СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Переваленская основная общеобразовательная школа № 1

Подгоренского муниципального района Воронежской области








Принято на педагогическом совете

протокол №___1__

от «_30_»___августа 2019


«Утверждаю»

Директор МКОУ Переваленской ООШ №1

_____________С.В.Величко

Приказ № 93 от

«_30_»__августа__2019









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

_________________география_____________________,

__6 класс


на 2019-2020учебный год









Рубанова Ольга Алексеевна

учитель географии




2019г.











1.Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса.


Требования к уровню достижений обучающихся 6 класса.

Учащиеся должны знать (понимать):

* форму и размеры Земли;

* полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт,

условные знаки карт;

* части внутреннего строения Земли;

* основные формы рельефа;

* части Мирового океана;

* виды вод суши;

* причины изменения погоды;

* типы климатов;

* виды ветров, причины их образования;

* виды движения воды в океане;

* пояса освещенности Земли;

* географические объекты, предусмотренные программой.


Учащиеся должны уметь:


* анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую

информацию;

* использовать источники географической информации для решения учебных и

практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной

жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и

окружающей среде;

* находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том

числе инструментальных);

* объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

* описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

* определять качественные и количественные показатели, характеризующие

географические объекты, процессы и явления;

* ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных

навигационных приборов;

* оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов

природы;

* приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния

друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и

явлений;

* проводить с помощью приборов измерения

температуры, влажности воздуха,

атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты;

примеры показывающие роль географической науки;

* различать изученные географические объекты, процессы и явления;

* создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные

тексты и устные сообщения о географических явлениях;

* составлять описания географических объектов, процессов и явлений с

использованием разных источников географической информации;

* сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и

количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и

явления;

* строить простые планы местности;

* формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (втом числе инструментальных);

* читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические

карты.

Результаты изучения предмета география

Личностным результатом обучения географии в основной школе является

формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных

ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их

индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать

этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном

уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного

региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их

крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её

месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды

обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки

других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу

жизни других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в

соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования

законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в

различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде

всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной

деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной

деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные_УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать

средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые

результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять

цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения

проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее

преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и

информационных технологий:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на

основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик

объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить

поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

- осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве

мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов

и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между

ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия

внутренних и внешних сил;


- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

- использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа

разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и

качественных характеристик компонентов природы.

- использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

- понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам

изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению

природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации

человека к условиям окружающей среды.





























2.Содержание курса


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ   (3 часа)

Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей.  Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешест­вие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии;

- основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

Уметь:

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

(11 часов)

Тема 1. План местности (5 часа)

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определе­ния расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхнос­ти: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;

Уметь:

- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;

- определять направления, расстояния;

- читать план местности.

 

Тема 2. Географическая карта (6 часа)

Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из кос­моса.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

Уметь:

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

РАЗДЕЛ   III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБЛОЧКИ (20 часов)

Тема 1. Литосфера     (5 часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения зем­ных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их исполь­зование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверх­ность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Прояв­ления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изме­няющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;

Объяснять понятия:

- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;

Объяснять:

- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь:

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- работать с контурной картой

 

Тема 2. Гидросфера   (7 часов)

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана.Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холод­ные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирово­го океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек.Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное зна­чение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покров­ное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искус­ства.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь:

- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.

Называть и показывать:

- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.

 

Тема 3. Атмосфера (6 часов)

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточно­го хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образо­вания. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмо­сферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказаниепогоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхнос­ти земного шара в зависимости от географической широты. Суточ­ное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народ­ном творчестве и фольклоре.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);

Уметь:

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

 

Тема 4. Биосфера    (2 часа)

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и расти­тельных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необхо­димость удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие поч­вы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельностичеловека.

 


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь:

- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле,  приводить примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

РАЗДЕЛ  IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1час)

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

-  численность населения Земли, основные расы.

Уметь:

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;










3.Календарно-тематическое планирование учебного материала


по_______географии_________

Классы__6 _____

Учитель____Рубанова Ольга Алексеевна_____

Количество часов по учебному плану

Всего____35______; в неделю___1 час____

Планирование составлено на основе


Рабочая программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2015г;

География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2015 г. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Громова Т.П. Методическое пособие к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс, дрова,2014г.

п/п

Дата

проведения

Раздел, тема урока,

Кол-во часов

план.

факт.

1



Введение.

1

2



Понятие о плане местности. Масштаб.

Практическая работа № 1: Изображение здания школы в масштабе

1

3



Стороны горизонта. Ориентирование.

Практическая работа № 2: Определение направлений и азимутов по плану местности.

1

4



Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

5



Составление простейших планов местности.

Практическая работа № 3: Составление плана местности методом маршрутной съемки.

1

6



Форма и размеры Земли. Географическая карта.

1

7



Градусная сеть на глобусе и картах

1

8



Географическая широта. Географическая широта. Географические координаты.

Практическая работа № 4: Определение географических координат объектов и объектов по их координатам.

1

9



Изображение на физических картах высот и глубин

1

10



Обобщение знаний по разделу 1 «Виды изображений поверхности Земли»

1

11



Земля и ее внутреннее строение.

1

12



Движения земной коры

1

13



Рельеф суши. Горы.

1

14



Равнины суши.

Практическая работа № 5: Составление описания форм рельефа.

1

15



Рельеф дна мирового океана

1

16



Вода на Земле. Части Мирового океана.

1

17



Движение воды в океане.

1

18



Подземные воды

1

19



Реки

1

20



Озера.

Практическая работа № 6: Составление описания внутренних вод.

1

21



Ледники

1

22



Атмосфера: строение, значение, изучение

1

23



Температура воздуха.

Практическая работа № 7: Построение графика хода температуры и вычисление вредней температуры.

1

24



Атмосферное давление. Ветер.

Практическая работа № 8: Построение розы ветров

1

25



Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Практическая работа № 9: Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

1

26



Погода

1

27



Климат

1

28



Причины, влияющие на климат

1

29



Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

30



Распространение организмов в Мировом океане

1

31



Природный комплекс.

Практическая работа № 10: Составление характеристики природного комплекса (ПК)

1

32



Обобщение и контроль знаний по разделу 2 «Строение Земли и земные оболочки»

1

33



Население Земли

1

34



Человек и природа

1

35



Обобщение и контроль знаний по курсу «География. Начальный курс. 6 класс»

1




















Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия,

Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля,

Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка,

Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская,

Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал,

Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская

Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское,

Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг,

Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские

озера.



14