СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Пояснительная записка


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Программа под редакцией Т. П. Герасимовой . Н. П. Неклюковой. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010


Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 51 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1,5 учебных часов в неделю.

Модуль «География Брянского края» является составной частью краеведческого модуля «Брянский край» представленного в базисном учебном плане департамента общего и профессионального образования Брянской области и включает в себя краеведческую составляющую учебных программ по географии. Содержание курса направлено на развитие мотивации учащихся к активному изучению географии Брянской области.

Курс представлен учебным модулем « География Брянского края» на основе учебного пособия под редакцией Ахромеева Л.М. «География Брянского края», 6 класс.

Программа рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.

Главная цель курса – формирование представлений о территории Брянской области как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях в пределах региона.

Особое внимание уделяется месту и роли человека в формировании природы Брянщины . Школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников информации.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний ( в форме представлений ), которые будут использованы в дальнейшем изучении географии.



Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Цели и задачи определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии. педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля».

Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения начального курса географии ученик должен

Знать/понимать

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

• разнообразие народов и их традиционные особенности;

• воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека;

уметь

• называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

• выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

• находить в разных источниках географическую информацию;

• приводить примеры, используя основные источники географической информации;

• определять на плане и карте расстояния, направления, высоту точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты (по темам разделов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;

• чтения планов местности и географических карт;

• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

• проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

Как уже было отмечено, целью курса является формирование основ географических знаний, умений , опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.


В результате изучения географии Брянской области ученик должен


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии Брянского края в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде.

«Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Основные географические понятия и термины; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека в том числе и в пределах Брянской области;


«Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета.


Учебники:

основной курс: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009

География Брянского края: География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/ под общей редакцией Ахромеева Л.М. – Брянск: Курсив, 2012


Используемый УМК:

1. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

2. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2010.



Дополнительная литература:

1. Баранчиков Е.В Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии, 6 класс"- М.: Издательство «Экзамен», 2009.

2. География: Начальный курс. 6кл.: Метод пособие. – М.: Дрофа, 2000;

3. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010;

4. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство « Первое сентября», 2002.


Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.


Содержание программы.


Рабочая программа состоит из введения и трех разделов. Введение раскрывает задачи географии как науки, знакомит учащихся с историей развития знаний о Земле.

«Виды изображений поверхности Земли» – важный раздел курса, состоящий из тем «План местности» и «Географическая карта». Изучение плана и географической карты закладывает информационную базу для дальнейшего изучения геосфер.

«Строение Земли. Земные оболочки» - ключевой раздел курса, формирующий представления учащихся о геосферах.

Цель темы «Литосфера» - раскрыть взаимосвязь литосферы и внутренних оболочек Земли. Содержание темы «Гидросфера» отражает представление о водной оболочке как о сфере, связывающей все геосферы Земли.

Изучение темы «Атмосфера» направлено на понимание значения атмосферы для развития жизни на Земле. Основополагающими темами стали «Биосфера» и «Взаимосвязи компонентов природы». В них рассмотрены взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы на планетарном, региональном и локальном уровнях.

Раздел «Население Земли» сохраняет, с одной стороны, страноведческую составляющую начального курса географии, а с другой – показывает новый уровень развития географической оболочки – ноосферу.

Тема раздела «Влияние природы на жизнь и здоровье человека» является обобщающим и играет большую роль в формировании взглядов, нравственных норм, воспитании геоэкологического сознания школьников.

Содержание курса выражено в тексте и методическом аппарате учебника.

Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Основной идеей курса географии в 6 классе становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.













Распределение материала курса географии 6 класс по содержательным линиям.

Тема 1. Введение (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.

Предмет изучения географии.

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.


Тема 2. План местности (7 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

Тема 3. Географическая карта (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Обучающихся

Знать

Уметь

Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Форму и размеры Земли. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины.

Тема 4. Литосфера (6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Обучающихся

Знать

Уметь

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,

Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.

Работать с контурной картой.

