СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. География: программы 10-11 классы/ Максаковский В.П. - М.: Дрофа, 2013г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс.»

I. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета.


Изучение курса предусматривает использование несколь­ких типов уроков - урока-лекции, урока-семинара, урока- практикума, урока-конференции (диспута). Цель большинства уроков, посвященных выполнению практических заданий в классе, - самостоятельное получение обучающимися необходимого фактического материала. Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

-переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

-переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

-вариативностью образования;

-приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

Формирование умений предусматривает применение разнообраз­ных источников географической информации: таблиц, картосхем, про­стейших карт, моделей, отражающих географические закономернос­ти различных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст­вия при географической характеристике регионов и стран мира. На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе.)

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недо­статочно);

  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);

- проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Проверка усвоенного содержания по курсу «Общая характеристика мира» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Задания обучающимся даются дифференцированно, в зависимости от их способностей: ме­нее подготовленным - задания на воспроизведение матери­ала; средним - на закрепление закономерностей, обсужден­ных на уроке; заинтересованным в предмете - задание на поиск нового материала в источниках, анализ на основе ис­пользования статистических материалов.


II. Содержание учебного предмета


Введение (2ч)

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Часть I. Общая характеристика мира (66ч)

Тема 1: «Современная политическая карта мира» (7 ч)

Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.


Практическая работа №1. « Составление систематической таблицы «Страны мира»


Тема 2: «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» (15ч)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практическая работа № 2. «Оценка обеспеченности минеральными и земельными ресурсами»

Практическая работа № 3. «Определение особенно продуктивных морей мира»

Практическая работа № 4. «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран»

Практическая работа №5. «Обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых»


Тема 3: «География населения мира» (12 ч)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.


Практическая работа № 6. «Районы с максимальным и минимальным показателем воспроизводства населения и урбанизации»


Тема 4: «НТР и мировое хозяйство» (6 ч)

Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.

Практическая работа №7. «Составление графического конспекта «НТР, ее составные части»


Тема 5: «География отраслей мирового хозяйства» (26 ч)

География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.


Практическая работа № 8. «Выполнение картосхемы «Экспорт и импорт нефти и газа»

Практическая работа №9. «Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира»










III. Тематическое планирование


Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт


Введение (2ч)

1

Введение.

03.09



2

Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции, и методы исследований.

06.09



ЧАСТЬ 1. Общая характеристика мира (66ч)

Тема 1. «Современная политическая карта мира» (7ч)


3

Многообразие стран современного мира. Классификация стран мира.

10.09



4

Типология стран мира.


13.09



5

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

17.09



6

Государственный строй стран мира.


20.09



7

Государственный строй стран мира.

Практическая работа №1. « Составление систематической таблицы «Страны мира»

24.09



8

Политическая география.


27.09



9

Обобщающее повторение по теме: «Современная политическая карта мира»

01.10



Тема 2. «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» (15ч)

10

Взаимодействие общества и природы.


04.10



11

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

08.10



12

Земельные ресурсы.


11.10



13

Минеральными и земельными ресурсы. Практическая работа № 2. «Оценка обеспеченности минеральными и земельными ресурсами»

15.10



14

Водные ресурсы.


18.10



15

Лесные ресурсы.


22.10



16

Ресурсы Мирового океана.


25.10



17

Продуктивные моря мира.

Практическая работа № 3. «Обозначение на контурной карте особенно продуктивных морей мира»

05.11



18

Рекреационные ресурсы.


08.11



19

Ресурсообеспеченность стран.

Практическая работа №4. «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран»

12.11



20

Загрязнение окружающей среды.


15.11



21

Географическое ресурсоведение и геоэкология. Особо охраняемые природные территории.

19.11



22

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Практическая работа № 5. «Обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых»

22.11



23

Обобщающее повторение по теме: «География мировых и природных ресурсов»

26.11




Тема 3. «География населения мира» (12ч)

24

Рост численности населения


29.11



25

Два типа воспроизводства населения.


03.12



26

Демографическая политика-управление воспроизводством населения.

06.12



27

Качество населения.


10.12



28

Состав (структура) населения.


13.12



29

Характеристика трудовых ресурсов 1 и 2 типов воспроизводства.

17.12



30

Этнолингвистический и религиозный состав населения.

20.12



31

Размещение и миграции населения.

24.12



32

Изменения миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки, Азии.

27.12



33

Городское и сельское население.


10.01



34

Мировой процесс урбанизации.


14.01



35

Крупнейшие города мира.

Практическая работа № 6. «Выделение на контурной карте районов с максимальным и минимальным показателем воспроизводства и урбанизации»

17.01



36

Обобщающее повторения по теме: «География населения мира»

21.01




Тема 4. «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» (6ч)

37

Научно-техническая революция.

Практическая работа № 7. «Составление графического конспекта «НТР, ее составные части»

24.01




38

Мировое хозяйство.


28.01



39

Отраслевая структура мирового хозяйства.

31.01



40

Территориальная структура мирового хозяйства.

04.02



41

Факторы размещения.

07.02



42

Обобщающее повторение по теме: «НТР»

11.02




Тема 5. «География отраслей мирового хозяйства» (26ч)

43

География промышленности.

14.02



44

Мировое потребление первичных энергоресурсов.

25.02



45

Мировая топливная промышленность.

28.02

.


46

Экспортеры и импортеры нефти и газа.

Практическая работа № 8.

«Выполнение картосхемы «Экспорт и импорт нефти и газа»

04.03



47

Энергетическая промышленность.

07.03



48

Горнодобывающая промышленность.

11.03



49

Металлургическая промышленность.

14.03



50

Машиностроение. Мировое автомобилестроение.

18.03



51

Химическая промышленность.

21.03



52

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

25.03



53

Легкая промышленность.

28.03



54

Сельское хозяйство.

01.04



55

Растениеводство. Зерновые культуры.

04.04



56

Животноводство и рыболовство.

15.04



57

География транспорта.

18.04



58

Уровень автомобилизации стран мира.

22.04



59

Крупнейшие морские порты мира.

Практическая работа № 9.

«Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах»

25.04



60

Основные формы всемирных экономических отношений.

29.04



61

Динамика, структура и география мировой торговли.

02.05



62

Международный туризм.

06.05



63

Обобщающее повторение по теме: «Отрасли мирового хозяйства»

09.05



64

Повторение пройденного.

13.05



65

Итоговый урок по курсу.

16.05



66

Закрепление пройденного по теме: «Современная политическая карта мира»

20.05



67

Закрепление пройденного по теме: «География населения мира»

23.05



68

Закрепление пройденного по теме:

«Отрасли мирового хозяйства»

27.05





8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!