Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 имени В.И. Кугаева» г. Брянска
«Рассмотрено» на заседании МО протокол №1 от « 29 » августа 2022г. Руководитель МО _________/А.А. Цуканова/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________/ Г.Н. Агафонова/ « 30 » августа 2022г | «Утверждаю» Директор школы ___________ /Э.Н. Потапкина « 1 » сентября 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 10-го класса
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Цуканова Анна Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 имени В.И. Кугаева» г. Брянска
«Рассмотрено» на заседании МО протокол №1 от « 29 » августа 2022г. Руководитель МО _________/А.А. Цуканова/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________/ Г.Н. Агафонова/ « 30 » августа 2022г | «Утверждаю» Директор школы ___________ /Э.Н. Потапкина « 1 » сентября 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 11-х классов
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Цуканова Анна Александровна
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 10-11 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012 (с изм.);
Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказов от 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017г., приказа Минпросвещения России от 24.09.2020г. №519, от 11.12.2020г. №712)
Приказа Министерства Просвещения России от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254»;
Учебным планом МБОУ СОШ №26 имени В.И. Кугаева г. Брянска;
Годовым календарным графиком образовательного учреждения;
Программой по географии для 10-11 классов по линии «Полярная звезда», авторы: А.И. Алексеев, В.В.Николина, М.: Просвещение, 2009г., допущенной Министерством образования РФ, которая легла в основу действующего учебника «География. Современный мир», авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина,- М.: Просвещение, 2011г.
В авторскую программу вышеуказанных авторов не внесены изменения. На ее базе составлено тематическое планирование на 2021-2022 уч. год.
Программа соответствует и реализуется по учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «География. Современный мир» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина («Просвещение», М., 2011 г.).
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №26 им. В.И. Кугаева на изучение предмета в 10 классе выделен 1 час в неделю – 35 учебных часов/год, а в 11 классе 1 час в неделю – 34 учебных часа/год.
Аннотация
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
География. Современный мир. 10-11 класс. Учебник/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина – М.: Просвещение, 2011г.
Атлас, контурные карты. 10 класс. М.: Дрофа, 2017г.
Планируемые результаты обучения географии в 10-11 классах
Предметными результатами обучения являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
картографическая грамотность;
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностные результаты обучения
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран мира;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся в 10-11 классах
В результате изучения курса «География. Современный мир» учащийся должен:
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;тособенности научно-технической революции;
понятие «природопользование», виды природопользования;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики.
УМЕТЬ:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы.
ОЦЕНИВАТЬ:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.
Тематическое планирование по географии для 10 класса
(35 часов,1 час в неделю) учебник Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина
«География. Современный мир», Москва «Просвещение», 2011г
№ урока | Тема урока | Тема практической работы | Контроль ЗУН | Задания по учебнику | Требования к уровню подготовки учеников | Дата проведения |
10а | 10б |
1 | Введение. Что изучаем в курсе 10 класса. | | | конспект | Знать основные задачи курса. | | |
2 | От древности до наших дней. | Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. | | П1 | Знать временные промежутки основных этапов освоения. | | |
3 | Современное освоение планеты. | | | П2 | | | |
4 | Природные ресурсы и экономическое развитие. | Определение ресурсообеспеченности стран(по выбору) | | П3 | Подбор информации о направлениях рационального использования ресурсов. | | |
5 | Ископаемые ресурсы. | Выделение на к/к месторождений ископаемых ресурсов. | Заполнение таблицы по результатам сравнения карт. | П4 | Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. | | |
6 | Земельные ресурсы. | Выделение на к/к. территории земельных ресурсов. | Учебное исследование по картам атласа. решение географических задач. | П5 | Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность регионов. | | |
7 | Водные ресурсы. | Выделение на к/к водных ресурсов мира. | | П6 | | | |
8 | Лесные ресурсы. | Выделение на к/к лесов. | | П7 | | | |
9 | Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. | Выделение на к/к ресурсов Мирового океана. | Составление таблицы с использованием карт атласа. | П8.9 | | | |
10 | Природопользование и устойчивое развитие. | Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати. | Составление таблицы с использованием карт атласа. | П10 | | | |
11 | География населения. | Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. | | П11 | Знать основные причины роста и снижения рождаемости населения мира. | | |
12 | Рост населения Земли. | Анализ и сравнение темпов воспроизводства населения отдельных регионов. | | П11 | Знать численность и динамику населения мира. | | |
13 | Этническая и языковая мозаика. | | Заполнение таблицы по результатам сравнения карт. | П12 | Знать этногеографическую специфику отдельных стран и регионов. | | |
14 | Возрастно-половой состав и занятость. | Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся страны. | | П13 | Уметь прогнозировать возрастно-половой состав отдельных регионов. | | |
15 | Расселение: жители городов и деревень. | Обозначение на к/к крупнейших агломераций и мегаполисов мира. | | П14 | Уметь оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. | | |
