СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Сергиев Посад






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №4»

____________Лощинина Н.Н.

«______» ____________________ 2018

Приказ №___ от «__»_______2018











Рабочая программа по географии

(базовый уровень)

10 А,Б классы











Составитель: Абрамова Светлана Петровна

учитель географии высшей категории








2018г.





Данная рабочая программа по географии для 10 класса соответствует требованиям федерального базисного учебного плана 2004 года среднего общего образования и разработана на основе:

  • основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сергиев Посад

  • учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сергиев Посад

  • авторской рабочей программы по географии для 10-11 классов. Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово», 2016 г.

ИспользуемыйУМК:

1) Авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов) - М.: Русское слово, 2016 год.

2) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Учебник. Экономическая и социальная география мира 10-11кл., - М. «Русское слово», 2017 год.

3) Географический атлас. 10-11 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.

4) Контурные карты. 10-11 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.



Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

-Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных  ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения; основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов мира, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитичесого и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Уметь:

-определять и сравнивать по разными источникам географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применятьразнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлятькомплексную географическую характеристику регионов и стран мира таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлятьгеографические карты различной тематики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические метериалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкологической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их дальнейшего развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.



Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства; готовность к служению Отчизне, его защите.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;сформированностьсистемы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями.



Содержание учебного предмета

Часть 1. Общая характеристика мира


Тема 1. Страны современного мира (3 часа)

Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориальное устройство. Уровень социально- экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.

Основные виды учебной деятельности: использование основных источников страноведческой информации; поиск информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках); объяснение специфики географического положения государств современного мира; выявление специфики административно-территориального устройства; формы правления; уровня развития хозяйства; определение и сравнение по разным источникам географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; определение уровня социально-экономического развития, формы правления и характер административно-территориального устройства государств; составление схемы хозяйственных связей предприятий.

Тема 2. География населения мира (8 часов)

Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.

Основные виды учебной деятельности:определение поло-возрастного, этнического, религиозного и социального состав населения мира; определение типов воспроизводства стран по поло-возрастным пирамидам; выявление закономерности освоения разных территорий; составление сравнительную характеристику транспортных систем двух стран;

различие существенных признаков понятия « демографическая ситуация»; определение географического положение каждой из изучаемых стран, особенностей природных компонентов; размещения населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; построение схему-график «Изменение численности населения».


Тема 3. Мировые природные ресурсы (8 ч)

Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемыеневозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемыевозобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

Основные виды учебной деятельности: владение основными географическими понятиями и терминами; название признаков географических объектов и явлений; оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира; составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых; сравнение ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира


Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (3 часа)

Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Основные виды учебной деятельности:установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира; составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.


Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (9 часов)

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Черная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.

Основные виды учебной деятельности: определять влияние факторов на размещение хозяйства; объяснять влияние факторов на размещение хозяйства; определять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства; составлять комплексную географическую характеристику отражающую закономерности территориальных взаимодействий; называть и показывать на карте страны богатые ресурсами.

Тема 6. Глобальные проблемы человечества (2 час)

Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.

Основные виды учебной деятельности: разработка проекта ре­шения од­ной из про­блем;

географи­ческие ас­пекты каче­ства жизни населения; составле­ние про­стейших таблиц, схем, кар­тосхем, от­ражающих географи­ческие взаимосвя­зи приори­тетных гло­бальных проблем человече­ства


Часть 2. Региональная характеристика мира


Тема 1. Политическая карта мира (3 часа)

Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира. Историко-географические регионы мира и международные организации.

Основные виды учебной деятельности: называть виды государственных границ, основные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное государство»; объяснять особенности 12 и 200 мильной зон, причины изменения ПКМ, изменение ПКМ под влиянием международных отношений


Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)

Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающей и обрабатывающей отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, южная и Восточная Европа – их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика германия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности.


Тема 3. Зарубежная Азия (7 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города.Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.


Тема 4. Англо-Америка (3 часа)

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география.


Тема 5. Латинская Америка (6 часов)

Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы.

Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика

Федеративная республика Бразилия


Тема 6. Африка (5 часов)

Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое(геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка.

Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.


Основные виды учебной деятельности: выполнять комплексную географическую характе­ристику природных ресурсов, населе­ния и хозяйства зарубежных стран; определять региональные различия внутри стран; определять обенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира; сравнивать хозяйство стран, составлять ЭГХ страны, проводить сравнение природных ресурсов, населения, хозяйства, устанавливать черты сходства и различий; определять состав территории стран; составлять демографический прогноз; выявлять межнациональные конфликты; определять типы городов..



