Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 2
городского округа Домодедово
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ДСОШ №2
__________ /Редькина Н.П./
«31» августа 2018 г.
Приказ № 02-333 от 31.08.2018г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОГРАФИЯ
6 АБВГ классы
Учитель: Вдовина О.В., учитель географии
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании примерной и авторской программ по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, Е. М. Домогацких, Москва, ООО Русское слово, 2015. Ориентирована на использование учебника География. 6 класс. Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Русское слово, 2018.
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Программа курса рассчитана на 35 часов учебного времени, или 1 час в неделю. Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для организации и проведения уроков по курсу «География.Физическая география» в 6 классах общеобразовательных учреждений, в том числе в гимназиях, лицеях, колледжах.
Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 6-х классах в содержание учебного предмета «География» включен краеведческий материал (в рамках изучения учебного материала). В календарно –тематическом планировании содержание материала краеведческой направленности выделено курсивом.
Рабочая программа составлена на основании учебного плана школы и годового календарного графика (по 1 часу в неделю) и рассчитана на 35 часов, предназначена для 6 общеобразовательных классов, сокращение на 1 час идет за счет часа резервного времени.
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Структура рабочей программы соответствует требованиям пункта 18.2.2 ФГОС и изменениям (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577) в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее-ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий разделы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Данные изменения авторских программ были осуществлены в соответствии с учебным планом школы, в котором на изучении географии в 6 классе выделяется 1 час в неделю (35 ч. в уч. год).
Тема | в авторской программе | в рабочей программе |
Тема 1. Земля как планета | 5 | 5 |
Тема 2. Географическая карта | 4 | 4+1 (5) |
Тема 3. Литосфера | 7 | 7 |
Тема 4. Атмосфера | 8 | 8 |
Тема 5. Гидросфера | 3 | 3+1 (4) |
Тема 6. Биосфера | 2 | 2 |
Тема 7. Почва и географическая оболочка | 3 | 3 |
Резерв | 3 | 1 |
Всего | 35 | 35 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:объяснять роль различных источников географической информации,освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;выделять причины стихийных явлений в геосферах,использование географических умений: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы,использование карт как моделей:определять на карте местоположение географических объектов,понимание смысла собственной действительности: формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Обучающийся научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач
Метапредметные результаты:
Самостоятельно анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные результаты:
Будут сформированы:
умения формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям; умение толерантно определять свое отношение к разным народам; умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности, осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность
Виды и формы контроля: устные ответы (индивидуальные, рецензирование), сообщения, письменные работы в рабочей тетради, тестирование.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные
следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли.
Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
Земля - часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.
Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение - определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно- следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
влияние космоса на жизнь на Земле
географические следствия движений Земли
особенности распределения света и тепла по поверхности Земли
Умение определять:
географические координаты
особенности распределения света и тепла по поверхности Земли
географические следствия движений Земли
Практическая работа
Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
• Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.
• План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
• Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• свойства географической карты и плана местности;
• специфику способов картографического изображения;
• отличия видов условных знаков;
• отличия видов масштабов;
• значение планов и карт в практической деятельности человека.
Умение определять:
• существенные признаки плана, карты и глобуса;
• классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;
• расстояния по карте;
• азимут по карте местности;
• абсолютную и относительную высоту;
• читать условные знаки;
• масштаб карты.
Практические работы:
• Определение направлений и расстояний по карте.
• Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
• Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые,основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
• Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
• Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности внутреннего строения Земли;
• причины и следствия движения земной коры;
• действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;
• особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• по заданным признакам горные породы и минералы;
• отличие видов земной коры;
• виды форм рельефа;
• районы землетрясений и вулканизма.
Практические работы:
• Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
• Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара,атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
• Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки)
находятся в тесной взаимосвязи.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности географической оболочки на примере атмосферы;
• вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;
• причины возникновения природных явлений в атмосфере;
• зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;
• особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• основные показатели погоды.
Практические работы:
•Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
• Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
• Необходимость рационального использования воды.
• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности географической оболочки на примере гидросферы;
• выделение существенных признаков частей Мирового океана;
• особенности состава и строения гидросферы;
• условия залегания и использования подземных вод;
• условия образования рек, озер, природных льдов;
• характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• вид рек, озер, природных льдов;
• особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Практические работы:
•. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
• Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Биосфера, Красная книга.
Основные образовательные идеи:
• Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
• Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
• Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности географической оболочки на примере биосферы;
• особенности приспособления организмов к среде обитания;
• роль царств природы;
• необходимость охрны органического мира.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• сущность экологических проблем;
• причины разнообразия растений и животных;
• характер взаимного влияния живого и неживого мира.
