ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии (5 класс) составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
Федерального закона об образовании в Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом
Федерации 26 декабря 2012 года. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=587
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М. :
Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019043-5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва "Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2013/14 учебный год" http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_12/m1067.html
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год http://www.edu.ru/db-
minobr/mo/Data/d_12/m1067.pdf
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.П.Дронова
Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева.// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2013.
Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
1. Учебник «География. Землеведение» 5-6 классы, (авторы В. П. Дронов. Л. Е. Савельева М.: «Дрофа», 2012)..
2. Рабочая тетрадь «География. Землеведение» 5 класс. (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, 2012).
3. Методическое пособие «География. Землеведение».5—6 классы к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой. (авторы В.П.Дронов,
Л.Е.Савельева. М.: «Дрофа», 2013).
4. Электронное приложение к учебнику «География. Землеведение». 5—6 классы , на www.drofa.ru.
5. Атлас с комплектом контурных карт Начальный курс географии. 5 класс (автор А.А.Летягин, изд.д. «Аст-Пресс», 2013)
Данная предметная линия учебников разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:
-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
-примерной программы по географии;
-авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочей программы.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научных, так и естественно-научных знаний. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика предмета «География. Землеведение»
«География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы. Усвоение данного материала способствует накоплению знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Основная цель курса «География. Землеведение» - развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие задачи:
-формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
-формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях из взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
-развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
-развитие специфических географических и общеучебных умений;
-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение географии в 5 классе выделяется 35 ч, по 1 часу в неделю, всего 35ч в год.
В учебном плане школы на изучение географии в 5 классе отводится 34 ч по 1 ч в неделю всего 34ч в год.
Результаты освоения учебного предмета география
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты изучения учебного предмета география в 5 класс
Раздел | Содержание | Предметные действия |
Научится | Получит возможность |
Источники географической информации | Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов | • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач | • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; • строить простые планы местности; • создавать простейшие географические карты различного содержания; • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ |
Природа Земли и человек | Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карт Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. | • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. | •использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией |
Содержание учебного предмета
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 класс
(1ч в неделю, всего 34 ч )
ВВЕДЕНИЕ(1ч.)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практическая работа 1. Работа с электронными картами.
РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)
Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и
космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.
Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на
градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки. Практическая работа 4. Определение
географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(11ч.)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств.
6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Содержание учебного предмета география в 5 классе отражено в поурочном планировании.
Календарно-тематическое планирование
дата | № урока | Тема урока | Содержание | Виды деятельности ученика | Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования | Виды контроля | Домашнее задание |
УУД |
Предметные | Метапредметные |
Введение – 1 ч. |
| 1 | Что изучает география | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. | Определять понятие «география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. | | Интернет ресурсы. Физическая карта полушарий, атласы. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.3-6 |
Раздел I. Накопление знаний о Земле – 5 ч. |
| 2 | Познание Земли в древности | Древняя география и географы. География в средние века. | Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию (В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах | Метапредметные Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной учебной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; -участвовать в совместной деятельности; -сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. -оценивать работу одноклассников. Познавательные учебно-логические: -высказывать суждения, подтверждая их фактами; -выявлять причинно-следственные связи; -решать проблемные задачи; -анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете. -работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; -классификация и организация информации; -создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д. Личностные: -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Электронное приложение Карты географич. открытий, интернет ресурсы | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.8-10, с11в 1-5,6 |
