СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-9 класс»

Рабочая программа учебного курса географии для 5-9 классов составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010г №1897;

- авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина,А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М : Просвещение, 2013.



УМК:

5 – 6 классы

1.Академический школьный учебник. География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2014. А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.

2.Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы «Полярная звезда».

3. География Земли. 5-6 классы: тетрадь для практических работ/ А.В. Супрычёв, А.Л. Григоренко, Н.В. Григоренко.- М.: Изд-во «Вако», 2019.- 40с., карты.

7 класс

1.Академический школьный учебник. География. 7кл М.: Просвещение, 2015. А.И.Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.

2.Электронное приложение к учебнику. География. 7 класс «Полярная звезда».

3. География Земли. 7 класс: тетрадь для практических работ/ А.В. Супрычёв, А.Л. Григоренко, Н.В. Григоренко.- М.: Изд-во «Вако», 2019.- 48с., карты.

8 класс

1.Академический школьный учебник. География. 8кл М.: Просвещение, 2015. А.И.Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.

2.Электронное приложение к учебнику. География. 8 класс «Полярная звезда».

3. География России. 8 класс: тетрадь для практических работ/ А.В. Супрычёв, А.Л. Григоренко, Н.В. Григоренко.- М.: Изд-во «Вако», 2019.- 40с., карты.

9 класс

1.Академический школьный учебник. География. 9 класс М.: Просвещение, 2015. А.И.Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.

2. География России. 9 класс: тетрадь для практических работ/ А.В. Супрычёв, А.Л. Григоренко, Н.В. Григоренко.- М.: Изд-во «Вако», 2019.- 40с., карты.







Планируемые результаты



Личностным результатомобучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1)воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлеж-ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных техно-логий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлениив общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результатамиосвоения основнойобразовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничатьвзаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатамиосвоения основной образовательной программы по географии являются:

1)формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметрововладение основами картографической грамотности

5) использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8)создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



Требования к результатам

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

•  по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчёты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.



География России

Раздел 5. Особенности географического положе­ния России

Географическое положение России. Территория и аква­тория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положе­нием других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, дек­ретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разных истори­ческих этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнооб­разие. Федеральные округа.

Раздел 6. Природа России

Природные условия и ресурсы России. Природные усло­вия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рацио­нального использования природных ресурсов. Основные ре­сурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископае­мые. Основные этапы формирования земной коры на терри­тории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы релье­фа и особенности их распространения на территории России.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископае­мых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формиро­вание рельефа. Современные процессы, формирующие рель­еф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и пробле­мы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, опреде­ляющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения сол­нечной радиации, средних температур января и июля, годо­вого количества осадков, испаряемости по территории стра­ны. Климатические пояса и типы климатов России. Опреде­ление по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, спо­собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории стра­ны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка ос­новных климатических показателей одного из регионов стра­ны для характеристики условий жизни и хозяйственной дея­тельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Ме­тоды изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и клима­том. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явле­ния, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, се­ли), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и раз­витии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подзем­ные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение за­кономерностей размещения разных видов вод суши и свя­занных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами круп­ных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компо­нент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение ос­новных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использо­вания. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ре­сурсы. Растительный и животный мир России: видовое раз­нообразие, факторы, его определяющие. Составление прогно­за изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комп­лекса. Биологические ресурсы, их рациональное использова­ние. Меры по охране растительного и животного мира. Рас­тительный и животный мир своего региона и своей мест­ности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пус­тынь. Анализ физической карты и карт компонентов приро­ды для установления взаимосвязей между ними в разных при­родных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологичес­кие проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Все­мирного природного наследия.

Раздел 7. Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения чис­ленности населения России и ее отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в Рос­сии и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональ­ное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности на­родов России. Определение по карте особенностей размеще­ния народов России, сопоставление с политико-администра­тивным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных от­ношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географи­ческие особенности размещения населения: их обусловлен­ность природными, историческими и социально-экономичес­кими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломе­рации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельс­кие поселения. Определение и сравнение показателей соот­ношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономернос­тей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миг­рации на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах разви­тия страны. Определение по статистическим материалам по­казателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное насе­ление России. Неравномерность распределения трудоспособ­ного населения по территории страны. Географические раз­личия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Раздел 8. Хозяйство России

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хо­зяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производствен­ного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севе­ра, их особенности и проблемы. Условия и факторы разме­щения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перс­пективных районов добычи, систем трубопроводов. Электро­энергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео­графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и метал­лоемкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения пред­приятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значе­ние в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Геогра­фия важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружаю­щей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатыва­ющие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружа­ющей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земле­делие и животноводство: география основных отраслей. Опре­деление по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пище­вая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших от­раслей: основные районы и центры. Пищевая промышлен­ность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружа­ющей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав,

место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значе­ние в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне разви­тия и качестве жизни населения.

