СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пояснительная записка

Рабочая программа для 10  класса  составлена в соответствии:

- с нормативными правовыми документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2,  ст.12, ст.28, ст.30, п.6, ст.47,  ст. 48);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089);

- Федеральным базисным учебным планом (приказ МОиН РФ от 09 марта 2004 г. №1312);

- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012г.  №05-2680;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. Ms 28-02-484/16;

 - с нормативными правовыми документами

Преподавание ведётся по учебнику - Максаковский В.П. География 10 класс. Москва  Просвещение. 2012г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.                                                                                                          Изучение географии направлено на достижение следующих целей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

Рабочая программа по экономической и социальной географии мира – 10 класс.



Пояснительная записка

Рабочая программа для 10  класса  составлена в соответствии:

- с нормативными правовыми документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2,  ст.12, ст.28, ст.30, п.6, ст.47,  ст. 48);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089);

- Федеральным базисным учебным планом (приказ МОиН РФ от 09 марта 2004 г. №1312);

- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012г.  №05-2680;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. Ms 28-02-484/16;

 - с нормативными правовыми документами

Преподавание ведётся по учебнику - Максаковский В.П. География 10 класс. Москва  Просвещение. 2012г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии направлено на достижение следующих целей.

Цели:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и  культурам, бережного отношения к окружающей среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.



Место предмета в учебном плане МКОУ «Зургановская СОШ»



Учебный план МКОУ «Зургановская СОШ» отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета « Экономическая и социальная география мира» в 10 кл. из расчета 2 часа в неделю.

Всего: 68ч. – 2 часа в неделю.



Содержание учебного курса и планируемые результаты изучения темы:

Введение (1час).

Экономическая и социальная география мира – общественная географическая наука.

Раздел 1. Общая характеристика мира (31 ч.)

Тема 1.Современная политическая карта мира(5 часов)

Что такое политическая карта мира?   События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии. Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация. Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.

Практические работы:

1.Обозначение на к/к крупных стран и их столиц.

2.Составление систематической таблицы :Государственный строй стран мира.

Планируемые результаты изучения темы: Знать и понимать различные подходы в классификации стран на политической карте, уметь составлять характеристику стран мира, оценивать географическое положение стран.

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (5 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа:

1.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Планируемые результаты изучения темы: Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Тема 3.География населения мира (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практическая работа:

1.Определение по статистическим данным соотношение мужчин и женщин.

Планируемые результаты изучения темы: Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Тема 4 .Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 часа)

Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира.

Планируемые результаты изучения темы: Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Тема 5.География отраслей мирового хозяйства (11  часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы:

1.Обозначение на к/к размещения основных районов нефти, газа, угля.

2.Обозначение на к/к главных районов производства зерновых, волокнистых, культурных растений.

3.Обозначение на к/к масштаба основных транспортных систем.



Планируемые результаты изучения темы: Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географ информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями.

Раздел 2. Региональная характеристика мира (26 часов)

Тема 1. Зарубежная Европа (5 часов)

    Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия (8 часов)

    Тема 3. Африка (4 часа)

    Тема 4. Северная Америка (4 часа)

    Тема 5. Латинская Америка  (5 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы:

1.Обозначение на к/к территории, границы Зарубежной Европы.

2.Обозначение на к/к территории, границы Зарубежной Азии.

3.Обозначение на к/к территории, границы Африки.

4.Обозначение на к/к территории, границы Северной Америки.

5.Обозначение на к/к территории, границы Латинской Америки.

Планируемые результаты изучения темы: Знать и показывать на карте территории границ стран ,уметь составлять комплексную географическую характеристику, знать численность и динамику населения стран, оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран, знать размещение основных отраслей хозяйства и промышленности.

Часть 3. Глобальные проблемы человечества (8 часов)

Тема 1.Глобальные проблемы человечества (8 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Планируемые результаты изучения темы: Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития

Повторение (2часа)

Мир на пороге 21 века.



