СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе представлены метапредметные результаты, требования к уровню усвоения программы, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класса»




ГБОУ "Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А.Кашина"

Рассмотрено/принято на заседании МО учителей

_______________________

_______________________

Руководитель МО

_______________________

Протокол № __ от _______

Согласовано

Зам. директора по УР

_________ Ю.М.Волкова


_________

Утверждено

Директор

________ И.М. Никольская


__________________________

__________________________




Рабочая программа

по географии

для 5 класса на 2021-2022 учебный год




Составитель: Ефремова Г.А. учитель

(ФИО, должность, квалификационная категория)




















г.Дятьково

2021



Аннотация к рабочей программе по географии в 5классе

на 2021-2022 учебный год



Нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа

Программа по учебному предмету «География» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020г «442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.11.2020 г.№655 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г №442»;

  • Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (с действующими изменениями и дополнениями);

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2020-2025 гг.; (для 5-9 кл)

  • Примерная образовательная программа по учебному предмету «География» в 5 классе составлена на основе авторской программы В.В.Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной и реализуется через УМК линии «Полярная Звезда»; под общ. ред. А.И. Алексеева. ( М.: Просвещение)

  • Учебный план ГБОУ «Дятьковская кадетская школа имени Героя Советского Союза И.А. Кашина» на 2021-2022 учебный год;

  • Годовой календарный график ГБОУ «Дятьковская кадетская школа» на 2021-2022 учебный год;

  • Устав ГБОУ «Дятьковская кадетская школа».


УМК, используемый в учебном процессе

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и материально-технического обеспечения:

География. 5-6 классы / А.И. Алексеев,  В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: Просвещение,2019.

Контурная карта: для 5 класса

Атласы: для 5 класса


Цели учебного предмета

- - знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим -изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;


Задачи

  1. - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  2. понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  3. формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  4. формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  5. формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  6. формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  7. выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


Количество часов на изучение предмета

На изучение предмета «География» в учебном плане ГБОУ

«Дятьковская кадетская школа » на 2021-2022 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 35 часов. Из них: уроки с практической работой – 4 часа, контрольные работы – 3 часа, предусмотрен 1 резервный урок.

Основное содержание предмета

РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем (4 часа)

РАЗДЕЛ 2. Планета Земля (5 часов)

РАЗДЕЛ 3. План и карта (10 часов)

РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле (4 часа)

РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли (9 часов)

Обобщение (3 часа)

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Устный опрос

Практикумы Тесты, контрольные работы

контрольный срез знаний (в конце каждого полугодия)




Рабочая программа



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития

– понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «География» в 5–6-х классах являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.




Содержание учебного предмета

35 часов


РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем (4 часа)

Географические методы изучения окружающей среды.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.

Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

РАЗДЕЛ 2. Планета Земля (5 часов)

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.


РАЗДЕЛ 3. План и карта (10 часов)

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле (4 часа)

История заселения. Расы и народы. Страны.


РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли (9 часов)

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.


Обобщение (3 часа)



Учебно – тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

контрольные работы

1

На какой Земле мы живем

4

4

-

2

Планета Земля

5

4

1

3

План и карта

10

9

1

4

Человек на Земле

4

4

-

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

9

8

1

6

Обобщение

3

3

-

Итого


35

32

3




Тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически


На какой Земле мы живем

4




1

Зачем нам география и как мы её будем изучать.

1

П.1



2

Как люди открывали Землю (1)

1

П.2



3

Как люди открывали Землю (2)

1

П.3



4

География сегодня

1

П. 4-5




Планета Земля

5




5

Мы во Вселенной

1

П. 6



6

Движения Земли

1

П. 7



7

Солнечный свет на Земле

1

П.8



8

Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля».

1

Работа в контурной карте



9

Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1

Повторить изученное




План и карта

10




10

Ориентирование на местности

1

П. 9



11

Земная поверхность на плане и карте (1)

1

П. 10



12

Земная поверхность на плане и карте (2)

1

П.11



13

Практическая работа №1 «Построение плана местности»

1

П.12



14

Географическая карта

1

П.13



15

Градусная сетка

1

П.14



16

Географические координаты (1)

1

П.15



17

Географические координаты (2)

1

П.16



18

Практическая работа

№2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

1

П.17



19

Контрольная работа № 2. «План и карта»

1

Повторить изученное




Человек на Земле

4




20

Как люди заселяли Землю

1

Дополнительный материал



21

Расы и народы

1

Дополнительный материал



22

Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической карте»

1

Работа в контурной карте



23

Обобщение по теме «Человек на Земле»

1

Повторить изученное




Литосфера – твердая оболочка Земли

9




24

Земная кора – верхняя часть литосферы

1

П.18



25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

П. 19



26

Движения земной коры (1)

1

П. 20



27

Движения земной коры (2)

1

П.21



28

Рельеф Земли. Равнины

1

П.22



29

Рельеф Земли. Горы

1

П.23



30

Практическая работа №4 «Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

1

П.24



31

Литосфера и человек.

1

П.2325



32

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

1

Повторить изученное




Обобщение

2




33

Обобщающее и повторение изученного материала

1

Повторить изученное



34

Итоговое тестирование

1

Повторить изученное



35

Резервное время

1

Повторить изученное























11