СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-9 классы ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-9 классы ФГОС»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Старотавларво




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО Заместитель директора Директор школы

__________ ______ Г.Ф. Шаймуратова _____Р.И. Багаутдинова

Протокол № ____ ______________ Приказ № ________

от ____________ от _______________










Рабочая программа

основное общее образование

предметная область: общественно-научные предметы

учебный предмет: география

срок реализации :5 лет



Планирование составлено на основе авторской программы «Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева», М., Дрофа, 2015 г., в соответствии с ФГОС, ООП ООО МОБУ СОШ с. Старотавларово МР Буздякский район РБ от 30.08.21






Составитель программы : учитель географии

Шаймуратова Гульчира Фаритовна




СОДЕРЖАНИЕ



1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»


2. Содержание учебного предмета


3. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности






1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «география» направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Предметные

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

  • Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Выпускник получит возможность:

Раздел 1. Источники географической информации

Выпускник научится:

Выпускник научится:

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам РБ разного содержания и по географическому атласу РБ;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их проявления на территории республики (своей местности);

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Население Земли

Выпускник научится:

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

сравнивать особенности населения России и своей республики;

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчёты демографических показателей;

проводить расчёты демографических показателей на примере республики и своего района;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

объяснять особенности природы, хозяйства и общества на основе анализа геральдики стран, России, Башкортостана, городов и районов республики.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

• различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

оценивать воздействие географического положения РБ на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.


Природа России

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

сравнивать особенности природы физико-географических районов РБ;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами территории РБ;

оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду Башкортостана;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

анализировать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения, факторы размещения, этнический и языковой состав населения РБ;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

определять индекс развития человеческого потенциала в РБ по различным источникам информации;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

использовать знания о демографических процессах для решения социально-экономических задач в Республике Башкортостан.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории РБ;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства РБ;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства экономических под- районов РБ;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов;

оценивать регионы Башкортостана с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения РБ с показателями других субъектов России;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве;

оценивать место и роль Башкортостана в России и в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развития России;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития Башкортостана.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»


1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е.Савельева).

2. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л.Е.Савельева).

3. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов,

Л. Е. Савельева).

4. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.


УМК «География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»


1. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.

Учебник (авторы И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев).

2. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Рабочая тетрадь

(автор И. В. Душина).

3. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Электронное приложение.


УМК «География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс»


1. География России. Природа, население, хозяйство.8 класс. Учебник (авторы

В. П. Дронов, И. И. Баринова,В. Я. Ром).

2. География России. Природа, население, хозяйство.8 класс. Рабочая тетрадь

(авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

3. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение.



УМК «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»


1. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник

(авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).

2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова,

В. П. Дронов).

3. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

4. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Электронное приложение.


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

ТАБЛИЦЫ по теме «Земля как планета» - 5 класс


1. Размеры Земли и Солнца.

2. Смена времен года.

3. Внутреннее строение Земли.

4. Эндогенные процессы.

5. Экзогенные процессы (1).

6. Экзогенные процессы (3).


ТАБЛИЦЫ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ 6 - 7 классов


1. Человеческие расы.

2. Строение Земли и земной коры.

3. Классификация горных пород.

4. Вулканизм и землетрясения.

5. Распределение солнечного света и тепла на Земле.

6. Постоянные ветры Земли.

7. Воздушные массы и климаты Земли.

8. Центры происхождения важнейших культурных растений.


ТАБЛИЦЫ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ 8 – 9 классов

1. Геохронологическая таблица.

2. Циклон и антициклон.

3. Классификация природных ресурсов.

4. Воспроизводство населения.

5. Миграции населения.

6. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

7. Отраслевая структура хозяйства России.

8. Факторы размещения промышленного производства.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ


Начальный курс географии – 6 класс

1. Физическая карта полушарий.

2. Карта Звёздного неба.

География материков и океанов – 7 класс

1. Великие географические открытия.

2. Строение земной коры. Полезные ископаемые.

3. Климатическая карта мира.

4. Климатические пояса и области мира.

5. Природные зоны мира.

6. Зоогеографическая карта мира.

7. Почвенная карта мира.

8. Физическая карта мира.

9. Африка. Физическая карта.

10. Австралия и Океания. Физическая карта.

11. Южная Америка. Физическая карта.

12. Мировой океан.

13. Антарктида. Комплексная карта.

14. Арктика. Физическая карта.

15. Северная Америка. Физическая карта.

16. Европа. Физическая карта.

17. Евразия. Физическая карта.


