СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»



Планируемые результаты


Рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучения курса «География».

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  • Воспитание патриотизма. Любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоения гуманистических и традиционных ценностей многонационального государства; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • Формирование уважительного отношения к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных роблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской , творческой и др. видов деятельности;

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведении в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её прявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среды;

  • Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД

  • Выдвигать версии решения проблем, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения уели из предложенных, а также искать самостоятельно.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализирировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственной связи.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых и сложных).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст…)

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом…)

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы), факты(гипотезы, теории, аксиомы).

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Важнейшие предметные результаты:

  • Первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

  • Основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

  • Первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

  • Элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • Основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • Первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

  • Начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • Общие представления об экологических проблемах, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

Выпускник5-6 классов научится:

  • понимать основные географические понятия, термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Знать географические следствия движения земли, географические явления и процессы в литосфере взаимосвязи между ними их изменение в результате деятельности человека;

  • выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию; определять на местности, плане и карте расстояния. Направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете география с географическими приборами;

  • ориентироваться на местности и проведение съёмок её участков;

  • чтение карт различного содержания;

  • наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  • проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников.


Содержание тем учебного предмета


п/п

Название раздела

Краткое содержание раздела

1.

Гидросфера  водная оболочка Земли. 

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океа­не. Использование карт для определения географического поло­жения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значе­ние и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохране­нию качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Реч­ная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, бо­лота. Использование карт для определения географического по­ложения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их ис­пользования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географи­ческое распространение, воздействие на хозяйственную деятель­ность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явле­ния в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

2.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмо­сферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые ко­лебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмо­сферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного дав­ления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Посто­янные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их форми­рования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за по­годой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Пост­роение графиков изменения температуры и облачности, розы вет­ров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изме­нений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воз­духа. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климати­ческие пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация челове­ка к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

3.

Биосфера Земли

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодей­ствие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана расти­тельного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества ок­ружающей среды.


4.

Почва как особое природное образование

Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) поч­вообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

5

Географическая оболочка Земли

Строение, свойства и за­кономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупней­ший природный комплекс Земли. Широтная зональность и вы­сотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимо­действия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.



Тематическое планирование


п/п

Темы разделов программы, темы уроков, практические работы,

Кол-во часов


Введение

1

1

Введение.

Практическая работа №1 «Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды».

1


Гидросфера  водная оболочка Земли

9

2

Гидросфера ее состав

1

3

Мировой океан

1

4

Движения воды в Океане.

Практическая работа №2 «Описание по картам вод Мирового океана»

1

5

Реки

1

6

Озёра и болота

1

7

Подземные воды

1

8

Ледники и многолетняя мерзлота

1

9

Человек и гидросфера.

Практическая работа №3 «Описание реки своей местности»;

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Гидросфера»

1


Атмосферавоздушная оболочка Земли

10

11

Атмосфера, ее строение, состав, значение

1

12

Температура воздуха.

1

13

Влажность воздуха. Облака.

1

14

Атмосферные осадки

1

15

Атмосферное давление

1

16

Ветер.

Практическая работа №4 «Обобщение данных дневника погоды»

1

17

Погода

1

18

Климат

1

19

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

1

20

Контрольная работа №2 по теме «Атмосфера»

1


Биосфера — оболочка жизни

5

21

Биосфера

1

22

Жизнь в Океане и на суше

1

23

Значение биосферы

1

24

Человек — часть биосферы

1

25

Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни»

1


Географическая оболочка – самый крупный ПК

9

26

Природные комплексы

1

27

Почва

1

28

Ледяные пустыни и тундры

1

29

Леса мира

1

30

Степи и саванны. Засушливые области планеты

1

31

Природные комплексы Мирового океана

1

32

Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие

1

34

Практическая работа №5 «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»»

1

35

Обобщающий урок по теме „Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс»

1

33

Промежуточная аттестация. Проверочная работа

1


































Приложение 1.


Количество контрольных, практических работ


Тема

Кол-во уроков

Кол-во практических работ

Кол-во контрольных работ

1

Введение

1

1

0

2

Гидросфера  водная оболочка Земли

9

2

1

3

Атмосферавоздушная оболочка Земли

10

1

1

4

Биосфера — оболочка жизни

5

0

0

5

Географическая оболочка – самый крупный ПК

9

1

0

8

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

0

1


Итого:

35

5

3
















Приложение 2.


