СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе изучении предмета формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»


РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН,

сл. СЕМЕНО-КАМЫШЕНСКАЯ

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕМЕНО-КАМЫШЕНСКАЯ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(полное наименование образовательного учреждения)




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

Семено-Камышенская ООШ

приказ № 55 от 30.08.2018 года

____________ Савченко Н.И.

( подпись руководителя ОУ) (ФИО)

печать


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по географии

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень общего образования (класс) основное общее, 5 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 34 ч Уровень базовый_____

(базовый, профильный)

Учитель: Гончарова Наталья Александровна








Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, программы по географии для общеобразовательных учреждений (5 – 9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М:Дрофа, 2015)











2018 -2019 уч. год

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена на основе авторской программы по географии «Начальный курс», 5 класс по учебному комплексу И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, в соответствии с следующими нормативными документами:


- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);


- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;


- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;


- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);


- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;


- приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”
с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581;

- Письмо Министерства образования Ростовской области от 25.04.2018 г. 24/4.1 – 5705 (рекомендации по составлению учебного плана образовательными организациями, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенные на территории Ростовской области, на 2018 – 2019 учебный год);


- письмо отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области от 18.05.2018 года «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2018 -2019 учебном году»;


- образовательной программой ОУ (приказ № 55 от 30.08.2018 г. по ОУ);


- учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год (приказ № 55 от 30.08.2018 г. по ОУ).

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю на основе базисного учебного плана на 2018-2019 учебный год.


Для реализации программного содержания используется: учебник географии

И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. «Начальный курс».


Рекомендовано Министерством образования РФ, Москва «Дрофа» 2016 год.


Изучение географии на ступени основного общего образования традиционно направлено на

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Усвоенные в основном общем предмете географии знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения географии и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.


 Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

Основная цель «Начального курса» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели предмета необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый, живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.


Решение названных целей и задач обеспечит осознание школьниками универсальности географических способов познания мира, усвоение географических знаний, связей географии с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении географических знаний.














РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«Начальный курс» - первый систематический предмет новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении предмета формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого предмета начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географиче­ском образовании, имеющая лишь некоторые пропе­девтические знания из предметов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природ­ных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого предмета начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Основные содержательные линии

Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Построение учебного содержания предмета осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.


Формы промежуточного контроля


В процессе изучения предмета используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.


Формы и методы обучения

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ


Средства обучения

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).


Формы организации работы учащихся:

 

1.Индивидуальная


2.Коллективная

- фронтальная

 

- парная


 - групповая




Виды деятельности учащихся:


  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини – сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций.





Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.


Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

























РАЗДЕЛ 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет рассчитан на 35 часов (1 ч в неделю, 35 учебных недель).

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «География» в 5 классе предусмотрено авторской программой 35 часов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов согласно базисному учебному плану по

1 уроку в неделю. Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесены изменения.


В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  • География. Начальный курс. 5 кл.: Атлас, - М.: Дрофа, 2018;

  • Контурная карта. 5 класс. – М.:ООО Дрофа, 2018;

  • Учебник «Начальный курс» 5 класс. Авторы: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: Дрофа, 2016;

  • Рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс».- М.: Дрофа, 2018;

  • Программы по географии для общеобразовательных учреждений (5 – 9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М:Дрофа, 2015)

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2018– 2019 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по предмету «География».



Образовательная программа ОУ предусматривает:

Количество учебных недель – 35 (обоснование: Устав ОУ);

Количество учебных дней в неделю – 5;

Количество часов по предмету - 1 (приказ № 55 от 30.08.2018 г. по ОУ);

Всего часов по предмету – 1


В календарно – тематическом планировании произведено уплотнение материала 32-33 в связи с попаданием урока на выходной день 01.05..


Общее количество часов на изучение географии в 5 классе составляет 34 часа.














РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

раздела


Наименование разделов

Всего часов

Лабораторно-практические работы


Тестовые работы

1.

Раздел I. Что изучает география

5

-

1

2.

Раздел II. Как люди открывали Землю

5

2

1

3.