Тема 5. Гидросфера (11 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

Обучающихся

Знать

Уметь

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.


Тема 6. Атмосфера (9 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы)

Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры.

Тема 7. Биосфера (3 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек (1 час)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Понятие «природный комплекс».

Объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

Тема 9. Население Земли (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

Численность населения Земли, основные расы.

Приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенные языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира.

Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.


Называть меры по охране природы



Содержание модуля «География Брянского края»

Тема 1. Введение

Физико – географическое положение Брянской области

Практическая работа.5

1.Определение названий пограничных государств и областей Брянщины. Определение наибольшей протяжённости своего района с севера на юг и с запада на восток.

Тема 2. Геологическое строение и рельеф

Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф.

Практическая работа.6

1. Описание ближайшего обнажения.( экскурссия)

2. Характеристика рельефа своей местности.

Тема 3. Погода и климат

Особенности климата. Сезоны года. Особенности погоды.

Практическая работа.7

1. Составление краткой характеристики климата своей местности по плану.

2. Проведение наблюдений за погодой.

Тема 4. Воды

Реки. Озёра и искусственные водоёмы. Болота и подземные воды.

Практическая работа8

1. Определение общего направления течения наиболее крупных рек области и объяснение причины такого направления.

Тема 5. Почвы, растительный и животный мир

Почвы. Растительный мир. Животный мир.

Практическая работа.9

1. Составление коллекции почв своей местности.


2. Соберите гербарий травяных растений, наиболее характерных для лесов, лугов, болот, водоёмов вашей местности, а также лекарственных растений и сорняков.


3. Составьте коллекцию полезных и вредных насекомых своей местности.

Тема 6. Ландшафты и охраняемые территории.

Естественные и антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты.

Практическая работа.10

1.Определите, как изменился ландшафт под влиянием хозяйственной деятельности в вашем посёлке. (экскурсия)

2. Выявление интересных и ценных природных объектов, которые необходимо взять под охрану. Составление природоохранного паспорта.

Тема 7. Экология и население.

Современная экологическая обстановка. Население и города.

Практическая работа.11

  1. Соберите сведения о вашем населённом пункте и опишите его по плану.




Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.



Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.



Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Оценочные практические работы

  1. « Полярная съемка местности»

  2. « Построение профиля холма по горизонталям»

  3. « Определение расстояний, направлений и географических координат по карте»

  4. Контрольная работа по теме «План и карта»

  5. «Горные породы и минералы»

  6. «Равнины суши»

  7. Зачет по теме «Литосфера»

  8. «Реки»

  9. Зачет по теме «Гидросфера»



Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класс

основной курс географии (1,5 часа в неделю, 51 час в год)

Тема урока

Требования к ЗУНам

Содержание краеведческой направленности

Практические работы

Д/з

Дата проведения урока

1


3

4

5

6

7

ВВЕДЕНИЕ( 3 часа)




1/1

География как наука.

Знать: понятия «география», «малая родина», значение географических знаний.

Уметь: находить в различных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей области.

Понятие «малая Родина». Источники географических знаний. Значение географических знаний о природе, населении, хозяйстве родного края.

На местности: Наблюдение за погодой (заполнение календаря погоды)

§1 учебника, наблюдать за погодой, подготовить сообщения о Ф. Магеллане, Колумбе или др. путешественниках.

По желанию: составить свой кроссворд.


1/2

Путешествия и географические открытия

Уметь: показывать на физической карте Западную Сибирь и Новосибирскую область.

Путешествия как способ познания мира. Открытие и исследование Сибири русскими первопроходцами.

Роль Сибирских учёных в современных исследованиях земной поверхности.

На контурной карте: Нанесение маршрутов путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба.

§ 2


1/3

Земля – планета Солнечной системы.

Знать: Общие сведения о Земле.

Уметь: Назвать и показать Солнечную систему, Северный и Южный полюса, экватор, нулевой меридиан. Объяснить смену дня и ночи.



§ 3, вопросы к параграфу


Раздел I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Тема 1. План местности (7 часов)

1/4

Глобус-модель земли.

