Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе:
-
Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2).
-
Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
-
Основной образовательной программы среднего (полного) образования НОЧУ православной гимназии «Светоч»;
-
Примерной программой по географии под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельева
-
Авторской программой по географии под редакцией В.Н. Сиротина
-
Положения о рабочей программе НОЧУ православной гимназии «Светоч»;
-
Учебного плана НОЧУ православной гимназии «Светоч» на 2019-2020 учебный год;
Федерального перечня учебников №253 от 31.03.2014
Рабочая программа составлена и реализуется на основе учебника «География. Современный мир. 11 класс» базовй уровень автор Гладкий Ю. Н., Николина В. В., издательство Москва « Просвещение»2016 г. Учебник соответствует обязательному минимуму, содержания среднего общего образования и включен в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в 2019-2020 учебном году, утвержденный приказом Министерства образования № 253 от 31 марта 2014 года.
Место предмета учебном плане
В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом гимназии на изучение географии отводится 1час (33 учебных недели) 33 часа в год. Предмет география входит в образовательную область «Обществознание».
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у выпускников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Знать и объяснять: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
-
географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
-
географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
-
уметь
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
-
сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
-
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание программы.
Раздел. Регионы и страны мира (28 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Практические работы
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики, международных связей. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
.Раздел. Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества (5 час)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
Учебно – тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов | Форма контроля |
1 | Регионы и страны. | 28 | 1) Практическая работа № 1«Составление характеристики Канады». 2) Практическая работа № 2 «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии». 3) Практическая работа № 3 «Составление картосхемы, отражающей международные связи Австралийского Союза» 4) Практическая работа № 4 «Составление сравнительной характеристики туристических регионов мира». Обобщение по теме: «Западная Европа». Обобщение по теме: «Постсоветский регион». Обобщение по теме «Зарубежная Азия». |
2 | Глобальные проблемы человечества. | 5 | |
| Итого | 33 | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата по плану | Дата по факту |
| Тема 1. Регионы и страны. ( 28 ч.) | | | |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Культурно – исторические регионы мира. | Выявление особенностей культурно – исторических регионов. Соотношение центров экономической мощи в начале ХХ века. | 06. 09 | |
2. | Соединенные Штаты Америки. Территория, географическое положение. Природные условия и ресурсы. | Составление характеристики США по картам атласа. Выявление особенностей географического положения, природных условий и ресурсов, государственный строй, особенностей населения. | 13.09 | |
3. | Соединенные Штаты Америки. Экономика. | Выявление особенностей экономики США – витрины рыночной экономики. Внешнеэкономические связи. | 20.09 | |
4. | Соединенные Штаты Америки. Внутренние различия. | Составление характеристики США по картам атласа. Внутренние различия. | 27.09 | |
5. | Канада. Географическое положение, природные условия и ресурсы. «Составление характеристики Канады». Практическая работа. | Выявление особенностей территории и особенностей развития экономики Канады. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории Выявление по картам атласа особенностей. | 04.10 | |
6. | Латинская Америка. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | Оценка отдельных стран Латинской Америки, их демографической ситуации, уровня урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран Латинской Америки; в виде таблицы, картосхем, диаграмм, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | 11.10 | |
7. | Латинская Америка. Карибский регион. Регионы. | Сравнительная характеристика регионов Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран и особенности их развития. | 18.10 | |
8. | Западная Европа. | Составление комплексной географической характеристики стран Западной Европы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. | 25.10 | |
9. | Германия. | Составление комплексной географической характеристики Германии. | 01.11 | |
10. | Великобритания. | Составление комплексной географической характеристики Великобритании. | 15.11 | |
11. | Франция. | Составление комплексной географической характеристики Франции | 22.11 | |
12. | Италия. | Составление комплексной географической характеристики Италии. | 29.11 | |
13. | Обобщение по теме: «Западная Европа».Тест | Систематизация знаний о регионе Западная Европа. | 06.12 | |
14. | Центрально – Восточная Европа. | Составление комплексной географической характеристики стран Центрально-Восточной Европы. | 13.12 | |
15. | Постсоветский регион. Сравнение экономической мощи. | Выявление особенностей и проблем развития постсоветских регионов | 20.12 | |
16. | Постсоветский регион. Центрально - евразийский регион | Выявление особенностей и проблем развития постсоветских регионов | 27.12 | |
17. | Инструктаж по ТБ. Обобщение по теме: «Постсоветский регион». | Систематизация знаний о Постсоветском регионе | 10.01 | |
18. | Зарубежная Азия. | Составление комплексной географической характеристики стран Зарубежной Азии. | 17.01 | |
19. | Китайская Народная Республика | Составление комплексной географической характеристики КНР. | 24.01 | |
20 | Япония.«Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии». Практическая работа | Составление комплексной географической характеристики Японии. | 31.01 | |
21. | Юго – Восточная Азия. | Составление комплексной географической характеристики стран Юго-Восточной Азии | 07.02 | |
22. | Южная Азия. | Составление комплексной географической характеристики стран Южной Азии. | 14.02 | |
23. | Обобщение по теме «Зарубежная Азия». | Систематизация знаний о регионе Зарубежная Азия. | 21.02 | |
24. | Юго – Западная Азия и Северная Африка. | Составление комплексной географической характеристики стран Юго -Западной Азии и Северной Африки. | 28.02 | |
25. | Тропическая Африка и ЮАР. | Составление комплексной географической характеристики стран Тропической Африки и ЮАР. Выявление особенностей населения и хозяйства Тропической Африки и ЮАР. | 13.03 | |
26. | Обобщение по теме: «Африка». | Систематизация знаний о регионе Африка. | 20.03 | |
27. | Австралия и Океания. «Составление картосхемы отражающей международные связи Австралийского Союза». Практическая работа | Составление комплексной географической характеристики Австралии и Океании. Выявление международных экономических связей Австралийского Союза. | 27.03 | |
28. | «Составление сравнительной характеристики туристических регионов мира». Практическая работа | Выявление природных и географических особенностей зарубежных стран, их культурных достопримечательностей. Сравнительная характеристика различных регионов. | 03.04 | |
| Тема 2. Глобальные проблемы человечества (5 ч). | | | |
29. | Глобальные проблемы человечества. | Систематизация глобальных проблем человечества. Участие географии в изучении глобальных проблем. | 10.04 | |
30. | Отсталость, голод, болезни. | Выявление проблем голода, болезней, отсталости в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира. | 01.05 | |
31. | Энергетическая и сырьевая проблемы. | Выявление энергетической и сырьевой проблем в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира. | 08.05 | |
32. | Экологическая проблема. | Выявление экологических ситуаций в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира. | 15.05 | |
33. | География и глобальная проблема здоровья человека. | Выявление сути глобальной проблемы здоровья человека. Пути решения проблемы. | 22.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
-
Учебник «География. Современный мир.11 класс» автор Гладкий Ю. Н., Николина В. В., издательство Москва « Просвещение»2016 г.
-
Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2019
-
Контурные карты. 10 класс.-М., Дрофа, 2019
5