Раздел III. Земля во Вселенной

9

-

1

4.

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли

4

2

1

5.

Раздел V. Природа Земли

12

-

1

ИТОГО

35

4

5



Раздел I. Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Раздел II. Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Раздел III. Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый

космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.



Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.


Практические работы № 3, 4.


Раздел V. Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?































РАЗДЕЛ 5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс (35 ч)

Раздел I. Что изучает география (5 часов)

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся.

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география».

Формируют и развивают практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач;

Используют различные источники информации, находят взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе;

Обучаются приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца.


Раздел II. Как люди открывали Землю (5 часов)

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся.

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

Формируют и развивают практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач;

Сформировывают представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле;

Развивают этические и моральные чувства понимания страданий и напряжения первопроходцев, гордость за выдающихся первооткрывателей России.



Раздел III. Земля во Вселенной (9 ч)



Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского,

С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый

космонавт Земли— Ю. А. Гагарин. Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной».


Обучаются приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;

Сформировывают представления о Вселенной и Солнечной системе;

Формируют умения ставить учебную задачу, планируют свою деятельность, работают в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;

Оценивают вклад отечественных ученых.



Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)


Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся.

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана.


Формируют способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;

Развивают способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивают и перерабатывают информацию, получаемую из различных источников;

Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.



Раздел V. Природа Земли (12 ч)


Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Природа

Земли»

Осознают ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;

Формируют и развивают творческие способности учащихся;

Формируют умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.



РАЗДЕЛ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ГЕОГРАФИЯ)

п./п.

урока

Дата

проведения

урока

Раздел учебной программы,

тема урока

Темы

лабораторно-практических,

тестовых работ

Количество

часов

Основные виды

учебной деятельности

Требования к результату


предметные УУД

метапредметные УУД

личностные УУД

план

факт

Раздел I. Что изучает география (5 часов)

1.

03.09


Мир, в котором

мы живем.







1




Называть объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.

Работать с текстом, выделять в нем главное

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Учебно-познавательный интерес к географии.

2.

12.09


Науки о природе


1

Называть объекты изучения естественных наук, в том числе географии,

основные правила работы в кабинете географии. Работать с текстом, выделять в нем главное


Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Знать основные правила работы в кабинете географии


Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Учебно-познавательный интерес к географии.

3.

19.09


География—

наука о Земле


1


Работать с учебником и электронным приложением

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией

Учебно-познавательный интерес к географии

4.

26.09


Методы

географических

исследований


1

Называть методы географических исследований Земли. Отличать методы географических исследований Работать с различными источниками информации.

Давать определение понятию картография.

Называть методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.

Понимание роли и значения географических знаний.

5.

03.10


Обобщение

знаний по

разделу

«Что изучает

география»

Тестовая работа на тему: «Что изучает география»

1

Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнять таблицы.


Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом.

Понимание значимости разных наук, изучающих природу.

Раздел II. Как люди открывали Землю (5 часов)

6.

09.10


Географические

открытия

древности и

Средневековья


1

Называть

основные

способы изучения

Земли в прошлом

и в настоящее

время

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия.


Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

7.

17.10


Важнейшие

географические

открытия

Пр. р. № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

1

Называть

наиболее

выдающиеся

результаты

географических

открытий и

путешествий;

показывать по

карте маршруты

путешествий

разного времени и

периодов;

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

8.

24.10


Открытия

русских

путешественни

ков


1

Называть

наиболее

выдающиеся

результаты

географических

открытий и

путешествий;

показывать по

карте маршруты

путешествий разного времени и

периодов

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.


Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

9.

31.10


Открытия

русских

путешественни

ков

Пр. р. № 2 Как люди открывали Землю.

1

Называть

наиболее

выдающиеся

результаты

географических

открытий и

путешествий;

показывать по

карте маршруты

путешествий

разного времени и

периодов;

приводить

примеры

собственных

путешествий,

иллюстрировать

их.

Создавать

устные

сообщения о

географическ

их открытиях

на основе

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией

10.

14.11


Обобщение

знаний по

разделу: «Как

люди

открывали

Землю».

