Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учетом программ, включенных в ее структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по географии разработана на основе:
Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта ООО;
Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
Основной образовательной программы ООО МБОУ «Тубольская ООШ»;
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2020г.;
Учебно-методического комплекта:
- учебник «География. 5-6 классы» серия «Полярная звезда», А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, М.:Просвещение, 2019г.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Авторская программа рассчитана на 35 часов, из них 5 часов резервное время: 1 час добавлен на повторение темы «Гидросфера», 1 час – на повторение темы «Атмосфера», 3 часа добавлены на итоговое повторение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«География. 6 класс»
Источники географической информации
Выпускник 6 класса научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных
источников;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник 6 класса научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические
объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из « языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание учебного курса «География. 6 класс»
6 класс
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11ч)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.
Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (11ч)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы
Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).
Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.
Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.
Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (5ч)
Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Тема 4. Географическая оболочка Земли(5ч)
Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
Повторение (3ч)
Тематическое планирование «География. 6 класс»
№ | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11ч) |
1 | Состав и строение гидросферы. | 1 |
2 | Мировой океан, его части. | 1 |
3 | Мировой океан. Острова и полуострова. Практическая работа №1: «Описание океана и моря на основе анализа географических карт». | 1 |
4 | Учимся с «Полярной звездой». Выполняем проектное задание. | 1 |
5 | Воды Океана. | 1 |
6 | Реки – артерии Земли. | 1 |
7 | Реки Земли. Практическая работа №2: «Сравнение двух рек по заданным признакам». | 1 |
8 | Озера и болота. Практическая работа №3: «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану». | 1 |
9 | Подземные воды и ледники. | 1 |
10 | Гидросфера и человек. | 1 |
11 | Обобщение по теме: «Гидросфера». Тест. | 1 |
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11ч) |
12 | Состав и строение атмосферы. | 1 |
13 | Тепло в атмосфере. Практическая работа №4: «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов». | 1 |
14 | Тепло в атмосфере. | 1 |
15 | Атмосферное давление. | 1 |
16 | Ветер. Практическая работа №5: «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды». | 1 |
17 | Влага в атмосфере. | 1 |
18 | Влага в атмосфере. Практическая работа №6: «Определение тенденций изменения количества атмосферных осадков». | 1 |
19 | Погода и климат. | 1 |
20 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №7: «Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов». | 1 |
21 | Атмосфера и человек. | 1 |
22 | Обобщение по теме: «Гидросфера». Проверочная работа по теме: «Гидросфера». | 1 |
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (5ч) |
23 | Биосфера – земная оболочка. | 1 |
24 | Биосфера – сфера жизни. | 1 |
25 | Почвы. | 1 |
26 | Биосфера и человек. | 1 |
27 | Обобщение по теме «Биосфера – живая оболочка Земли». | 1 |
Тема 4. Географическая оболочка(5ч) |
28 | Географическая оболочка Земли. | 1 |
29 | Природные зоны Земли. | 1 |
30 | Культурные ландшафты. | 1 |
31 | Природное и культурное наследие. | 1 |
32 | Практическая работа №8: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности». | 1 |
33 | Обобщение по теме «Географическая оболочка». | 1 |
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
35 | Итоговое повторение курса географии 6 класса. | 1 |
Приложение
Календарно - тематическое планирование «География. 6 класс»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11ч) |
1 | Состав и строение гидросферы. | 1 | | |
2 | Мировой океан, его части. | 1 | | |
3 | Мировой океан. Острова и полуострова. Практическая работа №1: «Описание океана и моря на основе анализа географических карт». | 1 | | |
4 | Учимся с «Полярной звездой». Выполняем проектное задание. | 1 | | |
5 | Воды Океана. | 1 | | |
6 | Реки – артерии Земли. | 1 | | |
7 | Реки Земли. Практическая работа №2: «Сравнение двух рек по заданным признакам». | 1 | | |
8 | Озера и болота. Практическая работа №3: «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану». | 1 | | |
9 | Подземные воды и ледники. | 1 | | |
10 | Гидросфера и человек. | 1 | | |
11 | Обобщение по теме: «Гидросфера». Тест. | 1 | | |
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11ч) |
12 | Состав и строение атмосферы. | 1 | | |
13 | Тепло в атмосфере. Практическая работа №4: «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов». | 1 | | |
14 | Тепло в атмосфере. | 1 | | |
15 | Атмосферное давление. | 1 | | |
16 | Ветер. Практическая работа №5: «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды». | 1 | | |
17 | Влага в атмосфере. | 1 | | |
18 | Влага в атмосфере. Практическая работа №6: «Определение тенденций изменения количества атмосферных осадков». | 1 | | |
19 | Погода и климат. | 1 | | |
20 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №7: «Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов». | 1 | | |
21 | Атмосфера и человек. | 1 | | |
22 | Обобщение по теме: «Гидросфера». Проверочная работа по теме: «Гидросфера». | 1 | | |
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (5ч) |
23 | Биосфера – земная оболочка. | 1 | | |
24 | Биосфера – сфера жизни. | 1 | | |
25 | Почвы. | 1 | | |
26 | Биосфера и человек. | 1 | | |
27 | Обобщение по теме «Биосфера – живая оболочка Земли». | 1 | | |
Тема 4. Географическая оболочка(5ч) |
28 | Географическая оболочка Земли. | 1 | | |
29 | Природные зоны Земли. | 1 | | |
30 | Культурные ландшафты. | 1 | | |
31 | Природное и культурное наследие. | 1 | | |
32 | Практическая работа №8: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности». | 1 | | |
33 | Обобщение по теме «Географическая оболочка». | 1 | | |
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
35 | Итоговое повторение курса географии 6 класса. | 1 | | |