География России. Природа. Население. Хозяйство. – 8 класс


1. Российская Федерация

2. Физическая карта России

3. Геологическая карта России

4. Тектоника и минеральные ресурсы России

5. Климатическая карта России

6. Агроклиматическая карта России

7. Водные ресурсы России

8. Земельные ресурсы России

9. Почвенная карта России

10. Карта растительности России

11. Природные зоны России

12. Экологические проблемы России

13. Народы России

14. Религии народов России

15. Плотность населения России

16. Агропромышленный комплекс России

География России. Хозяйство и географические районы. – 9 класс

1. Топливная промышленность России

2. Электроэнергетика России

3. Чёрная и цветная металлургия России

4. Химическая и нефтехимическая промышленность России

5. Лесной комплекс России

6. Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность

России

7. Россия. Социально-экономическая карта

8. Европейский Север и Северо-Запад России. Физическая карта

9. Европейский Север и Северо-Запад России. Соц.-экон. карта

10. Центральная Россия. Физическая карта

11. Центральная Россия. Социально-экономическая карта

12. Европейский Юг России. Физическая карта

13. Европейский Юг России. Социально-экономическая карта

14. Поволжье. Физическая карта

15. Поволжье. Социально-экономическая карта

16. Урал. Физическая карта

17. Урал. Социально-экономическая карта

18. Западная Сибирь. Физическая карта

19. Западная Сибирь. Социально-экономическая карта

20. Восточная Сибирь. Физическая карта

21. Дальний Восток. Физическая карта

22. Восточная Сибирь и Дальний Восток. Соц.-эконом. карта


География. Землеведение. – 6 класс

1. План местности и условные знаки.

2. Топографическая карта.

3. Физическая карта полушарий.

Физическая карта полушарий (контурная).

4. Физическая карта России. Физическая карта России (контурная).


Страноведение. – 7 класс

1. Карта океанов. Природные зоны мира.

2. Почвенная карта мира.

3. Физическая карта мира.

4. Климатическая карта Африки.

5. Климатическая карта Австралии и Новой Зеландии.

6. Южная Америка. Физическая карта.

7. Климатическая карта Южной Америки.

8. Карта океанов.

9. Антарктика.

10. Арктика. Физическая карта.

11. Северная Америка. Физическая карта.

12. Природные зоны Северной Америки.

13. Евразия. Физическая карта.

14. Климатическая карта Евразии.


География России. Природа. Население. Хозяйство. - 8 класс

1. Агроклиматические ресурсы России.

2. Краснодарский край. Республика Адыгея. Физическая карта.

3. Краснодарский край. Республика Адыгея.


География России. Хозяйство и географические районы. - 9 класс

1. Российская Федерация. Политико-административная карта.

2. Россия. Федеральные округа.

3. Российская Федерация. Социально-экономическая карта.

4. Кавказ. Физическая карта.


Атлас. «География материков и океанов,7 класс». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016

Атлас:«Физическая география России, 8 класс». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016


Атлас:«Физическая география России, 9 класс». – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016



КОМПЛЕКТ ПОРТРЕТОВ ГЕОГРАФОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

1. АмеригоВеспуччи

2. Васко да Гама

3. Витус Беринг

4. Джеймс Кук

5. Давид Ливингстон

6. Марко Поло

7. Руаль Амундсен

8. Фернан Магеллан

9. Христофор Колумб

10. ФаддейФаддеевич Беллинсгаузен

11. Иван Федорович Крузенштерн

12. Михаил Петрович Лазарев

13. Юрий Фёдорович Лисянский

14. Николай Николаевич Миклухо-Маклай

15. Николай Михайлович Пржевальский

16. Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский



ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


1. Компьютер:

- Системный блок

- Монитор

- Активные колонки

- Сетевой фильтр

2. Мультимедийный проектор:

3. Средства коммуникации (выход в Интернет)

4. Экран (навесной, размеры 1,53 x 1,53 м)


МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

(диски CD-ROM )


1. Мультимедийная программа: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. География 6 класс

2. Мультимедийная программа: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. География 7 класс.

3. Мультимедийная программа: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. География 8

4. Мультимедийная программа: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. География 9


5. Мультимедиа учебник. География. Начальный курс. 6 класс.

Автор учебного материала: Петрова Н.Н.

Темы: - Земля – планета Солнечной системы

- Литосфера Земли

- Гидросфера Земли

- Атмосфера Земли

- Биосфера Земли

- Земля – планета людей

- Развитие географических знаний о Земле

- План и карта

6. Мультимедиа учебник. География. Наш дом–Земля. Материки,

океаны, народы и страны.7 класс. Авторы учебного материала:

Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.


Темы: Мир Океаны

- Географическая карта - Тихий

- Земля – часть Вселенной - Атлантический

- Литосфера и рельеф - Индийский

- Атмосфера и климат - Северный Ледовитый

- Гидросфера. Мировой океан.

