Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-политехнического цикла Протокол №__от _________ ______________/ Хадарин Е.А. | «Принято» на педагогическом совете Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 5 класс
Гаврилов П. Л.
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы: Основное общее образование по географии. 5-9 классы. Авторы: А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, А.А.Низовцев .Просвещение 2011 |
п. Новокулундинка
2018 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе : ФГОС НОО, федерального перечня учебников, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ. Примерной на основе программы: Основное общее образование по географии. 5-9 классы. Авторы: А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, А.А.Низовцев .Просвещение 2011
Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно–общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно–общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Цель рабочей программы - обеспечить выпускникам высокую географическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой и неживой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления;
- формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками;
- наблюдения за природными объектами.
Общая характеристика курса географии
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов (1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Результаты изучения учебного предмета
На конец 5 класса ученик получит возможность научиться:
:
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,
«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
- называть и показывать по карте основные географические
объекты;
- обозначать на контурной карте географические объекты;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду своей местности;
- вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- вести полевой дневник.
-
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой и сложный план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- целостным мировоззрением;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
Метапредметными результатами обучения курса «География» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Содержание программы
Раздел программы | Общее кол-во часов | Лабораторные, практические работ, экскурсии | Самостоятельные работы (тесты, диктанты) |
1. Развитие географических знаний о Земле. | 4 | | 2 |
2. Планета – Земля. | 3 | 1 | 2 |
3.План и карта. | 10 | 3 | 2 |
- Человек на Земле.
| 3 | 1 | |
- Литосфера – верхняя оболочка Земли.
| 10 | 3 | 5 |
- Резервное время:
- уроки обобщения; - экскурсия | 5 4 1 | | |
Содержание учебного предмета
5 КЛАСС. ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнѐв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (3 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещѐнности. Практикум. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».
Тема 3. План и карта (10 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Глобус — объѐмная модель Земли. Географическая карта и еѐ отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и еѐ предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса.
Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам.
Тема 4. Человек на Земле (3 ч)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (10 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, еѐ строение под материками и океанами. Литосфера, еѐ соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности. Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности. Резервное время
Критерии и нормы оценки знаний , умений и навыков обучающихся по географии
к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
§ или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
§ Не приступал к выполнению работы;
§ Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
§ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
§ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и
другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК «География. Землеведение. 5—6классы»
1.География. Землеведение. 5—6классы. Учебник (под ред. А.И.Алексеева).
2.География. Землеведение. 5—6классы. Методическое пособие (авторы А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А. Климанова).
3.География. В.В.Николина. 5-6 классы. Пособие для учителей общеобразовтаельных учреждений.
Учебное оборудование:
Модели:
Вулкан
Холм
Глобус
Теллурий
Карты:
Физическая карта полушарий
Топографическая карта
Карта великих географических открытий
Мультимедийное пособие. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «География 6 класс»
Атлас. Солнечная система
Компасы
Календарно-тематическое планирование. География 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарно-учебный график | Основное содержание | Характеристика деятельности | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь) Критерии оценки | Оборудование и оснащение |
Развитие географических знаний о Земле (4 ч.) |
1 | География и как мы будем ее изучать. Практическая работа №1 «Наблюдения за погодой , фенологическими явлениями. Составление и анализ календаря погоды» | 1 | 1 неделя | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии , связанные с географией. Методы географической науки. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. | Определять значение географических знаний о современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки о жизни общества. Устанавливать основные приемы работы с учебником. | Выяснить какие задачи решает география ; практическое значение географии на разных этапах развития общества .Уметь работать с учебником и географическими картами. | Физическая карта полушарий. Портреты путешественников, атласы, контурные карты, учебники, рабочая тетрадь «Мой тренажер» |
2 | Как люди открывали Землю (1) | 1 | 2 неделя | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птоломей. | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности , в эпоху открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитии географической науки. | Уметь оценивать вклад великих мореплавателей и путешественников в открытие неизвестных земель. | Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей. |
