СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии, 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе рабочей программы Дронова В.П., Савельевой Л.Е. "География"5-9 класс. предметная линия учебников "СФЕРЫ", издательство "Просвещение", 2015

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии, 5 класс»

Ростовская область, Мартыновский район



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа №20 х.Сальский Кагальник


«Утверждаю»

Директор МБОУ - ООШ №20

х.Сальский Кагальник

________ Антоненко О.В.

Приказ №__ от«__» ___2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО ГЕОГРАФИИ



для 5 КЛАССА



Количество часов 34



Учитель: Антоненко Андрей Викторович



Программа разработана на основе рабочей программы Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г.




Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г., учебника География. 5-6 класс, Лобжанидзе А.А., издательство "Просвещение", 2015г., с учетом идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела:

1) пояснительную записку;

2) содержание учебного предмета;

3) планируемые результаты освоения учебного предмета;

4) тематическое планирование.


Цели и задачи учебного предмета «География»:

Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Изучение географии в основной школе должно обеспечить:

- формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

- формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

- понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

- понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

- приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

- формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Место учебного предмета в учебном плане



В соответствии с учебным планом школы на изучение географии в 2018-2019 учебном году отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. На основании учебного календаря и расписания на 2018-2019 учебный год на изучение географии в 5 классе основной школы отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Внесённые изменения

Резервное время (1 час) исключено



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

  • уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Планета Земля. 5 класс

Введение

География: древняя и современная наука. Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

География в современном мире. Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.

Развитие географических знаний о Земле

География в древности. Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Географические знания в древней Европе. Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа. Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий. Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий.

Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоёв атмосферы.

Изображения земной поверхности и их использование

Изображения земной поверхности. Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки.

Масштаб. Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.

Условные знаки. Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Способы изображения неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.

Стороны горизонта. Ориентирование. Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Съёмка местности. Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.

Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.

Составление плана местности.

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

Географические карты. Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

Параллели и меридианы. Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Географические информационные системы. Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

Земля планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Система

«Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

Орбитальное движение Земли. Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.

Практическая работа «Составление маршрута воображаемой экспедиции»

Литосфера каменная оболочка Земли

Строение Земли. Горные породы. Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств.

Земная кора и литосфера. Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Рельеф Земли. Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

Внутренние силы Земли. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа. Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера каменная оболочка Земли». Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы.

Практическая работа «Построение профиля рельефа»

Подведение итогов

Выполнение творческих работ.


Перечень обязательных практических работ в 5 классе

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 4 практических работ в тетради - практикуме:


  1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»;

  2. Ориентирование и определение азимутов на местности и плане.

  3. Полярная съемка местности;

  4. Составление маршрута воображаемой экспедиции;

  5. Определение горных пород и описание их свойств;

  6. Построение профиля рельефа.



Направления проектной деятельности

  • информационные («Составление маршрута от дома до школы (с использованием разных видов съемки местности)», «Составление розы ветров для своей местности»);

  • исследовательские проекты («Построение профиля рельефа местности», «Описание реки своей местности», «Погода своей местности»);

  • творческие проекты («Народные ремесла в твоей области», «Любимые уголки родного города», «Зеленый наряд – школе»,);

  • прикладные (практико-ориентированные) проекты «Планирование пришкольного парка», «Построение плана местности пришкольного участка»).









































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс- 34 часа, 1 час в неделю


урока

Дата

Наименование тем

Основное содержание по темам

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Формы контроля

План

Коррек

ция

Введение (2 часа)

1-2

4.09

11.09


География: древняя и современная наука

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география»

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные географические объекты

Фронтальная беседа

Развитие географических знаний о Земле (7 ч)

3

18.09


География в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока

Фронтальная беседа


4

25.09


Географические знания в древней Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

5

2.10


География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

6

09.10


Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

7

16.10


Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме

Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.


8

23.10


Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

9

06.11


Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоёв атмосферы.

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 30; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 12–17

Индивидуальная работа

Изображения земной поверхности и их использование (12 ч)

10

13.11


Изображения земной поверхности

Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

Фронтальная беседа


11

20.11


Масштаб

Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.

Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

12

27.11


Условные знаки

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Распознавать условные знаки планов местности и карт. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.

Индивидуальная работа

13

04.12


Способы изображения неровностей земной поверхности

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга


Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

14

11.12


Стороны горизонта. Ориентирование

Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.



Определять по компасу направления на стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

15

18.12


Съёмка местности

Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности. Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане

Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.


16

25.12


Составление плана местности

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

Использовать оборудование для глазомерной съёмки. Составлять простейший план небольшого участка местности

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

17

15.01


Географические карты

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

18

22.01


Параллели и меридианы

Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

19

29.01


Географические координаты

Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

20

5.02


Географические информационные системы

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

Иметь представление понятий о ГИС. Возможности современной ГИС и их практическая применение .

Индивидуальная работа

21

12.02


Обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Тетрадь-практикум, практическая работа «Составление маршрута воображаемой экспедиции»; Электронное приложение к учебнику

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 56; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 4–11; — выполнение практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции», предлагаемой в Тетради-практикуме

Практическая работа «Составление маршрута воображаемой экспедиции»

Земля — планета Солнечной системы (5 ч)

22

19.02


Земля в Солнечной системе

Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

23

26.02


Осевое вращение Земли

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

24

05.03


Орбитальное движение Земли

Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещённости

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

25

12.03


Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.

Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

26

19.03


Обобщение по теме «Земля — планета Солнечной системы»

Тетрадь-экзаменатор, с. 18–23; Электронное приложение к учебнику

Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 64; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 18–23

Индивидуальная работа

Литосфера — каменная оболочка Земли (8 ч)

27

02.04


Строение Земли. Горные породы

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

28

09.04


Строение Земли. Горные породы

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые. Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств.

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств.

29

16.04


Земная кора и литосфера

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Распознавать на физических картах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

Фронтальная беседа


30

23.04


Рельеф Земли

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

31

30/04


Внутренние силы Земли

Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.

Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

Фронтальная беседа


32

07.05


Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 80; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетрадиэкзаменаторе, с. 24–31; — выполнение практической работы «Построение профиля рельефа», предлагаемой в Тетради практикуме, с. 16–17

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

33

14.05


Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

34

21.05


Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы.

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Практическая работа «Построение профиля рельефа»

Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Зам.директора по УВР

________/В.Г.Кищенко/ _________/Е.В.Бунечко/

___________________ ____________________






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!