Аннотация к рабочей программе по географии для 6 класса


  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №9 п. Известковый, с учебным планом школы на 2020/2021 учебный год, примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы по географии (авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (авторы А.А. Лобжанидзе. География . Планета Земля 5-6 класс Москва. Просвящение 2014 г.).

  1. Цели и задачи программы:

Цель курса – заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачами курса являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимания неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений, а именно:

  1. Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер; показать особенности их взаимодействияна планетарном, региональном и локальном уровнях.

  2. Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).

  3. Сформировать практические умения работать с глобусом, картой. Планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.

  4. Развить правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.

  5. Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.

  1. Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов: 35 часов,

  2. Содержание программы представлено следующими темами:

Введение – 1 час

Гидросфера  водная оболочка Земли – 9 часов

Атмосферавоздушная оболочка Земли – 10 часов

Биосфера — оболочка жизни – 5 часов

Географическая оболочка – самый крупный ПК – 9 часов

Промежуточная аттестация. Проверочная работа – 1 час (резервное время)

В авторской программе резервное время - 1 час, в рабочей программе 1 час отводится на промежуточную аттестацию в форме проверочной работы, которая оценивается по результатам Всероссийских проверочных работ.

  1. Формы текущего контроля

- текущий – устные и письменные опросы, тестирование, индивидуальные карточки с заданиями, географические диктанты, проверочные работы;

- тематический – проверочные и тестовые работы;

- итоговый – итоговая работа.

Количество контрольных работ – 3, практических работ – 5.

Форма промежуточной аттестации: Проверочная работа.

  1. Список учебников и Интернет-ресурсов, используемых для реализации программы.

Учебник:

А.А. Лобжанидзе География. Планете Земля. 5-6 класс М: Просвещение, 2014г.

Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А., География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2013-2014 гг.;

Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2013-2014 гг.

Свободные образовательные Интернет-ресурсы:

http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://ru.wikipedia.org/ - Википедия

http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

http://www.vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света

http://www.rgo.ru/ - Русское географическое общество

http://www.nat-geo.ru/ -National Geographic Россия

http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-09-16-50-20.html - Географический портал

http://zemlj.ru/tag/karta - Планета Земля

http://katalog.iot.ru/?cat=26 – каталог образовательных ресурсов

http://geonazvanija.ru/zootoponimy - Сайт географических названий

http://mygeog.ru/ - Географический образовательный портал

учебные мультимедийные пособия,

презентации к урокам






Приложение 3.

Требования к оцениванию знаний и умений учащихся по географии


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;

  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается

работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

    1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

    2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение

умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные

результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.






















Приложение 4.


Перечень обязательной географической номенклатуры


Тема ”Гидросфера”

  • Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

  • Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

  • Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

  • Рифы: Большой Барьерный риф.

  • Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

  • Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

  • Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

  • Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

  • Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.



























Приложение 5.


Контрольная работа №1 по теме «Гидросфера»


1 вариант

Часть А

1. Из чего состоит водная оболочка Земли – гидросфера?

а) из вод суши и Мирового океана

б) из вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

в) из рек, озер, морей, болот, прудов

г) только из вод суши


2. Как называются участки суши, окруженные с трех сторон водой, а с четвертой – соединенные с ней?

а) материки

б) архипелаги

в) полуострова

г) острова


3. Какая часть гидросфера не отражена на картах?

а) реки

б) моря

в) озера

г) подземные воды


4. Как называется непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно?

а) Мировой океан

б) течения

в) водное сообщество

г) Мировой круговорот воды


5. Какое питание имеет большинство рек России?

1. Из чего состоит водная оболочка Земли – гидросфера?

а) снеговое

б) дождевое

в) ледниковое

г) смешанное


6. Какой океан считается самым большим?

а) Индийский

б) Тихий

в) Атлантический

г) Северный Ледовитый


7. Какое озеро наполовину состоит из пресной воды, а наполовину – из соленой?

а) Байкал

б) Балхаш

в) Каспийское

г) Ладожское


8. Укажите искусственный водоем:

а) озеро

б) река

в) старица

г) водохранилище


9. В какое море впадает река Волга?

а) Охотское

б) Черное

в) Каспийское

г) Средиземное


10. Какое течение самое мощное на Земле?