- Географическая оболочка

- Земля – планета людей

Материки Страны

- Африка - Африка

- Океания - Австралийский Союз

- Австралия - Южная Америка

- Южная Америка - Северная Америка

- Северная Америка - Европа

- Антарктида - Азия

- Евразия


Eingana. Интерактивный 3-D атлас Земли.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


ФЦИОР http://fcior.edu.ru/


ЕК ЦОРhttp://school-collection.edu.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России




УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ПРИБОРЫ


1. Термометр метеорологический максимальный

2. Термометр стеклянный лабораторный

3. Барометр – анероид школьный БР-52

4. Компас школьный КШ-2 (учебный) (18 шт.)

5. Рулетка , 10 м x 25 мм (5 шт.)


ШКОЛЬНАЯ МЕТЕОСТАНЦИЯ


МОДЕЛИ

1. Демонстрационные:

- Политический глобус Земли, масштаб 1: 50 000 000 (1 шт.)

- Физический глобус Земли, масштаб 1: 50 000 000 (6 шт.)

- Физический глобус Земли, масштаб 1: 40 000 000 (1 шт.)


НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ


КОЛЛЕКЦИИ


1. Коллекция горных пород и минералов (часть 1).

2. Коллекция горных пород и минералов (часть 2).

3. Коллекция горных пород и минералов (часть 3).

4. Коллекция горных пород и минералов (часть 4).

5. Коллекция полезных ископаемых.

6. Минералы и горные породы (часть 1).

7. Минералы и горные породы (часть 2).

8. Строение горных пород (2).

9. Набор раздаточных образцов полезных ископаемых.

10. Коллекция горных пород и минералов. Набор раздаточных

образцов(26 видов).


ГЕРБАРИИ


1. Гербарий растений природных зон России.

2. Гербарий культурных растений.



СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ

1. Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

  1. Оценка практических умений и навыков

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Их выполнение обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает важными умениями – чтение карты, их анализ и сопоставление, способствует воспитанию трудолюбия и самостоятельности. Практические работы могут быть тренировочными и итоговыми, их оценивание может быть сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников.

Разработаны следующие примерные нормы оценок выполнения практических работ:

Отметка «5»: правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении,

Отметка «4»: погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию,

Отметка «3»: погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

Отметка «2»: серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления,

  1. Оценка умений решать географические задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за семестр, полугодие, год.

Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок, подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу. Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо:

* гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.

*широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание.

* обязательное систематическое освещение результатов контроля.

*привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.

Виды контроля:

  • Текущий (проверка знаний и умений на разных этапах урока)

  • Тематический (контроль знаний и умений после изучения темы)

  • Итоговый (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела курса в целом

Формы контроля:

По характеру заданий

*Тестовый контроль

*Устный опрос

*Письменная работа

*Практическая работа

*Географические игры

*Зачет

По занятости школьников

*Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте)

*Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя)

*Работа в парах

*Групповая работа

*Уплотненный опрос (сочетание фронтального контроля с индивидуальным).



2. Содержание учебного предмета «География» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

География Земли

Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Исследователи территории Башкортостана.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта - особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Измерение расстояния по карте между населенными пунктами и столицей по карте Башкортостана. Атлас Башкортостана.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


Природа Земли и человек

Земля - планета Солнечной системы. Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера.Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Полезные ископаемые Башкортостана. Памятники природы Башкортостана.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Описание основных форм рельефа Башкортостана. Топонимика и рельеф Башкортостана.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Изменение форм рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Климат Башкортостана, погода своей местности. Наблюдение за погодой своей местности. Местные народные приметы, предсказание погоды.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Гидросфера - водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Воды Башкортостана. Описание местных водоемов, оценка экологического состояния вод. Легенды и предания, топонимика Башкортостана.

Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды. Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности. Красная книга Башкортостана.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Плодородие местных почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Природные комплексы Башкортостана и их охрана.

Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Материки, океаны и страны

Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры. Государственные символы разных стран, России и Башкортостана, в т.ч.: городов и районов региона.


География России

Особенности географического положения России

Географическое положение России.Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России.Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России.Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны.Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Природа России

Природныеусловия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. Природно-ресурсный потенциал РБ и рациональное их использование.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Полезные ископаемые РБ.

Климат и климатические ресурсы.Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона. Типы климатов и агроклиматические ресурсы РБ.

Внутренние воды и водные ресурсы.Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Характеристика одной из крупных рек (озера) по географическому атласу Башкортостана.

Почва и почвенные ресурсы.Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования. Почвенные ресурсы РБ.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны.Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия. Карта природных зон. Особо охраняемые природные территории РБ.

Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX-XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны.Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны.Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения. Демографические процессы в Республике Башкортостан.

