Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директора школы _______________ Тюрина Г.Н. Приказ № 67 от 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
по географии 10 Б класс
(углубленный уровень)
Составитель программы:
Моисеенко Л.И
г. Гагарин
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:
Программа курса «География». 10-11 классы. Углубленный уровень/ авт. – сост. Е. М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник».
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник».
Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа по географии для 10б класса (социально-экономический профиль) рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю). Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, обязательные для оценивания во всем классе – внесены в тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами обучения географии является:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии.
Выпускник на углубленном уровне научится:
определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных и практических задач;
выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;
использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации;
составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем;
создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов;
интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации;
прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;
анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;
прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений;
оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и регионах мира;
выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на различных иерархических уровнях географического пространства;
выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона, страны;
формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;
моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Моря: Чёрное, Каспийское, Аральское, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное, Средиземное, Северное, Норвежское, Карибское, Саргассово.
Глубоководные желоба: Марианский, Филиппинский, Перуанский, Чилийский, Курило-Камчатский.
Подводные хребты: Северо-Атлантический, Южно-Атлантический, Восточно-Тихоокеанское подня-тие, Южно-Тихоокеанское поднятие, Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, Чукотское поднятие, Восточно-Индийский, Западно-Индийский, Аравийско-Индийский.
Проливы: Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Карские Ворота, Керчинский, Берингов, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Мозамбикский, Дрейка, Бассов, Босфор, Дарданеллы, Каттегат, Скагеррак, Девисов.
Заливы: Бискайский, Финский, Ботнический, Персидский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский, Большой Австралийский, Карпентария, Гудзонов, Фанди, Кислая Губа, Пенжинская Губа.
Острова: Гренландия, Великобритания, Ирландия, Исландия, Мадагаскар, Шри-Ланка, Зондские, Калимантан (Борнео), Суматра, Сулавеси, Ява, Новая Гвинея, Тасмания, Филиппинские, Японские, Саха-лин, Курильские, Командорские, Новая Зеландия, Антильские, Куба, Гаити, Баффинова Земля, Элсмир, Ньюфаундленд, Сицилия, Корсика, Сардиния, Новая Земля, Новосибирские, Шпицберген, Врангеля, Северная Земля, Кергелен, Петра I, острова Океании, Гавайские, Алеутские, Ратманова.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатский, Ямал, Индостан, Индокитай, Малакка, Корейский, Апеннинский, Пиренейский, Пелопоннес, Балканский, Крымский, Малая Азия, Сомали, Лабрадор, Аляска, Калифорнийский, Юкатан, Флорида, Кейп-Йорк, Антарктический.
Мысы: Челюскин, Флигели, Дежнёва, Рока, Пиай, Игольный, Доброй Надежды, Эль-Абьяд (Бен-Сек-ка), Рас-Хафун, Альмади, Горн, Гальинас, Париньяс, Кабу-Бранку, Марьято, Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Йорк, Стип-Пойнт, Байрон, Юго-Восточный, Лопатка.
Горы и нагорья: Гималаи (г. Джомолунгма), Анды (г. Аконкагуа, г. Анкоума), Кордильеры (г. Мак-Кинли — Денали), Аппалачи, Альпы (г. Монблан), Карпаты (г. Герлаховский Штит, г. Говерла), Пиренеи, Балканы, Скандинавские, Кавказ (Эльбрус, Казбек, Арарат), Копетдаг, Тянь-Шань (пик Победы), Тибет, Памир (пик Конгур), Гиндукуш, Большой Хинган, Крымские (г. Роман-Кош, г. Аю-Даг), Урал (г. Народ-ная), Тиманский кряж, Хибины, Алтай (г. Белуха), Саяны (Западные и Восточные), горы Бырранга, Ени-сейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, хребет Сунтар-Хаята, Колымское нагорье, Корякское нагорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, нагорье Тибести, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское (Абиссинское) нагорье, Большой Водораздельный хребет, Аппалачи.
Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка, Этна, Гекла, Везувий, Кракатау, Фудзияма, Попокатепетль, Орисаба, Котопахи, Камерун, Килиманджаро, Эребус.
