СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы Ким Э.В., География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2017г, учебника География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2020, с учетом идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Целями изучения дисциплины являются:

- формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

- развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».


Основные задачи:

-формирование географической картины мира и общей культуры;

- формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

- осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

- воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.




В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонентов общего образования:

Социально-личностные компоненты:

- подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;

- формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному»— индустриальному, историческому, культурологическому пространству;

- выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;

- формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;

- развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира;

- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

- понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;

- знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного, географического мышления и экологически грамотного

поведения — важных элементов общей культуры человека;

- формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности;

- освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;

Общекультурные компоненты:

- формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании.





















Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение географии в 2019-2020 учебном году отводится 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю. На основании календарного учебного графика и расписания на 2019-2020 учебный год на изучение географии в 5 классе основной школы отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Данная программа будет выполнена за 34 часа. Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с Программой География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева / Э. В. Ким. — М. : Дрофа, 2017г.

Внесённые изменения:


п/п

Наименование разделов

Содержание авторской рабочей программы

Дополнительный час

Данная рабочая программа

1.

Раздел I. Как устроен наш мир

9

1

10

Тема 1. Земля во Вселенной

5

1

6

Тема 2. Облик Земли

4


4

2.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

8

8

Тема 3. Изображение Земли.

2


2

Тема 4.История открытия и освоения Земли.

6


6

3.

Раздел III. Как устроена наша планета

16

2

16

Тема 5. Литосфера.

5


5

Тема 6. Гидросфера.

3


3

Тема 7. Атмосфера.

3


3

Тема 8. Биосфера.

2


2

Тема 9. Природа и человек.

1

2

3

Всего часов 34










Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:


- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;


- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

  • уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 класс


Раздел I. Как устроен наш мир

ТЕМА  1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояния до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют
ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля  — планета Солнечной системы. Почему на Земле
происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

ТЕМА  2. ОБЛИК ЗЕМЛИ

Облик земного шара. Как распределены по земному
шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов?
Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус
нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны не
которые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по
глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

ТЕМА  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

ТЕМА  4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения  как источники географической информации.

Раздел III. Как устроена наша планета

ТЕМА  5. ЛИТОСФЕРА

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее
устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?


ТЕМА  6. ГИДРОСФЕРА

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера  — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека грают озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

ТЕМА  7. АТМОСФЕРА

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем
мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой?
Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного
шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная?
Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов
измеряют значения разных элементов погоды?


ТЕМА  8. БИОСФЕРА

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на
планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как иные организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

ТЕМА  9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Личностные:

- овладение опытом участия в социально значимом труде;

- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметные:

- объяснять значение понятий;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления и расстояния,работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

- читать план местности и карту;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- обозначать на контурной карте географические объекты.


Метапредметные:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описание объектов;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс- 34 часа, 1 час в неделю

урока

дата

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Форма контроля

План

коррекция

Раздел 1. Как устроен наш мир (10 часов)


Тема 1. Земля во Вселенной (6 часов)


1

03.09


Представления об устройстве мира


1

Объяснять понятия и термины: Солнечная система, галактика, планета, астероид, комета;
называть имена ученых, внесших вклад в изучение Земли;
объяснять отличия геоцентрической и гелиоцентрической моделей устройства мира;
изучать по схеме способ измерения расстояния до недоступного предмета;
изучать и приводить примеры планет Солнечной системы;
сравнивать космические тела по степени опасности для людей;
сравнивать и называть сходство и различия между Землей и ее спутником — Луной;
объяснять причины смены дня и ночи и времен года на Земле;
аргументировать, почему Земля, в отличие от других планет обитаема

Индивидуальный

2

10.09


Звезды и галактики.


1

фронтальный

3

17.09


Солнечная система.


1

фронтальный

4

24.09


Луна – спутник Земли.


1

фронтальный

5-6

01.10

08.10


Земля – планета Солнечной системы.







2

фронтальный

Тема 2. Облик Земли (4 часа)


7

15.10


Облик земного шара.