Тестовая работа на тему: «Как

люди

открывали

Землю»

1

Осуществлять

расширенный

поиск

информации с

использованием

ресурсов

библиотек и

Интернета. Работать с

текстом

ориентироваться в

содержании

текста и понимать

его целостный

смысл

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.



Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

Раздел III. Земля во Вселенной (9 ч)

11

21.11


Как древние

люди

представляли

себе

Вселенную.


1


Описывать

представления

древних людей о

Вселенной

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

12.

28.11


Изучение

Вселенной: от

Коперника до

наших дней


1

Описывать

представления

древних людей о

Вселенной

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

13.

05.12


Соседи Солнца


1

Называть

планеты

Солнечной

системы;

определять и

сравнивать

качественные и

количественные

показатели,

характеризующие

географические

объекты

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

14.

12.12


Планеты-

гиганты

и маленький

Плутон


1

Называть и

показывать

планеты

Солнечной

системы;

называть планеты

планеты-гиганты

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет.

Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

15.

19.12


Астероиды.

Кометы.

Метеоры.

Метеориты


1

Анализировать,

обобщать и

интерпретировать

географическую

информацию

Объяснять различия небесных тел.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

16.

26.12


Мир звезд


1

Анализировать,

обобщать и

интерпретировать

географическую

информацию

Называть крупнейшие звёзды и созвездия.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

17.

16.01


Уникальная

планета—

Земля


1

Описывать

уникальные

особенности

Земли как

планеты,

анализировать,

обобщать и

интерпретировать

географическую

информацию

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений, Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

18.

23.01


Современные

исследования

космоса


1

Представлять в

различных

формах

географическую

информацию,

необходимую для решения учебных

задач.

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса.

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний.

19.

30.01


Обобщение

знаний по

разделу

«Земля во

Вселенной»

Тестовая работа на тему: «Земля во

Вселенной»

1

Выделять

существенные

признаки

объекты,

сравнение,

классификацию по

заданным

признакам,

устанавливать

причинно-

следственные

связи, создавать

и

преобразовывать

модели для

решения задач



Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

20.

06.02


Стороны

горизонта


1

Объяснять

значение понятий:

«горизонт»,

«линия

горизонта»,

«стороны

горизонта»,

«ориентирование»

Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании.

Умение участвовать в совместной деятельности.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

21.

13.02


Ориентирован

ие на местности

Пр.р. № 3 Ориентирование по компасу.

1

Работать с

компасом;

ориентироваться

на местности при

помощи компаса,

карты, местных

признаков.

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним.

Умение работать с измерительными приборами.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

22.

20.02


План

местности

и

географическая карта

Пр. р. № 4 Самостоятельное построение простейшего плана.

1

Объяснять

значение понятий:

«план местности»,

«географическая

карта»; находить

и называть

сходства и

различия в

изображении

элементов

градусной сети на

глобусе и карте;

использовать

различные

источники

географической

информации

(картографические) для поиска и

извлечения

информации,

необходимой для

решения учебных

и практико -ориентированных

задач


Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Осознание многообразия способов представления земной поверхности.

23.

27.02


Обобщение

знаний по

разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

Тестовая работа на тему: «Виды

изображений

поверхности

Земли»

1

Работать с

географическими

картами; строить

простые

планы

местности

Тематическое повторение «Виды изображения поверхности Земли».

Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской и коммуникативной).

Раздел V. Природа Земли (12 ч)

24.

06.03



Как возникла

Земля


1

Анализировать,

обобщать и

интерпретировать

географическую

информацию

Называть различные гипотезы происхождения Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты.

25.

13.03



Внутреннее

строение

Земли


1

Объяснять

значение понятий:

«литосфера»,

«горные породы»,

«полезные

ископаемые»,

«рельеф»

Называть основные слои Земли, их функции.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли.

26.

20.03


Землетрясения

и вулканы


1

Показывать по

карте основные

географические

объекты;

наносить на

контурную карту

и правильно

подписывать

географические

объекты;

объяснять

особенности

строения рельефа

суши

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения.

27.

03.04


Путешествие

по материкам


1

Составлять

описания

географических

объектов

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.

28.


10.04


Вода на Земле


1

Объяснять

значение понятий:

«гидросфера»,

«океан», «море»,

показывать по

карте основные

географические

объекты;

наносить на

контурную карту

и правильно

подписывать

географические

объекты

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей.

29.

17.04


Воздушная

одежда Земли


1

Объяснять

значение понятий:

«атмосфера»,

«погода»,

описывать погоду

своей местности

проводить с

помощью

приборов

измерения

температуры,

влажности

воздуха,

атмосферного

давления, силы и

направления

ветра,

абсолютной и

относительной

высоты

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структуриро-

вать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).

Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли.

30.

24.04


Живая

оболочка

Земли


1

Объяснять

значение понятий

«биосфера

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения.

Понимание специфических черт живой оболочки Земли.

31.

08.04


Почва—

особое

природное

тело


1

Различать

изученные

географические

объекты,

процессы и

явления,

сравнивать

географические

объекты,

процессы и

явления на основе

известных

характерных

свойств и

проводить их

простейшую

классификацию

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Понимать значение почвы в природе и жизни человека.

32.

15.05


Человек и

природа


1

Оценивать

характер

взаимосвязи

деятельности

человека и

компонентов

природы в разных

географических

условиях с точки

зрения концепции

устойчивого

развития

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание бережного отношения к природе.

33.

15.05


Как сберечь природу?


1

Оценивать

характер

взаимосвязи

деятельности

человека и

компонентов

природы в разных

географических

условиях с точки

зрения концепции

устойчивого

развития

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.



Понимание бережного отношения к природе.

34.


22.05


Обобщение

знаний по

разделу

«Природа

Земли»

1

Работа с

текстом-

выбирать из

текста или

придумать

заголовок, соответствующий

содержанию и

общему смыслу

текста,

использовать

различные

библиотечные, в

том числе

электронные,

каталоги для

поиска

необходимых

книг давать

определение

понятиям;

устанавливать

причинно-

следственные

связи, объяснять

явления,

процессы, связи и

отношения,

выявляемые в

ходе

исследования,

проводить

наблюдение и

эксперимент под

руководством

учителя

Сформировать ответственное отношение к учебе

Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Актуализация знаний и умений за курс географии 5 класса.

35.

29.05


Итоговый урок

Итоговая контрольная работа (тест)


1

Адекватно

использовать

речевые средства

для решения

различных

коммуникативных

задач; владеть

устной и

письменной

речью; строить

монологическое

контекстное

высказывание; анализировать

условия

достижения цели

на основе учёта

выделенных

учителем

ориентиров

действия в новом

учебном

материале;

планировать пути

достижения

целей;

устанавливать

целевые

приоритеты

РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ГЕОГРАФИЯ, 5 класс

Основная литература:

  • География. Начальный курс. 5 кл.: Атлас, - М.: Дрофа, 2018;

  • Контурная карта. 5 класс. – М.:ООО Дрофа, 2018;

  • Учебник «Начальный курс» 5 класс. Авторы: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.:Дрофа, 2016;

  • Рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс».- М.: Дрофа, 2018


Дополнительная литература:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.


Методическая литература:

  1. Авторская программа по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru.

  2. Программы по географии для общеобразовательных учреждений (5 – 9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М:Дрофа, 2015)



Комплект географических карт:

    1. Физическая карта полушарий

    2. Физическая карта России

    3. Топографическая карта.

    4. Атлас

    5. Контурная карта

    6. Тематические таблицы



Учебно-наглядное оборудование:

      1. Глобус

      2. Компас

      3. Барометр

      4. Градусник



Технические средства обучения:

1. Персональный компьютер с принтером

2. Ресурсы Internet .

3.Классная доска с набором приспособлений для крепления карт.

4.Магнитная доска.

5.Ксерокс.


Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru





























Перечень обязательной географической номенклатуры:


Планеты и их спутники: Меркурий, Венера, Земля (Луна), Марс (Деймос , Фобос), Юпитер (63 спутника: Каллисто, Ганимед, Европа, Ио), Сатурн (60 спутников: Титан), Уран (27 спутников: Титания), Нептун (13 спутников: Тритон).