Плоскогорья: Средне-Сибирское, Казахский мелкосопочник, Приленское плато, Анабарское плато, плато Путорана, плато Колорадо, Бразильское, Центральный массив (Франция), Декан.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Приднепровская, Подольская, Смоленско-Московская, Ергени, Общий Сырт, Северные Увалы, Сибирские Увалы.
Равнины и низменности: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская, Приамурская, Туранская, Прикаспийская, Приднепровская, Причерно-морская, Индо-Гангская, Великая Китайская, Месопотамская, Амазонская, Ла-Платская, Оринокская, Примексиканская, Приатлантическая, Миссисипская, Центрально-Австралийская, Конго.
Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб, Ливийская, Атакама, Наска, Каракумы, Кызылкум, Тар, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Гоби, Большой Бассейн, Невада, Большая песчаная, Большая пустыня Виктория.
Реки: Амазонка, Ориноко, Парана, Миссисипи, Миссури, Св. Лаврентия, Колорадо, Маккензи, Юкон, Рио-Гранде, Енисей, Лена, Ангара, Колыма, Яна, Индигирка, Обь, Иртыш, Амударья, Сырдарья, Амур, Волга, Кама, Днепр, Дон, Северная Двина, Западная Двина, Нева, Буг, Эльба, Рейн, Висла, Дунай, Рона, Луара, Сена, Темза, По, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Брахмапутра, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Конго, Нил, Нигер, Замбези, Муррей, Дарлинг.
Водопады: Анхель, Игуасу, Ниагарский, Виктория, Ливингстона, Кивач.
Озёра: Байкал, Балхаш, Ладожское, Онежское, Женевское, Венерн, Великие Американские озёра (Вер-хнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио), Большое Медвежье, Большое Невольничье, Виннипег, Титикака, Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Эйр, Мёртвое море.
Ледники: Федченко.
Морские течения: Гольфстрим, Канарское, Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Куросио, Курильское, Северное Пассатное, Южное Пассатное, Межпассатные (Тихоокеанское, Атлантическое), Бразильское, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, Западных Ветров.
Мегалополисы: Бостон — Вашингтон (Босваш), Чикаго — Питсбург (Чипитс), Сан-Франциско — Сан-Диего (Сансан), Рейн (Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен и др.), Токайдо (Токио — Осака), Лондон — Ливерпуль (Лондлив).
Порты: Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Лондон, Глазго, Ливерпуль, Гавр, Киль, Лиссабон, Афины, Венеция, Стамбул, Констанца, Амстердам, Роттердам, Марсель, Осло, Копенгаген, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Каракас, Порт-о-Пренс, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Гавана, Кингстон, Кейптаун, Эль-Кувейт, Мумбаи, Колката, Рангун, Бангкок, Сингапур, Джакарта, Сидней, Мельбурн, Токио, Йокогама, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Советская Гавань, Мурманск, Архангельск, Одесса, Новороссийск, Севастополь.
Бассейны и месторождения полезных ископаемых: КМА (Курская магнитная аномалия), Магнитогорск, Благодать, Костомукша, Горная Шория, Печорский бассейн, Подмосковный бассейн, Кузнецкий бассейн, Норильск, Никель, Бокситогорск.
Промышленные районы и базы:
— металлургические: Центральная, Уральская, Сибирская, Закавказская, Казахстанская, Чикагский, Детройтский, Питсбургский, Саарский, Лотарингский, Рурский, Верхнесилезский, Остравско-Карвинский, Северо-Восточный (Великобритания), Осакский, Аньшаньский, Баотоу;
— химико-лесные: Северо-Европейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская, Саскачеванский;
— химической промышленности: Парижский, Лондонский, Северо-Восточный (Великобритания), Роттердамский, Антверпенский, Гамбургский, Рурский, Верхнесилезский, Северо-Чешский, Миланский, Шанхайский, Гуанчжоу, Абаданский.
Содержание учебного предмета.
