энергосберегающих и малоотходных технологий в мире и России.

10.12


15.

Обобщение по теме: «Ресурсы мира» Тест.

Выявление и объяснение по картам атласа особенностей размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания

17.12



Тема 2. Политическая карта мира(5 часов)




16.

Формирование политической карты мира.

Выявление особенностей по различным источникам информации этапов формирования политической карты мира

24.12


17.

Инструктаж по технике безопасности. Государство – главный объект политической карты. «Крупнейшие страны мира по формам правления». Практическая работа

Составление развернутого плана характеристики о государстве как главном объекте политической карты. Территория и границы государства

31.12


18.

Типы государств. «Государственный строй стран мира». Практическая работа

Составление таблицы по различным источникам информации о формах правления и государственном строе стран мира. Выявление по различным источникам информации типов государств и различных политических организациях мира. Анализ различных источников информации и составление систематизирующей таблицы о формах правления.

14.01


19.

Политическая география и геополитика.

Выявление особенностей политической географии и геополитики

21.01


20.

«Характеристика особенностей нынешнего геополитического положения России по сравнению с Советским Союзом». Практическая работа

Выявление особенностей политической географии и геополитики. Характеристика особенностей нынешнего геополитического положения России по сравнению с Советским Союзом. Россия в зеркале геополитики- выявление по различным источникам информации геополитического положения России.

28.01



Тема 3. География населения мира (6 часов)




21

Демографическая история человечества.

Сравнение по разным источникам информации численности населения и динамику роста населения мира, отдельных регионов и стран

04/02


22.

Этническая и языковая мозаика.

Оценка и объяснение по разным источникам информации возрастно-половой состав и занятость населения стран и регионов мира, этнической и языковой мозаики, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальную концентрацию населения

11.02


23.

Возрастно-половой состав и занятость населения

Выявление и объяснение по картам атласа особенностей возрастно-полового состава и занятости населения стран и регионов мира.

18.02


24.

Расселение: жители городов и деревень.

Определение и сравнение по разным источникам информации уровни и проблемы современной урбанизации и территориальной концентрации населения

25.02


25.

Миграции населения.

Определение и сравнение по разным источникам информации различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;

10.03


26.

Обобщение по теме: «География населения мира».

Обобщение информации о возрастно-половом составе и занятости населения стран и регионов мира, этнической и языковой мозаике, демографической ситуации, уровнях урбанизации и территориальной концентрации населения.

17.03



Тема 3.География культуры и цивилизаций (3 часа)




27.

Что изучает география культуры.

Выявление по картам атласа географии мировых религий и взаимосвязях культуры и религий.

24.03


28.

География религий.

Выявление по картам атласа религиозного состава населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования..

31.03


29.

Цивилизации Востока. Цивилизации Запада.

Анализ и сравнение особенностей цивилизации Запада с другими культурно-историческими центрами мира, ареалами крупнейших цивилизаций мира Составление рефератов, презентаций о культурно-исторических центрах мира, ареалах распространения мировых религий, крупнейших цивилизациях мира

07.04



География мировой экономики ( 5 часов)




30.

Мировая экономика: состав, динамика, глобализация.

Выявление географических особенностей отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (


14.04


31.

Международное разделение труда. Мирохозяйственные связи и интеграция.

Международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков

28.04


32.

Добывающая промышленность. Энергетика.

Выявление географических особенностей размещения нефтегазовой, угольной промышленности и электроэнергетики

05.05


33.

Обрабатывающая промышленность.

Выявление географических особенностей размещения металлургии, машиностроения, химической, легкой промышленности), традиционных, новых и новейших отраслей промышленности;

12.05


34

Сельское хозяйство. Транспорт и сфера услуг. Обобщение . Тест

Выявление географических особенностей размещения основных отраслей сельского хозяйства животноводства и растениеводства

19.05


Учебно-методическое обеспечение


  1. Учебник «География. Современный мир.10 класс» автор Гладкий Ю. Н., Николина В. В., издательство Москва « Просвещение»2016 г.

  2. Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2019.

  3. Контурные карты. 10 класс, - Москва. Дрофа, 2019


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!