ГБОУ "Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А.Кашина"
Рассмотрено/принято на заседании МО учителей _______________________ _______________________ Руководитель МО _______________________ Протокол № __ от _______ | Согласовано Зам. директора по УР _________ Ю.М.Волкова _________ | Утверждено Директор ________ И.М. Никольская __________________________ __________________________ |
Рабочая программа
по географии
для 5 класса на 2021-2022 учебный год
Составитель: Ефремова Г.А. учитель
(ФИО, должность, квалификационная категория)
г.Дятьково
2021
Аннотация к рабочей программе по географии в 5классе
на 2021-2022 учебный год
Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа | Программа по учебному предмету «География» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897); Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020г «442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.11.2020 г.№655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г №442»; Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (с действующими изменениями и дополнениями); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2020-2025 гг.; (для 5-9 кл) Примерная образовательная программа по учебному предмету «География» в 5 классе составлена на основе авторской программы В.В.Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной и реализуется через УМК линии «Полярная Звезда»; под общ. ред. А.И. Алексеева. ( М.: Просвещение) Учебный план ГБОУ «Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А. Кашина» на 2021-2022 учебный год; Годовой календарный график ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2021-2022 учебный год; Устав ГБОУ «Дятьковская кадетская школа». |
УМК, используемый в учебном процессе | Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения: География. 5-6 классы / А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: Просвещение,2019. Контурная карта: для 5 класса Атласы: для 5 класса |
Цели учебного предмета | - - знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим -изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека; - пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; - формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; |
Задачи | - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов; формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде; формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле; формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства; формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов; выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. |
Количество часов на изучение предмета | На изучение предмета «География» в учебном плане ГБОУ «Дятьковская кадетская школа » на 2021-2022 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 35 часов. Из них: уроки с практической работой – 4 часа, контрольные работы – 3 часа, предусмотрен 1 резервный урок. |
Основное содержание предмета | РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем (4 часа) РАЗДЕЛ 2. Планета Земля (5 часов) РАЗДЕЛ 3. План и карта (10 часов) РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле (4 часа) РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли (9 часов) Обобщение (3 часа) |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации | Устный опрос Практикумы Тесты, контрольные работы контрольный срез знаний (в конце каждого полугодия) |
Рабочая программа
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития
– понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» в 5–6-х классах являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание учебного предмета
35 часов
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем (4 часа)
Географические методы изучения окружающей среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля (5 часов)
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
РАЗДЕЛ 3. План и карта (10 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле (4 часа)
История заселения. Расы и народы. Страны.
РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли (9 часов)
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Обобщение (3 часа)
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
уроки | контрольные работы |
1 | На какой Земле мы живем | 4 | 4 | - |
2 | Планета Земля | 5 | 4 | 1 |
3 | План и карта | 10 | 9 | 1 |
4 | Человек на Земле | 4 | 4 | - |
5 | Литосфера – твердая оболочка Земли | 9 | 8 | 1 |
6 | Обобщение | 3 | 3 | - |
Итого | | 35 | 32 | 3 |
Тематическое планирование
| Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
по плану | фактически |
| На какой Земле мы живем | 4 | | | |
1 | Зачем нам география и как мы её будем изучать. | 1 | П.1 | | |
2 | Как люди открывали Землю (1) | 1 | П.2 | | |
3 | Как люди открывали Землю (2) | 1 | П.3 | | |
4 | География сегодня | 1 | П. 4-5 | | |
| Планета Земля | 5 | | | |
5 | Мы во Вселенной | 1 | П. 6 | | |
6 | Движения Земли | 1 | П. 7 | | |
7 | Солнечный свет на Земле | 1 | П.8 | | |
8 | Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля». | 1 | Работа в контурной карте | | |
9 | Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» | 1 | Повторить изученное | | |
| План и карта | 10 | | | |
10 | Ориентирование на местности | 1 | П. 9 | | |
11 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | П. 10 | | |
12 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | П.11 | | |
13 | Практическая работа №1 «Построение плана местности» | 1 | П.12 | | |
14 | Географическая карта | 1 | П.13 | | |
15 | Градусная сетка | 1 | П.14 | | |
16 | Географические координаты (1) | 1 | П.15 | | |
17 | Географические координаты (2) | 1 | П.16 | | |
18 | Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» | 1 | П.17 | | |
19 | Контрольная работа № 2. «План и карта» | 1 | Повторить изученное | | |
| Человек на Земле | 4 | | | |
20 | Как люди заселяли Землю | 1 | Дополнительный материал | | |
21 | Расы и народы | 1 | Дополнительный материал | | |
22 | Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической карте» | 1 | Работа в контурной карте | | |
23 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | 1 | Повторить изученное | | |
| Литосфера – твердая оболочка Земли | 9 | | | |
24 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | П.18 | | |
25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | П. 19 | | |
26 | Движения земной коры (1) | 1 | П. 20 | | |
27 | Движения земной коры (2) | 1 | П.21 | | |
28 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | П.22 | | |
29 | Рельеф Земли. Горы | 1 | П.23 | | |
30 | Практическая работа №4 «Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. | 1 | П.24 | | |
31 | Литосфера и человек. | 1 | П.2325 | | |
32 | Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли». | 1 | Повторить изученное | | |
| Обобщение | 2 | | | |
33 | Обобщающее и повторение изученного материала | 1 | Повторить изученное | | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | Повторить изученное | | |
35 | Резервное время | 1 | Повторить изученное | | |
11