Практическая работа
•Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
• Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• закономерности образования почвы;
• особенности строения и состава географической оболочки;
• взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;
• законы развития географической оболочки;
• сущность влияния человека на географическую оболочку.
Умение определять:
• существенные признаки понятий;
• условия образования почв;
• характер размещения природных зон Земли.
Практические работы:
• Описание природных зон Земли по географическим картам.
• Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | часы | Практические работы |
Тема 1. Земля как планета | 5 | 1 |
Тема 2. Географическая карта | 4+1 (5) | 3 |
Тема 3. Литосфера | 7 | 2 |
Тема 4. Атмосфера | 8 | 1 |
Тема 5. Гидросфера | 3+1 (4) | 2 |
Тема 6. Биосфера | 2 | 1 |
Тема 7. Почва и географическая оболочка | 3 | 2 |
Резерв | 1 | |
Всего | 35 | 12 |
№ уроков | Наименования Разделов и тем | Виды деятельности | Плановые сроки прохождения | А | Б | В | Г |
Тема 1. Земля как планета (5 часов) | |
1. | Земля и Вселенная. | Выявлять и знать объекты Вселенной, состав Солнечной системы; объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; определять географические следствия движения Земли. Уметь работать с текстом, выделять в нем главное; с различными источниками информации. | 03.09.-7.09 | | | | |
2. | Система географических координат. Практическая работа №1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов». Определение географических координат своей местности. | Давать определения понятиям экватор, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты. Объяснять назначение градусной сетки. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты. Понимать правила работы при проведении практической работы. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. | 10.09.-14.09 | | | | |
3. | Времена года. | Давать определения понятиям глобус, экватор, полюс; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия орбитального вращения Земли, влияние движения планеты на процессы, происходящие на ней ; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний. Уметь решать задачи на определение разницы во времени в разных населенных пунктах. | 17.09.-21.09 | | | | |
4. | Пояса освещенности | Давать определения терминам, понятиям полюс, тропики; Объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла. Уметь работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; уметь определять географические следствия движения Земли. Составлять характеристики природных объектов и явлений. Обозначать и показывать на картах объекты тематики урока. | 24.09-28.09 | | | | |
5. | Итоговый урок по теме «Земля как планета» | Давать определения терминам, понятиям по теме раздела. Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы Земли, географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Определять географические координаты, особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний. Уметь работать с различными контрольно измерительными материалами. Показывать предметные результаты по теме раздела «Земля как планета». | 01.10-05.10 | | | | |
Тема 2. Географическая карта (5 часов) | |
6. | Географическая карта и её масштаб. Практическая работа №2. «Определение направлений и расстояний по карте». Знакомимся с картами Московской области и городского округа Домодедово. | Давать определение понятиям географическая карта, план местности, масштаб; объяснение свойств географической карты и плана местности, отличия видов масштабов. Определять существенные признаки плана, карты и глобуса. Определять расстояния между объектами. Уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Строить логически обоснованные рассуждения. | 08.10-12.10 | | | | |
7. | Виды условных знаков | Давать определения понятиям условные знаки, горизонтали, легенда карты. Объяснять специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; определять абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки. Читать географические карты на основе их легенды. Выполнять простейшие задания на контурной карте. Уметь работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений. | 15.10-19.10 | | | | |
8. | Ориентирование. Практическая работа № 3. «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту». | Давать определение понятию ориентирование, азимут; определять азимут по карте и на местности; объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Уметь ориентироваться по глобусу и карте. Делать выводы о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. Уметь работать с измерительными приборами; планировать свою деятельность под руководством учителя. О работу в паре, группе( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения). | 22.10-26.10 | | | | |
9. | Изображение рельефа на карте. Практическая работа №4. «Составление простейшего плана местности» | Давать определение понятию: горизонтали, изогипсы; определять абсолютную и относительную высоту; объяснять специфику способов картографического изображения; использовать шкалу глубин и высот для описания форм рельефа, объяснять значение планов и карт в практической деятельности человека. Уметь работать с измерительными приборами, планировать свою деятельность под руководством учителя; стоить простейший план местности. Уметь вести диалог, вырабатывая общее мнение. | 06.11-09.11 | | | | |
10. | Итоговый урок по теме «Географическая карта» | Выделять существенные признаки и особенности объектов и явлений по теме раздела. Объяснять свойства географической карты и плана местности. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта, азимута, абсолютной и относительной высоты; умение читать карту и план местности. Уметь работать с различными контрольно- измерительными материалами. | 12.11-16.11 | | | | |
