СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии (6 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.

города Ногинска Московской области


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

естественно-математического цикла

Руководитель ШМО

Иванушкина Е.А.

Протокол № от ___________


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР


_________Чадина Н.А.


«___» __________ 20 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 9

Приказ от _______ № _____


___________Мишукова Е.Н.



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного курса «География»

Класс: 6 А

Уровень образования: основное общее образование.

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы -2019/2020гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю

Программа составлена на основе: География 5-9 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2019г.

Учебник География. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – 8-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2019






Рабочую программу составил:

Тищенко Николай Викторович,

учитель географии








2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


1.1.Программа курса географии в 6 классе составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стан­дарта общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования,

  • представленных в федеральном государственном обра­зовательном стандарте общего образования второго по­коления;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией об­разования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по об­разованию;

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение клю­чевыми компетенциями, составляющими основу для са­моразвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного разви­тия учащихся;

  • авторской программы География 5-9 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2019г.

География — учебный предмет, формирующий у уча­щихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реали­зуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направ­ленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.

Основная цель географии в системе общего образова­ния — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и пред­ставлять его географическую картину, и формирование у уча­щихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозиро­вания природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а так­же экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Изучение предмета географии в основной школе обес­печивает решение следующих задач:

  • понимание роли географической среды (жизненного про­странства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;

  • понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и на­циональных ценностей, социальной ответственности и то­лерантности;

  • приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окру­жающей среде и выработке способов адаптации в ней;

  • формирование навыков работы с различными источни­ками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и на­выки моделирования и прогнозирования.

Содержание курса географии в основной школе ориен­тировано на формирование широкого спектра видов деятель­ности (учебных действий) школьников, таких как:

  • умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;

  • умение пользоваться современными информационными технологиями;

  • владеть научными географическими понятиями;

  • видеть проблемы и ставить вопросы;

  • анализировать информацию, классифицировать и груп­пировать её;

  • наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характерис­тики, сравнивать.


В процессе освоения школьниками предметного геогра­фического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для до­стижения предметных, метапредметных и личностных ре­зультатов каждого учащегося.

Содержание примерной программы по географии струк­турировано в два блока «География Земли» и «География России». В таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному, т. е. от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хо­зяйства крупных регионов и стран.

В программе Издательского центра «Вентана-Граф» со­храняются некоторые традиционные подходы к структуре школьной географии, хорошо освоенные в практике работы учителей. Блок «География Земли» традиционно разделён на две части — «Начальный курс географии» и «Материки, океаны, народы и страны». К каждой части помещены по­яснительные записки, изложены цели и задачи, требования к результатам обучения.


Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

География в основной школе — учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и соци­ально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особен­ностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географиче­ским условиям окружающей среды, о географических подхо­дах к устойчивому развитию территорий.

Задачами изучения географии в основной школе яв­ляются:

  • формирование системы географических знаний как эле­мента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия совре­менной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьни­кам ориентироваться в мире и представлять его геогра­фическую картину;

  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополити­ческих и иных процессов, происходящих в географиче­ском пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчиво­го развития в масштабах России и мира;

  • понимание сущности и динамики глобальных и регио­нальных изменений, происходящих в современной поли­тической, экономической и социальной жизни России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответ­ствии с природными, социально-экономическими и эко­логическими факторами;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользо­вания и их взаимозависимости;

  • понимание потребности общества в географических зна­ниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии, и ориентация их на про­фессии, связанные с этой наукой;

  • формирование умений и навыков безопасного и экологи­чески грамотного поведения в окружающей среде.




































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ.


Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (12 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практическая работа № 1 «Описание океана и моря по плану»

Практическая работа № 2 «Прокладывание маршрута по карте»

Практическая работа № 3 «Описание реки по плану»

Практическая работа № 4 «Описание озера по плану»

Контрольная работа по теме «Гидросфера»

Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (12 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практическая работа № 5 «Определение средней суточной температуры воздуха»

Практическая работа № 6 «Построение розы ветров»

Практическая работа № 7 «Расчёт относительной влажности воздуха»

Практическая работа № 8 «Изучение информации о погоде»

Контрольная работа № 2 «Атмосфера»

Раздел 3. Биосфера – живая оболочка земли (4 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная Зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Раздел 4. Географическая оболочка (5ч)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Итоговая контрольная работа.


Тематическое планирование


Тема

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли.

(12 часов)

4

Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

(12 часов)

4

Раздел 3. Биосфера – живая оболочка земли.

(4 часа)

1

Раздел 4. Географическая оболочка.

(5 часов).