Формы и виды контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.



Планируемые результаты:

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;





Календарно-тематическое планирование по географии - 10 кл.

 

Тема урока

Кол.ч.

Тип урока

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки учащихся

Д / З


Введение – 1 час


1

Экономическая и социальная география мира – общественная географическая наука.


1

вводный урок

-положение географии в системе наук

-традиционные и новые методы географических исследований


Знать и понимать основные традиции и новые методы географических исследований; определять и сравнивать по разным источникам информации социально-экономическое развитие; применять разные источники географической информации для проведения наблюдений за природными социально- экономическими объектами.

с.5-7

Раздел I. Общая характеристика мира. Тема 1. Современная политическая карта мира – 5 часов.


2

Многообразие стран современного мира

П.р.№1: «Обозначение на к/к крупных стран и их столиц»

1

урок-лекция

 

количество и группировка стран мира; типология  стран.

Знать и понимать различные подходы в классификации стран на политической карте; уметь составлять и давать характеристику стран мира по количественным показателям, а также и по качественным показателям.

Т.1 §1

3

Международные отношения на политической карте мира.




1


комбинированный урок

влияние международных отношений на по­литическую карту мира; оценка политико-географического положения страны



основные формы  правления и

Знать и понимать этапы формирования политической карты, роль международных отношений в изменениях политической карты. Особенности ЭГП и ПГП стран.


§2


4

Россия в глобальном мире


1




урок – семинар


место России в глобальном мире


Развивать патриотические чувства к своей стране. Анализ и объяснение особенностей современ­ного геополитического геоэкономического по­ложения России, тенден­ций их возможного раз­вития.


§2 с.14-16

5

Государственный строй мира.



П.р.№2: «Составление систематической таблицы: «Государственный строй стран мира».

1

Урок изучения нового материала

основные формы административно – территориального устройства   стран мира.

Составлять характеристику стран; оценивать географическое положение стран; сопоставлять географические карты разной тематики для комплексной характеристики стран

§3



6

Политическая география

1

 комбинированный урок


Политическая  география  и геополитика.

Знать и понимать этапы формирования политической карты.

§4

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды – 5 часов.

7

Взаимодействие общества и природы.

1

урок изучения нового материала

понятия «географическая среда», «природопользование». Воздействие человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.

Понимать международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды».

Т.2 §1

8

Мировые природные ресурсы Земли, их виды:  минеральные, земельные, водные.



 

1

урок-практикум  

понятие «ресурсообеспеченность»; основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, месторождений,  их территориальные сочетания; оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, анализ различных типов карт, развивать умение работать с текстом и статистическим материалом

§2

9

Мировые природные ресурсы Земли, их виды: биологические, ресурсы Мирового океана, климатические и рекреационные.

П.р.№3:«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».


1

урок-практикум

оценка природных ресурсов мира;   размещение природных ресурсов на планете

Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их территориальные сочетания.

§2с. 33-37

10

Загрязнение и охрана окружающей среды.


1

 урок-конференция

антропогенное  загрязнение окружающей среды, источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; главные пути решения проблем охраны окружающей среды.

Знать основные типы природопользования, источники загрязнения окружающей среды; понимать экологические проблемы, иметь свою точку зрения на пути выхода из экологического кризиса.

§3

11

 Географическое ресурсоведение и геоэкология.




1

практикум

природно-ресурсный потенциал, ресурсный цикл, геоэкология. мониторинг окружающей среды

Знать природно-ресурсный потенциал разных территорий, территориальные сочетания природных ресурсов; понимать геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования, знать  пути сохранения качества окружающей среды.

§4

Тема 3. География населения мира – 6 часов.

12

Численность и воспроизводство населения мира.

1

изучения нового материала

численность населения Земли, типы воспроизводства населения,  демографическая политика,  продолжительность жизни;  закономерности динамики численности мирового населения

Знать численность и динамику населения мира, стран, регионов; уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические  тенденции процессов изменения населения мира.

