СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

Результаты освоения географии в соответствии с ФГОС СОО

1.Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);Ъ
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.








































2. Содержание учебного предмета:


Тема I.

Ведение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации - 2ч.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности.

Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование, мониторинг.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

Основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.

Ученики должны уметь:

Использовать статистическую информацию разной формы и содержания: обрабатывать, анализировать и представлять её в графической и картографической форме.

Тема II.

Современная политическая карта мира – 3 ч.

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориальное устройство стран мира. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

Основные географические понятия и термины.

Ученики должны уметь:

Приводить примеры основных групп стран мира, используя политическую карту мира. Составлять характеристику политико-географического положения страны,

Практические работы: Характеристика политико-географического положения страны. Его изменения во времени. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Тема III.

Природа и человек в современном мире - 6 ч.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Ученики должны уметь:

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Практическая работа: «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

Тема VI .

Население мира - 6 ч.

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;

проблемы современной урбанизации

Ученики должны уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

Практические работы:

«Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».

«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира»

«Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира»

Тема V.

НТР и мировое хозяйство - 7 ч.

Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

НТР, мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция, географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;

Ученики должны уметь:

оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Практические работы:

«Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»


Тема VI.

География мирового хозяйства (10 ч).

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование: интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в соответствии с Государственными требованиями:

Ученики должны знать:

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

Ученики должны уметь:

оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Практические работы:

«Определение стран-экспортеров, основных видов промышленной и с/х продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха, стран,

«Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышлённости мира»


6. Критерии оценивания.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

1. Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

2. Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

3. Самостоятельность ответа.

4. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

3.Календарно-тематическое планирование:

№ урока

п.п

Наименование разделов и тем

Дата

Практическая работа

УУД

предметные

метапредметные

личностные

Тема 1. Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (2 часа)




1.

Положение географии в системе наук




-использование различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;

- умение анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;


2.

Современные методы географических исследований. Статистический метод. Виды статистических материалов


Пр.р. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление её в графической и картографической форме.

Тема 2. Современная политическая карта мира (3 часа)




3

Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные группы.



- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;


4

Влияние международных отношений на политическую карту. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Роль и место России в современном мире.


Пр.р. № 1 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменения во времени.


5

Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Политическая география и геополитика


Пр.р. № 2 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»


Тема 3. Природа и человек в современном мире (6 часов)




6

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем



- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;



7

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.





8

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли: минеральные, земельные, водные.




9

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли: биологические, Мирового океана, климатические и космические, рекреационные.


Пр.р. № 3 Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов



10

Основные типы природопользования. Источники загрязнения.





11

Обобщающее повторение по теме

«Природа и человек в современном мире»






Тема 4. Население мира (6 часов)




12

Численность и динамика численности населения мира. Воспроизводство населения. Демографическая политика


Пр.р. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;


- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;

- толерантность;

13

Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира



14

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира


Пр.р. № 4 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами


15

Размещение и миграции населения мира.




16

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира


Пр.р. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира


17

Обобщающее повторение по теме «Население мира»





Тема 5. НТР и мировое хозяйство (7часов)




18

НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция.






- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

- овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

19

Мировое хозяйство. МГРТ, международная экономическая интеграция.



20

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и ТНК.



21

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование.



22

Воздействие НТР на мировое хозяйство.




23

Отрасли международной специализации стран и регионов мира, определяющие их факторы.


Пр.р. № 5 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.


24

Обобщающее повторение по теме:

«НТР и мировое хозяйство»





Тема 6. Отрасли мирового хозяйства (10 часов)




25

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Электроэнергетика.






26

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии.






27

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы


Пр.р. Определение стран-экспортёров основных видов промышленной продукции и промышленного сырья.




28

Практическая работа.


Пр.р. № 6 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (по выбору)




29

Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «Зеленая революция»


Пр.р. Определение стран-экспортёров сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного сырья.




30

Сельское хозяйство. Животноводство. Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда.






31

География транспорта. Мировая транспортная система. Сухопутный транспорт.






32

Водный, воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.






33

Внешние экономические связи.

География мировых валютно-финансовых отношений


Пр.р. Определение районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг




34

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли


Пр.р. «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»




35

Резервное время (1 час)






ИТОГО - 35 часов