ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
12. работать с различными источниками географической информации и приборами;
13. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
14. читать географические карты;
15. создавать простейшие географические карты различного содержания;
16. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
17. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
18. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
19. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
20. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной из Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
13. Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование основ экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 План и карта (7 ч)
Тема 2 Литосфера – твердая оболочка Земли (6)
Тема 1. Гидросфера - водная оболочка Земли. (7ч).
Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.
Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».
Практические работы.
№1. Описание реки и озера по плану. № 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. (15 мин) . № 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. (15 мин) .№ 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. (7 ч).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.
Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».
Практические работы.
№ 5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. № 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. (15 мин). №7. Построение и анализ розы ветров. № 8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. №9. Анализ погоды на ближайшие два-три дня. (15 мин).
Тема 3. Биосфера - живая оболочка Земли. (3 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.
Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».
Практические работы.
№10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. №11. Описание одного растения или животного своей местности. (15 мин).
Тема 4. Географическая оболочка Земли (1 ч)
Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».
Практические работы.
№12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План и карта. (7 ч) |
1 | Земная поверхность на плане и карте | 1 | 02.09 | |
2 | Земная поверхность на плане и карте. Пр.р. № 1 «Составление простейшего плана местности» | 1 | 09.09 | |
3 | Географическая карта | 1 | 16.09 | |
4 | Градусная сетка | 1 | 23.09 | |
5 | Географические координаты | 1 | 30.09 | |
6 | Географические координаты. Пр.р. № 2 «Определение географических координат объектов на карте» | 1 | 07.10 | |
7 | Повторение по теме «План и карта» | 1 | 14.10 | |
Литосфера – твердая оболочка Земли. (6 ч) |
8 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | 21.10 | |
9 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | 28.10 | |
10 | Движения земной коры | 1 | 11.11 | |
11 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | 18.11 | |
12 | Рельеф Земли. Горы. Пр.р. № 3 Определение по карте ГП гор и равнин» | 1 | 25.11 | |
13 | Литосфера и человек | 1 | 02.12 | |
Гидросфера – водная оболочка Земли. (7 ч) |
14 | Состав и строение гидросферы | 1 | 09.12 | |
15 | Мировой океан | 1 | 16.12 | |
16 | Воды океана | 1 | 23.12 | |
17 | Реки – артерии Земли. Пр.р. №.4 «Описание реки и озера по плану» | 1 | 13.01 | |
18 | Озера и болота. Пр.р. № 5 «Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира» | 1 | 20.01 | |
19 | Подземные воды и ледники | 1 | 27.01 | |
20 | Гидросфера и человек | 1 | 03.02 | |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (7 ч) |
21 | Состав и строение атмосферы. Пр.р. № 6 «Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.» | 1 | 10.02 | |
22 | Тепло в атмосфере. Пр.р. №7 « Определение среднесуточной температуры воздуха» | 1 | 17.02 | |
23 | Атмосферное давление | 1 | 02.03 | |
24 | Ветер. Пр.р. № 8 «Построение и анализ розы ветров погоды на ближайшие два-три дня» | 1 | 16.03 | |
25 | Влага в атмосфере | 1 | 23.03 | |
26 | Погода и климат. Пр.р. № 9 «Характеристика климата своей местности» | 1 | 06.04 | |
27 | Атмосфера и человек. Пр.р. № 10 «Анализ погоды на ближайшие два-три дня» | 1 | 13.04 | |
Биосфера – живая оболочка Земли. (3ч) |
28 | Биосфера – земная оболочка. Пр.р. № 11 «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли» | 1 | 20.04 | |
29 | Почвы | 1 | 27.04 | |
30 | Защита реферата по теме «Биосфера и человек» с элементами промежуточной аттестации. | 1 | 18.05 | |
Географическая оболочка. (1ч) |
31 | Географическая оболочка Земли. Итоговое повторение. | 1 | 25.05 | |