Т.3.§1

13

Состав (структура) населения мира.



П.р.№4: «Определение по статистическим данным соотношение мужчин и женщин»

1

 комбинированный урок


географические особенности полового и возрастного состава населения мира;  представления об этническом, религиозном составе населения мира.

 

Знать этнографическую специфику отдельных регион и стран; многообразие народов и культур, историко – социальную характеристику народа; уметь определять демографическую ситуацию и особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.

§2

14

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

1

комбинированный урок

обеспечение  крупных стран и регионов мира трудовыми ресурсами


Знать основные термины темы, уметь работать с картами; определять степень обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

§2прод

15

Размещение и миграции населения стран мира.

1

 комбинированный урок

особенности размещения населения по планете; основные миграционные явления в мире

Знать основные направления  миграций;

оценивать и объяснять территориальную концентрацию населения.

§3

16

Городское и сельское население.

1

комбинированный урок

виды расселения; урбанизация как  всемирный  процесс.


Знать проблемы современной урбанизации на разных территориях стран мира;  оценивать и объяснять, уровни и темпы урбанизации; составлять таблицы, картосхемы, диаграммы

§4

17

Повторение тем: «География населения мира»

1

урок контроля знаний и умений

тестирование

Уметь объяснять и оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

повт. Т.3

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство – 4 часа.

18

НТР, ее характерные черты и составные части

1

урок изучения нового материала  

Понятие «научно-техническая революция»;  черты и части НТР

Знать основные черты и части НТР

Т.4.§1

19

Мировое хозяйство

1


комбинированный урок

причины  специализации стран мира Понятия: «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая




Знать становление мирового хозяйства, его особенности; оценивать и объяснять  отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.

§2

20

Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства.

1

комбинированный урок

типы структуры хозяйства и географические модели мирового хозяйства;  влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства


Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять  характеристику  основных центров современного мирового хозяйства.

§3

21

Факторы размещения хозяйства

 

1

комбинированный урок  

старые и новые факторы размещения мирового хозяйства. Понятия: «региональная политика», «депрессивный район», «район нового освоения», «постиндустриальная структура экономики», «высокоразвитый район»

Знать: отрасли международной специализации, факторы размещения отраслей;

объяснять изменение пропорций между производственной и не производственной сферам, промышленностью и сельским хозяйством

§4

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства – 11 часов.

22

Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства.

1

комбинированный урок

Характеристика Мирового хозяйства и этапов его развития. Основные центры Мирового хозяйства; Международное географическое разделение труда.

Знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; уметь проводить исследования по картам

Т.5.§1

23

Топливно-энергетическая промышленность.



П.р.№5: «Обозначение на к/к размещения основных районов нефти, газа, угля».

1

комбинированный урок

Топливный баланс мира, рост производства различных видов топлива;  характеристика газовой, нефтяной, угольной промышленности мира.


Определять страны – экспортеры  основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг

§1стр.112-118

24

Металлургия

 

1


 комбинированный урок

Современное  развитие черной и цветной металлургии мира; основные металлургические базы

 Уметь давать ЭГХ одной из отраслей промышленности (форма: сочинение, картосхема)

 

§1стр.119-122

25

Машиностроение.

1

комбинированный урок  

развитие машиностроения в мире, главные центры машиностроения

 Уметь создавать  картосхемы размещения основных промышленных районов мира

§1стр.122-124

26

Химическая, лесная, легкая промышленность

1

 комбинированный урок

мировая химическая, легкая промышленность; географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства

Уметь читать и анализировать тематические карты и картосхемы; объяснять различия в географии населения стран и регионов, используя сравнительный и системный подходы

§1стр.124-126

27

Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство.

П.р.№6: «Обозначение на к/к главных районов производства зерновых, волокнистых, культурных растений».

