СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии. 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социальной и экономической географии мира. 10 класс. Базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии. 10 класс»



Пояснительная записка

Рабочая программа по экономической и социальной географии мира. 10 класс. Составлена на основе программы А.П. Кузнецова География. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений, классической линии учебников географии: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М., Просвещение, 2008.

Программа рассчитана на 68 часов и составлена с учетом условий составного урока.

Цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов.

Задачи:

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Требования к уровню освоения содержания образования

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;



Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические

Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;

Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;

Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (30 ч)

Тема 1. География как наука. (2 ч)

Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории. Основная цель современно географии – обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории. Источники географической информации. Методы географических исследований.

Тема 2. Природа и человек в современном мире. (6ч)

Значение природной среды для человека. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хоз. деятельность.

Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру их использования. Понятие о природно-ресурсном потенциале.

География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Основные методы рационального природопользования.

Тема 3. Население мира (10 ч)

Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Динамика численности населения мира в 20-21 вв. Типы воспроизводства населения. Особенности естественного движения населения в странах различных типов воспроизводства. Демографическая политика и ее виды. Половозрастные пирамиды и их анализ.

Географический рисунок мирового расселения. Географическая история расселения человека. Основные особенности размещения населения. Плотность населения и отличия. Урбанизация. Миграции населения, их критерии и виды.

Человечество – мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Понятие об этносе. Этнические процессы в современном мире. Классификация народов мира по языковому принципу.

Современная география религий. Уровень и качество жизни населения. Основные показатели уровня жизни населения Богатые и бедные страны мира. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как показатель качества жизни населения.

Тема 4. География мирового хозяйства (12 ч)

Особенности развития современного мирового хозяйства. Факторы размещения хозяйства. Страны мира во всемирном хозяйстве. ВВП. Мировое аграрное производство. Горнодобывающая промышленность мира. Обрабатывающая промышленность мира. Непроизводственная сфера. Главные виды деловых и потребительских услуг. Мировая транспортная система. Современная информационная экономика. Современные мирохозяйственные связи. МГРТ. Внешняя торговля товарами. Главные торговые потоки. Международные финансовые отношения. География мировой валютной торговли. Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Основные туристические потоки.

В результате изучения раздела ученик должен:

Знать:

-методы географических исследований

-географию размещения основных природных ресурсов;

- типы воспроизводства населения и их особенности;

виды и направления международных миграций;

структуру и состав населения мира;

темпы, уровень и формы урбанизации;

НТР, МГРТ и мировое хозяйство; факторы размещения,

отрасли международной специализации и формы ВЭО.

Уметь:

- читать и анализировать тематические геокарты и картосхемы, статистические таблицы;

- объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и хозяйств отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.



Раздел. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА (22 ч)

Тема 1. Политическая карта мира (4 ч)

Общая характеристика регионов и стран мира. Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света. Место регионов в современном мире.

Геополитический образ мира. Понятие о геополитике, составляющие геополитики. Сферы геополитических интересов. Политическая география как ветвь географической науки.

Многообразие стран мира. Политическая карта как «Политический портрет мира», ее особенности. Государственное устройство стран мира: формы правления и территориально-государственное устройство.

Тема 2. Зарубежная Европа (4 ч)

Зарубежная Европа в современном мире. Историко-географические особенности формирования европейского экономического пространства. Внутренние географические различия Зарубежной Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Южная Европа, Восточная Европа.

Тема 3. Зарубежная Азия (6 ч)

Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы. Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии и проблемы его использования.

Высокая степень территориальной концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран. Азиатский тип населения. Зарубежная Азия в современном мире. Специфика положения Зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Географическое пространство Зарубежной Азии. Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия. Азиатские страны СНГ.

Тема 4. Америка (4 ч)

География доколумбовой Америки. Древнейшее население Америки – индейцы, их языки и традиционные виды хозяйства. Хозяйственное развитие Америки в эпоху колонизации. Новое население Америки. География культур современной Америки. Культурно-географический субрегион. Пространственный рисунок США. Индустриализация в Латинской Америке. Интеграционные процессы в Америке. Мезоамерика – территория на стыке двух Америк. Америка в современном мире.