Хозяйство России

Особенности хозяйства России.Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Место и роль РБ в экономике России.

Производственный капитал.Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Межотраслевые комплексы РБ.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. ТЭК Башкортостана. Характеристика одного из нефтяных месторождений республики по атласу РБ.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам. Машиностроительный комплекс РБ.

Металлургия.Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды. Черная и цветная металлургия Башкортостана.

Химическая промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Химическая и нефтехимическая промышленность РБ и экологические проблемы.

Лёгкая промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Лесная и деревообрабатывающая промышленность РБ, охрана лесов.

Агропромышленный комплекс.Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды. Специализация отраслей растениеводства и животноводства РБ. Традиционные отрасли сельского хозяйства. Пищевая промышленность РБ.

Сфера услуг (инфраструктурныйкомплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения. Особенности развития инфраструктурного комплекса РБ.


Районы России

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов.Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона. Место и роль РБ в Уральском экономическом районе. Природно-хозяйственные районы РБ.

Россия в современном мире

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России. Внешние экономические связи РБ с регионами России, СНГ, и дальнего зарубежья.

Темы практических работ

  1. Работа с картой «Имена на карте».

  2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

  3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

  4. Определение координат географических объектов по карте.

  5. Определение положения объектов относительно друг друга:

  6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

  7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

  8. Определение азимута.

  9. Ориентирование на местности.

  10. Составление плана местности.

  11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

  12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

  13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

  14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

  15. Описание объектов гидрографии.

  16. Ведение дневника погоды.

  17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений) .

  18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

  19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

  20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

  21. Изучение природных комплексов своей местности.

  22. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

  23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.

  24. Описание основных компонентов природы материков Земли.

  25. Описание природных зон Земли.

  26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

  27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

  28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

  29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

  30. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

  31. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

  32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

  33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

  34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

  35. Описание элементов рельефа России.

  36. Построение профиля своей местности.

  37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России .

  38. Описание объектов гидрографии России.

  39. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

  40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

  41. Описание характеристики климата своего региона.

  42. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.

  43. Описание основных компонентов природы России.

  44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

  45. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

  46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

  47. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.

  48. Определение особенностей размещения крупных народов России.

  49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

  50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.

  51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.

  52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

  53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.

  54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

  55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.

  56. Описание основных компонентов природы своей местности.

  57. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.

  58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.

  59. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.

  60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.

  61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.

  62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы.


Распределение часов:

п/п


Разделы, темы



Рабочая программа

5

6

7

8

9

1.

Введение

1





2.

Раздел 1. Накопление знаний о Земле

5





3.

Раздел 2. Земля во вселенной

7





4.

Раздел 3. Географические модели Земли

10





5.

Раздел 4. Земная кора

11





6.

Резерв







Итого

35





1.

Введение


1




2.

Раздел 5. Атмосфера


11




3.

Раздел 6. Гидросфера


12




4.

Раздел 7. Биосфера


8




5.

Раздел 8. Географическая оболочка


3




6.

Резерв







Итого


35




1.

Введение



3



2.

Земля- уникальная планета



13



2.1

Литосфера и рельеф Земли



2



2.2

Атмосфера и климаты Земли



3



2.3

Гидросфера. Мировой океан



3



2.4

Географическая оболочка



3



2.4

Население Земли



2



3

Материки и океаны



49



3.1

Африка



10



3.2

Австралия и Океания



4



3.3

Южная Америка



6



3.4

Антарктида



1



3.5

Океаны



3



3.6

Северная Америка



6



3.7

Евразия



19



4

Земля - наш дом



2



5

Резерв



1




Итого



68



1.

Введение




1


2.

Часть 1. Россия на карте мира




11


2.1

Географическое положение и административно-территориальное устройство Росси




11


3.

Часть 2. Природа России




35


3.1

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые




6


3.2

Климат и климатические ресурсы




7


3.3

Внутренние воды и водные ресурсы




5


3.4

Почва и почвенные ресурсы




4


3.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.




2


3.6

Природное районирование




8


4.

Часть 3. Население России.




8


5.

Часть 4. Хозяйство России




11


6.

Резерв




1



Итого




68


1.

Часть 4.Хозяйство России

( продолжение)





22

1.1

Введение





1

1.2

Вторичный сектор экономики - отрасли перерабатывающие сырье.





14

1.3

Третичный сектор экономики – сфера услуг.





7

2.

Часть 5. География крупных регионов России.





46

2.1

Районирование России





1

2.3

Европейская Россия (Западный макро-регион).





30

2.4

Азиатская Россия (Восточный макро-регион)





15

3.

Резерв







Итого





68


Практических работ

13

8

6

30

5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!