3 | Как люди открывали Землю (2) | 1 | 3 неделя | Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А.Никитин, Васко да Гама. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин. С.Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р.Амундсен, Р.Пири. | Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Составление таблицы « Путешественники и ученные». | Знать историю открытия материков ; открытие и исследование русскими путешественниками внутренних районов материка и Северного и Южного полюса. | Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих путешестенников. |
4 | География сегодня | 1 | 4 неделя | Источники географической информации . Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки практической деятельности людей | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. | Познакомиться со способами получения современной географической информации ; уметь находить географическую информацию в газетах, журналах. Интернете. | Физическая карта полушарий. справочники ,журналы по географии. |
Планета Земля (3 ч.) |
5 | Мы во Вселенной | 1 | 5 неделя | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней . Как устроена наша планета : материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | Формировать знания о Земле как планете Солнечной системы; уметь объяснять движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. | Глобус. Атлас. Учебник. |
6 | Движение Земли | 1 | 6 неделя | Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год..Экватор ,тропики и полярные круги. | Выявить зависимость продолжительности суток о т продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | Уметь составлять и анализировать схемы «Следствие вращения Земли вокруг Солнца»; давать объяснение смены времён года. | Глобус, теллурий, учебник, таблица «Обращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. |
7 | Солнечный свет на Земле | 1 | 7 неделя | Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом . Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещенности. | Фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.. | Уметь определять причинно-следственные связи осевого движения Земли; выявить причинно-следственные связи орбитального движения Земли. | Глобус, теллурий, .атлас, учебник. |
План и карта (10 ч.) |
8 | Ориентирование на местности. Практическая работа №2 «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута» | 1 | 8 неделя | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирами». План местности. Особенности изображения местности на плане. | Определять направление по компасу , Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. | Уметь ориентироваться на местности; раскрыть роль компаса как величайшее открытие человечества. Знать особенности плана местности. | Компас, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки. |
9 | Земная поверхность на плане и карте (1). Практическая работа №3 «Топографический диктант» | 1 | 9 неделя | Определение объектов местности с помощью условных знаков; условные знаки, масштаб. | Определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды направления повышения местности; учиться читать топографическую карту. | Уметь определять объекты местности с помощью условных знаков; знать значение плана местности для умения ориентироваться в пространстве. | Атлас, топографический план, космический снимок, компас, линейка. |
10 | Земная поверхность на плане и карте (2). | 1 | 10 неделя | Относительная высота, абсолютная высота, горизонтали, нивелир. | Определять относительную и абсолютную высоты по плану; определять по плану с помощью горизонталей направления повышения местности. | Выяснить , как на плане и карте изображают неровности поверхности земной поверхности; уметь определять с помощью плана и карты формы рельефа местности . | Топографический план, нивелир. |
11 | Учимся с «Полярной звездой» (1) | 1 | 11 неделя | Составление плана местности, определение сторон горизонта | Определение направлений по компасу; определение на плане расстояний между объектами , ориентироваться на местности. | Уметь определять стороны горизонта по Солнцу и звёздам, ориентироваться на местности; составлять и читать план местности | Планшет, компас, визирная линейка, карандаш, ластик. |
12 | Географическая карта | 1 | 12 неделя | Географическая карта, глобус, свойства карты; атлас. | Определять роль географической карты в жизни людей, выявить основные свойства карты; уметь различать карты по масштабу. | Знать роль географических карт как источников информации ; уметь рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии. | Географический атлас, глобус, учебник, контурные карты. |
13 | Градусная сетка. Практическая работа№4 « Определение элементов градусной сетки». | 1 | 13 неделя | Градусная сетка. Параллели, меридианы, нулевая параллель, нулевой меридиан. | Раскрыть значение градусной сетки для ориентирования по карте. | Уметь определять направление по параллелям и меридианам на карте и глобусе | Атлас, глобус, контурная карта, линейка. |
14 | Географические координаты (1) | 1 | 14 неделя | Географические координаты, географическая широта | Раскрыть значений знаний о географических координатах в жизни людей. | Уметь определять географическую широту | Учебник, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта. |
15 | Географические координаты (2). Практическая работа №5 «Определение по карте географических координат, расстояний и направлений» | 1 | 15 неделя | Географическая долгота; часовые пояса. | Раскрыть значение знаний о географической долготе и часовых поясов. | Уметь определять географическую долготу, включаться в беседу о смене часовых поясов; работать с текстом учебника | Учебник , атлас. Карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта. |
16 | Учимся с «Полярной звездой» (2) | 1 | 16 неделя | Условные знаки, моделирование, презентация. | Делать описание местности с помощью условных знаков; моделировать ситуацию с помощью топографической карты; делать презентацию выполненной работы; обсуждать в классе выполненную работу. | Уметь показать значимость плана местности и карты в практической деятельности человека. | Учебник, географический атлас, контурная карта, карта полушарий. |
17 | Обобщение по теме | 1 | 17 неделя | Экспресс-контроль | Участие в экспресс- контроле. | Уметь выступать с презентацией своего проекта | Топографическая карта , план местности, физическая карта полушарий, физическая карта России. |
Человек на Земле (3 ч.) |
