СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класса по обновленным ФГОС ООО

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация представляет собой разработку Рабочей программы по географии 6 класса по обновленным ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класса по обновленным ФГОС ООО»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования Республики Хакасия


Районный Отдел Образования


МОБУ Ширинская СШ №18






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ Ширинская СШ №18

( Щерба Н.А. )

Приказ №223

от "31" августа2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«География»



для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год








Составитель: Золотухина Ольга Николаевна

учитель географии













Шира 2022


Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным

и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии

и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  4. формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  5. формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  6. формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса

«География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится по одному часу в неделю в 6 классе, всего - 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Содержание темы

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи

• Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других её элементов (Солнца, Луны).

• Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.

• Шарообразность Земли и наклон её оси суточного вращения определяют распределение тепла и света на её поверхности.

Практическая работа

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта.Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, берг-штрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высоты. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи

• Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

• План, карта, глобус — точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач.

• Географическая карта — сложный чертёж, выполненный с соблюдением определённых правил.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по карте.

2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

3. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Содержание темы

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора — верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения

земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы,

изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения,

сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи

• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли.

• Полезные ископаемые — самая важная для человека часть богатств литосферы.

• Рельеф — результат взаимодействия внутренних и внешних сил.

• Рельеф влияет и на особенности природы, и на образ жизни людей.

Практические работы

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Содержание темы

Атмосфера: её состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты

местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные

массы, климат.

Основные образовательные идеи

• Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле.

• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Практическая работа

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Содержание темы

Гидросфера и её состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озёра проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учебные понятия

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озёра, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи

• Вода — уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трёх агрегатных состояниях.

• Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без неё существовать.

• Для сохранения водных ресурсов необходимо рационально использовать воду.

• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Практические работы

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Содержание темы

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При способление живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах.

Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналия

Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи

• Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

• Биосфера — сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

• Биосфера — самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Практическая работа

Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Содержание темы

Почва. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образова ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территори альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра фическая оболочка как окружающая человека среда, её изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Основные образовательные идеи

• Почва — особое природное образова ние, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.

Персоналия

Василий Васильевич Докучаев.

Практические работы

1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Резерв времени: 1 час.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка,Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Чёрное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские.__

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия
  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией
  • Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

  • Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)
  • Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
  • Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)
  • Владеть способами самоконтроля и рефлексии;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.


Принятие себя и других:
  • Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

  • находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;

  • приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;

  • сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

  • различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

  • применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;

  • различать питание и режим рек;

  • сравнивать реки по заданным признакам;

  • различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;

  • приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

  • называть причины образования цунами, приливов и отливов;

  • описывать состав, строение атмосферы;

  • определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;

  • объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;

  • различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;

  • устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;

  • сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;

  • различать виды атмосферных осадков;

  • различать понятия «бризы» и «муссоны»;

  • различать понятия «погода» и «климат»;

  • различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;

  • применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической

форме;

  • называть границы биосферы;

  • приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;

  • различать растительный и животный мир разных территорий Земли;

  • объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;

  • сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;

  • применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно- территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;

  • приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Земля как планета

1.

Земля и Вселенная.

Система географических координат.

Система географических координат. Практическая работа №1 «Определение географических координат».

Времена года.

Пояса освещённости.

5

0

1

06.09.2022


Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока;

• определение планетарного состава Солнечной системы, географических

долготы и широты, объектов по их географическим координатам и географи-

ческих координат объектов по глобусу и карте, географических следствий орбитального вращения Земли, влияния движения планеты на процессы, про-

исходящие на ней;

• констатация возраста Земли;

• оценка влияния Солнца и Луны на жизнь Земли;

• составление и анализ схемы «Влияние космоса на Землю»;

• приведение примеров приспосабливаемости организмов к условиям освещённости;

• составление прогноза развития жизни на Земле, характеристики природных

объектов и явлений;

• показ на карте экватора, параллелей, меридианов, 0о и 180о меридианы;

• объяснение назначения градусной сетки, информации о географических ко-

ординатах объектов, географических следствий движений Земли, неравно-

мерного распределения солнечного света и тепла по поверхности Земли, влияния космоса на Землю и жизнь людей;

• установление причинно-следственных связей между орбитальным движени-

ем Земли и его географическими следствиями; решение задач на определение разницы во времени в разных населённых пунктах;

• выполнение творческих заданий по теме;

• изготовление моделей;

• обозначение и показ на картах географических объектов по тематике урока

Устный опрос; Диктант;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/

Раздел 2. Географическая карта

2.