География мирового хозяйства Географическая модель глобальной экономики, ее отраслевая и территориальная структура. Основные отрасли и регионы. Взаимообусловленность особенностей природы, размещения населения и хозяйства. Географические следствия глобализации.
Политическая карта мира, этапы формирования. Типологии современных государств. Геополитика. Россия в мире. Глобальные проблемы человечества Сущность глобальных проблем, их взаимосвязь и географические аспекты.
Социально-экономическая география мира
Экономическая и социальная география. Дисциплины, входящие в социально-экономическую географию (география населения, география мирового хозяйства, география сельского хозяйства, география промышленности, география сферы обслуживания, география внешнеэкономических связей, в том числе география внешней торговли, география транспорта, региональная экономическая география, политическая география география культуры (культурная география). Представление о геополитике, геоэкономике, географии потребления).
Экономико-географическое положение. Методы оценки экономико-географического положения.
Природные условия жизни общества. Теории географического детерминизма. Природно-ресурсный потенциал территории. Виды природных ресурсов. Природопользование. Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов. Изменение значения отдельных ресурсов на различных исторических этапах. Территориальные сочетания природных ресурсов. Обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий.
География населения. Расселение человека по планете. Численность, воспроизводство, динамика изменения численности населения. Демографический переход. Демографическая политика. Демографические кризисы. Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный составы, городское и сельское население). География религий. Этногеография. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Миграции населения. География рынка труда и занятости. Расселение населения. Сельское и городское расселение. Урбанизация. Геоурбанистика.
География мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Географическое разделение труда. Развитие географического разделения труда. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Факторы размещения производства. Изменение отраслевой структуры. Развитие сферы услуг.
География внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. Особые экономические зоны. Международные организации (интеграционные экономические союзы). Транснациональные корпорации. Географические аспекты глобализации.
География транспорта. Основные преимущества различных видов транспорта. Транспортная инфраструктура. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда.
География мировой торговли. Пространственная структура мировой торговли. Основные направления оборота наиболее важных товаров и услуг.
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Геоэкология
Окружающая среда как геосистема. Экологические процессы. Динамика развития важнейших экологических процессов. Антропогенное воздействие. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Состояние окружающей среды в зависимости от степени и характера антропогенного воздействия. Экологический кризис, экологическая катастрофа. Региональные и глобальные изменения географической среды в результате деятельности человека. Роль географии в решении геоэкологических проблем. Особо охраняемые природные территории. Концепция устойчивого развития.
Часть 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА
Тема 1. Страны современного мира
Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства.
Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.
Тема 2. География населения мира
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Теория демографического перехода.
Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Классификация языков. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты.
Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.
Практические работы
Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости и смертности.
Определение на основании демографических параметров типа страны.
Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.
Тема 3. Мировые природные ресурсы
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды.
Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность стран мира.
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Проблема исчерпания минеральных ресурсов. Исчерпаемые возобновимые ресурсы. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Проблема опустынивания. Водные ресурсы. Проблема нехватки воды и её загрязнения. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные.
Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические. Рекреационные ресурсы. Всемирное наследие.
Практическая работа
Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Природа и человек
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Ноосфера.
Географическая оболочка и окружающая среда. Природопользование. Экология и экологические проблемы.
Загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы и атмосферы. Пути решения экологических проблем.
Проблема истощения природных ресурсов. Пути решения экологических проблем.
Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (8 ч)
Разделение труда. Виды разделения труда. Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Виды стран по их роли в мировом хозяйстве. Экономическая интеграция, глобализация.
Научно-техническая революция. Характерные черты современной НТР. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.
Тема 6. Отрасли мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Современные тенденции в развитии отраслей мировой промышленности.
Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство, «зелёная революция».
Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе, транспорт развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения. Мировая торговля. Мировая торговля и открытая экономика. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.
Практические работы
Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.
Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.