Сформировать представление о форме и размерах земли.



§ 3 до конца


1/5

План местности. Условные знаки.

ОБЖ

Уметь: отбирать тот или иной вид изображения местности в зависимости от задания.

Изображать определённую территорию с помощью условных знаков, «читать» план местности.

Виды изображения местности (работа с планами, картами г. Новосибирска и НСО)

Изображение с помощью условных знаков территорий, прилегающих к школе, к населённому пункту.

Составление плана местности

§ 4


1/6

Масштаб. Виды масштаба.

Уметь: объяснить понятия «масштаб», «виды масштаба». Определять по масштабу расстояние.

Решение задач практической направленности с помощью масштаба (на примере Колыванского района)


§ 5. Индивидуальное задание: подготовить доклад о компасе.


1/7

Стороны горизонта. Ориентирование.

ОБЖ

Уметь: определять направление сторон горизонта на карте и местности по местным признакам и с помощью компаса.

Направление сторон горизонта на местности и плане. Определение азимута. Использование компаса. Решение задач практической направленности с помощью компаса .

Ориентирование на местности.

§ 6, вопросы 1,2,3


1/8

Съёмка местности. Виды съёмки.

Уметь: применять навыки работы с компасом, рулеткой; представить результаты измерений в разной форме.

Наземные способы съёмки местности: инструментальная, глазомерная, с планшетом. Простейшая съёмка местности.

Глазомерная съёмка небольшого участка местности (одним из способов). Составление плана местности

Записи в тетради, повторить условные знаки, масштаб.


1/9

Практическая работа «Полярная съёмка местности»

Закрепить умение определять азимут на местности, научить проводить полярную съемку местности.





1/10

Изображение на плане местности неровностей земной поверхности.

Уметь:определять относительную высоту и глубину понижений при помощи нивелира.

Научиться строить профиль холма и впадины.

Устройство нивелира. Определение относительной высоты возвышенных форм и глубины понижения при помощи нивелира.

Практическая работа1 «Построение профиля холма по горизонталям»

§ 7, задание по рисунку 11 на с.20, задание 5,6 к параграфу


Тема 2. Географическая карта (6 часов)

2/11

Форма и размер Земли. Глобус.

Знать: внутреннее строение Земли.

Уметь: пользоваться глобусом.



§ 9


2/12

Географическая карта.

Карта Брянской области.

Уметь:определять особенности изображения поверхности Земли на различных видах карт.

Географическая карта и её виды. Географическая карта НСО.

Обучение приёмам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

§ 10


2/13

Градусная сеть на глобусе и карте.

Знать: «параллель», «меридиан»

Уметь: определять по параллелям и меридианам направление сторон горизонта.

Проведение по контурной карте меридианов и параллелей проходящих через НСО.

Обучение определению направлений по карте.

§ 11


2/14

Географические координаты. Широта.

Уметь: определять географическую широту объектов.

Работа с картами НСО.


§ 12


2/15

Географические координаты. Долгота.

Знать: понятие «географическая долгота», значение географической долготы;

Уметь: определять географическую долготу объекта.

[ Уметь: определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте.

Определение географических координат НСО. Чтение карты НСО.

Обучение определению географических координат по глобусу и карте, в том числе и по карте НСО. Практическая работа2 «Определение расстояний, направлений и географических координат по карте»

§13, задания 1,2,3 к параграфу


2/16

Изображение неровностей земной поверхности на физических картах.

Значение планов и географических карт. Обобщение и повторение по теме «План и карта» Контрольная работа по теме «План и карта»

Знать: сведения об особенностях изображения на карте высот и глубин.

Уметь: определять по легенде карты высоты и глубины. Уметь: применять полученные знания на практике Уметь: применять полученные знания на практике.

Обозначение высоты отдельных точек на карте НСО, Колыванского района. Изображение рельефа на картах, определение абсолютной высоты точек по шкале высот и глубин.


