СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5класс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

5 класс





































Пояснительная записка


1.Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.


2.Общая характеристика учебного предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ 4, что соответствует программе.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.


3.Место учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов (1 час в неделю) для изучения географии в 5 классе.). Количество практических работ 4, что соответствует программе, лабораторные работы и экскурсии не предусмотрены.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

  • уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


5.Результаты освоения учебного предмета:


ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные :

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные :

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные :

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные :

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ :

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.



6. Содержание курса

Что изучает география. (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».

Освоение Сибири.

Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся)

Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся)


Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Итоговое тестирование за 1 полугодие


Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности.

Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности.


Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговая контрольная работа (1 ч)


8. Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя и обучающихся.

  • Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2013.

  • Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

  • Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

  • Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

  • Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.





Учебники и УМК

  • География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт.

  • Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2009. – 202 с.







7. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид и форма

контроля

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности

Д/з

Предметные

Метапредметные

Личностные



Тема 1: Что изучает география? (5 часов)








1



Мир, в котором мы живем.


Вводный

устный опрос

1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы.

2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»

Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.


Формирование ответственного отношения к учёбе.


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 1, р.т стр3, вопросы стр.10

2


Науки о природе.


комбинированный

решение ситуационных задач устный опрос, устный опрос,

1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы.

2.Объяснять значение понятий: география, разделы географии.

3.Приводить примеры географических наук.

Формирование и развитие по средствам географических знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном

и локальном уровнях (житель планеты Земля) Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 2, р. Т стр 6 №3, составить схему «семья биологических наук»

3


География— наука о Земле

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Текущий, тематический, устный опрос,

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;


Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 3, р.т стр 8 №4, учебник

стр 21 №3( под рубрикой подумай)

4


Методы географических исследований.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

решение ситуационных задач устный опрос, эвристическая беседа,

1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический).


Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.


Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 4, р.т стр 10 №4;

повторить § 1- 4

5


Обобщение и систематизация знаний по разделу

«Что изучает география»


Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический, тестовый,

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя


Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов


Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


р.т стр 11-12 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер



Тема 2: Как люди открывали Землю (5 часа)








6


Географические открытия древности и Средневековья.


Изучения нового материала.

устный опрос, эвристическая беседа, входной,

1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья..



Формирование и развитие по средствам географических

знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

результатов

Осознание ценности географических знаний, как

важнейшего компонента научной картины мира


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 5, р.т стр 13 №2, стр 14 №4 контурная карта

7


Важнейшие географические открытия.

Практическая работа №1: Отметить на контурной карте пути следования 2 первооткрывателей (по выбору учащихся)

комбинированный

решение ситуационных задач, устный опрос, текущий

1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.

Отрабатывать умения работы с картами.

§ 6, р. т стр. 17 №4, подготовить сообщение и презентацию

8


Открытия русских путешественников.


комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач

Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических

карт

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.

Показывают на карте маршруты: А.Никитина, Ермака

С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова

§ 7 подготовить сообщение и презентацию, р.т. стр 20 № 5

9


Освоение Сибири.

Практическая работа №2: Отметить на контурной карте пути следования 2 русских исследователей (по выбору учащихся)

комбинированный

решение ситуационных задач, текущий

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.


создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели. Выполняют практическую работу.


§ 7, повторить параграфы 5-6, стр 40 №5 учебника, составить кластер

10


Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».


Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический, тестовый,

Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Применять методы информационного поиска. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.


Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

Р.т стр 21-22 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА



Тема 3: Земля во Вселенной (9часов)








11


Как древние люди представляли себе вселенную

Изучения нового материала.

входной, эвристическая беседа, устный опрос,

1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)


Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной.

§ 8, р. т стр 23 заполнить таблицу, стр 45 учебника ( рубрика подумайте)

12


Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

1.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 9, р.т стр 25 № 4-5

13


Соседи Солнца.

комбинированный

входной, тестовый, решение ситуационных задач

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности.


Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности

§ 10, р.т стр 27 №5, учебник стр 56 № 2 ( под рубрикой подумайте)

14


Планеты-гиганты



комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа,

1.Знать особенности всех планет Солнечной системы

2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов

Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности.


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 11, р.т стр 28 №6, подготовить сообщение с презентацией

15


Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты


комбинированный

Итоговый тест за 1 полугодие


1. Объяснять значение понятий:

небесные тела, метеоры и метеориты

2. Уметь называть малые небесные

тела и их характерные черты.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты

Земля)

Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты.


§ 12, р. т. стр 32 №4-6

16


Мир звезд


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

входной, устный опрос, эвристическая беседа,

1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия.

2.Знать на какие группы звёзды делятся

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель


Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад.


§ 13, р.т стр 34 № 4, 35 №5-6, восстановить логическую цепочку

17


Уникальная планета Земля.

комбинированный

тестовый, решение ситуационных задач устный опрос,

1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет

1.Объяснять значение

понятий: астрономия, её задачи.


Формирование способностей к самостоятельном

у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты.


Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 14 подготовка сообщения и презентации, р. т. стр 36 №1

18


Современные исследования космоса.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач.


создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Выяснить значение изучения космоса в настоящее время.


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 15, р.т стр 39 №5, повторить параграфы 8-14

19


Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной»


Урок обобщения и систематизации знаний

тестовый, устный опрос,

Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам.

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

Знать основные термины и понятия по пройденным разделам, уметь объяснять явления и выявлять причинно-следственные связи.

Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

р.т стр 40 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА



Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 часов)








20


Стороны горизонта


Изучение нового материала.

входной, тестовый,

1. Объяснять значение понятий:

горизонт,

линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта.


Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок.


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 16, р. т стр 41 №1-2 , стр 42 №3-4

21


Ориентирование

Практическая работа №3: Определение сторон горизонта на местности.

комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

1. Объяснять значение понятий: ориентирование,

компас.

2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса.


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности

Из различных источников.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.

Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве)

§ 17, стр 82 учебник( под рубрикой подумайте)

22


План местности и географическая карта.

Практическая работа №4: Определение расстояний и направлений по плану местности.


комбинированный

решение ситуационных задач устный опрос, эвристическая беседа,

Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий:

план, карта,

масштаб,

условные знаки


Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью

плана местности


Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.

Выполняют практические задания по плану местности.

§ 18р. т стр 43 №1-2, стр 45 №5-6

23


Обобщение и систематизация знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»


Урок обобщения и систематизации знаний

тестовый, устный опрос, Тематический

объяснять значение понятий по теме, находить и объяснять причинно-следственные связи.

Способность к самостоятельному применению. новых знаний и практических умений с помощью

плана местности

.

Формирование ответственного отношения к учёбе.

Обобщение и практическая обработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

стр 46-47 рабочая тетрадь задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер



Тема 4: Природа Земли (10 ч)








24


Как возникла Земля


Изучения нового материала.

входной, эвристическая беседа,

Объяснять значение понятий:

гипотеза .

Знать разные гипотезы возникновения

Земли и их особенности.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений


Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов


§ 19, стр. 93 учебник (под рубрикой подумайте №1-2)

25


Внутренне строение Земли


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

тестовый, решение ситуационных задач эвристическая беседа,

1. Объяснять значение понятий:

ядро,

мантия,

земная кора, горные породы, минералы, рельеф,

литосфера

полезные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану.


Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде..

Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов.


§ 20, р. т стр 52-53 №3-6, составить кластер

26


Землетрясения и вулканы

комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач

1. Объяснять значение понятий:

землетрясение, очаг землетрясения,

эпицентр, вулкан, кратер, жерло

2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы.

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт


Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 21 рассказ и презентация

о природе разных материков Земли, стр 56 р.т № 6, учить номенклатуру


27


Путешествие по материкам


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

эвристическая беседа, устный опрос, решение ситуационных задач

1. Объяснять значение

понятий: материк,

остров, архипелаг,

часть света.

2.Уметь показывать на карте полушарий все материки.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов.

Формирование осознания единства географического пространства.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.

Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты.


§ 22, р. т стр 58 №1-2, стр 59 №4, стр 60 -61 №5 учить номенклатуру

28


Вода на Земле


комбинированный

тестовый, устный опрос, эвристическая беседа,

Объяснять значение понятий:

гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник.

2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Формирование основ экологической культуры;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.

.

§ 23, р. т стр 63№ 2-3, стр 64 №5, 7,9, стр 65 №12 учить номенклатуру

29


Воздушная одежда Земли

Изучения нового материала.

эвристическая беседа, устный опрос,

Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха.

Объяснять причины возникновения ветра.

Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника.


Формирование

экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы.


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 24, учебник стр 124 под рубрикой подумайте №1-3, р .т стр 67№8

30


Живая оболочка

Земли

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

текущий эвристическая беседа, решение ситуационных задач

Объяснять значение понятия

биосфера

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)


Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности

§ 25, стр 127 учебника №1-3 под рубрикой подумайте

31


Почва – особое природное тело


комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

Объяснять значение понятий:

почва, гумус, плодородие

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли.

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Учащиеся формулируют тему и цель урока, организуют собственною деятельности по достижению этой цели, оценивают свою деятельность и степень достижения поставленной цели.


§ 26, р .т стр 70 №1-4, сообщения

32


Человек и природа


комбинированный

устный опрос, эвристическая беседа, текущий

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности


33


Обобщение и систематизация

знаний по разделу

«Природа Земли»


Урок обобщения и систематизации знаний

устный опрос, эвристическая беседа, решение ситуационных задач

Объяснять значение понятий:

заповедники, заказники, национальные парки

Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Формирование и развитие по средствам географических

знаний

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

р.т стр 71-72задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА

34


Контрольная работа по курсу: «География начальный курс»

Контрольный

тестовый, решение ситуационных задач, итоговый

Научиться самодиагностике и самокоррекции.

С доставточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям коммуникации. Применять методы информационного поиска. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в учебной деятельности.

Организация самостоятельной работы.

Предложить маршрут путешествия по станам разных континентов, обосновав свой выбор стран.