1

Изучение нового материала

 структура сельского хозяйства мира;  понятие «Зеленая революция», главные сельскохозяйственными районами мира, типы сельского хозяйства.

Выделять на карте основные  сельскохозяйственных районы мира; сопоставлять объемы производства важнейших видов промышленной и с/хозяйственной продукции стран и регионов мира

§2








28

Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда.

1

комбинированный урок

 влияние сельского хозяйства на окружающую среду,  биологические ресурсы мирового океана и их эксплуатация.

Уметь читать и анализировать тематические карты и картосхемы; объяснять различия в географии населения стран и регионов, используя сравнительный и системный подходы

§2стр.135

29

Транспорт- третья ведущая отрасль материального производства.



П.р.№7: «Обозначение на к/к масштаба основных транспортных систем».

1

комбинированный урок

крупные порты, и

с важнейших

направлений перевоза, структура транспорта мира;  основные направления изменения транспорта в эпоху НТР

Выявлять преобладающие  виды транспорта в разных регионах, степень развития, прогноз.





§3

30

Транспорт и окружающая среда.

1

 урок-практикум

производственные  связи стан и регионов мира

Составлять  картосхемы производственных связей стран

§3стр.143

31




32

Международные экономические связи и их формы.



Повторение тем« География отраслей мирового хозяйства»

1




1

 комбинированный урок

 



 урок учета и контроля знаний

представление о международных экономических связях  и их формах



тестирование

Определять между­народную специали­зацию круп­нейших стран и ре­гионов мира



Знать размещение основных отраслей Мирового хозяйства; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

§4



Раздел II. Региональная характеристика мира. Тема 6. Зарубежная Европа – 5 часов.

33

Общая характеристика Зарубежной Европы.

П.р.№8: «Обозначение на к/к территории, границы Зарубежной Европы».

1

Изучение нового материала

Комплексная ГХ Западной Европы, природных ресурсов.

Уметь составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы

Т.6§1

34

Население и воспроизводство.

1


 Изучение нового материала

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения.

Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.

§1стр.163

35

Хозяйство. Промышленность.

1

Урок практикум

Особенности размещения отраслей хозяйства, деление стран лидеров и отсталых регионов Зарубежной Европы, специализация отдельных отраслей хозяйства.

Знать размещение основных отраслей хозяйства и промышленности, выделить на карте главные отрасли промышленных предприятий.

§1стр.167

36

Расселение и хозяйство.

1

Изучение нового материала

Региональные различия стран Зарубежной Европы, современные проблемы развития наиболее крупных стран Зарубежной Европы.

Составлять комплексную ГХ стран Европы, таблицы, картосхемы,

§2

§3

37

Субрегионы Зарубежной Европы.

1

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия – 8 часов.

38

Общая характеристика Зарубежной Азии.

П.р.№9: «Обозначение на к/к территории, границы Зарубежной Азии».

1

Изучение нового материала

Особенности географического положения, территории, границ стран Зарубежной Азии.

Знать и показывать на карте территории границ стран Азии; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран Азии,

Т.7 §1

39

Население и воспроизводство.

1


Численность населения, воспроизводство, этнический и религиозный состав, размещение и урбанизация.

Знать численность и динамику населения стран Азии; знать этнографическую специфику стран Азии; уметь определять демографическую ситуацию и демографическую политику стран Азии.

§1стр.203

40

Хозяйство. Промышленность.

1

практикум

Комплексное размещение отраслей хозяйства, районы различной специализации

Знать размещение основных отраслей хозяйства и промышленности стран Азии.


§1стр.207

41

Китай.

1

Изучение нового материала

Региональные различия стран Зарубежной Азии.

Составлять комплексную ГХ стран Азии, таблицы, картосхемы.

§2

42

Япония.

1

§3

43

Индия.

1

Изучение нового материала

Региональные различия стран.

Показать на карте страны, упоминаемые на текстовых картах; назвать пять крупных городов Австралии.

