Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохарьковская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского муниципального района
Воронежской области
«Рассмотрено» Руководитель МО естественно-математического цикла _______/Е.Д. Михайленко/ Протокол №___ от «01» сентября 2015 г. | «Принято»
протокол педсовета №1
от «27» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Новохарьковская СОШ
________/Н.Н. Мартыненко/ Приказ № 164 от «03» сентября 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ГЕОГРАФИЯ»
6 КЛАСС
Базовый уровень
Учитель: Н. Н. Мартыненко
Высшая КК
сл. Новохарьковка
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года.
- Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.).
Образовательной программы основного общего образования МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015-2019 учебные годы. Приказ № 161 от 31.08.15г.
Учебного плана МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015- 2016 учебный год.
Авторская программа по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2008.
Положения МКОУ Новохарьковская СОШ о рабочей программе учителя, осуществляющего обучение по ГОС.
соответствует учебнику для 6 класса (Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Начальный курс географии 6 кл. М.: Дрофа, 2011.)
Программа рассчитана для обучения на уровне основного общего образования.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
§ познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
§ сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
§ ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
§ соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
Цели и задачи курса
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
• развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
• включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
• приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
• познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
• научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Программа реализует межпредметные связи с курсами природоведения, окружающим миром, экологией. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обученияи их сочетания.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента.
Специфика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Содержание программы
Введение
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практические работы.
На контурной карте: Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.
2. Содержание тем учебного курса
Раздел I. Изображения земной поверхности
Тема 1. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
Тема 2. План местности
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки плана. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Практические работы.
Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.
Тема 3. Географическая карта – особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических оъектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Практические работы.
Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
Тема 4. Географические методы изучения окружающей среды.
Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел II. Природа Земли и человек.
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Тема 1. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Полезные ископаемые их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте
Практические работы.
Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнине. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Атмосфера и ее части. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфера. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдение за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности. Розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практические работы.
Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.
Тема 2. Гидросфера - водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира. Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьба с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практические работы.
Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.
Тема 4. Биосфера Земли.
Разнообразие растительного и животного мира Земля. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы:природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зоназ. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
Раздел III. Население Земли.
Тема 1. Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, ее изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения страны и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудие труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Учебно-тематический план (35 часа)
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Виды изображения поверхности Земли | 10 |
3 | Строение Земли. Земные оболочки. | 21 |
4 | Население Земли | 2 |
5 | ИТОГО | 35 |
3. Тематическое планирование по географии 6 класс
(учебник авт. Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии)
№ урока |
Дата провед. | Раздел | № урока в разделе | Тема урока | Цели урока | Оборудование | Практиче-ские и контрольные работы | Домашнее задание |
план |
факт |
1. | | | Введение (2 ч.). | 1. | География как наука. Земля – планета Солнечной системы. | Раскрыть содержание курса физ. Географии. Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества. Сформировать представление о форме и размерах Земли. | Физ. Карта полушарий. | Наблюдение за погодой (в течение года). | Параграфы 1, 3. Оформить «Календарь погоды». |
2. | | | | 2. | Развитие географических знаний о Земле. | Познакомить уч-ся с изменениями представлений человека о Земле, с научными и социально-экономическими предпосылками географических открытий | Физ. Карта полушарий. | | Параграф 2; зад. 2, с.7. |
3. | | | Виды изображений поверхности Земли (10 ч.).