§ 14, вопросы к параграфу

§15

Подготовить сообщения о земной коре, ядре, мантии



Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тема 1. Литосфера (6 часов)

3/17

Строение Земли.


На этапе закрепления учащимся можно задать вопрос: «Как вы думаете, на каком типе земной коры расположена Новосибирская область? Сколько километров от того места, где мы стоим, до мантии, до ядра?


§ 16, задание 3 к параграфу


3/18

Горные породы и минералы

Минералы.

Знать: понятия «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые».

Уметь: описывать существенные признаки горных пород. Знать: минералы и горные породы .

Уметь: находить на физической ПИ Уметь: различать горные породы и минералы по внешним признакам.

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твёрдость, плотность), слагающих земную кору Причины их своеобразия Работа с ПИ .

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам ).

Работа с физической картой (месторождение ПИ) Практическая3 работа «Горные породы и минералы»

§17, задание 5 к параграфу


3/19

Движение земной коры Вулканы, гейзеры, горячие источники.

ОБЖ

Уметь: определять и показывать на карте наиболее вероятные районы распространения землетрясений. Знать: строение вулканов, тип вулканов.

Уметь: объяснять образование вулканов, источников.

Особенности строения земной коры. Виды движения земной коры в пределах Брянской области. На физической карте Брянской области найдите вулканы, гейзеры. Почему на территории нашей области вулканы и горячие источники не распространены?

Работы с физической картой НСО.

§ 18, вопрос 6 к параграфу

§ 19, задания 3,4 к параграфу


3/20

Рельеф суши. Горы.Формирование рельефа

Уметь: определять географическое положение гор

Работа по картам

Определение по карте географического положения и высоты гор.

Изучение рельефа

§ 20, задание 6 к параграфу ( географическое положение Кавказских гор).


3/21

Равнины суши.

Уметь: определять географическое положение равнин Брянской области.

Работа с картами

Брянской области.

Определение по карте географического положения равнин.

§ 21


3/22

Рельеф дна Мирового океана. Обобщение и повторение по теме «Литосфера»

Знать: понятия «Мировой Океан», «желоб», «материковая отмель», «атолл, «риф», «эхолот». основные понятия темы.

Уметь: объяснять рельеф дна океана, глубины, горные хребты, желоба

Проверка знаний основных понятий темы. Отработка основных умений и навыков, сформированных по мере изучения темы

Обозначение на контурной карте объектов рельефа.

§ 22, вопросы к параграфу.


Тема 2. Гидросфера (11 часов)

2/24

Вода на Земле. Гидросфера.

Знать: понятия «гидросфера», «мировой круговорот воды».

Значение воды для жизни и хозяйственной деятельности населения Брянской области.


§ 23, вопросы к параграфу


2/25

Части Мирового океана.

Свойства океанических вод.

Уметь: определять географическое положение моря.

Знать: свойства морской воды.

Определение по физической карте России до ближайшего моря (морей) с помощью масштаба.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населённого пункта до ближайшего моря.


§ 24, вопросы 1,2,3,5 к параграфу

§ 25, вопросы к параграфу.


2/26

Волны и океаны.

ОБЖ

Знать: понятия «высота волны», «длина волны», «зыбь», «прибой», «цунами», «приливы», «отливы».


Характеристика карты океанов.


§ 26, составить по нему 5 вопросов, знать ответ на свой вопрос.

Подготовить сообщение о течении Гольфстрим.


2/27

Океанические течения.

Знать: причины образования течений, теплые и холодные течения.



§ 27, вопросы к параграфу


2/28

Изучение Мирового океана.

Знать: об основных способах изучения, о значении и охране вод Мирового океана.

Основные источники загрязнения вод Мирового океана. Могут ли жители НСО (обратить внимание на особенности географического положения) повлиять на уровень загрязнения океана? Как ученики 6 класс могут помочь океану?


§ 28, подготовить 10 вопросов по теме «Мировой океан»

Подготовить сообщения о пещерах мира, карстовых явлениях.


2/29

Подземные воды.

Знать: о подземных водах, их особенностях, видах, значении, охране от загрязнений.