Раздел 9. Районы России

Природно-хозяйственное районирование России. Прин­ципы и виды природно-хозяйственного районирования стра­ны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Рос­сия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особен­ности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологи­ческое строение и рельеф, климат, природные зоны, природ­ные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и мигра­ции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономичес­ком развитии страны. География важнейших отраслей хозяй­ства, особенности его территориальной организации. Геогра­фические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического по­ложения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий реги­она.

Раздел 10. Россия в современном мире

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.



Содержание учебного предмета

Основная цель курса «География. Начальный курс», «Материки, океаны и страны» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе;

- развивать познавательный интерес учащихся 5-6, 7 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Изменение в программе

Введение -1 час, Развитие географических знаний о Земле 6, Земля-планета Солнечной системы5, План и карта 9, Литосфера- твёрдая оболочка Земли- 10. Повторение -3 часа.

в 6 классе –из 5 часов резерва предусмотренных авторской программой- 1 час взят на тему введение(повторение), 1 час добавлен в тему: «Гидросфера» 12ч. (вместо 11 по авторской программе), 2 часа в тему « Атмосфера» (вместо 10 часов по авторской программе), тема «Географическая оболочка» сокращёна на 1 час -5 часов (вместо 6 по авторской программе),1 час повторение.

в 7 классе – 10 часов резервного времени распределено следующим образом -1 час добавлен к теме «Природные комплексы и регионы» на усиление темы «Океаны», 7 часов на усиление темы «Материки и страны», 2 часа повторение.

Часы распределены с учётом праздничных дней и 34 учебных недель.

8 класс

12 часов резервное время, из которых 8 часов были взяты на расширение тем 3 часа на тему «природа»; 2 часа на тему «хозяйство»; 2 часа на тему «природно-хозяйственные зоны», 1 час на тему «Наше наследие». 4 часа на повторение в конце учебного года.



9 класс

Авторская программа курса предусматривает 70 часов, но т.к. по годовому календарному учебному графику школы учебный год рассчитан на 34 учебные недели, программа составлена на 68 часов.

Из резервных 10 часов были взяты часы для усиления тем Европейский Север, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье, Урал, Дальний Восток по 1 часу (5 часов), 3 часа - повторение.







5 класс 34 ч. (1 час в неделю).

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.

Что такое география? Почему необходимо изучать географию? Объекты изучения географии. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Раздел I. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – 20 ч.

Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ — 6 ч.

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Путешествие Марко Поло. Древние путешествия арабов. Глобус М. Бехайма. Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Португальские мореплаватели (Г. Мореплаватель).

Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки, португальские мореплаватели: Б. Диаш и Васко да Гама. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Значение великих географических открытий.

Географические открытия в ХVII–XIX вв. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования Антарктиды, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.

Практические работы: 1. Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».

Тема 2. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ — 5 ч.

Мы во Вселенной Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты.

Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.

Практические работы: 2. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

Тема №3. ПЛАН И КАРТА —9ч.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,

географическая карта. Ориентирование. Компас и азимут.

Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Определение направлений и измерение расстояний на местности.

Различные способы съемки местности. Составление описания маршрута по плану местности.

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Определение абсолютной и относительной высоты местности.

Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Параллели и меридианы. Градусная сетка и географические координаты.

Практические работы: 3. Определение различных способов ориентирования на местности. 4. Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба. 5. Составление плана местности. 6. Определение географических координат по географической карте. 7. Определение положения объектов относительно друг друга, направлений и расстояний, высот и глубин по картам.

Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК – 10 ч.

Тема 1. ЛИТОСФЕРА — 10 ч.

Внутреннее строение Земли. Понятие “ литосфера ”, “ земная кора”. Типы земной коры. Литосферные плиты и их движение.

Минералы и горные породы. Классификация горных пород по происхождению. Полезные ископаемые.

Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения.

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по происхождению, внешнему виду и высоте. Крупнейшие горы и равнины мира.

Внешние силы, изменяющие рельеф: выветривание, действие силы тяжести, деятельность поверхностных и подземных вод, ветра, ледников, человека.

Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.

Практические работы: 9.Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа (в течение изучения темы). 10. Описание элементов рельефа.

Повторение - 3 ч.



