СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ

г. Новочеркасск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 23

__________________П.А. Петровсков

Приказ от ________2020г. №____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии



Уровень основного общего образования 5 класс

Количество часов: 34 часов (1 час в неделю)

Учитель: Мельник Наталия Викторовна

Программа разработана на основе Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г. и учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин .География. Начальный курс.5кл. М.: Дрофа, 2012 г.





2020-2021 учебный год





I. Пояснительная записка


В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства (людей в разных географических условиях;

  • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных с территориальных систем, формирующихся и развиваю­тся по определенным законам.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №23, утвержденная приказом от года № ;

  • Учебный план МБОУ СОШ №23 на 2020-2021 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Учебник:.И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин .География. Начальный курс.5кл. М.: Дрофа, 2012 г.

Общая характеристика учебного предмета«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего обра­зования предшествуют курсы «Окружающий мир», включающие определенные географические сведе­ния. По отношению к курсу географии данный курс явля­ются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических за­кономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе пред­ставляет собой базовое звено в системе непрерывного геогра­фического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. География 5 класс -34 часа, 1 час в неделю

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География, 5класс.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региона­льном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ивановской области);

-осознание целостности, природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей , необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками зной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения вседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательно деятельностью;

-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными инте­ресами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизнен­ных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и при­менять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор ин­формации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информацион­ных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с обществен­но значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и куль­туры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм соб­ственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек­тивах с выполнением различных социальных ролей, представ­лять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступ­ках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в систе­ме научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • умение работать с разными источниками географичес­кой информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов геогра­фической среды;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • умение применять географические знания в повседнев­ной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятель­ности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае природ­ных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



Планируемый уровень подготовки учащихся 5 класса к концу учебного года Ученик научится( базовый уровень):

  • - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • - анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • - по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • - в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • - составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • - представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

  • Ученик получит возможность научиться ( повышенный уровень):

  • - ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • - строить простые планы местности;

  • - создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  • - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • - проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • - оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • - приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • - создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, работа на контурных картах, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные — рассказ, беседа; наглядные — иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля:: срезовые итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  НОМЕНКЛАТУРА,   5 класс.

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты :Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема «Литосфера»:  равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская ;   Среднесибирское, Бразильское плоскогорья.

 горы: Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские,    Аппалачи;

вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи, Орисаба;

места распространения гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п -ов Камчатка.





3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.               34ч.

Раздел, содержание раздела

Кол-во часов

Формы учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

 Раздел I.   ИСТОЧНИКИ    ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ    10 ч.

1

Что изучает география

5

Формы: индивидуальная, фронтальная

Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью, глобусом и атласом.

Слушать и обсуждать тему урока. Обсуждать цели урока, самостоятельно их формулировать, знакомиться с новой информацией, отвечать на вопросы

Знать значение, использование термина «география»

Иметь представление о связи географии

с другими науками.

Тестирование.

2

Развитие географических знаний о Земле

5

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практическая работа, тестирование

Раздел 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ  И ЧЕЛОВЕК.  24 ч


Земля – планета Солнечной системы

9

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

влияние космоса на жизнь на Земле;

географические следствия движения Земли;

особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Тестирование.


Виды изображений поверхности Земли

5

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

свойства географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; отличия видов масштабов; значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки; масштаб карты.

Практическая работа, тестирование.


Природа Земли

10

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя ;выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять: закономерности географических оболочек, причины возникновения природных явлений.

К/работа, тестирование.

4. Календарно- тематическое планирование

Количество часов:

  • на учебный год:34

  • в неделю: 1

Учебник: И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин .География. Начальный курс. М.: Дрофа, 2012 г.

№ урока п/п

Наименование разделов, тем


Количество часов

Форма

контроля

Дата прохождения темы

План

Факт

Раздел I.   ИСТОЧНИКИ    ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ   (10ч)            


Тема 1.1 Что изучает география

5




1

Мир, в котором мы живем

1

Инд.опрос

02.09.20.


2

Науки о природе

1

Инд.опрос

09.09.20.


3

География— наука о Земле

1

Инд.опрос

16.09.20.


4

Методы географических исследований

1

Инд.опрос

23.09.20.


5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

тест

30.09.20.



Тема 1.2 Развитие географических знаний о Земле

5




6

Географические открытия древности и Средневековья

1

Инд.опрос

07.10.20.


7

Важнейшие географические открытия.

1

П/р № 1 «Географические открытия древности и средневековья.»

14.10.20.


8

Открытия русских путешественников

1

Инд.опрос

21.10.20.


9

Открытия русских путешественников . Продолжение.

1

Инд.опрос

28.10.20.