Тема 3. Литосфера (7 часов) | |
11 | Строение земного шара. | Объяснять особенности внутреннего строения Земли; определять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора; определять особенности внутренних оболочек Земли, сопоставлять и выделять особенности внутреннего строения Земли. Уметь работать с различными источниками информации, находить достоверные сведения, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, выявлять причинно-следственные связи. | 19.11-23.11 | | | | |
12 | Виды горных пород | Давать определение понятиям «минералы», «горные породы»; определять по заданным признакам горные породы и минералы; объяснять образование различных видов горных пород; классифицировать горные породы по происхождению; приводить примеры, проводить сравнительный анализ. Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять схему классификации горных пород и минералов. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | 26.11-30.11 | | | | |
13 | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые городского округа Домодедово. | Давать определение понятию «полезные ископаемые», объяснять виды полезных ископаемых; классифицировать полезные ископаемые по их признакам; приводить примеры. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. | 03.12-07.12 | | | | |
14 | Движение земной коры. | Объяснять движения земной коры; выявлять причинно- следственные связи изменения поверхности Земли; знать строение вулканов, определять районы землетрясений и вулканизма, распространения сейсмических поясов Земли; последствия быстрых движений земной коры; поведения людей при стихийных бедствиях. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | 10.12-14.12 | | | | |
15 | Выветривание горных пород. | Давать определение понятию «выветривание»; определять виды выветривания; объяснять причины различных видов выветривания; приводить примеры природных и техногенных процессов разрушения горных пород; составлять схему. Уметь работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | 17.12-21.12 | | | | |
16 | Рельеф суши и дна Мирового океана. Практическая работа № 5 «Определение по карте географического положения гор, равнин, низменностей» | Давать определение понятиям «рельеф», «горы», «равнины»; определять формы рельефа по типичным признакам, показывать на картах географические объекты по тематике урока, объяснять влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа Земли; выявлять отличия гор, равнин, срединно-океанических хребтов. Объяснять влияние рельефа на особенности природы и на образ жизни людей. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Работать с таблицами и картами. Устанавливать закономерности размещения форм рельефа по поверхности. | 24.12-28.12 | | | | |
17 | Итоговый урок по теме «Литосфера». Особенности рельефа городского округа Домодедово. Практическая работа № 6 «Определение и Объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека». | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять закономерности географической оболочки на примере литосферы, причины возникновения природных явлений в литосфере; определять существенные признаки понятий. Уметь работать с различными контрольно-измерительными материалами. | 11.01, 14.01-18.01 | | | | |
Тема 4. Атмосфера (8 часов) | |
18 | Строение атмосферы. | Давать определение понятию «атмосфера»; объяснять вертикальное строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы; закономерности географической оболочки на примере атмосферы; значение атмосферы. Называть состав атмосферы; описывать свойства и особенности строения атмосферы. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Определять роль изучения атмосферы повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека. Находить достоверные сведения в различных источниках информации. Формулировать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. | 21.01-25.01 | | | | |
19 | Температура воздуха. | Давать определение понятию «амплитуда температур»; объяснять закон. Изменения температуры с высотой (от географической широты и над уровнем моря), в течение суток; определять амплитуду температур, средние температуры. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды. Работать с таблицами и картами. Уметь работать с измерительными приборами; решать практические задачи. | 28.01-01.02 | | | | |
20 | Атмосферное давление. | Давать определение понятию «атмосферное давление»; объяснять изменение давления в зависимости от высоты; определять основные показатели погоды (атмосферное давление; работать с измерительными приборами. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Определять основные показатели погоды. Решать практические задачи. | 04.02-08.02 | | | | |
21 | Движение воздуха. | Давать определение понятию «ветер»; объяснять механизм возникновения ветра; причины силы ветра и его направление; работать с измерительными приборами. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Определять основные показатели погоды. Решать практические задачи. | 11.02-15.02 | | | | |
22 | Вода в атмосфере. | Давать определение понятиям «конденсация водяного пара, атмосферные осадки»; объяснять механизм образования водяного пара, процесс возникновения тумана; закономерность распределения влаги на поверхности Земли. Определять облака пот внешним признакам, классифицировать их. Устанавливать связь между видами облаков и характером осадков. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Определять основные показатели погоды. Трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой. Решать практические задачи. | 18.02-22.02 | | | | |