Определение основных направлений международной торговли.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития. Принципы стратегии устойчивого развития.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения |
10 б |
| Страны современного мира | 4 | |
1 | Введение. Типы стран современного мира | 1 | |
2 | Развитые и развивающиеся страны | 1 | |
3 | Классификации стран мира. Типы стран мира | 1 | |
4 | Итоговый урок. Страны современного мира | 1 | |
| География населения мира | 17 | |
5 | Численность и динамика населения мира | 1 | |
6 | Теория демографического перехода | 1 | |
7 | Практическая работа 1 «Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости и смертности » | 1 | |
8 | Практическая работа 2 «Определение на основании демографических параметров типа страны» | 1 | |
9 | Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы | 1 | |
10 | Практическая работа 3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран». | 1 | |
11 | Расовый и этнический состав населения | 1 | |
12 | Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. | 1 | |
13 | Этнорелигиозное разнообразие мира — источник культурного и интеллектуального богатства человечества | 1 | |
14 | Размещение населения и его миграции | 1 | |
15-16 | Сельское и городское население | 2 | |
17 | Современные международные миграции населения: плюсы и минусы | 1 | |
18-19 | Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Модели размещения городов | 2 | |
20 | Всемирное культурное и природное наследие как одно из доказательств общности народов мира | 1 | |
21 | Контрольная работа по теме «География населения мира» | 1 | |
| Мировые природные ресурсы. | 13 | |
22 | Природные ресурсы | 1 | |
23 | Минеральные ресурсы | 1 | |
24 | Рудные и нерудные полезные ископаемые ресурсы | 1 | |
25 | Земельные ресурсы | 1 | |
26 | Лесные ресурсы | 1 | |
27 | Водные ресурсы | 1 | |
28 | Неисчерпаемые ресурсы | 1 | |
29 | Ресурсы Мирового океана | 1 | |
30 | Рекреационные ресурсы | 1 | |
31 | География важнейших видов природных ресурсов, современная обеспеченность ими мира и отдельных его регионов и стран | 1 | |
32 | Практическая работа 4 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов». | 1 | |
33 | Природно-ресурсный фактор развития современного общества | 1 | |
34 | Контрольная работа по теме: «Мировые природные ресурсы» | 1 | |
| Мировое хозяйство и научно-техническая революция. | 2 | |
35 | Формирование мирового хозяйства. | 1 | |
36 | Мировое хозяйство и современная эпоха НТР. | 1 | |
| Природа и человек | 6 | |
37 | Взаимоотношения между природой и обществом | 1 | |
38-39 | Природопользование и экологические проблемы | 2 | |
40 | Загрязнение окружающей среды | 1 | |
41 | Пути решения экологических проблем | 1 | |
42 | Урок обобщения по теме «Природа и человек» | 1 | |
| Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 4 | |
43 | Формирование мирового хозяйства | 1 | |
44 | Современная эпоха НТР | 1 | |
45 | НТР и мировое хозяйство | 1 | |
46 | Урок обобщения по теме « Мировое хозяйство и научно-техническая революция» | 1 | |
| Отрасли мирового хозяйства | 16 | |
47 | Топливно-энергетический комплекс. | 1 | |
48 | Металлургия | 1 | |
49 | Машиностроение | 1 | |
50 | Современные особенности развития и размещения топливной промышленности, металлургии и машиностроения | 1 | |
51 | Химическая и лесная промышленность | 1 | |
52 | Сельское хозяйство. | 1 | |
53 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | 1 | |
54 | Практическая работа 5 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов мира» | 1 | |
55 | Транспорт мира. | 1 | |
56 | Мировая транспортная система | 1 | |
57 | Современные проблемы в отраслях химической и лесной промышленности, сельского хозяйства и транспорта | 1 | |
58 | Практическая работа 6 « Характеристика главных центров современного мирового хозяйства» | 1 | |
59 | Мировая торговля и открытая экономика | 1 | |
60 | Практическая работа 7 « Определение основных направлений международной торговли.» | 1 | |
61 | Международные экономические отношения | 1 | |
62 | Обобщающее повторение по теме « Отрасли мирового хозяйства» | 1 | |
63 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | |
64 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | |
65 | Глобальные проблемы современности | 3 | |
66 | Глобальные проблемы человечества | 1 | |
67 | Стратегия устойчивого развития | 1 | |
68 | Глобальные проблемы современности | 1 | |