Подземные воды Виды подземных вод, значение и охрана.


§ 29, вопросы к параграфу


2/30

Понятие «реки».

ОБЖ

Знать: понятия «реки», «долина», «пойма», «устье» и др. Цели: продолжить развивать умение определять географическое положение объекта на примере рек; развивать умение работать с контурными картами, закрепить знание номенклатуры по теме «Реки»

Описание реки своей местности по плану. Определение элементов речной долины

Описание рек Брянской области и обозначение их на контурной карте..

Практическая работа4 «Реки»

§ 30, составить кроссворд, используя термины из параграфа.


2/31

Понятие «озеро».

Знать: понятие «озеро», причины образования, виды озёр и озёрных котловин.

Уметь: описывать озеро своей местности по плану, показывать на карте России (Новосибирской области) крупные озёра.

Виды озёр.

Определение географического положения крупного озера и обозначение его на контурной карте.

§ 31,задания к параграфу


2/32

Ледники.

Знать: понятия «снеговая граница», «морена», «айсберги».

Горные и покровные ледники.


§ 32, вопросы к параграфу

Подготовить сообщения о каналах и водохранилищах.


2/33

Искусственные водоемы.

Уметь: показывать на карте России (Брянской области) искусственные водоёмы.

Искусственные водоёмы Новосибирской области, значение искусственных водоёмов. Обское водохранилище.

Географическое положение Обского водохранилища, обозначение его на контурной карте.

§ 33, на контурной карте подписать пять каналов.


2/34

Загрязнение гидросферы Обобщение и повторение по теме «Гидросфера».

Знать:значение, необходимость охраны и рационального использования вод суши.

Уметь:показывать на карте мира, России (Брянской области) реки, озёра, искусственные водоёмы, районы распространения ледников. Обобщение знаний о водах планеты.

Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Меры по их сохранению и восстановлению. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения.


§ 34, подготовиться к зачёту по теме «Гидросфера»


Тема 3. Атмосфера (9 часов)

3/35

Атмосфера. Строение, значение, изучение.

Температура воздуха.

Знать: необходимость охраны атмосферного воздуха.

Уметь: проводить простейшие наблюдения с помощью термометра, определять среднюю температуру и амплитуду.

Изучение и охрана атмосферы от загрязнения

Как изменяется температура в течении дня (по данным собственных наблюдений)


§ 35, вопросы 3,4,5 к параграфу

§36, задание 4 к параграфу, провести наблюдение за температурой воздуха по данным своего термометра.


3/36

Годовой ход температуры воздуха. построение графика годового хода температуры.

Знать: о причинах и особенностях колебания температуры в течение года

Уметь: строить графики колебания температуры.

Особенности температурного режима в пгт. Выгоничи Различия по сезонам года. Построение графика хода температуры, определение средней и амплитуды.

Построение графика годового хода температуры.

§ 37, с.113 любые задания, кроме тех, что выполнили.


3/37

Атмосферное давление

Уметь: проводить простейшие наблюдения с помощью барометра.

Как изменяется атмосферное давление.

Наблюдение погоды и обработка собранных результатов (составление графика погоды).

§ 38, вопросы к параграфу

Подготовить сообщение на тему: «Ветер на службе у человека»


3/38

Ветер. Роза ветров

Уметь: строить розу ветров, определять направление и скорость ветра.

Причины образования ветров, бриз. Значение ветра. Измерение силы ветра, определение его скорости

Построение розы ветров.

§ 39, задание 5


3/39

Водяной пар в атмосфере. Облака.

Атмосферные осадки.

Уметь: определять абсолютную и относительную влажность воздуха.

Уметь: анализировать и строить диаграммы количество осадков.

Образование водяного пара и его измерение (абсолютная влажность воздуха). Определение относительной влажности воздуха. Образование различных видов облаков.

Виды осадков. Распределение их по сезонам года. Измерение высоты снежного покрова (на основе наблюдений)

Построение диаграммы среднегодового количества осадков по данным.