§4

44

Австралия.

1

§5

45

Повторение тем: «Страны Зарубежной Европы и Азии».

1


обобщение

тестирование


повт.Т.6-7

Тема 8. Африка – 4 часа.

46

Общая характеристика Африки.

П.р.№10: «Обозначение на к/к территории, границы Африки»

1

Изучение нового материала

Особенности географического положения, территории, большие внутренние различия

Знать и показывать на карте страны Африки; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки

Т.8§1

47

Хозяйство.

1

практикум

Отраслевая и территориальная структура хозяйства Африки

Знать основные отрасли специализации хозяйства Африки

§1стр.247

48

Субрегионы Африки.

1

семинар

Внутренние географические различия стран Африки

Составлять комплексную ГХ стран Африки

§2

49

ЮАР – страна с двойной экономикой.

1

§3

Тема 9. Северная Америка – 4 часа.

50

Общая характеристика США.

П.р.№11: «Обозначение на к/к территории, границы Северной Америки».

1

Изучение нового материала

Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, состава, размещения

Оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, региональные различия, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.

Т.9§1

51

Хозяйство США.

1

практикум

Характеристика хозяйства, география промышленности, главные отрасли специализации.

Охарактеризовать особенности хозяйства, промышленности.

§1стр.267

52

Макрорайоны США.

1

семинар

Макрорайонирование США, различие регионов по историко-культурным особенностям и по социально-экономическому развитию

Составлять комплексную ГХ стран Северной Америки, таблицы, картосхемы

§2

53

Канада.

1

§3

Тема 10. Латинская Америка – 5 часов.

54

Общая характеристика Латинской Америки.

П.р.№12: «Обозначение на к/к территории, границы Латинской Америки»

1

Изучение нового материала

Особенности географического положения, -ресурсного потенциала, населения Латинской Америки

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.

Т.10 §1

55

Хозяйство. Промышленность.

1

практикум

Социально-экономическое развитие Латинской Америки, главные отрасли специализации

Охарактеризовать отраслевую и территориальную структуру хозяйства.

§1стр.300

56

Бразилия.

1

семинар

Экономико-географическая характеристика стран-субрегионов.

Составить комплексную ГХ стран Латинской Америки

§2

57

Аргентина. Мексика.

1

§3

58

Повторение тем: «Африка. Северная Америка. Латинская Америка.

1

обобщение

тестирование


повт.Т. 9-10

Часть III. Тема 11. Глобальные проблемы человечества – 8 часов.

59

Понятие о глобальных проблемах.

1

Изучение нового материала

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие.

Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения.

Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.


Сопоставлять географические карты различной тематики;

уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы;

давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям

международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира.

Т.11 §1

60

Экологическая проблема.

1

лекция

§1стр. 313

61

Демографическая проблема.

1

§1стр. 314

62

Продовольственная проблема.


1

практикум

§1стр. 315

§1стр. 317

63

Энергетическая и сырьевая проблемы.

1

лекция

64

Проблема Мирового океана.

1

семинар

§1стр. 319

65

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

1

§2

§3

66

Стратегия устойчивого развития.

1

практикум

Повторение – 2 часа.

67

Мир в XXI века.

1

практикум



стр.331

68

Обобщение знаний по всему курсу.

1

тестирование































Используемый УМК : 



1. Учебник - Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира» - 10 класс. Москва  Просвещение. 2011.

2. Атлас. Экономическая и социальная география мира 10кл.  Москва, Дрофа

3. Контурные карты  10 кл. Москва, Дрофа

4.. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира, Москва, Дрофа, 2010г.



Материально-техническое обеспечение:



- мультимедийный проектор,

- карты,

- демонстрационные материалы,

- компьютер,

- интернет-ресурсы.







































Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков учащихся:

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Наличие неточностей в изложении географического материала; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; Понимание основных географических взаимосвязей; Знание карты и умение ей пользоваться; При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.