1

Обобщение закрепление пройденного в 6 классе

(2 часа)


Всего часов: 35























Календарно-тематическое планирование

6 класс, 35 часа, 1 час в нед.

п/п

Тема урока.

Характеристика видов

деятельности учащихся.

д/з

сроки

    1. Гидросфера – 12 ч.

1

Состав и строение гидросферы

Сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы. Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».

§28

сентябрь

2

Мировой океан

Определяют черты сходства и различия океанов Земли. Определяют по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определяют по карте глубины океанов и морей. Показывают на карте моря, заливы, проливы, острова, полуострова, наносят их на контурную карту

§29


3

Мировой океан


Выделяют части рельефа дна океана. Составляют описание океана и моря по карте.

§30


4

Практическая работа

«Прокладывание маршрута по карте»

Выполнять проектное задание самостоятельно или в группе. Работают с контурной картой. Оценивают и обсуждают результаты проделанной работы.

§31


5

Воды океана

Выявляют с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в океане. Определяют по карте крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявляют зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизируют информацию о течениях в сводной таблице.

§32

октябрь

6

Реки – артерии Земли.

Определяют по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы.

§33


7

Реки - артерии Земли.


Составляют описание реки по плану на основе анализа карт. Составляют характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализируют графики изменения уровня воды в реках. Выявляют по рисунку части долины реки. Практическая работа

№ 3 «Описание реки по плану».

§34


8

Озёра и болота


Составляют описание озера по плану на основе анализа карт. Определяют по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр мира и России. Практическая работа

№ 4 «Описание озера по плану».

§35


9

Подземные воды и ледники

Описывают по карте районы распространения ледников.

§36

ноябрь

10

Гидросфера и человек

Выявляют особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявляют значение использования ресурсов океана для человека.

§37


11

Обобщение по теме «Гидросфера»

Повторяют основные понятия по теме: «Гидросфера». Тестирование



12

Контрольная работа № 1 по теме: «Гидросфера»


декабрь

    1. Атмосфера – 12 ч.

13

Состав и строение атмосферы.

Выявляют роль, содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составляют и анализируют схему «Состав атмосферы». Высказывают мнение об утверждении: «Тропосфера – кухня погоды».

§38


14

Тепло в атмосфере


Вычерчивают и анализируют графики изменения температуры в течение суток. Вычисляют средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решают задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Практическая работа

№ 5 «Определение средней суточной температуры воздуха».

§39


15

Тепло в атмосфере

Выявляют зависимости температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

§40

январь

16

Атмосферное давление

Измеряют атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывают атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.

§41


17

Ветер


Определяют по картам направление ветров. Вычерчивают розу ветров. Практическая работа

№ 6 «Построение розы ветров».

§42


18

Влага в атмосфере


Решают задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных. Практическая работа

№ 7 «Расчёт относительной влажности воздуха».

§43


19

Влага в атмосфере

Наблюдают за облаками, составляют описание по их виду.

§44

февраль

20

Погода и климат

Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составляют характеристику воздушных масс с разными свойствами.

§45


21

Практическая работа

№ 8 «Изучение информации о погоде».

Наблюдают за погодой и выявлять её особенности. Знакомятся с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывают по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы.

§46


22

Атмосфера и человек

Выявлять значение атмосферы для человека. Описывают влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составляют и обсуждают правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

§47


23

Обобщение по теме «Атмосфера»

Повторяют основные понятия по теме: «Атмосфера». Тестирование


март

24

Контрольная работа № 2 по теме: «Атмосфера»




    1. Биосфера. Географическая оболочка Земли -9 ч.



25

Биосфера – земная оболочка.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота

§48


26

Почвы

Сравнивают профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

§49


27

Почвы

Сравнивают профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

§49


28

Биосфера – сфера жизни

Выявляют зависимость разнообразия животного и растительного мира от количества света, тепла и влаги (климата). Высказывают мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдают за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды.

§50

апрель

29

Географическая оболочка Земли

Приводят примеры взаимодействия разных частей географической оболочки. Выявляют доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт.

§51


30

Природные зоны Земли

Сравнивают между собой различные природные зоны. Приводят примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания.

§52


31

Природные зоны Земли

Сравнивают между собой различные природные зоны. Приводят примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания.

§52


32

Культурные ландшафты

Выявляют наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации.

§53

май

33

Обобщение по теме: «Биосфера. Географическая оболочка»

Повторяют основные понятия по начальному курсу географии. Тестирование.



34

Итоговая контрольная работа

Итоговая работа по географии – начальный курс




35

Повторение по теме: «Оболочки Земли». Работа над ошибками.

Выполняют задания на закрепление основных понятий по изученному курсу