§40

На выбор:1.составить пять вопросов к параграфу

2.составить по параграфу тест и пяти вопросов

§ 41, подумать над вопросом почему иногда с неба падают апельсины, рыба, лягушки


3/40

Погода

Климат.

Знать: Понятие «погода», Уметь: Описывать по условным знакам погоду своей местности

Назвать основные характеристики климата, описывать климат различных территорий



§42

§43


7/41

Распределение света и тепла на Земле


Называть и показывать тропики, полярные круги,

пояса освещенности, распределение солнечного тепла



§44

§45


3/42

Причины, влияющие на климат. Подготовка к тестированию по теме «Атмосфера» Обобщение и повторение по теме «Атмосфера»

Закрепление пройденного материала, выявление причин, влияющих на климат Обобщить и повторить знания активизировать познавательную деятельность



§46


Тема 4. Биосфера (3 часа)

3/43

Разнообразие и распространение организмов

Природные зоны Земли

Называть царства организмов, их основные характеристики, широтная зональность

Называть природные зоны, их распространение

Описывать и определять природную зону


§47

§48


3/44

Организмы в Мировом океане

Называть основные сообщества организмов океана, примеры приспособленности к окружающей среде



§49


3/45

Воздействие организмов на земные оболочки

Называть оболочки Земли, понятие «почва», определять различия почв, приводить примеры взаимодействия биосферы с другими оболочками

Выявит закономерности влияния человека на природу


§50


Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы (1 часа)

3/46

Природный комплекс

Называть и показать компоненты ПТК, описание ПТК





Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа)

4/47

Человечество – единый биологический вид

Называть и показать три расы людей, численность и плотность населения, миграции



§51-52


4/48

Численность населения земли. Страны мира

Сформировать представления о численности населения Земли и ее изменении, формировать представление о политической карте, учить определять географическое положение стран и их столиц.



§51-52


4/49

Основные типы населенных пунктов. Путешествие по городам мира.

Называть и показывать основные типы населенных пунктов. Поведение человека в природе

Основные типы населенных пунктов


§53


Раздел V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

5/50

Стихийные природные явления

ОБЖ

Называть природные явления, определять влияние природы на жизнь и здоровье человека

Стихийные природные явления


§54


5/51

Обобщающий урок «Строение Земли».
















модуль «Брянский край. География Брянского края» (0,5 часа в неделю, 17 часов в год)


1. Введение (1час)


1/52

Физико-географическое положение Брянской области




Определение названий пограничных государств и областей Брянщины. Определение наибольшей протяжённости своего района с севера на юг и с запада на восток.



2. Геологическое строение и рельеф (3 часа)

2/53

Особенности геологического строения






2/54

Полезные ископаемые







2/55

Рельеф



Характеристика рельефа своей местности.



3. Погода и климат (3 часа)

3/56

Особенности климата




Составление краткой характеристики климата своей местности по плану.



3/57

Сезоны года







3/58

Особенности погоды



Проведение наблюдений за погодой.




4. Воды (3 часа)

4/59

Реки



Определение общего направления течения наиболее крупных рек области и объяснение причины такого направления.




4/60

Озёра и искусственные водоёмы






4/61

Болота и подземные воды






5. Почвы, растительный и животный мир (3 часа)


5/62

Почвы



Составление коллекции почв своей местности.



5/63

Растительный мир



Соберите гербарий травяных растений, наиболее характерных для лесов, лугов, болот, водоёмов вашей местности, а также лекарственных растений и сорняков.



5/64

Животный мир



Составьте коллекцию полезных и вредных насекомых своей местности.



6. Ландшафты и охраняемые территории (2 часа)

6/65

Естественные и антропогенные ландшафты.






6/66

Охраняемые природные территории и объекты



Выявление интересных и ценных природных объектов, которые необходимо взять под охрану. Составление природоохранного паспорта.



7.Экология и население (2 часа)

7/67

1. Современная экологическая обстановка






7/68



2. Население и города



Соберите сведения о вашем населённом пункте и опишите его по плану.







В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

 

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония