СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ

г. Новочеркасск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 23

__________________П.А. Петровсков

Приказ от ________2020г. №____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

Уровень основного общего образования 10 класс

Количество часов: 30 часов (1 час в неделю)

Учитель: Мельник Наталия Викторовна

Программа разработана на основе Авторской программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений. География 5-11 классы М., «Дрофа», 2010 г., авторской методической рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2012



2020-2021 учебный год


1. Пояснительная записка.

Рабочая программа предмета «география» разработана в соответствии с перечнем основных нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-Ф3.

- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

- Примерная основная образовательная программа.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего общего образования».

- Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

- Авторская программа основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений. География 5-11 классы М., «Дрофа», 2010 г.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2012. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

- Учебный план МБОУ СОШ №23.

- Положение о рабочих программах учебных предметов МБОУ СОШ №23.

Изучение географии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи

природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,

социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с

важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей

среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и

умений, а также географической информации.

На изучение географии в 10 классе согласно учебному плану МБОУ СОШ № 23 на 2020-2021 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию программы по географии в 10 классе в 2020-2021 учебном году запланировано 30 часов (календарно-тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала в 10 классе будет обеспечено за счет прохождения темы «Население мира» за 6 часов, вместо 7 часов и прохождения темы «Глобальные проблемы человечества» за 2 часа, вместо 4-х часов.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Современные педагогические технологии как наиболее оптимальные для обеспечения достижения желаемого качества образования: технологии коллективного способа обучения; групповые технологии; личностно ориентированные технологии; технологии здоровье сберегающие; технологии проблемного обучения.

Цели и задачи обучения:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региона­льном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ростовской области);

-осознание целостности, природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей , необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками зной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения вседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательно деятельностью;

-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными инте­ресами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизнен­ных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и при­менять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор ин­формации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информацион­ных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с обществен­но значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и куль­туры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм соб­ственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек­тивах с выполнением различных социальных ролей, представ­лять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступ­ках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в систе­ме научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • умение работать с разными источниками географичес­кой информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов геогра­фической среды;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • умение применять географические знания в повседнев­ной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятель­ности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае природ­ных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.



3. Содержание учебного предмета


№ п/п

Раздел, содержание раздела

Количество часов

Формы организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных

5

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Практическая работа № 1 «Характеристика ПГП страны».

Зачет по карте

2

Природа и человек в современном мире

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

6

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Практическая работа № 2

«Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира» (по выбору).

3

Население мира

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

6

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Практическая работа № 3

«Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

Контрольная работа № 1

«Население мира»

4

География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.


11

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Практическая работа № 4

«Составление экономико – географической характеристики одной из отраслей промышленности мира».

Контрольная работа № 2

«География мирового хозяйства»


5

Глобальные проблемы человечества

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.


2

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля




Итого -30 часов
















3. Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Количество часов

Форма контроля

Дата

план

факт


Современные методы географических исследований. Источники географической информации – 5 часов



1

Многообразие стран современного мира.

1

Индивид. опрос

07.09.20.


2

Международные отношения и политическая карта мира.

1

Индивид. опрос

14.09.20.


3

Государственный строй стран мира.

1

Индивид. опрос

21.09.20.


4

Политическая география. Практическая работа № 1

1

Практическая работа

28.09.20.


5

Современные методы географических исследований.

1

Индивид. опрос

05.10.20.



Природа и человек в современном мире 6 ч

1

Индивид. опрос



6

Понятие о географической среде.

1

Практическая работа

12.10.20.


7

Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира.

Практическая работа № 2

1

Индивид. опрос

19.10.20.


8

Земельные, водные и биологические ресурсы мира.

1

Индивид. опрос

26.10.20.


9

Ресурсы Мирового океана.

1

Индивид. опрос

16.11.20.


10

Климатические, рекреационные ресурсы мира.

1

Индивид. опрос

23.11.20.


11

Загрязнение окружающей среды.


1

Индивид. опрос

30.11.20.



Население мира 6 ч





12

Численность и воспроизводство населения мира.

1

Индивид. опрос

07.12.20.


13

Половозрастной состав населения

1

Индивид. опрос

14.12.20.


15

Этнолингвистический состав. Религиозный состав населения. Пр. работа № 3

1

Практическая работа

21.12.20.


16

Размещение и миграции населения мира.

1

Индивид. опрос

28.12.20.


17

Формы расселения.

1

Индивид. опрос

11.01.21.


18

Обобщающее и повторение. Контрольная работа.

