- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- авторской рабочей программы по географии (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева), составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ.
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Основные виды учебной деятельности |
Введение (1 ч + 1 ч – контр.раб.) |
1 | Что изучает география. | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. | Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, географическим атласом и рабочей тетрадью. Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей природных и антропогенных географических объектов, их различий. Установление географических явлений и процессов, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о роли географии в современном мире. |
2 | Входной контроль | Стартовая контрольная работа за курс «Окружающий мир». | Выполняют задания контрольной работы. |
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч) |
3 | Познание Земли в древности | Древняя география и географы. География в Средние века. | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока. |
4 | Великие географические открытия | Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации(в Интернете, других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. |
5 | Открытие Австралии и Антарктиды | Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. |
6 | Современная география | Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. | Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования. |
7 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом. |
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч) |
8 | Земля и космос. | Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. | Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде. |
9 | Земля— часть Солнечной системы. | Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.
| Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты. |
10 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Земля и космос. Земля и Луна.
| Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, связанных с освоением космического пространства. |
11 | Осевое вращение Земли | Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». |
12 | Обращение Земли вокруг Солнца. Пр. р. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий». | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объяснение смены времен года. Составление и анализ схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца». |
13 | Форма и размеры Земли. | Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. | Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли». Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». |
14 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной». | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы. |
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч) |
15 | Ориентирование на земной поверхности | Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса. |
16 | Изображение земной поверхности | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. |
17 | Масштаб и его виды | Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. | Определение по глобусу, топографической карте или плану местности расстояний между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Решение практических задач по пере- воду масштаба из численного в именованный и обратно. |
18 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. | Работа с картой и планом местности: распознавание выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. |
19 | Планы местности и их чтение | План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты. |
20 | Составление плана местности.Пр. р. «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки». | Практические работы. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. | Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки. Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно объектов. Определение расстояний шагами. Составление простейшего плана небольшого участка местности. |
21 | Параллели и меридианы | Параллели и меридианы на картах. | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения. |
22 | Градусная сеть. Географические координаты. Пр. р.«Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки». | Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. |
23 | Географические карты | Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт. | Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов. |
24 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике и с заданиями рабочей тетради. |
Раздел IV. Земная кора (10 ч + 1 ч – контр.раб) |
25 | Внутреннее строение земной коры | Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. |
26 | Разнообразие горных пород. Пр. р.«Определение горных пород и описание их свойств». | Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств. | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород. |
27 | Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа Земли | Земная кора и ее устройство. Литосфера. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа.Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения. |
28 | Движения земной коры и залегание горных пород | Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. | Установление с помощью географических карт крупнейших горных систем. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры. |
29 | Землетрясения. Вулканизм | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. | Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. |
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра | Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. | Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. |
31 | Главные формы рельефа суши. Пр. р. «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт». | Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. | Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин. |
32 | Рельеф дна океанов | Неровности океанического дна. | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит. |
33 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа | Выполняют задания контрольной работы. |
34 | Человек и земная кора | Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору. |
35 | Итоговый урок по разделу «Земная кора» | Обобщение знаний по разделу «Земная кора» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору. |