10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

тест

11.11.20.


Раздел 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ  И ЧЕЛОВЕК.    (24ч)                                                    


Тема 2.1Земля – планета Солнечной системы

10




11

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Инд.опрос

18.11.20.


12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

Инд.опрос

25.11.20.


13

Соседи Солнца

1

Инд.опрос

02.12.20.


14

Планеты гиганты и маленький Плутон

1

Инд.опрос

09.12.20.


15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

Инд.опрос

16.12.20.


16

Мир звезд

1

Инд.опрос

23.12.20.


17

Уникальная планета— Земля

1

Инд.опрос

13.01.21.


18

Земля – планета Солнечной системы

1

тест

20.01.21.


19

Современные исследования космоса

1

Инд.опрос

27.01.21.


20

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

игра

03.02.21.



Тема 2.2. Виды изображений поверхности Земли

4




21

Стороны горизонта

1

Инд.опрос

10.02.21.


22

Ориентирование.

1

П/р № 2 «Ориентирование по компасу»

17.02.21.


23

План местности и географическая карта.

1

П/р № 3 «Составление простейшего плана местности»

24.02.21.


24

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

тест

03.03.21.



Тема 2.3. Природа Земли

10




25

Как возникла Земля

1

Инд.опрос

10.03.21.


26

Внутреннее строение Земли

1

Инд.опрос

17.03.21.


27

Землетрясения и вулканы

1

Инд.опрос

31.03.21.


28

Путешествие по материкам

1

Инд.опрос

07.04.21.


29

Вода на Земле

1

Инд.опрос

14.04.21.


30

Живая оболочка Земли

1

Инд.опрос

21.04.21.


31

Почва— особое природное тело

1

Инд.опрос

28.04.21.


32

Человек и природа

1

Инд.опрос

05.05.21.


33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

тест

12.05.21.


34

Итоговая контрольная работа за год

1

тест

19.05.21.



Итого 34 часа







5. Критерии оценивания

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно – познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося. Чтобы получить объективную информацию об эффективности процесса обучения используется мониторинг качества образования.

Мониторинг позволяет осуществлять контроль учебных достижений с целью выявления пробелов и устранения их сразу, показывает уровень усвоения всей темы или раздела. Система отслеживания учебных достижений учащихся включает текущий, тематический контроль. Мониторинг качества знаний на уровне учителя:

  • приемы устного контроля учебных достижений учащихся (индивидуальный, фронтальный взаимный опрос учащихся, устное решение проблемно – познавательных задач и анализ проблемных ситуаций и т.д.);

  • приемы письменного опроса (контрольная работа, заполнение сравнительных таблиц, подготовка рефератов и др.);

  • приемы графического опроса (составление учащимися графиков, схем, диаграмм и др.);

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке учебных достижений учащихся необходимо обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования исторической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка учебных достижений предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённойситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок;

  • допустил не более двух недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более двух ошибок;

  • или не более трех недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более четырех ошибок;

  • или не более трех ошибки и одного недочета;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • если правильно выполнил менее половины работы;

  • не приступал к выполнению работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.


Критерии выставления оценок за тестовые работы.

  • Оценка «5» - 90 – 100 % правильных ответов,

  • Оценка «4» - 75 – 89 % правильных ответов,

  • Оценка «3» - 50 - 74 % правильных ответов,

Оценка «2» - менее 50 % правильных ответов оценки планируемых результатов

Критерии оценки проектно-исследовательских работ:

  1. Постановка цели и задачи;

  2. Обоснование актуальности и значимости темы проекта для самого участника;

  3. Достаточность собранного материала. Полнота раскрытия темы или глубина исследования проблемы;

  4. Оригинальность выдвинутых гипотез и практическая значимость;

  5. Обоснованность и значимость выводов;

  6. Качество оформления;

  7. Артистизм и (или) выразительность выступления;

  8. Раскрытие содержания проекта в презентации (в выводах);

  9. Использование средств наглядности, технических средств;

  10. Ответы на вопросы (компетентность в индивидуальной беседе по данной проблеме).

Оценка отдельных параметров:

5 = отлично

4 = хорошо

3 = средне

2 = требуется доработка

1 = плохо

0 = отсутствует

Оценка работы

50-45 – отличная – «5»

44-35 – хорошая работа – «4»

34-25 – нуждается в доработке – «3» (выставляется по желанию учащегося, или исправляется учащимся и повторно допускается к защите)


24-0 – слабая работа



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей обществоведческого цикла

МБОУ СОШ № 23

от _______2020г. № ____


_________

СОГЛАСОВАНО



Заместитель директора по УВР

______________Л.Е. Гапонова

__________________2020года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!