а) Гольфстрим

б) Западных ветров

в) Лабрадорское

г) Норвежское


Часть В

  1. Соотнесите понятия и определения

а) часть океана, отделенная от него сушей, островами и отличающаяся свойствами воды

б) огромное пространство между материками, заполненное водой

в) скопление воды в природном углублении


  1. Океан 2. Озеро 3. Море


1

2

3





  1. Океан, пересекаемый нулевым меридианом и экватором ____________________________________________


  1. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Африки ____________________________________________


  1. Океан, который в 14 раз меньше самого большого океана ____________________________________________


  1. Океан, омывающий берега только двух материков ____________________________________________


Часть С

  1. Чем отличаются сточные озера от бессточных?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Что такое исток, и что может быть истоком?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

Часть А

  1. Где заключен основной объем воды на Земле?

а) в соленых водах Мирового океана

б) в ледниках

в) в пресных подземных и поверхностных водах

г) в реках


  1. Как называется количество минеральных солей в граммах, растворенных в 1 л воды?

а) концентрация

б) соленость

в) раствор

г) промилле


  1. Укажите искусственный водоем:

а) река

б) пруд

в) море

г) озеро


4. Какой океан занимает второе место на Земле по площади?

а) Атлантический

б) Тихий

в) Индийский

г) Северный Ледовитый


5. Какое озеро самое глубокое на Земле?

а) Каспийское

б) Аральское

в) Байкал

г) Виктория


6. На каком материке находится озеро Виктория?

а) Африка

б) Евразия

в) Австралия

г) Северная Америка


7. Что является причиной образования океанических течений?

а) притяжение Луны

б) штормовой ветер

в) постоянные ветры

г) подводные землетрясения


8. Как называются огромные участки суши, окруженные водами океана?

а) острова

б) материки

в) полуострова

г) архипелаги


9. Какое море не имеет берегов?

а) Берингово

б) Красное

в) Саргассово

г) Охотское


10. В чем выражается соленость морской воды?

а) в процентах

б) в промилле

в) в граммах

г) в градусах


Часть В

1. Соотнесите понятия и определения

а) часть океана, отделенная от него сушей, островами и отличающаяся свойствами воды

б) огромное пространство между материками, заполненное водой

в) скопление воды в природном углублении


    1. Океан 2. Озеро 3. Море


1

2

3





  1. Океан, занимающий почти половину Мирового океана ____________________________________________________


  1. По площади этот океан можно сравнить с Африкой, Северной и Южной Америкой вместе взятыми ____________________________________________________


  1. Океан, который пересекается 180 меридианом и экватором

______________________________________________________________


  1. Океан, омывающий берега всех материков, кроме Австралии ___________________________________________________


Часть С

1. Чем отличаются устья рек Лены и Оби?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Что такое устье, и что может быть устьем?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа №1 по теме «Атмосфера»


    1. вариант

1. Как называется самая верхняя оболочка Земли?

А) литосфера

Б) тропосфера

В) гидросфера

Г) атмосфера


2. Сколько в процентном отношении кислорода содержится в атмосфере?

А) 15%

Б) 20%

В) 75%

Г) 21%


3. Назовите слой атмосферы, который называют «фабрикой погоды»:

А) стратосфера

Б) тропосфера

В) экзосфера

Г) мезосфера


4. От чего зависит колебание температуры воздуха в течение дня?

А) движения ветра

Б) угол падения солнечных лучей

В) изменения давления

Г) движение луны


5. Назовите самый тёплый месяц в году в Южном полушарии:

А) июль

Б) август

В) февраль

Г) январь


6. Как называется величина, равная разнице средней температуры самого тёплого и самого холодного месяцев в году?

А) средняя месячная температура воздуха

Б) годовая амплитуда температуры воздуха

В) годовая разница температур

Г) годовое колебание температуры воздуха


7. На сколько миллиметров изменится атмосферное давление, если вы взойдёте на холм высотой 200м?

А) понизится на 19 мм

Б) повысится на 19 мм

В) останется неизменным

Г) повысится на 200 мм


8. Назовите ветер, который меняет своё направление два раза в сутки:

А) муссон

Б) пассат

В) бриз

Г) циклон


9. Как называется график, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности?

А) ветровая сетка

Б) роза ветров

В) схема ветрового движения

Г) график ветрового перемещения


10. Что такое абсолютная влажность воздуха?

А) количество водяного пара в граммах в 1 м3 воздуха.

Б) количество воды в граммах в 1 литре воздуха

В) количество воды в миллилитрах в 1 литре воздуха

Г) количество воды в литрах в 1 литре воздуха


11. Сколько процентов составляет относительная влажность воздуха, если известно, что при температуре +300С в 1 м3 воздуха содержится 20 г водяного пара, а может содержаться 50 г.

