СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса разработана на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, планируемых результатов основного общего образования. примерной основной общеобразовательной программы, авторской рабочей программы (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева),  составленной на основе требований  ФГОС  к структуре рабочих программ. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- планируемых результатов основного общего образования;

- примерной программы основной образовательной программы ООО;

- авторской рабочей программы по географии (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева), составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.

  1. Предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  1. Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по урокам.

ГЕОГРАФИЯ.ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ.5КЛАСС(1часвнеделю,всего35часов)

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Основные виды учебной деятельности

Введение (1 ч + 1 ч – контр.раб.)

1

Что изучает география.

География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.


Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, географическим атласом и рабочей тетрадью. Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей природных и антропогенных географических объектов, их различий. Установление географических явлений и процессов, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о роли географии в современном мире.

2

Входной контроль

Стартовая контрольная работа за курс «Окружающий мир».

Выполняют задания контрольной работы.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

3

Познание Земли в древности

Древняя география и географы. География в Средние века.


Работа с картой: определение территорий древних государств Европы

и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока.

4

Великие географические открытия

Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.


Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации(в Интернете, других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.

5

Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.


Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.

6

Современная география

Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных

карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования.

7

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

8

Земля и космос.

Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

9

Земля— часть Солнечной системы.

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.




Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты.

10

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна.




Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, связанных с освоением космического пространства.

11

Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.


Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

12

Обращение Земли вокруг Солнца.

Пр. р. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий».

Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца».

13

Форма и размеры Земли.

Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли». Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности».

14

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной».




Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы.

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

15

Ориентирование на земной поверхности

Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса.

16

Изображение земной поверхности

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

17

Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.


Определение по глобусу, топографической карте или плану местности расстояний между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Решение практических задач по пере-

воду масштаба из численного в именованный и обратно.

18

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.


Работа с картой и планом местности: распознавание выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.

19

Планы местности и их чтение

План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.


Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты.

20

Составление плана местности.Пр. р. «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки».

Практические работы. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.


Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки. Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно объектов. Определение расстояний шагами. Составление простейшего плана небольшого участка местности.

21

Параллели и меридианы

Параллели и меридианы на картах.


Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана,

географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения.

22

Градусная сеть. Географические координаты.

Пр. р.«Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими

координатами. Определение расстояний с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей.

23

Географические карты

Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.


Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории.

Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов.

24

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли»

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике и с заданиями рабочей тетради.

Раздел IV. Земная кора (10 ч + 1 ч – контр.раб)

25

Внутреннее строение земной коры

Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой.

26

Разнообразие горных пород.

Пр. р.«Определение горных пород и описание их свойств».


Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств.

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород.

27

Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа Земли

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.


Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа.Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения.

28

Движения земной коры и залегание горных пород


Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Установление с помощью географических карт крупнейших горных систем. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры.

29

Землетрясения. Вулканизм

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма.

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.


Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием.

31

Главные формы рельефа суши.

Пр. р. «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт».

Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.


Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин.

32

Рельеф дна океанов

Неровности океанического дна.

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит.

33

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

Выполняют задания контрольной работы.

34

Человек и земная кора

Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.


Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору.


35

Итоговый урок по разделу «Земная кора»


Обобщение знаний по разделу «Земная кора»

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору.



  1. Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата по плану

Дата по факту

Причины коррекции

1

Что изучает география.

1




2

Входной контроль.

1




Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

3

Познание Земли в древности.

1




4

Великие географические открытия.

1




5

Открытие Австралии и Антарктиды.

1




6

Современная география.

1




7

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле».

1




Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

8

Земля и космос.

1




9

Земля— часть Солнечной системы.

1




10

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

1




11

Осевое вращение Земли.

1




12

Обращение Земли вокруг Солнца. Пр. р. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий».

1




13

Форма и размеры Земли.

1




14

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной».

1




Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

15

Ориентирование на земной поверхности.

1




16

Изображение земной поверхности.

1




17

Масштаб и его виды.

1




18

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

1




19

Планы местности и их чтение.

1




20

Составление плана местности. Пр. р. «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки».

1




21

Параллели и меридианы.

1




22

Градусная сеть. Географические координаты. Пр. р. «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

1




23

Географические карты.

1




24

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли».

1




Раздел IV. Земная кора (10 ч + 1 ч)

25

Внутреннее строение земной коры.

1




26

Разнообразие горных пород.

Пр. р. «Определение горных пород и описание их свойств».

1




27

Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли Разнообразие форм рельефа Земли.

1




28

Движения земной коры и залегание горных пород.

1




29

Землетрясения. Вулканизм.

1




30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

1




31

Главные формы рельефа суши. Пр. р. «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт».

1




32

Рельеф дна океанов.

1




33

Итоговая контрольная работа.





34

Человек и земная кора.

1




35

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!