6 класс, 68 ч. (2 часа в неделю)

Повторение (2ч)

География – наука о природе Земли. Повторение правил работы с источниками географических знаний и с контурными картами. Повторение основных положений по темам “План и карта”, “Земля – планета солнечной системы”, “Литосфера”.


Тема 1. Гидросфера- водная оболочка Земли (11+15=26ч)

Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Мировой круговорот воды и роль воды в природе.

Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость.

Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Жизнь в океане.

Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек.

Озера и их виды. Водохранилища. Болота. Подземные воды и их особенности. Значение и охрана подземных вод.

Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение и охрана ледников.

Человек и гидросфера. Загрязнение воды.

Практические работы:

1. «Обозначение на контурной карте гидрологических объектов (в течение изучения темы)».

2. «Описание океана на основе анализа географических карт»

3. «Сравнение двух рек (России или мира) по заданным признакам».

4. «Характеристика одного из крупнейших озер России по плану».


Тема 2. Атмосфера –воздушная оболочка Земли (10+15=25ч)

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы.

Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Средние температуры. Амплитуда температур. Изменение температуры воздуха с высотой.

Влажность воздуха. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки, их виды. Распределение влаги на поверхности Земли.

Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли и с высотой. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Роза ветров. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды. Причины изменения погоды. Метеорологические приборы. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе. Прогноз погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Климатические пояса Земли.

Решение практических задач на определение изменений элементов погоды.

Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков,

розы ветров и описание погоды своей местности.

Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.

Практические работы:

5. «Ведение дневника погоды. Работа с метеорологическими приборами. (в течение изучения темы “Атмосфера”)».

6. «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».

7. «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности».

8. «Описание погоды своей местности»


Тема 3. Биосфера- живая оболочка Земли (5+1=6ч)

Биосфера — оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Живые организмы на суше. Проблемы биосферы. Охрана биосферы.

Почва: понятие, состав, строение. Типы почв Охрана почв. Плодородие важнейшее свойство почвы. В.В. Докучаев- основатель науки о почвах – почвоведение.

Человек-часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.


Тема 4. Географическая оболочка Земли(5+1=6ч)

Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей.

Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность.

Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Географическая оболочка как окружающая человека среда

Природные зоны Земли. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры, лесотундра, леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса, степи и саванны, пустыни и полупустыни. Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов. Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Практические работы:

9 .«Описание природного комплекса своей местности».

10. «Составление список иинтернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности»

Повторение 3ч.

7 класс, 68 ч. (2 часа в неделю)

Тема 1. Источники географической информации  (3 ч)

Что и как изучают в курсе география материков и океанов. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятель­ности человека. Практическое значение географиче­ских знаний. Многообразие источников географиче­ской информации. Географические карты: картографические проекции, способы изображения, условные знаки.

Тема 2.  Население Земли  ( 4ч)

Понятие «этнос». Отличительные черты народов, их признаки. Самые распространённые языковые семьи. Мировые религии. Национальные религии.

Города и сельские поселения, их отличия. Городские агломерации.

Размещение населения на земном шаре. Изменение численности населения Земли. Страны мира их различие- величина территории, численность населения, уровень экономического развития. Различие государств по форме правления. Сотрудничество стран.

Практическая работа№1

«Обозначения на контурной карте крупнейших стран мира по площади и численности населения».

Тема 3. Природа Земли. (12 ч)

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Движение литосферных плит. Теория А.Вегенера. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Соотношение земной коры и рельефа Земли.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.

Практическая работа№2

«Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом».

Зависимость температуры от географической широты. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воей­ков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.

Практическая работа№3.

«Определение климатических поясов и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов».

Мировой океан — главная часть гидросферы. Единство вод Земли. Океанические течения. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные систе­мы мира, ледники на Земле, многообразие озер); под­земные воды.

Разнообразие живых организмов на планете. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества. Разнообразие почв на планете, география почв. Факторы почвообразования

Тема 4. Природные комплексы и регионы (7 ч)

Природная зона. Гео­графическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон. Смена природных зон на земном шаре.

 ОКЕАНЫ

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло­жение. Основные этапы исследования природы оке­ана. Особенности природы океана, природные богат­ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Практическая работа №4

«Cоставление комплексной характеристики одного из океанов ( на выбор)»

 Материки.

Понятие материки и части света. Их общие и отличительные черты. Международные организации. Цель их создания.

Материки и страны (39 час)

Евразия(12ч)

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Практическая работа №5

«Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Евразии».

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия.



Практическая работа №6

«Определение отличий климатических областей умеренного пояса Евразии на основе анализа климатических карт и климатограмм».