А) 100%

Б) 20%

В) 40%

Г) 80%


12. По диаграмме «количества осадков» определите количество осадков, выпавших за год:

А) 749 мм

Б) 685 мм

В) 700 мм

Г) 725 мм






13. Дайте название облакам, находящимся как бы между двух слоёв облаков:

А) кучевые

Б) слоистые

В) перистые

Г) перисто-кучевые


4. Где находятся Всемирные метеорологические центры?

А) Мельбурн (Австралия) Г) Вашингтон (США)

Б) Москва (Россия) Д) Париж (Франция)

В) Оттава (Канада) Е) Берлин (Германия)


15. Как называется многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности?

А) погода

Б) прогноз погоды

В) климатический режим

Г) климат


16. На какой параллели может находиться полуденное солнце в зените 22 июня?

А) 23,5 0с.ш.

Б) 00с.ш.

В) 66,5 0с.ш.

Г) 900с.ш.

17. На какой параллели теплее?

А) 7 0с.ш.

Б) 500с.ш.

В) 66,5 0с.ш.

Г) 900с.ш.


18. Определите угол падения солнечных лучей на параллели 400 с.ш. в день летнего солнцестояния.

2 вариант

1. В состав атмосферы не входят:

А) стратосфера

Б) экзосфера

В) экосфера

Г) мезосфера


2. Сколько в процентном отношении азота содержится в атмосфере?

А) 15%

Б) 20%

В) 75%

Г) 21%


3. Назовите слой атмосферы, в котором находится озоновый слой?

А) тропосфера

Б) мезосфера

В) стратосфера

Г) экзосфера


4. Как называется разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток?

А) суточное колебание температуры воздуха

Б) суточная разница температур воздуха

В) суточная амплитуда температуры воздуха

Г) средняя суточная температура воздуха


5. Назовите самый тёплый месяц в Северном полушарии:

А) июль

Б) август

В) февраль

Г) январь


6. С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

А) барометр

Б) термометр

В) эвдиометр

Г) тонометр


7. На сколько миллиметров изменится атмосферное давление, если вы взойдёте на холм высотой 300 м?

А) понизится на 29 мм

Б) повысится на 29 мм

В) останется неизменным

Г) повысится на 300 мм


8. Назовите ветер, который меняет своё направление два раза в год:

А) муссон

Б) пассат

В) бриз

Г) циклон


9. Сколько процентов составляет относительная влажность воздуха, если известно, что при температуре +250С в 1 мвоздуха содержится 10 г водяного пара, а может содержаться 20 г.

А) 25%

Б ) 50%

В) 75%

Г) 100%


10. Назовите ветер, который изображён на рисунке:

А) муссон

Б) пассат

В) бриз

Г) циклон









11. Дайте название однообразным серым облакам, находящимся наиболее близко к земной поверхности:

А) кучевые

Б) слоистые

В) перистые

Г) перисто-кучевые

12. По диаграмме количества осадков определите количество осадков, выпавших за год:

А) 749 мм

Б) 685 мм

В) 700 мм

Г) 725 мм




13. Назовите районы на Земле, где господствует погода одного-двух типов:

А) экватор

Б) центральная Россия

В) полюса

Г) США

14. Назовите основную причину, влияющую на количество осадков:

А) солнечная активность

Б) близость гор

В) близость океана

Г) движение луны

15. Назовите дни равноденствия:

А) 21 марта В) 23 сентября

Б) 22 июня Г) 22 декабря

16. На какой параллели Солнце бывает в зените 22 декабря?

А) 23,5 0ю.ш.

Б) 00ю.ш.

В) 66,5 0ю.ш.

Г) 900ю.ш.

17. Что называется Северным полярным кругом?

А) параллель 23,5 0с.ш. В) параллель 66,5 0с.ш.

Б) параллель 00с.ш. Г) параллель 900с.ш.

18. Определите угол падения солнечных лучей на параллели 450 с.ш. в день летнего солнцестояния.










































Приложение 6.


Демострационный вариант промежуточной аттестации.

Проверочная работа

(оценивается по результатам ВПР)

  1. Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

Запишите названия материков в соответствующее поле.


Название материка : Название материка






С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.



А. Тасман Н.Н. Миклухо-Маклай


Ответ: _________________________________________


  1. Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.

    1. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.


Точка 1 — 19° ю. ш. 45° в. д.