Тема 8. Заключение (2 часа)

Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.

Основные виды учебной деятельности: работа с картами; анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития; определение роли России впроизводстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).

    Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. Используются ИКТ, ресурсы КМ-школы, мультимедийные программы, различные источники географической информации (дополнительная литература, ресурсы Интернета).





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки

прохожд.

темы

Фактические

сроки

прохожд.

темы

Страны современного мира – 3 час; 2 часа в неделю

1

Типы стран современного мира



2

Развитые и развивающиеся страны



3

Обобщение темы «Страны современного мира»



География населения мира – 8 часов; 2 часа в неделю

4

Численность и динамика населения мира. Практическая работа №1 «Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности».



5

Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы



6

Расовый и этнический состав населения



7

Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты



8

Размещение населения



9

Миграции населения



10

Сельское и городское население



11

Обобщение темы « География населения мира»



Мировые природные ресурсы – 8 часов; 2 часа в неделю

12

Природа и человек



13

Природные ресурсы



14

Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Практическая работа №2 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов».



15

Исчерпаемые возобновимые ресурсы



16

Неисчерпаемые ресурсы



17

Ресурсы Мирового океана



18

Пути решения экологических проблем



19

Обобщение темы « Мировые природные ресурсы»



Мировое хозяйство и научно-техническая революция – 3 часа; 2 часа в неделю

20

Формирование мирового хозяйства



21

Мировое хозяйство и современная эпоха НТР



22

Обобщение темы «Мировое хозяйство и научно-техническая революция»



Отрасли мирового хозяйства – 9 часов; 2 часа в неделю

23

Топливно-энергетический комплекс



24

Металлургия



25

Машиностроение



26

Химическая и лесная промышленность



27

Сельское хозяйство



28

Транспорт мира



29

Международные экономические отношения. Практическая работа №3 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов»



30

Международная торговля услугами



31

Обобщение темы « Отрасли мирового хозяйства»



Глобальные проблемы современности – 2 часа; 2 часа в неделю

32

Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития



33

Обобщение темы « Глобальные проблемы современности»



Политическая карта мира – 3 часа; 2 часа в неделю

34

Что такое политическая карта мира? Практическая работа №4 «Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира».



35

Регионы мира и международные организации



36

Обобщение темы « Политическая карта мира»



Зарубежная Европа – 6 часов; 2 часа в неделю

37

Состав, географическое положение и природные ресурсы



38

Население




Хозяйство



39

Субрегионы Зарубежной Европы. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы»



40

Федеративная Республика Германия



41

Обобщение темы « Зарубежная Европа»



Зарубежная Азия - 7 часов; 2 часа в неделю

42

Состав, географическое положение и природные ресурсы



43

Население



44

Хозяйство



45

Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная и Центральная Азия



46

Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии»



47

Китайская Народная Республика



48

Обобщение темы « Зарубежная Азия»



Англо-Америка – 3 часа; 2 часа в неделю

49

Канада



50

Соединенные Штаты Америки



51

Обобщение темы « Англо-Америка»



Латинская Америка - 6 часов; 2 часа в неделю

52

Состав, географическое положение и природные ресурсы.



53

Население



54

Хозяйство



55

Субрегионы Латинской Америки. Практическая работа №7 « Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».



56

Федеративная Республика Бразилия



57

Обобщение темы «Латинская Америка»



Африка - 5 часов; 2 часа в неделю

58

Состав, географическое положение и природные ресурсы



59

Население и хозяйство



60

Субрегионы Африки. Практическая работа №8 «Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа»



61

Южно-Африканская Республика



62

Обобщение темы «Африка»



Австралия и Океания - 3 часа; 2 часа в неделю

63

Австралия. Практическая работа №9 «Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа»



64

Океания



65

Обобщение темы «Австралия и Океания»



Заключение - 3 часа; 2 часа в неделю

66

Россия и современный мир. Практическая работа №10 «Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире»



67

Обобщение темы «Региональная характеристика мира»



68

Обобщение курса «Экономическая и социальная география мира»



Итого: 68 час;практических работ - 10




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей

естественно-научного цикла

от _______2018 г №___



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Лебакова Т.Г.

«_____» _________ 2018 г.












11