1

Объяснять понятия и термины: Мировой океан, материк, остров, полуостров, глобус, градусная сеть, параллели(экватор, тропики, полярные круги), меридианы;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе, карте полушарий и физической карте России;
определять (измерять) направления, расстояния на глобусе, на карте, на местности;
читать план местности и карту;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории

фронтальный

8

22.10


Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли.

1

фронтальный

9

05.11


Параллели и меридианы. Градусная сеть.


1

фронтальный

10

12.11


Урок-практикум. Глобус как источник географической информации.






1

Практическая работа

Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов)


Тема 3. Изображение Земли (2 часа)


11

19.11


Способы изображения земной поверхности.


1

Объяснять понятия и термины: план, карта,
географический атлас, аэрофотоснимок, космиче-
ский снимок, геоинформационная система(ГИС);
изучить и сравнивать, называть особенности раз-
личных источников географической информации —
географических карт, планов местности, аэрофото
снимков и космических снимков;
приводить примеры видов деятельности людей, где
необходимо использование различных источников
географической информации

фронтальный

12

26.11


История географической карты.

1

фронтальный

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 часов)


13

03.12


Географические открытия древности.

1

Работать с текстом учебника для изучения значения
выражений: путь «из варяг в греки», Великий
шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы, викинги, русские землепроходцы;
называть основные способы изучения Земли в про-
шлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся
результаты географических открытий и путешествий;
изучать и показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их



фронтальный

14

10.12


Географические открытия Средневековья

1

фронтальный

15

17.12


Великие географические открытия.

1

фронтальный

16

24.12


В поисках Южной Земли.

1

фронтальный

17

14.01


Исследования Океана и внутренних частей материков.

1

фронтальный

18

21.01


Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации.

1

Практическая работа



Раздел 3. Как устроена наша планета (14 часов)

Тема 5. Литосфера (5 часов)


19

28.01


Внутреннее строение Земли.


1

Выделять главное и существенные признаки понятий:земная кора, ядро, мантия, литосфера, горные
породы, минералы, полезные ископаемые, рельеф,
формы рельефа, материковый склон, ложе океана;
характеризовать методы изучения Земли и ее недр;
показывать по карте разные формы рельефа;
изучать горные породы в ходе выполнения практической работы;

сравнивать формы рельефа суши и дна Мирового
океана;
изучать и приводить примеры влияния деятельности человека на изменения рельефа на Земле

фронтальный

20

04.02


Горные породы и их значение для человека

.

1

фронтальный

21

11.02


Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов.


1

Практическая работа

22

18.02


Рельеф и его значение для человека.


1

фронтальный

23

25.02


Основные формы рельефа Земли.

1

фронтальный


Тема 6. Гидросфера (3 часа)

24

03.03


Мировой круговорот воды.

1

Работать с новыми понятиями и терминами темы:
гидросфера, мировой круговорот воды, море, залив,
пролив, части реки, речная система;
работать со схемой мирового круговорота воды и
географической картой с целью выявления отличительных особенностей частей Мирового океана

фронтальный

25

10.03


Мировой океан и его части.

1

фронтальный

26

17.03


Гидросфера – кровеносная система Земли.


1

фронтальный

Тема 7. Атмосфера (3 часа)


27

31.03


Атмосфера Земли и ее значение для человека.


1

Изучать метеорологические приборы;
определять различные параметры состояния погоды: температура воздуха, атмосферное давление,
направление ветра;

описывать погоду своей местности;
вести простейшие наблюдения за погодой


фронтальный

28

07.04


Погода.


1

фронтальный

29

14.04


Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

1

Практическая работа

Тема 8. Биосфера (2 часа)


30-31

21.04

28.04


Биосфера – как живая оболочка Земли.


2

Работать с новыми понятиями и терминами темы:
биосфера, биологический круговорот;
приводить примеры взаимосвязи всех живых
организмов на Земле;


Фронтальный

Тема 9. Природа и человек (3 час)


32-33

12.05

19.05


Воздействие человека на природу Земли.

2

Приводить примеры отрицательного и положительного влияния человеческой деятельности на природу;
изучать и приводить примеры мероприятий по
охране природы

Итоговый опрос

34

26.05


Природа и человек

1

фронтальный


Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Зам.директора по УВР

________/С.Е.Петренко/ _________/Е.В.Бунечко/

___________________ ____________________






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!