План местности (5 ч.). | 1. | Понятие о плане местности. Масштаб. | Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «план местности, масштаб». Дать знания о способах изображения земной поверхности, о различиях в изображении местности на рисунке, фотоснимке, плане. Сформировать представление о видах масштаба. Научить уч-ся читать план местности, пользоваться масштабом, изображать расстояние в нужном масштабе. | Топографическая карта. | | Параграфы 4, 5; зад. 3-6, с.14. |
4. | | | | 2. | Стороны горизонта. Ориентирование. | Сформировать представление об азимуте. Дать уч-ся знания о способах ориентирования на местности. Научить определять азимут по компасу, расстояние между объектами по плану. | Топографическая карта. | П/р № 1 «Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними». | Параграф 6; зад. 3, с.16. |
5. | | | | 3. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «абсолютная и относительная высота точек земной поверхности». Научить определять абсолютную и относительную высоту отдельных точек. | Топографическая карта. | Изображение холмов и впадин с помощью горизонталей и бергштрихов. | Параграф 7; зад.5, 6, с.20. |
6. | | | | 4. | Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. | Сформировать представление о видах съемки местности. Определить этапы подготовки к глазомерной съемке. Научить ориентировать планшет. | Планшет, компас, лист А- 4. | Ориентирование планшета. | Параграф 8; подготовка к П/р. |
7. | | | | 5. | Полярная съемка местности. | Закрепить умение определять азимут на местности. Научить проводить полярную съемку местности. | Планшет, лист А- 4, компас, простой карандаш, ластик. | П/р № 2 «Построение простейших планов небольших участков местности». | Оформить план территории школы. |
8. | | | Географическая карта (5 ч.). | 6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли. Сформировать представление о географической карте как модели земной поверхности. Обобщить представления уч-ся о разнообразии карт и широких возможностях их использования. | Глобус. Физ. Карты полушарий и России. Политическая карта полушарий. | Определение расстояний на карте и глобусе с помощью масштаба. | Параграфы 9, 10; зад. 7, с.27. |
9. | | | | 7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | Сформировать представление уч-ся о градусной сетке на глобусе и карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей. | Физ. Карты полушарий и России. | Определение расстояний на карте и глобусе с помощью градусной сетки. | Параграф 11; зад. 5, с.29. |
10 | | | | 8. | Географическая широта. Географическая долгота. | Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «географическая долгота, географическая широта». Научить приемам определения географической широты и долготы точек з. пов. | Физ. Карты полушарий и России. | Определение географической долготы и широты точек земной поверхности. | Параграфы 12, 13; зад. 3, 4, с.34 |
11 | | | | 9. | Географические координаты. | Сформировать представление о географических координатах. Закрепить умение определять географические координаты точек земной поверхности. | Физ. Карты полушарий и России. Атласы. | П/р № 3 «Определение расстояний, направлений и геогр. Координат по карте». | Параграфы 12, 13 (повторить). |
12 | | | | 10. | Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов и карт. | Сформировать представление о различиях в изображении высот и глубин на карте. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «шкала высот и глубин, послойное окрашивание, отметка высоты». Определить роль топографических планов и геогр. карт в жизни человека. | Физ. Карты полушарий и России. | Определение высоты и глубины отдельных географических объектов. | Параграфы 14, 15. Подготовка к проверочной работе (параграфы 9-15). |
13 | | | Строение Земли. Земные оболочки (21 ч.). Литосфера (5 ч.). | 1. | Внутреннее строение Земли. | Сформировать представление о внутреннем строении Земли и методах ее изучения. | Атласы. | Проверочная работа по теме «Географическая карта». | Параграф 16. |
14 | | | | 2. | Породы, слагающие земную кору. | Сформировать представление уч-ся о горных породах. Формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам. | Образцы горных пород и минералов. | П/р № 4 «Изучение свойств горных пород и минералов по образцам». | Параграф 17. |
15 | | | | 3. | Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры. | Дать знания о видах движения земной коры. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «очаг, эпицентр, грабен, горст». Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры. Сформировать представление о вулканах и их строении, горячих источниках, гейзерах и причинах их возникновения. | Физ. Карта полушарий. Видеофильм «Вулканы» | Определение географических координат вулканов. Обозначение вулканов на контурной карте. | Параграфы 18, 19; зад. 4, с.52. |
16 | | | | 4. | Рельеф Земли. Горы и равнины суши. | Сформировать и углубить понятия горы, рельеф, формы рельефа. Сформировать представление уч-ся о видах равнин, горных системах, хребтах, типах гор по высоте. Развивать умение определять ГП гор и равнин, их высоту. Формировать умение показывать горы и равнины в контурных картах. | Физ. Карты полушарий и России. | Обозначение на контурной карте гор и равнин. Описание ГП гор и равнин по плану. | Параграфы 20, 21; зад. 5, с.56; зад. 4, с.63. |
17 | | | | 5. | Рельеф дна Мирового океана. | Сформировать представление о рельефе дна океана. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «материковая отмель, шельф, материковый склон, глубоководный океанический желоб, котловины, срединно-океаничский хребет». Выяснить причины разнообразия рельефа дна Мирового океана. Научить определять по карте глубину океана по цвету | Физ. Карты полушарий и России. Атласы. | П/р №5 «Описание ГП и определение высоты гор и равнин». | Параграф 22. Подготовка к проверочной работе (параграфы 16-22). |
