«Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Тюрина Г.Н. Приказ № _____ ________________ 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 3» ___________ Феоктистова Е. К.. _______________ 2018 г. | «Рассмотрено» на заседании методического объединения _______________________________ Протокол № 1 ______________ 2018 г. |
Рабочая программа
по географии 10 А класс
Составитель программы:
Моисеенко Л.И
г. Гагарин
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:
Программа курса «География». 10(11) класс. Базовый уровень/ авт. – сост. Е. М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016.
Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа по географии для 10а класса (химико-биологический профиль) рассчитана на 34 часов в год (1 ч в неделю). Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, обязательные для оценивания во всем классе – внесены в тематическое планирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами обучения географии является:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии.
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
Содержание учебного предмета.
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа)
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира.
Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства. Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.
Тема 2. География населения мира (9 часов)
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Теория демографического перехода. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Классификация языков. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этно-религиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.
Практические работы:
•Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.
•Определение на основании демографических параметров типа страны.
•Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.
Тема 3. Мировые природные ресурсы. (9 часов)
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые невозоб-новимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Проблема исчерпания минеральных ресурсов. Исчерпаемые возобновимые ресурсы. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы. Проблема опустынивания. Проблема нехватки воды и её загрязнения. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
Практическая работа: Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно-техническая революция. Характерные черты современной НТР. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.
Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (10 часов)
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.
Практические работы:
•Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.
•Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.
•Определение основных направлений международной торговли.
Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час)
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ урока | Тема | Количество часов | Дата проведения |
10 а |
| Страны современного мира | 2 | |
1 | Типы стран современного мира | 1 | |
2 | Развитые и развивающиеся страны | 1 | |
| География населения мира | 9 | |
3 | Численность и динамика населения мира | 1 | |
4 | Практическая работа 1 «Расчет демографических параметров и определение по ним типа страны» | 1 | |
5 | Половозрастной состав населения | 1 | |
6 | Практическая работа 2 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран». | 1 | |
7 | Расовый и этнический состав населения | 1 | |
8 | Религиозный состав населения. | 1 | |
9 | Размещение населения и его миграции | 1 | |
10 | Сельское и городское население | 1 | |
11 | Контрольная работа по теме «Население мира» | | |
| Мировые природные ресурсы. | 9 | |
12 | Природа и человек. | 1 | |
13 | Природные ресурсы | 1 | |
14 | Исчерпаемые невозобновимые ресурсы | 1 | |
15 | Исчерпаемые возобновимые ресурсы | 1 | |
16 | Неисчерпаемые ресурсы | 1 | |
17 | Ресурсы Мирового океана | 1 | |
18 | Практическая работа 3 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов». | 1 | |
19 | Пути решения экологических проблем | 1 | |
20 | Контрольная работа по темам: «Мировые природные ресурсы» | 1 | |
| Мировое хозяйство и научно-техническая революция. | 2 | |
21 | Формирование мирового хозяйства. | 1 | |
22 | Мировое хозяйство и современная эпоха НТР. | 1 | |
| Отрасли мирового хозяйства | 9 | |
23 | Топливно-энергетический комплекс. | 1 | |
24 | Металлургия | 1 | |
25 | Машиностроение | 1 | |
26 | Химическая и лесная промышленность | 1 | |
27 | Сельское хозяйство. | 1 | |
28 | Практическая работа 4 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов мира» | 1 | |
29 | Транспорт мира. | 1 | |
30 | Международные экономические отношения. Практическая работа 5 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства» | 1 | |
31 | Международная торговля услугами. Практическая работа 6 «Определение основных направлений международной торговли». | 1 | |
32 | Обобщающее повторение | 1 | |
33 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | |
| Глобальные проблемы современности | 1 | |
34 | Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития. | 1 | |