1

Контрольная работа.

18.01.21.



География мирового хозяйства 11 ч





19

Мировое хозяйство и МГРТ

1

Индивид. опрос

25.01.21.


20

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

1

Индивид. опрос

01.02.21.


21

ТЭК

1

Индивид. опрос

08.02.21.


22

Горнодобывающая промышленность, металлургия.

1

Индивид. опрос

15.02.21.


23

Машиностроение и химическая промышленность.

1

Индивид. опрос

22.02.21.


24

Лесная и лёгкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

1

Индивид. опрос

01.03.21.


25

Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа № 4

1

Практическая работа

15.03.21.


26

Животноводство.

1

Индивид. опрос

29.03.21.


27

География транспорта.

1

Индивид. опрос

05.04.21.


28

Международные экономические отношения.

1

Индивид. опрос

12.04.21.


29

Обобщающее повторение. Контрольная работа.

1

Контрольная работа.

19.04.21.



Глобальные проблемы человечества 2 ч


32

Глобальные гипотезы, прогнозы, проекты.

1

Индивид. опрос

26.04.21.


33

Стратегия устойчивого развития. Мы осознаём мир в начале XXI века.

1

Индивид. опрос

17.05.21.



Итого – 30 часов







4. Критерии оценивания

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно – познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося. Чтобы получить объективную информацию об эффективности процесса обучения используется мониторинг качества образования.

Мониторинг позволяет осуществлять контроль учебных достижений с целью выявления пробелов и устранения их сразу, показывает уровень усвоения всей темы или раздела. Система отслеживания учебных достижений учащихся включает текущий, тематический контроль. Мониторинг качества знаний на уровне учителя:

  • приемы устного контроля учебных достижений учащихся (индивидуальный, фронтальный взаимный опрос учащихся, устное решение проблемно – познавательных задач и анализ проблемных ситуаций и т.д.);

  • приемы письменного опроса (контрольная работа, заполнение сравнительных таблиц, подготовка рефератов и др.);

  • приемы графического опроса (составление учащимися графиков, схем, диаграмм и др.);

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке учебных достижений учащихся необходимо обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования исторической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка учебных достижений предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённойситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок;

  • допустил не более двух недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более двух ошибок;

  • или не более трех недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более четырех ошибок;

  • или не более трех ошибки и одного недочета;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • если правильно выполнил менее половины работы;

  • не приступал к выполнению работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.


Критерии выставления оценок за тестовые работы.

  • Оценка «5» - 90 – 100 % правильных ответов,

  • Оценка «4» - 75 – 89 % правильных ответов,

  • Оценка «3» - 50 - 74 % правильных ответов,

  • Оценка «2» - менее 50 % правильных ответов.


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей обществоведческого цикла

МБОУ СОШ № 23

От _______2020г. № _____

_________

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

______________Л.Е.Гапонова

__________________2020 года



Практическая работа № 1.

Характеристика политико-географического положения страны

Цель работы: знакомство с политической картой мира , описание политико-географического положения страны.

Дата проведения:

Уровень: средний.

Время выполнения: 30 минут.

Ход выполнения работы

  1. С помощью плана характеристики политико-географического положения

страны дать характеристику политико-географического положения следующих стран Франции или Китая (по выбору учащихся)

2. Сделать выводы о благоприятности политико-географического положения

страны.

Оборудование:

  1. Географические атласы.

  2. Учебник география 10 класс.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО

ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ

1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
в) Стратегическая оценка государственной границы.

2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
а) возможность использования морского речного транспорта;
б) торговые отношения с соседними странами;
в) обеспеченность страны сырьем.

3. Отношение к "горячим точкам" планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;
б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
в) участиe страны в международной разрядке, разоружении;

  1. Общая оценка политического положения страны.

Критерии оценивания:

«5» - дана полная характеристика политико-географического положения страны согласно плану,

«4» - допущены 1 – 2 ошибки в определении политико-географического положения страны согласно плану,

«3» - допущены 3 – 4 ошибки в определении политико-географического положения страны согласно плану,

«2» - допущено более 4 ошибок определении политико-географического положения страны согласно плану.








Практическая работа № 2

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира


Цель работы: научиться определять ресурсообеспеченность, анализировать степень обеспеченности природными ресурсами.

Дата выполнения: .

Уровень: средний

Время выполнения: 20 минут


План работы


  1. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов отдельными видами минеральных ресурсов, используя данные таблицы:


Регионы,

вид сырья

Запасы сырья

Добыча сырья

Ресурсообеспеченность

Нефть (мир в целом)

190 млрд т

3450 млн т


Уголь (мир в целом)

1000 млрд т

4625 млн т


Природный газ

(мир в целом)

175 трлн м 3

220 млрд м 3


Железная руда

(мир в целом)

165 млрд т

1520 млн т


Природный газ (Зарубежная Европа)

5, 6 трлн м 3

270 млрд т


Природный газ

(Зарубежная Азия)

59,0 трлн м 3

330 млрд т


Нефть

(Зарубежная Европа)

2,5 млрд т

330 млн т


Нефть

(Зарубежная Азия)

98,0 млрд т

1370 млн т


Нефть (СНГ)

9,0 млрд т

350 млн т



Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.

Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.


Критерии оценок:

«5» - правильно определена ресурсообеспеченость всех регионов и мира в целом, правильно сделан вывод.

«4» - допущены 1 – 2 ошибки в определении ресурсообеспеченности отдельными видами минеральных ресурсов, соответственно допущены эти ошибки в выводе.

«3» - допущены 3 – 4 ошибки в определении ресурсообеспеченности отдельными видами минеральных ресурсов, соответственно допущены эти ошибки в выводе.

«2» - допущено более 4 ошибки в определении ресурсообеспеченности отдельными видами минеральных ресурсов, соответственно допущены эти ошибки в выводе.



Практическая работа № 3

Комплексная характеристика населения страны

Цель работы: с помощью статистических материалов и карт атласа давать комплексную характеристику населения страны.

Дата выполнения:

Уровень: средний

Время выполнения: 30 минут


Составить комплексную характеристику населения стран:

  1. вариант – Индия

2 вариант – Канада

Оборудование:

  1. Политическая карта мира.

  2. Географические атласы.

  3. Учебник география 10 класс.

План работы

  1. Используя «визитную карточку» на форзаце учебника определить численность населения

стран

  1. Определить тип воспроизводства населения по картосхемам № 13 на стр. 63 учебника и

картам атласа.

  1. На основе имеющихся знаний определить о типе воспроизводства сделать вывод о

проводимой демографической полите в стране.

  1. Определить половой состав населения.

  2. Определить возрастное соотношение населения в % по данным диаграммы на рис.14,

стр.63 учебника.

  1. По карте « Нации и народы» определить национальный состав населения, сделать вывод о

принадлежности стран многонациональным или однонациональным странам.

  1. Используя данные карт «Религии мира» определить основное вероисповедание данной

стране.

  1. Работая с текстом учебника т.3, пункт 3 и картой «Плотность населения» определить

размещение населения по территории страны и сделать выводы о основных потоках внутренних и внешних миграций.

  1. По рис.17 и 18, на стр.76-77 в учебнике и таблице 3 определить уровень урбанизации,

вычислить долю сельского и городского населения, на этой основе сделать вывод о темпах и уровнях урбанизации в стране. Определить крупнейшие города и агломерации страны.


Критерии оценок:

«5» - на основе статистических данных правильно определены все факторы, влияющие на половозрастной состав населения мира;

«4» - допущены 1 – 2 ошибки в анализе статистических материалов и определении факторов, влияющих на половозрастной состав населения мира;

«3» - допущены 3 – 4 ошибки в анализе статистических материалов и определении факторов, влияющих на половозрастной состав населения мира;

«2» - допущено более 4 ошибок в анализе статистических материалов и определении факторов, влияющих на половозрастной состав населения мира.






Практическая работа № 4.

Составление характеристики одной из отраслей мирового хозяйства

Цель работы: с помощью статистических материалов и карт атласа дать характеристику отрасли промышленности.

Дата проведения:

Уровень: средний

Время выполнения: 25 минут

Оборудование:

  1. Политическая карта мира.

  2. Географические атласы мира.

  3. Учебник «География 10 класс».

1 вариант

Составить характеристику машиностроения мира.

2 вариант

Составить характеристику химической промышленности


План выполнения работы.

  1. Название отрасли.

  2. Значение отрасли в мировом хозяйстве.

  3. Сырьевые ресурсы отрасли и их размещение.

  4. Главные страны экспорта сырья.

  5. Главные страны импорта сырья.

  6. Размеры производства стали с распределением по главным географическим регионам.

  7. Главные страны-производители стали, факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих странах.

  8. Главные грузопотоки стали.

  9. Экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.

Критерии оценивания:

«5» - дана полная характеристика размещения отрасли;

«4» - допущены 1 – 2 ошибки при характеристике размещения отрасли;

«3» - допущены 3 – 4 ошибки при характеристике размещения отрасли;

«2» - допущено более 4 ошибок при характеристике размещения отрасли.















