Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.
города Ногинска Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО естественно-математического цикла Руководитель ШМО Иванушкина Е.А. Протокол № от ___________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Чадина Н.А. «___» __________ 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 9 Приказ от _______ № _____ ___________Мишукова Е.Н. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «География»
Класс: 6 А
Уровень образования: основное общее образование.
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2019/2020гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю
Программа составлена на основе: География 5-9 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2019г.
Учебник География. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – 8-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2019
Рабочую программу составил:
Тищенко Николай Викторович,
учитель географии
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1.Программа курса географии в 6 классе составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
авторской программы География 5-9 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2019г.
География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.
Основная цель географии в системе общего образования — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает решение следующих задач:
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;
формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.
Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
умение пользоваться одним из «языков» международного общения — географической картой;
умение пользоваться современными информационными технологиями;
владеть научными географическими понятиями;
видеть проблемы и ставить вопросы;
анализировать информацию, классифицировать и группировать её;
наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
Содержание примерной программы по географии структурировано в два блока «География Земли» и «География России». В таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному, т. е. от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хозяйства крупных регионов и стран.
В программе Издательского центра «Вентана-Граф» сохраняются некоторые традиционные подходы к структуре школьной географии, хорошо освоенные в практике работы учителей. Блок «География Земли» традиционно разделён на две части — «Начальный курс географии» и «Материки, океаны, народы и страны». К каждой части помещены пояснительные записки, изложены цели и задачи, требования к результатам обучения.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
География в основной школе — учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;
познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии, и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (12 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практическая работа № 1 «Описание океана и моря по плану»
Практическая работа № 2 «Прокладывание маршрута по карте»
Практическая работа № 3 «Описание реки по плану»
Практическая работа № 4 «Описание озера по плану»
Контрольная работа по теме «Гидросфера»
Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (12 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практическая работа № 5 «Определение средней суточной температуры воздуха»
Практическая работа № 6 «Построение розы ветров»
Практическая работа № 7 «Расчёт относительной влажности воздуха»
Практическая работа № 8 «Изучение информации о погоде»
Контрольная работа № 2 «Атмосфера»
Раздел 3. Биосфера – живая оболочка земли (4 часа)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная Зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Раздел 4. Географическая оболочка (5ч)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов (теория) | Количество часов (практика) |
Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли. | (12 часов) | 4 |
Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | (12 часов) | 4 |
Раздел 3. Биосфера – живая оболочка земли. | (4 часа) | 1 |
Раздел 4. Географическая оболочка. | (5 часов). | 1 |
Обобщение закрепление пройденного в 6 классе | (2 часа) | |
Всего часов: 35 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс, 35 часа, 1 час в нед.
№ п/п | Тема урока. | Характеристика видов деятельности учащихся. | д/з | сроки |
|
1 | Состав и строение гидросферы | Сравнивают соотношение отдельных частей гидросферы. Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». | §28 | сентябрь |
2 | Мировой океан | Определяют черты сходства и различия океанов Земли. Определяют по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определяют по карте глубины океанов и морей. Показывают на карте моря, заливы, проливы, острова, полуострова, наносят их на контурную карту | §29 | |
3 | Мировой океан | Выделяют части рельефа дна океана. Составляют описание океана и моря по карте. | §30 | |
4 | Практическая работа «Прокладывание маршрута по карте» | Выполнять проектное задание самостоятельно или в группе. Работают с контурной картой. Оценивают и обсуждают результаты проделанной работы. | §31 | |
5 | Воды океана | Выявляют с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в океане. Определяют по карте крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявляют зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизируют информацию о течениях в сводной таблице. | §32 | октябрь |
6 | Реки – артерии Земли. | Определяют по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. | §33 | |
7 | Реки - артерии Земли. | Составляют описание реки по плану на основе анализа карт. Составляют характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализируют графики изменения уровня воды в реках. Выявляют по рисунку части долины реки. Практическая работа № 3 «Описание реки по плану». | §34 | |
8 | Озёра и болота | Составляют описание озера по плану на основе анализа карт. Определяют по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр мира и России. Практическая работа № 4 «Описание озера по плану». | §35 | |
9 | Подземные воды и ледники | Описывают по карте районы распространения ледников. | §36 | ноябрь |
10 | Гидросфера и человек | Выявляют особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявляют значение использования ресурсов океана для человека. | §37 | |
11 | Обобщение по теме «Гидросфера» | Повторяют основные понятия по теме: «Гидросфера». Тестирование | | |
12 | Контрольная работа № 1 по теме: «Гидросфера» | | декабрь |
|
13 | Состав и строение атмосферы. | Выявляют роль, содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составляют и анализируют схему «Состав атмосферы». Высказывают мнение об утверждении: «Тропосфера – кухня погоды». | §38 | |
14 | Тепло в атмосфере | Вычерчивают и анализируют графики изменения температуры в течение суток. Вычисляют средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решают задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Практическая работа № 5 «Определение средней суточной температуры воздуха». | §39 | |
15 | Тепло в атмосфере | Выявляют зависимости температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. | §40 | январь |
16 | Атмосферное давление | Измеряют атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывают атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. | §41 | |
17 | Ветер | Определяют по картам направление ветров. Вычерчивают розу ветров. Практическая работа № 6 «Построение розы ветров». | §42 | |
18 | Влага в атмосфере | Решают задачи по расчёту относительной влажности на основе имеющихся данных. Практическая работа № 7 «Расчёт относительной влажности воздуха». | §43 | |
19 | Влага в атмосфере | Наблюдают за облаками, составляют описание по их виду. | §44 | февраль |
20 | Погода и климат | Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составляют характеристику воздушных масс с разными свойствами. | §45 | |
21 | Практическая работа № 8 «Изучение информации о погоде». | Наблюдают за погодой и выявлять её особенности. Знакомятся с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывают по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. | §46 | |
22 | Атмосфера и человек | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывают влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составляют и обсуждают правила поведения во время опасных атмосферных явлений. | §47 | |
23 | Обобщение по теме «Атмосфера» | Повторяют основные понятия по теме: «Атмосфера». Тестирование | | март |
24 | Контрольная работа № 2 по теме: «Атмосфера» | | |
| | | |
25 | Биосфера – земная оболочка. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота | §48 | |
26 | Почвы | Сравнивают профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв. | §49 | |
27 | Почвы | Сравнивают профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв. | §49 | |
28 | Биосфера – сфера жизни | Выявляют зависимость разнообразия животного и растительного мира от количества света, тепла и влаги (климата). Высказывают мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдают за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. | §50 | апрель |
29 | Географическая оболочка Земли | Приводят примеры взаимодействия разных частей географической оболочки. Выявляют доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. | §51 | |
30 | Природные зоны Земли | Сравнивают между собой различные природные зоны. Приводят примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. | §52 | |
31 | Природные зоны Земли | Сравнивают между собой различные природные зоны. Приводят примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. | §52 | |
32 | Культурные ландшафты | Выявляют наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. | §53 | май |
33 | Обобщение по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» | Повторяют основные понятия по начальному курсу географии. Тестирование. | | |
34 | Итоговая контрольная работа | Итоговая работа по географии – начальный курс | | |
35 | Повторение по теме: «Оболочки Земли». Работа над ошибками. | Выполняют задания на закрепление основных понятий по изученному курсу | | |