Тема 5. Африка (2 ч)

Географическая история Африки. Африка в современном мире. Географическая специфика Африки. Пространственный рисунок размещения хозяйства. Главные районы концентрации промышленности. ЮАР – крупнейшая экономическая держава континента. Ведущая роль Южной Африки в экономике Африки.

Тема 6. Австралия и Океания (2 ч)

Австралия и Океания в современном мире. Заселение Австралии и Океании. Специализация хозяйства . Географическая специфика Австралии и Океании. Особенности географического положения региона - переферия Южного полушария. Уникальный состав региона: страна-материк и мир многочисленных островов Океании.

Тема 7. Россия в современном мире (4 ч)

Геополитическое положение России. Россия – евразийская страна. Геополитическое положение. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потенциал России.

Россия в мировой экономике. Масштабы и уровень развития российского хозяйства. Место России в системе международных экономических отношений. Структура и география внешней торговли России. Конкурентные преимущества и недостатки российского хозяйства. Россия и мир в начале 21века.

В результате изучения раздела ученик должен:

Знать:

- основные понятия и представления: историко-культурные и историко-географические регионы мира, материальные и культурные различия территорий, специфические черты географии и хозяйства отдельных стран и регионов

- регионы и страны мира; понятие о географическом регионе; основные варианты регионального деления мира

- особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран мира

Уметь:

-читать и анализировать комплексные карты

- использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач

- составлять комплексные экономико-географические характеристики стран и регионов мир

Раздел. НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4 ч)

Глобальные проблемы современности. Понятие о глобальных проблемах, их классификация. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли

В результате изучения раздела ученик должен:

Знать:

-классификацию глобальных проблем;

-суть, причины возникновения, географию и пути решения основных глобальных проблем;

- роль географии в решении глобальных проблем; стратегию устойчивого развития мира.

Уметь:

- читать и анализировать комплексные карты, использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения глобальных проблем.

Учебно-методический комплекc:

1. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М., Просвещение, 2008.

2. Географический атлас: 10 класс. – М., 2010.

3. Контурные карты по географии: 10 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература

1. И.И. Баринова. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.

2. В.А. Горбанев. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.

3. А.Г. Исаченко. География в современном мире, М.: Просвещение, 2005.

4. В.П. Максаковский., Н.Н. Петрова. Физическая и экономическая география мира. Готовимся к экзамену по географии. М.: Рольф, Айреис-пресс, 1998.

5. В.П. Максаковский. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М.: Просвещение, 2000.

6. И.А. Родионова. Политическая карта мира. Московский лицей, 2002.

7. Варианты экзаменационных вопросов и заданий по географии для поступающих в вузы / В.Б. Пятунин, О.А. Петрусюк, М.С. Смирнова. М.: Дрофа, 1999.

8. И.В. Колесник. Тесты по экономической и социальной географии зарубежных стран. 10 класс. Саратов: «Лицей», 1999.

9. А.С. Кусков, Л.В. Макарцева. География: Подготовка к государственному централизованному тестированию. Саратов: «Лицей», 2004.

10. В.Л. Лиознер. Новые тесты по географии. 10 класс. М.: Дрофа, 2002.

11. И.А. Родионова, Т.М. Бунакова. Пособие по географии. Тесты по экономической географии. Московский лицей, 1999.

12. В.П.Бондарев, М.О. Полякова. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. М.: «Издательство «Экзамен», 2002.

13. Т.М. Бунакова, И.А. Родионова. Пособие по географии для поступающих в вузы. Тесты по социально-экономической географии. М.: «Уникум – центр», 2000.

14. А.П. Кузнецов. Школьный практикум. География. Население и хозяйство мира. 10 класс. М.: Дрофа, 1998.

15. Л.В. Макарцева. География. 10 класс. Проверочные работы. Саратов: «Лицей», 2004.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!