СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе сборника "География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2020г.;"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учетом программ, включенных в ее структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа по географии разработана на основе:

  1. Федерального закона № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта ООО;

  3. Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

  4. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Тубольская ООШ»;

  5. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2020г.;

  6. Учебно-методического комплекта:

- учебник «География. 5-6 классы» серия «Полярная звезда», А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, М.:Просвещение, 2019г.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Авторская программа рассчитана на 35 часов, из них 5 часов резервное время: 1 час добавлен на повторение темы «Гидросфера», 1 час – на повторение темы «Атмосфера», 3 часа добавлены на итоговое повторение.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«География. 6 класс»

Источники географической информации

Выпускник 6 класса научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и

извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие

географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных

источников;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


Природа Земли и человек

Выпускник 6 класса научится:

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические

объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,

условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного

давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  1. освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных

институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  1. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  2. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  4. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  5. осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  6. развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.


Метапредметными результами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  3. формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  9. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  10. умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.


Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты

как одного из « языков» международного общения;

  1. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  2. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

  3. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.



Содержание учебного курса «География. 6 класс»

6 класс

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11ч)

 Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

 Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.

 Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.

 Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.

 Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
 Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

 

Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (11ч)

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы

 Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).

Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

 Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.

Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.

Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Тема 3.  Биосфера – живая оболочка Земли (5ч)

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.

Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

 Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.

 Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

 Тема 4. Географическая оболочка Земли(5ч)

Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.


Повторение (3ч)

































Тематическое планирование «География. 6 класс»

Тема урока

Количество

часов

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11ч)

1

Состав и строение гидросферы.

1

2

Мировой океан, его части.

1

3

Мировой океан. Острова и полуострова. Практическая работа №1: «Описание океана и моря на основе анализа географических карт».

1

4

Учимся с «Полярной звездой». Выполняем проектное задание.

1

5

Воды Океана.

1

6

Реки – артерии Земли.

1

7

Реки Земли. Практическая работа №2: «Сравнение двух рек по заданным признакам».

1

8

Озера и болота. Практическая работа №3: «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану».

1

9

Подземные воды и ледники.

1

10

Гидросфера и человек.

1

11

Обобщение по теме: «Гидросфера». Тест.

1

Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11ч)

12

Состав и строение атмосферы.

1

13

Тепло в атмосфере. Практическая работа №4: «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов».

1

14

Тепло в атмосфере.

1

15

Атмосферное давление.

1

16

Ветер. Практическая работа №5: «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды».

1

17

Влага в атмосфере.

1

18

Влага в атмосфере. Практическая работа №6: «Определение тенденций изменения количества атмосферных осадков».

1

19

Погода и климат.

1

20

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №7: «Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов».

1

21

Атмосфера и человек.

1

22

Обобщение по теме: «Гидросфера». Проверочная работа по теме: «Гидросфера».

1

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (5ч)

23

Биосфера – земная оболочка.

1

24

Биосфера – сфера жизни.

1

25

Почвы.

1

26

Биосфера и человек.

1

27

Обобщение по теме «Биосфера – живая оболочка Земли».


1

Тема 4. Географическая оболочка(5ч)

28

Географическая оболочка Земли.

1

29

Природные зоны Земли.

1

30

Культурные ландшафты.

1

31

Природное и культурное наследие.

1

32

Практическая работа №8: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности».

1

33

Обобщение по теме «Географическая оболочка».

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

35

Итоговое повторение курса географии 6 класса.

1









































Приложение

Календарно - тематическое планирование «География. 6 класс»

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11ч)

1

Состав и строение гидросферы.

1



2

Мировой океан, его части.

1



3

Мировой океан. Острова и полуострова. Практическая работа №1: «Описание океана и моря на основе анализа географических карт».

1



4

Учимся с «Полярной звездой». Выполняем проектное задание.

1



5

Воды Океана.

1



6

Реки – артерии Земли.

1



7

Реки Земли. Практическая работа №2: «Сравнение двух рек по заданным признакам».

1



8

Озера и болота. Практическая работа №3: «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану».

1



9

Подземные воды и ледники.

1



10

Гидросфера и человек.

1



11

Обобщение по теме: «Гидросфера». Тест.

1



Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11ч)

12

Состав и строение атмосферы.

1



13

Тепло в атмосфере. Практическая работа №4: «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов».

1



14

Тепло в атмосфере.

1



15

Атмосферное давление.

1



16

Ветер. Практическая работа №5: «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды».

1



17

Влага в атмосфере.

1



18

Влага в атмосфере. Практическая работа №6: «Определение тенденций изменения количества атмосферных осадков».

1



19

Погода и климат.

1



20

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №7: «Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов».

1



21

Атмосфера и человек.

1



22

Обобщение по теме: «Гидросфера». Проверочная работа по теме: «Гидросфера».

1



Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (5ч)

23

Биосфера – земная оболочка.

1



24

Биосфера – сфера жизни.

1



25

Почвы.

1



26

Биосфера и человек.

1



27

Обобщение по теме «Биосфера – живая оболочка Земли».


1



Тема 4. Географическая оболочка(5ч)

28

Географическая оболочка Земли.

1



29

Природные зоны Земли.

1



30

Культурные ландшафты.

1



31

Природное и культурное наследие.

1



32

Практическая работа №8: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности».

1



33

Обобщение по теме «Географическая оболочка».

1



34

Итоговая контрольная работа.

1



35

Итоговое повторение курса географии 6 класса.

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!