23 | Погода. Практическая работа № 7 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды». Описание погоды городского округа Домодедово (за день, месяц). | Давать определение понятиям «погода», «воздушная масса»; главные элементы погоды; элементы чтения синоптической карты; объяснять какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды; составлять описание погоды за сутки и месяц, выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения. Объяснять причины изменения погоды. Понимать закономерности формирования погоды. | 25.02-01.03 | | | | |
24 | Климат. Особенности климата Московской области и городского округа Домодедово. | Давать определение понятиям «климат», «воздушная масса»; объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности климата своей местности. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Описывать климаты отдельных территорий. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решения. | 04.03-08.03 | | | | |
25 | Итоговый урок по теме «Атмосфера» | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять закономерности географической оболочки на примере атмосферы, причины возникновения природных явлений в атмосфере, особенности адаптации человека к климатическим условиям; определять существенные признаки понятий. Уметь работать с различными контрольно-измерительными материалами. | 11.03-15.03 | | | | |
Тема 5. Гидросфера (4 часа) | |
26 | Единство гидросферы. Практическая работа №8 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы». | Давать определение понятию «гидросфера»; называть составные части гидросферы, объяснять закономерности географической оболочки на примере гидросферы; значение круговорота воды в природе; объяснять влияние Мирового океана на другие оболочки Земли; значение гидросферы. Вспомнить составные части Мирового океана. Наносить на контурную карту гидрографические объекты. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | 18.03-22.03 | | | | |
27 | Воды суши: реки и озера. Практическая работа №9 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли». Реки городского округа Домодедово. | Давать определение понятиям «речная система», «исток», «устье», «русло», «бассейн реки», «проточные и бессточные озера»; объяснятьусловия образования рек, озер; определять виды рек и озер; описывать строение реки, режим реки, питание реки; общие черты и различия рек. Классифицировать и описывать гидрографические объекты по теме урока. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Понимать правила поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | 01.04-05.04 | | | | |
28 | Воды суши: подземные воды и природные льды | Давать определение понятиям: «межпластовые, артезианские, грунтовые воды, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота»; объяснять условия залегания и использования подземных вод, природных льдов; определять существенные признаки понятий. Показывать на карте гидрографические объекты по тематике урока. Распознавать виды подземных вод, ледников. Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность. Уметь работать с картой; определять особенность размещения и образования объектов. | 08.04-12.04 | | | | |
29 | Итоговый урок по теме «Гидросфера» | Объяснять закономерности географической оболочки (гидросферы), особенности состава и строения гидросферы, условия залегания, образования рек, озер, подземных вод и природных ледников; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга. Уметь работать с различными контрольно- измерительными материалами, работать по карте. | 15.04-19.04 | | | | |
Тема 6. Биосфера (2 часа) | |
30 | Царства живой природы. | Давать определение понятию «биосфера»; объяснять закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы; определять причины разнообразия растений и животных, анализировать роль отдельных организмов в биосфере. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | 22.04-26.04 | | | | |
31 | Биосфера и охрана природы. Практическая работа №10 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности». | Объяснять необходимость охраны органического мира; определять характер взаимного влияния живого и неживого мира; причины возникновения проблемы исчезновения отдельных представителей органического мира; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно- практической. Уметь вести диалог, самостоятельно исправлять ошибки, вырабатывая общее решение. | 29.04-03.05 | | | | |
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа) | |
32 | Почва | Давать определение понятиям «почва», «плодородие»; объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; определять условия образования почв. Определять роль В.В.Докучаева в разработке учения о почвах. Называть особенности чередования почвенных слоёв. Проводить инструментальные наблюдения и опыты по тематике урока. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | 06.05-10.05 | | | | |
33 | Природный комплекс. Практическая работа №11 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности». | Давать определение понятиям «геосфера», «природный комплекс», «природно-хозяйственный комплекс»; объяснять законы географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку (ГО). Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения задач общения с помощью учителя и самостоятельно. | 13.05-17.05 | | | | |
34 | Природные зоны. Практическая работа №12 «Описание природных зон Земли по географическим картам». Природная зона городского округа Домодедово. Итоговый урок по курсу географии в 6 классе. | Объяснять законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку; определять существенные признаки понятий, характер размещения природных зон. Анализировать связь между природными компонентами в каждой природной зоне. Уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Уметь работать с различными контрольно- измерительными материалами, работать по карте. | 20.05-24.05 | | | | |
35 | Резерв. | | | | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей №1
«31» августа 2018 г.
_____________/ Омельянчук Т.Е../
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________ /Т.В. Попова/
«31» августа 2018 г