АФРИКА(9ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых. Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.

Практическая работа №7

«Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Африки»

 Австралия и Океания (3ч)

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы№8 «Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Австралии»

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.

Антарктида(3ч.)

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен­та. Современные исследования материка.

Практические работы№9 «Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Антарктиды»

 Южная Америка (6ч.)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Практическая работа №10

«Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Южной Америки»

Практическая работа №11

«Разработка туристического маршрута по Южной Америке с использованием различных источников географической информации»

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воз­действия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.



Северная Америка(6ч.)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа №12

«Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Северной Америки»

Практическая работа №13

«Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки (по выбору в виде презентации или описания)».

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.

Повторение - 3 час



8 класс 68 ч.(2 часа в неделю)


Тема 1. Россия в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Госу­дарственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Мест­ное время. Поясное время. Декретное время. Летнее вре­мя. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Гео­графический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. 
Формирование территории России. Заселение террито­рии России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практические работы№1. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.

Практическая работа №2. Решение задач по определению поясного времени для различных регионов России.

Тема 2. Россияне (10 ч) 
Население России. Воспроизводство населения. Естест­венный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства

Численность населения. Темпы роста численности насе­ления. Демографический кризис.

Демографические поте­ри. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демо­графическая ситуация. Половозрастная структура населе­ния России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. Экономически активное население.

Безработные. Тру­довые ресурсы родного края. Рынок труда родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России.

Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа.

Значение русского языка для народов России. Ре­лигии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения.

Плот­ность населения России. Роль крупных городов в размеще­нии населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружа­ющую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практические работы №3. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации.

Тема 3. Природа (17+3 ч)
Рельеф.
История развития земной коры. Геологическое лето­счисление. Геохронологическая шкала. Эра.

Эпоха склад­чатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с текто­ническим строением территории

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия.

Оледенение. Мно­голетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ис­копаемых.

Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практические работы

4.Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

5. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Пря­мая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиа­ционный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли.

Изменение солнечной радиации по сезо­нам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмо­сферный фронт.

Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положе­ния. Климатические особенности зимнего и летнего сезо­нов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Клима­тические особенности России. Климат своего региона.

Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь

человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяй­ство.

Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажне­ния. Учет климатических условий в жилищном строитель­стве. Неблагоприятные климатические явления.
Моря России.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Ат­лантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком.

Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.
Внутренние воды.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток.

Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупней­шие реки России.

Использование рек в хозяйственной де­ятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота.

Распространение болот. Верхо­вые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды.

Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Лед­ники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни

общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Практическая работа №6.Нанесение на контурную карту основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей рек.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от гор­ной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы.

Рациональное ис­пользование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (6 +2ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специа­лизация сельского хозяйства.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Особенности географического поло­жения. Климат. Растительный и животный мир.

Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов. Россия — лесная держава.

Особенности та­ежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны сме­шанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ре­сурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь.

Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жите­лей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир.

Степень освоенности зоны. Высотная пояс­ность. Особенности жизни и хозяйства в горах.


Практические работы№7.Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон страны.

Тема 5. Хозяйство (15+2 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства.

Территориальное разделение труда. Понятия «отрасль хозяйства» и «меж­отраслевой комплекс».
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратье­ва». Особенности хозяйства России.

Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий.

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности.

Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны.

Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности раз­мещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности.

Экологические проблемы отрасли и пути их решения.


Практические работы № 8.Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа, нефте- и газапроводов.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций,

энергосистема. Разме­щение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы

электроэнергетики. Основные источники за­грязнения окружающей среды.
Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факто­ров, влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве

страны. Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии. Типы предприятий.

Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического произ­водства на состояние окружающей среды и здоровье чело­века.


Практические работы №9. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд чёрных и цветных металлов.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения.

Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы раз­вития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практические работы №10. Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России.


Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хо­зяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической про­мышленности с другими отраслями промышленности.

Воздействие химичес­кой промышленности на окружающую среду. Пути реше­ния экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России.

Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Цел­люлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопро­мышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы Рос­сии. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры.

Районы возделыва­ния технических культур. Животноводство. Особенности животноводства России.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями. Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности.

Проблемы легкой промышленности.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль.

Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты.

Внутригородской транспорт. Сме­на транспортной парадигмы в России.

Взаимосвязь раз­личных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.


Практические работы №11.Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России.


Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды ус­луг. Территориальная организация сферы

обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельс­кой местности.

Территориальная система обслуживания.


Тема 6. Наше наследие (4+1 ч)
Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.

 Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Террито­риальный комплекс.

Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.

Экологическая ситуация. Ви­ды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни».

Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Повторение 4 часа.



9 класс 68ч. (2 часа в неделю)

Регионы России (12 ч)

 Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  

Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.

Практическая работа №1

«Определение положительных и отрицательных черт географического положения России»

Практическая работа №2

«Обозначение на контурной карте, элементов районирования России»

Практическая работа №3

«Составление комплексной физико-географической характеристики крупных природных регионов России»

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ 36ч. (32+4 ч)

Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.

Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.  Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Практическая работа №4

«Составление сравнительной характеристики экономических районов Центральной России»

 Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

 Практическая работа №5

Составление характеристики одного из крупнейших городов России ( Москва, Санкт-Петербург) ( по выбору в виде презентации или описания).

Тема 3. Европейский Север (4+1=5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Практическая работа №6

«Составление комплексной характеристики лесной промышленности Европейского Севера»

Тема 4.  Европейский Юг (4+1=5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Практическая работа №7

«Нанесение на контурную карту размещения основных с/х культур Европейского Юга России»

Тема 5. Поволжье (4+1=5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Практическая работа №8

«Составление характеристики одной из ведущих отраслей промышленности Поволжья»

Тема 6. Урал (5+1=6 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Практическая работа №9

«Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе»

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (12 ч)

Тема 7. Сибирь (7 ч)

 Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

 Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа №10

«Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири»

Тема 8. Дальний Восток (4+1=5ч)

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Заключение (5 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Практическая работа №11 «Анализ внешнеэкономических связей России»

Повторение -3 часа





























Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Практических работ


5 класс

1

Введение

1

День посвященный науки и техники.

-

2

Развитие географических знаний о Земле

6

280 лет со дня рождения П.С.Палласа.

1

3

Земля – планета Солнечной системы

5

Всемирный День Земли.

1

4

План и карта

9

День государственной символики Республики Крым (Герба и флага)

5

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

10

Полярный дрейф: как идет экспедиция Федора Конюхова на Северном полюсе

2


Повторение

3




Итого:

34


10


6 класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Практических работ

1

Введение

2

День науки и техники.

-

2

Гидросфера – водная оболочка Земли

26

Международный день воды.

4

3

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

25

Международный день чистого воздуха.

4

4

Биосфера – живая оболочка Земли

6

Международный день Красной Книги.

-

5

Географическая оболочка Земли

6

Международный день леса. День моря.

2


Повторение

3


-


Итого:

68


10


7 класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Практических работ

1

Источники географической информации

3

День работников геодезии и картографии


2

Население Земли

4

Международный День родного языка.

1

3

Природа Земли

12

Международный День Земли.

2

4

Природные комплексы и регионы

7

Великие географические открытия

1

5

Материки и страны

39

День открытия Америки, Австралии, Антарктиды.

9


Повторение

3




Итого:

68


13


8 класс

п/п

Тема

Количество часов

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Практические работы

1

Тема 1. Россия в мире

4

День Народного Единства

2

2

Тема 2. Россияне

10

День дружбы и единения славян.

1

3

Тема 3. Природа

17+3=20

Всемирный День Земли.

3

4

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны

6+2=8

Всемирный день дикой природы.

1

5

Тема 5. Хозяйство

15+2=17

Всемирный День водных ресурсов.

4

6

Тема 6. Наше наследие

4+1=5

День Балтийского моря..День Черного моря.



Повторение

4




Итого:



68




11


9 класс

п/п

Тема

Количество часов

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Практические работы

1

Регионы России

12ч

Всемирный День Земли.

3

2

Европейская Россия

32+4=36 ч

День солидарности в борьбе с терроризмом.


3

Тема №1 Центральная Россия

10 ч.

День народного единства.

1

4

Тема №2 Северо-Запад

5 ч.

День государственного флага Р.Ф.

1

5

Тема №3. Европейский Север

4+1=5 ч

Более 200 лет открытия и освоения Арктики.

1

6

Тема №4. Европейский Юг (Северный Кавказ)

4+1=5 ч

День воссоединения Крыма к России

1

7

Тема №5 Поволжье

4+1=5 ч

День реки Волги

1

8

Тема №6 Урал

5+1=6 ч

День реки Урал.

1

9

Азиатская Россия

11+1=12ч.

Международный День соседей.


10

Тема №7 Сибирь

7ч.

День Сибири.

1

11

Тема №8 Дальний Восток

4+1=5ч

Международный День защиты природы.



Заключение. Место России в мире

.

День Черного моря.

1


Повторение




Итого:

68


11



28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!