Параллели: Экватор, Северный полярный круг, Южный полярный круг, Северный тропик, Южный тропик;

Меридианы: Начальный (Нулевой, Гринвичский) меридиан, Линия Перемены Дат;

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Океания, Антарктида;

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный;

Моря: Гренландское, Баренцево, Карское, Охотское, Берингово, Японское, Каспийское, Черное, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Карибское, Саргассово;

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Куба, Калимантан, Ява, Суматра, Новая Гвинея, Исландия, Великобритания, Тасмания, Гренландия, Баффинова Земля, о. Пасхи, о. Огненная Земля;

Архипелаги: Филиппинсские о-ва, Японские о-ва, Марианские о-ва, Малайский арх, Бермудские о-ва, Большие Антильские о-ва, Гавайские о-ва, Азорские о-ва, Алеутские о-ва, о-ва Кука, о-ва Туамоту, о-ва Фиджи, Маршалловы о-ва, о-ва Тонга, о-ва Тувалу, о-ва Новая Зеландия, Фолклендские Мальвинские о-ва, о-ва Галапагос, Алеутские о-ва, Курильские о-ва;

Полуострова: Пиренейский, Скандинавский, Аравийский, Индостан, Индокитай, Сомали, Антарктический, Лабрадор, Флорида, Калифорния;

Реки: Волга, Днепр, Дунай, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Колыма, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Тигр, Ефрат, Нил, Нигер, Конго, Замбези, Лимпопо, Амазонка, Парана, Укаяли, Миссисипи, Колорадо, Маккензи, Миссури;

Каналы: Панамский, Суэцкий;

Озера: Каспийское море, Байкал, Чад, Рудольфа (Туркана), Виктория, Танганьика, Ньяса, Эйр-Норт, Верхнее, Гурон, Мичиган Титикака;

Горы: Альпы, Тянь-Шань, Тибет, Гималаи, Уральские горы, Кавказ, Иранское нагорье, Большой Водораздельный хребет, Большой Барьерный риф, Атла́с, Кордильеры, Анды;

Вершины: Джомолунгма (Эверест) (8848м), пик Исмоила Сомони (пик Коммунизма)(7495), Монблан (4807), Мак-Кинли, Косцюшко (2228);

Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Восточно-Африканское плоскогорье, Амазонская низменность, Лаплатская низменность;

Мысы: Рока, Нордкин, Челюскин, Дежнева, Йорк, Байрон, Стип-Пойнт, Бен-Секка, Альмади, Игольный, Доброй Надежды, Рас-Хафун, Горн, каабу-Бранку, Париньяс, Гальинас, Марьято, Принца Уэльского, мерчисон, Сент-Чарльз;

Течения: теплые: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио, Южное Пассатное,Бразильское, Межпассатное противотечение; холодные: Течение Западных Ветров, Лабрадорское,;

Вулканы: Везувий, Этна, Гекла, Ключевская Сопка, Фудзияма, Камерун, Килиманджаро, Карисимби, Аконкагуа, Котопахи, Орисаба, Эребус;

Заливы: Бискайский, Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Мексиканский, Гудзонов;

Проливы: Баб-эль-Мандебский, Мозамбикский, Магелланов, Берингов;

Пустыни: Гоби, Сахара, Калахари, Тар, Большая пустыня Виктория, Большая Песчаная пустыня;

Водопады: Виктория, Анхель, Ниагарский;

Города: Москва, Санкт-Петербург, Париж, Берлин, Якутск, Владивосток, Пекин, Токио, Багдад, Тегеран, Ханой, Дели, Мумбаи, Мельбурн, Кейптаун, Каир, Нью-Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско, Мехико, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сантьяго.





























РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ГЕОГРАФИИ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ

В 5 КЛАССЕ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную

литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих

ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.


Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

    1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

    2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.


Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

  1. Не забудьте подписать работу внизу карты!

  2. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Ковалева А. Г.

_____________ ____ 2018 года



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!