18 | | | Гидросфера (6 ч.) | 6. | Вода на Земле. Свойства океанической воды. | Сформировать представление о гидросфере. Показать роль гидросферы в природе. Сформировать представление о принципах различия свойств океанической воды. Дать знания о солености, изменениях температуры воды на поверхности и с глубиной. Развивать умение высчитывать соленость воды. | Физ. Карта полушарий. Бюллетень «Свойства океанической воды». Видеофильм «Вода и ее роль в природе». | Проверочная работа по теме «Литосфера». Решение практических задач на определение солености воды. | Параграфы 23, 25. |
19 | | | | 7. | Мировой океан и его части. Изучение Мирового океана. | Дать общее представление о водах Мирового океана. Развивать умение работать с картами. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг» | Физ. Карты полушарий и России. Веб-сайт «Мировой океан един». Буклет «Изучение, использование и охрана вод Мирового ок» | П/р №6 «Обозначение на контурной карте океанов, заливом, проливов, морей. Описание ГП моря по плану». | Параграфы 24 (пересказ), 28 (прочитать). |
20 | | | | 8. | Движения вод Мирового океана. | Познакомить уч-ся с основными движениями вод в океане. Сформировать представление об образовании волн, океанических течений, приливов и отливов. Совершенствовать умение работать с контурными картами при обозначении океанических течений. | Физ. Карта полушарий. Видеофильмы «Океанические течения», «Цунами», «Приливы и отливы». Презентация «Движение вод в океане». | | Параграфы 26, 27; зад.4, с.81. |
21 | | | | 9. | Воды суши. Реки. | Сформировать представление о реке и ее частях, о частях речной системы и долины. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «Исток, устье, речная долина, речная система, бассейн реки, водораздел, водопад, пороги». Сформировать представление о типах питания и режиме реки. Развивать умение определять ГП реки. Воспитывать любовь к рекам, учить видеть красоту равнинной и горной реки. | Физ. Карты полушарий и России. | П/р №7 «Обозначение на контурной карте рек. Описание ГП реки по типовому плану». | Параграф 30; зад. 1, с.94. |
22 | | | | 10. | Озера. Искусственные водоемы. | Сформировать представление о видах искусственных вод, о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер от происхождения котловин. Показать положительные и отрицательные стороны строительства водохранилищ. | Физ. Карты полушарий и России. Слайды. Видеофильм «Байкал». | Определение по карте сточных и бессточных, соленых и пресных озер. | Параграфы 31, 33; зад.6, с.98. |
23 | | | | 11. | Подземные воды. Ледники. | Сформировать представление о ледниках и видах подземных вод. Дать полное представление об использовании подземных вод. Воспитывать бережное отношение к подземным водам. Раскрыть роль ледников в природе. Ознакомиться с причинами образования ледников. Сформировать представление о снеговой линии. | Физ. Карты полушарий и России. Видеофильм «Ледники». Учебные картины «Полярная станция «Молодежная» в Антарктиде», «Дрейфующая станция «Северный полюс». | | Параграфы 29, 32. Подготовка к проверочной работе (параграфы 23-33). |
24 | | | Атмосфера (7 ч.). | 12. | Атмосфера: строение, значение, изучение. | Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях. Познакомить уч-ся со способами и средствами изучения атмосферы. Определить значение атмосферы для жизни людей. | | | Параграф 35. |
25 | | | | 13. | Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. | Познакомить уч-ся с элементами погоды, со способами измерения температуры. Сформировать представление о нагревании воздуха. Выявит факторы, влияющие на изменение температуры воздуха. Сформировать представление о причинах закономерности изменения температуры в течение года. Установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха. Развивать умение построения графиков годового хода температуры. | Календари погоды. | Решение практических задач на определение среднемесячной температуры воздуха и амплитуды температуры воздуха. Построение графика годового хода температуры. | Параграфы 36, 37; построить график t для любого месяца по своим показаниям. |
26 | | | | 14. | Атмосферные осадки. Влажность воздуха. | Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «насыщенный и ненасыщенный пар, абсолютная и относительная влажность воздуха, атмосферные осадки». Выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков, зависимость количества водяного пара в воздухе, температуры воздуха и подстилающей поверхности. Сформировать умение чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков. | Календари погоды. | Решение практических задач на определение относительной и абсолютной влажности воздуха. Построение столбиковой диаграммы выпадения осадков. | Параграфы 40, 41; построить диаграмму выпадения осадков для любого месяца по своим показаниям. |
27 | | | | 15. | Атмосферное давление. | Сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. Показать зависимость АД и высоты. Научить высчитывать АД с изменением высоты. | | Решение практических задач на определение атмосферного давления с изменением высоты. | Параграф 38; зад. 4, с. 116. |
28 | | | | 16. | Ветер. Погода. | Сформировать представление об образовании ветра. Познакомить уч-ся с видами ветра. Научить чертить розу ветров и анализировать ее. Обобщить изучение характеристик и явлений, происходящих в атмосфере, развивать у уч-ся наблюдательность, логическое мышление на примерах предсказания погоды. | Календари погоды. Видеофильм «Муссоны», «Ураганы», «Ветер». Картина Айвазовского «Девятый вал». | Построение розы ветров. Решение практических задач на определение типа погоды по показаниям в дневниках наблюдения. | Параграфы 39, 42; зад. 5, с.120. |