Текущий контроль

Предмет: География Класс: 10

Тема контроля: «Население мира»

Цель: определение уровня подготовки учащихся по теме

Вид контроля: контрольная работа

Уровень: базовый

Продолжительность: 40 минут

Время проведения:











1 вариант

Часть А

А 1. Демографическим взрывом называют:

а) рост терроризма в перенаселенных странах;

б) рациональный тип воспроизводства населения;

в) феномен быстрого роста численности населения в развивающихся странах в середине XX в.;

г) все перечисленное.

А 2. Выберите правильные утверждения:

а) Решающее воздействие на воспроизводство населения оказывают социально-экономические факторы.

б) Никогда население мира не возрастало так быстро, как в середине и во второй половине XX в.

в) К 2000 г. численность населения Земли превысила 6 млд. чел.

г) Все перечисленные утверждения правильные.

А 3. Для населения каких из указанных стран характерен первый (современный) тип воспроизводства населения?

а) Индия б) Бразилия в) Великобритания г) Австралия д) Индонезия

А 4. Выберите государства, в которых смертность превышает рождаемость: а) Россия б) США

в) Германия г) Саудовская Аравия д) Бразилия


А 5. Выберите правильные утверждения:

а) Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, направленную н снижение рождаемости, могут служить Франция, Австрия и Япония.

б) Благодаря борьбе с эпидемиями многие молодые независимые государства смогли резко сократить смертность населения.

в) Преобладание мужского населения в странах Азии во многом объясняется приниженным положением женщины в семье и в обществе.

г) Все перечисленные утверждения правильные.

А 6. Выберите страны с преобладанием женского населения: а) Китай б) Турция в) Германия г) Иран д) Канада

А 7. В какой из указанных стран государственный язык не относится к индоевропейской языковой семье?

а) Россия б) США в) Индия г) Саудовская Аравия д) Бразилия

А 8. Какие из указанных народов исповедуют одну из мировых религий? а) евреи б) французы в) хиндустанцы г) китайцы(ханьцы) д) арабы

А 9. Выберите варианты, в которых верно указаны причины формирования сгустков населения:

а) развитие на поливных землях трудоемкого рисосеяния;

б) быстрое развитие промышленности и рост городского населения;

в) тяготение к транспортным и торговым путям;







Текущий контроль



Предмет: География

Класс: 10

Тема контроля: «География мирового хозяйства»

Цель: определение уровня подготовки учащихся по теме

Вид контроля: контрольная работа

Уровень: базовый

Продолжительность: 40 минут

Время проведения:


  1. вариант

  1. Какую страну можно назвать аграрной?

  2. Что из себя представляет эволюционный путь развития техники и технологии?

  3. Назовите известные вам традиционные источники энергии?

  4. Какая страна Западного полушария занимает ведущие позиции в автомобилестроении?

  5. Что такое «зеленая революция»?

  6. В какой стране самое большое поголовье овец?

  7. Какие страны лидируют в производстве хлопка?

  8. Назовите страну - крупнейшего в мире производителя сахарного тростника.

  9. Какие из указанных типов с/х относятся к товарному сельскому хозяйству?

а)садоводство и огородничество:

б)мотыжное земледеление;

в)собирательство, охота и рыболовство;

г)пастбищное животноводство

  1. Назовите родину и страну, лидирующей по ее производству:

а) рис б) кофе в) пшеница г) кукуруза д) какао


  1. вариант

  1. Какую страну можно назвать индустриальной?

  2. Что из себя представляет революционный путь развития техники и технологии?

  3. Назовите известные вам нетрадиционные источники энергии?

  4. Какая страна Восточного полушария занимает ведущие позиции в автомобилестроении?

  5. Что такое «агробизнес»?

  6. В какой стране самое большое поголовье свиней?

  7. Какие страны лидируют в производстве картофеля?

  8. Назовите страну - крупнейшего в мире производителя сахарной свеклы.

  9. Выберите отрасль машиностроения, развиваются более медленными темпами:

а) автомобилестроение;

б) судостроение;

в) авиастроение;

г) приборостроение.

  1. Назовите страну, занимающую 1 место:

а) по поголовью овец

б) по поголовью крупного рогатого скота

в) по поголовью свиней

г) по производству молока

д) по производству яиц



За каждый правильный ответ 1 балл

Оценка «5» - от 13 до 156

Оценка «4» - от 11 до 126

Оценка «3 » - от 8 до 106






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!