СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал может быть использован при планировании географии в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»
































  1. Пояснительная записка

Рабочая программа для 6 класса направлена на формирование у учащихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания, на формирование познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и здоровья.

В курсе «Физическая география» происходит знакомство учащихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии
природы и населения.

Цель:

- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география.

Задачи:

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Большое внимание уделяется изучению своей местности (краеведческий материал) для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Формы текущего и промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа по учебному курсу «География» направлена на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты

-осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации

-освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; - выделять причины стихийных явлений в геосферах.

- использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов.

-понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты:

-овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

-сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

III. Содержание учебного предмета

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю­щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии:Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия:Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа:

Определение координат географических объектов по глобусу и географической карте

Тема 2. Способы изображения земной поверхности(4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия:географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практическая работа:

Проведение съемки местности и составление простейшего плана

Тема 3. Литосфера(6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия:земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

Определение по карте географического положения моря

Определение по карте географического положения гор, равнин.

Тема 4. Атмосфера(7 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Основные понятия:атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практическая работа:

Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо­действие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Основные понятия:гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практическая работа:

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При­способление живых организмов к среде обитания в разных природ­ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия:биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.В.Вернадский

Тема 7. Почва и геосфера (4 часа)

Почва как особое природное образова­ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова­ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территори­альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра­фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия:почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии:В.В. Докучаев, В.В. Вернадский.

Практическая работа:

Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса


IV. Тематическое планирование


№ урока

Тема урока


Дата проведения

Примечание


План

Факт



Введение (2 часа)

1

Наука география

04.09

04.09

05.09





2

Из истории географических открытий

11.09

11.09

12.09






Раздел 1. Земля как планета (5 часов)

3

Земля и Вселенная. Планеты Солнечной системы.

18.09

18.09

19.09





4

Форма, размеры и движение Земли

25.09

25.09

26.09





5

Система географических координат. Пр.р №1 «Определение координат географических объектов мира, России и Башкортостана по глобусу и карте»

02.10

02.10

03.10





6

Времена года

09.10

09.10

10.10





7

Пояса освещенности

16.10

16.10

17.10






Раздел 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

8

Масштаб карты

23.10

23.10

24.10





9

Виды условных знаков

06.11

06.11

07.11





10

Стороны горизонта

13.11

13.11

14.11





11

Изображение рельефа на карте. Пр.р №2 «Проведение съемки местности и составление простейшего плана пришкольного участка»

20.11

20.11

21.11






Раздел 3. Литосфера (6 часов)

12

Строение земного шара

27.11

27.11

28.11





13

Виды горных пород. Пр.р. №3 «Работа с коллекцией горных пород». Горные породы и минералы Башкортостана

04.12

04.12

05.12





14

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые Башкортостана

11.12

11.12

12.12





15

Движения земной коры

18.12

18.12

19.12





16

Выветривание горных пород

25.12

25.12

26.12





17

Рельеф суши и дна океана. Пр.р №4 « Определение по карте географического положения гор, равнин». Горы и равнины Башкирии.

15.01

15.01

09.01






Раздел 4. Атмосфера (7 часов)

18

Строение атмосферы

22.01

22.01

16.01





19

Температура воздуха

29.01

29.01

23.01





20

Атмосферное давление

05.02

05.02

30.01





21

Движение воздуха

12.02

12.02

06.02





22

Вода в атмосфере

26.02

26.02

13.02





23

Погода. Пр.р №5 « Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени в Салавате»

05.03

05.03

27.02





24

Климат

12.03

12.03

06.03






Раздел 5. Гидросфера (4 часа)

25

Единство гидросферы

19.03

19.03

13.03





26

Мировой океан

26.03

26.03

20.03





27

Воды суши: реки и озера. Пр.р №6 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли и Башкортостана»

02.04

02.04

27.03





28

Воды суши: подземные воды и природные льды

16.04

16.04

03.04






Раздел 6. Биосфера (2 часа)

29

Царства живой природы

23.04

23.04

17.04





30

Биосфера и охрана природы. Заповедники и другие охраняемые территории Башкортостана.

30.04

30.04

24.04






Раздел 7. Почва и геосфера (4 часа)

31

Почва

07.05

07.05

08.05





32

Природный комплекс. Пр.р №7 «Наблюдение и описание природно-антропогенного ( природного) комплекса своей местности»


14.05

14.05

15.05





33

Природные зоны

21.05

21.05

22.05





34

Обобщение по курсу «Физическая география». Итоговая контрольная работа

27.05

27.05

25.05






18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!