| 3 | Великие географические открытия | Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. | Электронное приложение Атласы, контурные карты. Карты географических открытий. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.11-13 с.13 в.1-4,5 |
| 4 | Открытие Австралии и Антарктиды | Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. | Прослеживать по картам маршруты путешествий. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) и обсуждать первое русское кругосветное путешествие. | Электронное приложение Атласы, контурные карты. Карты географических открытий. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 14-16, с.16 в1-5 |
| 5 | Современная география | Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Виртуальное познание мира. П/р № 1 Работа с электронными картами | Выявлять особенности изучения географии на современном этапе. | Электронное приложение Интернет ресурсы. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради, правильность выполнение п/работы № 1 | С17-20, с.20 в1-4,5 |
| 6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Обобщение знаний по разделу. | Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами. | Атласы, учебник, тестовые материалы. | Тематический контроль. | |
Раздел II Земля во Вселенной – 7ч. |
| 7 | Земля и космос | Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам | Анализировать иллюстративный материал выяснять навигационные звезды. Называть галактики и их свойства. Анализировать иллюстративный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам Составлять « космический адрес» Земли. Составлять и анализировать схему « Географические следствия размеров Земли» | Метапредметные Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной учебной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; -участвовать в совместной деятельности; -сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. -оценивать работу одноклассников. Познавательные учебно-логические: -выделять главное, существенные признаки понятий; -определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; -высказывать суждения, подтверждая их фактами; -выявлять причинно-следственные связи; -решать проблемные задачи; -анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете -работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; -качественное и количественное описание объекта; -создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д. Личностные: -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Карта звездного неба. Электронное приложение к учебнику. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради. Определение сторон горизонта по полярной звезде. | С 22-25,в 1-4 Подготовить сообщение по теме «Навигационные звезды» |
| 8 | Земля – часть Солнечной системы | Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета | Анализировать иллюстративный материал выяснять навигационные звезды. Называть галактики и их свойства. Анализировать иллюстративный материал и сравнивать планеты Солнечной системы п разным параметрам Составлять « космический адрес» Земли. Составлять и анализировать схему « Географические следствия размеров Земли» | | Электронное приложение к учебнику. | Анализ иллюстративно-справочного материала. Составление «космического адреса» планеты Земля. Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С25-29 , в1- 6 Описание уникальных особенностей Земли как планеты. Подбор иллюстративно-справочного материала |
| 9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Земля и космос. Земля и Луна | Составлять описание происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства | УМК. Электронное приложение к учебнику. Поиск информации в ИНТНРНЕТ. | Описание влияния на Землю ближайшего космоса | С 30-33 Подготовка презентации |
| 10 | Осевое вращение Земли | Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси | Наблюдать действующую модель движения Земли( теллурий) и писывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практически задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Наблюдать действующую модель движения Земли (теллурий) и описывать особенности движения Земли вокруг Солнца. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года. Показывать на схеме и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности. | Движения Земли. Ресурс отображает освещение Земли солнечными лучами при ее осевом вращении и орбитальном движении. Анимация. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/86e89d71-2634-48c6-a126-9b022ba91b13/?interface=pupil&class[]=48&class[]=53&subject=28 Модель «Волшебные часы» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/93273/?interface=pupil&class=48&subject=28 Тренажер. Закрепление и контроль знаний. Решение задач с помощью модели. Ресурс включает 10 заданий по определению продолжительности дня и ночи на некоторых широтах в разные месяцы года с вызовом модели в качестве подсказки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb2ed7c8-4cb4-433b-840c-ed5b61bbfdf5/index_listing.html ЭУМ «Земля – планета Солнечной системы. Орбитальное движение Земли и его следствия. И1» http://www.fcior.edu.ru/card/6120/zemlya-planeta-solnechnoy-sistemy-orbitalnoe-dvizhenie-zemli-i-ego-sledstviya-i1.html | Решение проектных задач | С 33-35 Подготовьте рассказ на тему «Влияние смены времен года на жизнь человека» и проиллюстрируйте его |
| 11 | Обращение Земли вокруг Солнца | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле |
| 12 | Форма и размеры Земли | Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты | Составлять и анализировать схему « Географические следствия размеров и формы Земли». Находить (в Интернете и других источниках) и подготавливать сообщения на тему « Представления о форме и размерах Земли в древности» | | Электронное приложение к учебнику. Поиск информации в ИНТЕРНЕТ. | Составление схемы «Географические следствия размеров и формы Земли. | С 39-41 Подготовка сообщения на темы «Представление о форме и размерах Земли в древности». «Современные космические исследования Земли и других планет Солнечной системы» |