16 | Миграции населения | Выделение на к/к основных потоков миграции населения различных регионов | Сравнение уровня жизни населения различных регионов | П15 | Уметь оценивать и объяснять причины миграций. | | |
17 | География культуры. религий, цивилизаций. | Выявление особенностей цивилизаций мира. | | П16 | Знать культурно-исторические центры. | | |
18 | Что изучает география культуры. | Выделение на карте центров культуры. | | П16 | Уметь работать с различными видами текста. | | |
19 | География религий. | Выделение на к/к ареалов распространения мировых религий | | П17 | Знать историю зарождения религий. | | |
20 | Цивилизация Востока. | Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия. | | П18 | Знать особенности цивилизации Востока. | | |
21 | Цивилизация Запада. | Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия. | | П19 | Знать особенности цивилизации Запада. | | |
22 | Формирование политической карты мира. | | | П20 | | | |
23 | Политическая карта мира | Составление классификационной таблицы: «Крупнейшие страны мира по формам правления» | Анализ карт | П20 | Знать основные этапы формирования политической карты. | | |
24 | Государство-главный объект политической карты. | | Анализ карт. | П21 | Понимать типологию стран. | | |
25 | Типы государств. | Выделение на к/к. государств различных типов. | | П22 | Уметь определять типы государств по различным классификациям | | |
26 | Политическая география и геополитика | | Анализ карт | П23 | | | |
27 | География мировой экономики. | | Анализ карт | П24 | Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. | | |
28 | Мировая экономика: её состав. динамика, глобализация. Научно-техническая революция. | | | П24 | Знать основные сектора экономики. Знать особенности НТР. | | |
29 | Международное разделение труда: «Кто что производит?» | | | П25 | Уметь оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства. | | |
30 | Горнодобывающая промышленность. Энергетика. | Подготовка сообщения: «Развитие промышленности и экологические проблемы» | Анализ карт. | П26 | Знать и уметь показывать различные типы электростанций. | | |
31 | Обрабатывающая промышленность. | Характеристика отрасли по плану. | Анализ карт | П27 | Знать центры обрабатывающей промышленности. | | |
32 | Сельское хозяйство | | Анализ карт | П 28 | Знать основные ареалы распространения с/х. | | |
33 | Транспорт и сфера услуг. | Проложение по к/к. маршрута международного туризма. | Анализ карт. | П29 | Знать основные особенности транспорта различных стран. | | |
34 | Мирохозяйственные связи и интеграция. | Обозначение на к/к. мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности. | Анализ карт | П30 | Знать антропогенные и техногенные изменения отдельных территорий. | | |
35 | Проведение промежуточной аттестации | | | | | | |
Тематическое планирование по географии для 11 класса
(34 часа,1 час в неделю) учебник Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина
«География. Современный мир», Москва «Просвещение»,2011г
№урока | Тема урока | Тема практической работы | Контроль ЗУН | Задания по учебнику | Требования к уровню подготовки учеников | Дата проведения |
11а |
1 | Введение. Что будем изучать в курсе географии 11 класса | | | конспект | Знать основные понятия. | |
2 | Как поделить земное пространство. | | Характеристика ЭГП страны. его изменений во времени. | П31 | | |
3 | Центры экономической мощи и «полюсы бедности» | Выделение стран по различным типам классификации. | | П32 | Знать основные понятия. | |
4-5 | Соединенные Штаты Америки. | Выделение на к/к. ФГП, крупных промышленных и с/х центров. | Анализ карт. | П33 | Уметь составлять комплексную географическую характеристику страны. | |
6 | Канада | Выделение на к/к ФГП, крупных промышленных и с/х центров. | Анализ карт. | П34 | Уметь составлять комплексную географическую хар-ку. | |
7 | Латинская Америка. | | Анализ карт | П35 | Уметь составлять комплексную географическую хар-ку. | |
8 | Регионы Латинской Америки | Сравнительная хар-ка двух стран региона. | Анализ карт | П36 | Уметь составлять комплексную географическую хар-ку. | |
9 | Западная Европа | | Анализ карт | П37 | Уметь составлять комплексную географическую хар-ку. | |
10 | Германия | Выделение на к/к. ФГП и ЭГП страны. | Анализ карт. | П38 | | |
11 | Великобритания | Выделение ФГП и ЭГП страны. | Анализ карт. | П39 | | |
12 | Франция | Выделение ФГП иЭГП страны. | Анализ карт. | П40 | | |
13 | Италия | Выделение ФГП иЭГП страны. | Анализ карт. | П41 | | |
14 | Центрально-Восточная Европа. | Выделение ФГП иЭГП региона. | Анализ карт. | П42 | | |
15-16 | Постсоветский регион(без России и стран Балтии) | Выделение ФГП региона | Анализ карт. | П43 | | |
17-18 | Зарубежная Азия(без Центральноазиатского региона) | Выделение ФГП региона | Анализ карт. | П44 | | |
19-20 | Китайская Народная Республика. | Выделение ФГП и ЭГП страны. | Анализ карт | П45 | Уметь составлять комплексную географическую хар-ку. | |
21-22 | Япония | Выделение ФГП и ЭГП страны. | Анализ карт. | П46 | Уметь составлять комплексную географическую хар-ку. | |
23 | Юго-Восточная Азия. | Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хоз-ой деятельности человека. | Анализ карт | П47 | | |
24 | Южная Азия | Выделение ФГП региона | Анализ карт | П48 | | |
25 | Юго-Западная Азия и Северная Африка | Выделение ФГП региона. | Анализ карт. | П49 | | |
26 | Тропическая Африка и ЮАР. | Выделение ФГП региона. | Анализ карт. | П50. | | |
27 | Австралия и Океания | Выделение ФГП региона | Анализ карт. | П51 | | |
28 | Глобальные проблемы человечества. | На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества. | Анализ текстов различных географических источников | П52 | Уметь оценивать взаимосвязи проблем. | |
29 | Отсталость, голод, болезни. | Раскрыть причины, сущность проблемы. предложить пути решения. | Анализ текстов различных источников. | П53 | Знать сущность проблемы. | |
30 | Энергетическая и сырьевая проблемы. | | Анализ текстов различных географических источников. | П54 | Знать сущность проблем | |
31-32 | Экологическая проблема. | | Анализ текстов. | П55 | Знать сущность проблемы. | |
33 | Обобщающее повторение по всему курсу: География. Современный мир. | | | Конспект. | | |
34 | Проведение промежуточной аттестации | | | | | |