18 | Как люди заселяли Землю | 1 | 18 неделя | Возникновения земледелия и животноводства; приспособление людей к различным условиям окружающей среды. | Работа с текстом учебника и рисунками учебника и дополнительной литературы | Уметь определять по карте гипопотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле; анализировать и систематизировать различные источники информации. | Атлас, учебник, контурная карта , иллюстрации. |
19 | Расы и народы Практическая работа №6 « Нахождение на политической карте крупнейших государств мира , их столицы» | 1 | 19 неделя | Расы. Население Земли, народы; плотность населения, государства, города и сельские поселения, политическая карта. | Формировать образы различных рас и доказательства их равенства; отстаивать свою точку зрения ; делать выводы о многообразии народов и языков; раскрыть значение трудов Н.Н.Миклухо-Маклая. | Уметь выявлять внешние признаки людей различных рас; определять плотность населения по карте; уметь показывать на карте государства и крупные города. | Политическая карта мира, картины, фотографии, учебник , атлас. |
20 | Учимся с «Полярной звездой» (3) | 1 | 20 неделя | Страны мира; политическая карта, государства. | Формировать образ на основе эмоционального описания ; включаться в беседу; | Уметь сравнивать страны мира на политической карте; делать выводы о многообразии и разнообразии стран мира; отстаивать свою позицию. | Учебник. Карты полушарий, политическая карта мира. |
Литосфера – верхняя оболочка Земли (10 ч.) |
21 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | 21 неделя | Внешнее и внутреннее силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | Сформировать знания и представления о внутреннем и внешнем строении Земли. Уметь доказать , что наблюдения и исследования – важнейший путь познания сложных природных процессов. | Таблица «Внутреннее строение Земли» ,карта «Литосферные плиты» |
22 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа №7 « Определение горных пород и минералов по образцам». | 1 | 22 неделя | Горные породы и минералы . Магматические , осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. | Уметь формировать навыки определения горных породи минералов по внешним признакам .Знать способы классификации горных пород и минералов по происхождению и назначению. | Образцы горных пород, слайды, физическая карта полушарий. |
| Движение земной коры (1) | 1 | 23 неделя | Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли . Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения. | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. | Сформировать знания и представления о движениях земной коры; знания о землетрясениях. Закономерностях их распространения. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, учебник, атлас. |
24 | Движение земной коры (2) | 1 | 24 неделя | Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. | Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. | Уметь выявлять закономерности распространения вулканизм; наносить на контурную карту районы вулканизма. Знать как необходимо обеспечивать безопасность населения. | Учебник, атлас, картины, слайды ,физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». |
25 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | 25 неделя | Рельеф Земли .Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание . Основные формы рельефа суши . Горы и равнины ,,, особенности их образования. Различия равнин по размеру , характеру поверхности, равнины мира и России. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте. | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России .Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде план –конспекта. | Развивать умение давать описание равнин по плану, создавать образ равнин с помощью средств наглядности | Физическая карта России; карта полушарий , картины с изображением равнин, макет равнин, учебник, хрестоматия. |
26 | Рельеф Земли. Горы. Практическая работа №8 « Описание гор и равнин по карте» | 1 | 26 неделя | Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Изменение гор под воздействием ветра, воды, живых организмов, хозяйственной деятельности людей Опасные природные явления , их предупреждение. Описание гор по карте. | Определять по географическим картам характеристики крупнейших гор Земли . особенности их географического положения . Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности. | Уметь показывать горы по карте; описывать горы по плану; определять по карте крупнейшие горы мира; описывать рельеф своей местности. Знать о чрезвычайных ситуациях , происходящих в горах. | Карта полушарий, физическая карта России, слайды, картины, видеофрагменты , атлас, учебник. |
27 | Учимся с «Полярной звездой» (4) | 1 | 27 неделя | Создание проекта ; раскрытие роли географической науки в практической деятельности; презентация продукта своей деятельности | Осознавать свои интересы в создании проекта , приобретение опыта участия в новом деле | Уметь оформить свой проект в форме контурной карты и письменного обоснования. | Атлас. Карта полушарий, контурные карты, ластик, карандаши, линейка. |
28 | Литосфера и человек | 1 | 28 неделя | Значение литосферы для жизни человека; необходимость охраны литосферы. | Формирование чувства ответственного отношения человека к результатам хозяйственной деятельности. | Уметь работать с учебником ( выборочное чтение); работа с рисунками и заданиями. | Физическая карта полушарий , физическая карта России, слайды. |
29 | Состав и строение литосферы | 1 | 29 неделя | Литосфера; значение литосферы для жизни человека | Формирование представления о литосфере , выяснить её состав | Уметь выявлять причинно-следственные связи литосферы с другими сферами Земли | Физическая карта полушарий, коллекция горных пород и минералов. |
30 | Обобщение по теме | 1 | 30 неделя | Составление эссе; отрицательное и положительное отношение человека к литосфере. | Выступления с сообщениями; | Уметь показать в эссе своё отношение к литосфере; составлять схему . | Карта полушарий, схемы, иллюстрации, учебные картины. |
Резервное время (5 ч.) |
31-35 | Обобщение знаний.. | 1 | 31- 35 недели | Составление характеристики своей местности по плану Составление маршрута на контурной карте, его обоснование; описание маршрута. | Составление проектных работ и их презентация. | Уметь составлять маршрут по карте и делать его описание; эмоционально защищать и презентовать свою проектную работу. | Карта полушарий . физическая карта России , иллюстрации , Интернет, коллекции горных пород и минералов; сообщения СМИ. |
| Всего | 35 ч. | | | | | |