| 13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» | Обобщение знаний по разделу. П/р № 2 Характеристика видов движения Земли и их географических следствий | Рабочие тетради. Задания для подготовки к ГИА | Тематический контроль. Правильность выполнения п/р № 2 | |
Раздел III Географические модели Земли -10 ч |
| 14 | Ориентирование на земной поверхности | Как люди ориентируются. Азимут. | Определение по компасу направления на стороны горизонта, углы с помощью транспортира. | Метапредметные: Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной учебной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; -участвовать в совместной деятельности; -сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. -оценивать работу одноклассников. Познавательные учебно-логические: -выделять главное, существенные признаки понятий; -определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; -сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; -высказывать суждения, подтверждая их фактами; -классифицировать информацию по заданным признакам; -выявлять причинно-следственные связи; -решать проблемные задачи; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете -работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление по тексту таблицы, схемы; -качественное и количественное описание объекта; -классификация и организация информации; -создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д. Личностные: -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Электронное приложение к учебнику. Компас, транспортир, атлас | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.44-47,в1-4 |
| 15 | Изображения земной поверхности. | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.Аэрофотоснимки и космические снимки.Что такое план и карта. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые | Электронное приложение к учебнику. аэрофотоснимок, план, карта, глобус | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.48-51, в1-7 |
| 16 | Масштаб и его виды | Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. | Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | Электронное приложение к учебнику. План местности, физическая карта, глобус, гибкая линейка. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С. 52-54,в 1-6,7 |
| 17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. | Абсолютная и относительная высота. | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. | Электронное приложение к учебнику. План местности, учебник, нивелир, атлас. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.55-57, в 1-5 |
| 18 | Планы местности и их чтение. | План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. | Распознавать условные знаки планов местности. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. | Электронное приложение к учебнику. План местности, компас, атлас | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.58-60, в1-2,3 |
| 19 | Составление плана местности. (на примере своей местности) | П/р 3 Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки (план школы) | Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка | Электронное приложение к учебнику. План местности, транспортир, планшет, карандаши | Правильность выполнения п/р № 3 | С.61 |
| 20 | Параллели и меридианы | Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. | Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий, России, глобус. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 62-66, |
| 121 | Градусная сетка. Географические координаты. | Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сети. П/ №. 4. Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. ( определение географических координат г. Ярославля и г.Рыбинска) | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. | Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий, России, глобус, методические карточки-задания | Правильность выполнения п/р № 4 | С.66-69, в 1-5 |
| 22 | Географические карты | Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт. | Читать карты различных вдов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карт от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты. Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. | Электронное приложение к учебнику. Карты различной тематики, глобус, атласы. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С.70-73, в 1-6 Подготовиться к зачёту по теме |
| 23 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | | Демонстрировать полученные знания. | Рабочие тетради. Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ Атласы, настенные и электронные карты, глобусы. | Тематический контроль. | |
Раздел IV Земная кора -11ч. |
| 24 | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры | Строение Земли. Из чего состоит земная кора. | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры» | Метапредметные: Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной учебной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; -участвовать в совместной деятельности; -сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. -оценивать работу одноклассников. Познавательные учебно-логические: -выделять главное, существенные признаки понятий; -определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; -сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; -высказывать суждения, подтверждая их фактами; -классифицировать информацию по заданным признакам; -выявлять причинно-следственные связи; -решать проблемные задачи; -анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, Интернете; -работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; -качественное и количественное описание объекта; -классификация и организация информации; -создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) Личностные: -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | Электронное приложение к учебнику. Таблица «Внутреннее строение Земли» | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 76-79, в 1-7 |
| 25 | Разнообразие горных пород. | Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. П/р № 5. Определение горных пород и описание их свойств (на примере горных пород Ярославской области) | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. | Электронное приложение к учебнику. Коллекция горных пород и минералов, карточки-задания. | Правильность выполнения п/р №5 | С 80-83, в1-6, 7-8 |
| 26 | Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли | Земная кора и её устройство. Литосфера. | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит | Электронное приложение к учебнику. Модели Земли и литосферы. Таблица «Внутреннее строение Земли». | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 84-87,в 1-4, 5-6 |
| 27 | Разнообразие форм рельефа Земли | Что такое рельеф. Причины разнообразия рельефа. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. | Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий, России, атласы. | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | с88-89, в 1-5, 6-7 |
| 28 | Движение земной коры | Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. | Составлять и объяснять схему « образование гор при взаимодействии литосферных плит». Анализировать иллюстрации и выявлять особенности залегания горных пород. Объяснять образование горстов и грабенов. | Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры». | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 90-94, в 7 |
| 29 | Землетрясения. Вулканизм | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений и распространения вулканизма | Электронное приложение к учебнику. Таблица «Строение вулканов», карта «Строение земной коры», пластилин | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 94-103, с 103 в6 |
| 30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра | Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ветра. Деятельность человека. | Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующиеся под их воздействием форм рельефа. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Находить дополнительную информацию ( в Интернете, других источниках) о оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием. | Электронное приложение к учебнику. Карты, картины, таблицы, | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 103-108, в 1-5 |
| 31 | Главные формы рельефа суши. | Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. | Электронное приложение к учебнику. Физическая карта, атласы, Интернет ресурсы | Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | С 109-114, в 1-5, 6-8 |
| 32 | Рельеф дна океанов | Неровности океанического дна. | Называть и показывать на макете, иллюстрации основные формы рельефа дна Мирового океана. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефадна Мирового океана . | Электронное приложение к учебнику. Карта океанов, таблица «Рельеф дна Мирового океана» | Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради | С 115-119, в 1-6, 7 |
| 33 | Человек и земная кора | Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры | Находить информацию в дополнительных источниках. Приводить примеры охраны земных ресурсов | Электронное приложение к учебнику. Интернет ресурсы | | С 119-124, подг. к контрольной работе |
| 34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора» | Обобщение знаний по разделу «Земная кора» П/р № 6 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт (в т.ч. физической карты Ярославской области). | Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета) | Рабочие тетради. Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Карта строения земной коры, учебники, интернет ресурсы | Тематический контроль. Правильность выполнения п/р №5 | |
| | Итого: 34ч | | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса изучения географии в 5 классе
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество |
1 | Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) | |
| География. Землеведение.5—6 классы. :учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.-283с. | 33 |
| Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева.// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2013. | 1 |
2 | Печатные пособия | |
| Рабочая тетрадь «География. Землеведение» 5 класс. (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, 2012). | 33 |
| География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов.-М.: Дрофа, 2012.-127с | 1 |
| Атлас с комплектом контурных карт Начальный курс географии. 5 класс (автор А.А.Летягин, изд.д. «Аст-Пресс», 2013) | 33 |
| Комплект учебных карт по географии | 20 |
| Портреты | |
| Набор «Путешественники» | 1 |
| Набор «Ученые-географы» | 1 |
| Карты | |
| Физическая карта полушарий | 1 |
| Физическая карта России | 1 |
3 | Технические средства обучения | |
| Интерактивная доска Activboard Компании Promethean | 1 |
| Проектор | 1 |
| ПК учителя | 1 |
| ПК ученический | 10 |
| Принтер | 1 |
| Сканер | 1 |
| Передвижная магнитная доска | 1 |
4 | Экранно-звуковые пособия | |
5 | Цифровые образовательные ресурсы | |
| Электронное приложение к учебнику «География. Землеведение». 5—6 классы , на www.drofa.ru. | 1 |
| Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки географии” 6-10-й класс | 1 |
| видео коллекция “Золотой глобус”; “Великие чудеса природы”; “Планета Земля”. | 1 |
| CD-ROM – Учебное электронное издание. Начальный курс географии. 6 класс.; | 1 |
| DVD+R Современная школа «Современный открытый урок» | 1 |
6 | Учебно-практическое оборудование | |
| Теллурий | 1 |
| Глобус Земли (физический) | 11 |
| Глобус (политический) | 1 |
| Компас ученический | 25 |
7 | Демонстрационные пособия | |
| Коллекция полезных ископаемых | 10 |
| Коллекция минеральных пород | 3 |