29 | | | | 17. | Климат. Причины, влияющие на климат. | Сформировать представление о климате и причинах, влияющих на климат. Изучить роль климатообразующих факторов, их влияние на климат местности. Сформировать представление о влиянии климата и погоды на природу и жизнь человека. | Физ. Карты полушарий и России. Видеофильм «Океанические течения (влияние на климат Земли)». | П/р №8 «Описание климата своей местности по типовому плану». | Параграфы 43, 45 |
30 | | | | 18. | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | Сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславливающем процессы в атмосфере, об особенности освещенности поясов Земли. | Физ. Карта полушарий. Календари погоды. Атласы. | П/р №9 «Обработка собранных материалов при наблюдении за погодой (решение задач, построение графиков, диаграмм)» | Параграф 44; зад.2, с.136. |
31 | | | Биосфера (3 ч.). | 19. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Воздействие организмов на земные оболочки. | Сформировать представление: 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы, 2) о неравномерном их распространении на земной поверхности, 3) о целостности географической оболочки и о воздействии организмов на гидросферу, атмосферу, земную кору. Углубить знания о планктоне и о почве как своеобразном природном теле.
| Карта «Природные зоны мира». Видеофильм «Биосфера – среда жизни». | | Параграфы 46, 48, 49 (прочитать и ответить на вопросы). |
32 | | | | 20. | Природные зоны Земли. | Показать уч-ся взаимосвязь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны. Познакомить уч-ся с яркими представителями различных природных зон. Сформировать предст. о взаимосвязи условий внешней среды и биосферы. | Карта «Природные зоны мира». Видеофильмы «Тепло»; «Тундра». | | Параграф 47. |
33 | | | | 21. | Природный комплекс. | Сформировать представление о географической оболочке и ее части – биосфере. Сформировать представление о ПК как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое. Показать взаимосвязь организмов, ПК и географической оболочки. | Видеофильм | | Параграф 50 |
34 | | | Население Земли (1ч.). | 1. | Численность и расовый состав населения Земли. Типы населенных пунктов. | Дать знания о составе населения мира. Сформировать представление о внешних признаках расовых различий. Показать влияние условий окружающей среды на человечество. Сформировать представление о численности населения, причинах, влияющих на его изменения. Ознакомить с типами насел. пунктов и их отличиями. | Физ. Карта полушарий. Карта «Плотность населения и народы мира». | | Параграфы 51-53. |
35 | | | Население Земли (1ч.). | 1. | Численность и расовый состав населения Земли. Типы населенных пунктов. | Дать знания о составе населения мира. Сформировать представление о внешних признаках расовых различий. Показать влияние условий окружающей среды на человечество. Сформировать представление о численности населения, причинах, влияющих на его изменения. Ознакомить с типами насел. пунктов и их отличиями. | Физ. Карта полушарий. Карта «Плотность населения и народы мира». | | Параграфы 51-53. |
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
1. Называть и/или показывать:
• существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
• форму и размеры Земли (длина окружности);
• на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
• основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
• основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
• основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
• характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
• части Мирового океана;
• среднюю соленость вод океана;
• воды суши подземные и поверхностные речную систему, речной бассейн;
• компоненты ПТК;
• правила поведения в природе;
• причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
• главную причину образования ветра;
• главную причину образования облаков, осадков;
• пояса освещенности Земли;
• географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
• характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
• связей между элементами погоды;
• изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
• воздействия организмов на компоненты неживой природы;
• влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
• меры по охране природы в своей местности;
• горных пород и минералов, их использования человеком;
• влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
• взаимосвязей: река — рельеф;
• искусственных водоемов;
• из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
• атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
• стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
• абсолютные и относительные высоты;
• объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
• по карте географическое положение объектов;
• по образцам: осадочные и магматические горные породы;
• фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
• географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
• особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
5. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: Т.П. Герасимов, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии М.: Дрофа, 2011.
Примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2007 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.
Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2015.
География. Начальный курс. 6 класс.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013.
Карта: Физическая карта мира
Карта: Физическая карта полушарий
Карта: Физическая карта Российской федерации
Карта: Политическая карта мира
Карта: Административно-территориальное деление РФ
Энциклопедия. Планета Земля.- М.: «Росмен», 200
Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/ - Википедия.
http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
http://www.vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света.
9