Точка 2 — 43° с. ш. 45° в. д.


В каком направлении от точки 1 расположена точка 2? Ответ.

Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите космический снимок и укажите название этого географического объекта.


Это четвёртый по величине остров мира. Он расположен к востоку от Африки и отделён от неё широким проливом. В центральной части острова расположено высокогорное плато, круто обрывающееся в сторону Индийского океана. Остров уникален по составу растительного и животного мира. Здесь обитают животные, которых нет больше нигде на планете, например лемуры и некоторые виды хамелеонов.


















Ответ. ________


  • Башня


  • Родник


Церковь


Шоссе


Смешанный лес


Луг


Маршрут

Масштаб: 1:10 000

в 1 см 100 м

100 0 100 200


Горизонтали проведены через 2,5 метра


На каком берегу реки Михалёвки находится церковь?

Ответ. _________________________

В каком направлении от церкви расположен родник? Ответ.

Какова протяжённость проложенного на карте маршрута A—B? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек.

Ответ. _________________________

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут A—B? Обоснуйте свой ответ.



А – футбольное поле В – санный спуск

Ответ. Объект:

___________________________________________________________________________________


  1. Разница во времени между Санкт-Петербургом и Якутском составляет +6 часов. На рисунках представлены показания часов в Санкт-Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЯКУТСК


____________________________________ __________________________________


Настя живёт в городе Санкт-Петербург. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.

Ответ.

Что в это же время делает её сверстница Катя, которая живёт в Якутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Настя?

Ответ. ___________________________________


Обоснуйте свой ответ.______________________

_________________________________________

_________________________________________




Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.


Ответ.__________________________________________________________________


  1. Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

А) устойчивый снежный покров зимой 1) саванны и редколесья

Б) преимущественно травянистая растительность 2) тайга

В) занимает обширные равнины Африки

Г) произрастание хвойных деревьев

Д) занимает территорию в пределах умеренного пояса Северного полушария

Е) местообитание зебр, жирафов, антилоп

А

Б

В

Г

Д

Е








Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая фотография. Подпишите названия природных зон.


А - _____________________________________ Б - __________________________________


  1. На метеорологической станции города N в январе были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.


Какой ветер чаще всего дул в январе?


Ответ. __________________________


В каком направлении дует этот ветер?


Ответ. _____________________________



На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.


A

–16 °С

74%




Б

–10 °С

56%




В

+2 °С

80%


Ответ. Рисунок:









  1. Прочитайте текст и выполните задание.


      1. Литосфера – твёрдый верхний слой Земли. (2)В её составе земная кора и верхняя часть мантии. (3)Земная кора под океанами и континентами значительно различается: на континентах её толщина составляет 40–80 км, под океанами — 5–10 км. (4)На континентах кора состоит из трёх слоёв: слоя осадочных пород, «гранитного» слоя и «базальтового» слоя. (5)Под океанами кора двухслойная: осадочные породы залегают на «базальтовом» слое, «гранитный» слой отсутствует. (6)Литосфера расположена на пластичном слое мантии. По каким предложениям можно сделать вывод о строении литосферы?

Запишите номера предложений.

Ответ. _____

  1. Используя приведённую ниже таблицу, выполните задания.

Численность и состав населения




Страна

Численность населения,

млн человек

Состав населения, %

городское

сельское

1

Австралия

25

88

12

2

Греция

11

80

20

3

Египет

95

43

57

4

Франция

65

80

20

Расположите страны в порядке уменьшения численности населения, начиная со страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.

Ответ.


В какой стране преобладает сельское население? Запишите в ответе название страны.

Ответ.

В каких странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия стран.

Ответ. ____________________________________________________________________________


На фотографиях изображены крупнейшие города стран, указанных в таблице. Запишите под каждой фотографией название соответствующей страны.

А - _____________________ Б - ______________________



В - ____________________ Г - _____________________


  1. Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.


Природное явление –


Чем опасно это явление для людей? Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).




Ответ. __________________________________________________________________________


  1. Запишите название региона: республики, или области, или края, или автономного округа или города федерального значения, в котором Вы живёте.


Ответ:


Как называется главный город Вашего региона? / Как называется округ / муниципальный район города федерального значения, в котором расположена Ваша школа?


Ответ:


Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона? Составьте краткое географическое описание одного из них.


Система оценивания проверочной работы

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2 и 5.2 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 7 и 8.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы  37.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–9

10–21

22–30

31–37




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!