Географическая карта и её масштаб.

Виды условных знаков. Практическая работа №2 «Определение направлений и расстояний по карте».

Ориентирование. Практическая работа№3 «Определение сторон горизонта. Передвижение по азимуту».

Изображение рельефа на карте. Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности».

5

0

3

11.10.2022


Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока;

• объяснение отличий численного масштаба от именованного и линейного;

• определение расстояний между объектами по карте с помощью масштаба, азимута, направлений по сторонам горизонта на местности, компасу, местным признакам, азимуту, по картам абсолютной и относительной высот местности с помощью изолиний и послойной окраски;

• перевод численного масштаба в именованный, линейный и наоборот;

• решение задач на определение масштаба карты;

• оценка величины масштаба при составлении карты;

• работа с условными знаками;

• классификация географических карт и условных знаков, высот;

• выполнение простейших заданий на контурной карте;

• чтение географических карт на основе их легенды;

• сравнение географических карт;

• движение по азимуту;

• анализ разных видов карт;

• использование шкалы глубин и высот для описания форм рельефа;

• построение профиля местности

Письменный контроль; Устный опрос;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/

Раздел 3. Литосфера

3.

Строение земного шара.

Виды горных пород.

Полезные ископаемые.

Движение земной коры.

Выветривание горных пород.

Рельеф суши и дна Мирового океана. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа».

Практическая работа №6 «Описание по плану гор и равнин».

7

0

2

15.11.2022

Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока;

• описание внутреннего строения Земли, свойств полезных ископаемых, типов

земной коры;

• сопоставление и выделение особенностей внутренних слоёв Земли;

• составление описания процесса изучения человеком земных недр, классификации и описания горных пород и минералов, условий их образования и залегания;

• обоснование роли науки в изучении недр Земли;

• показ на картах расположения самой глубокой скважины в мире;

• определение состава литосферы, районов преобладания отдельных сил выветривания, форм рельефа по типичным признакам;

• моделирование географических объектов и явлений;

• выявление и объяснение отличий горных пород от минералов;

• проведение сравнительного анализа, в том числе инструментального, свойств горных пород и минералов;

• классификация полезных ископаемых, процессов выветривания;

• приведение примеров использования полезных ископаемых в повседневной

жизни и в хозяйственной деятельности

человека;

• проведение тематических экспериментов и формулировка выводов на основе

их результатов;

• объяснение причин движения земной коры, причин разрушения горных пород и минералов; анализ тематических карт и выявление районов распространения землетрясений и вулканизма;

• показ и описание районов распространения вулканизма и землетрясений,

медленных вертикальных движений земной коры на карте;

• сопоставление карт атласа;

• нанесение на контурные карты действующих вулканов и зон землетрясений;

• установление взаимосвязи между действием сил выветривания и формиро-

ванием рельефа, закономерностей размещения форм рельефа по поверхности

Земли;

• показ на картах географических объектов по тематике урока;

• описание и сопоставление форм рельефа;

• трансформирование географической информации из одного вида представления в другой

Письменный контроль; Устный опрос;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/

Раздел 4. Атмосфера


Строение атмосферы.

Температура воздуха.

Атмосферное давление.

Движение воздуха.

Вода в атмосфере. Практическая работа №7 «Определение средних температур и амплитуды. Построение розы ветров».

Погода.

Климат.

8

0

1

10.01.2023

Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока;

• констатация состава атмосферы, характеристик погоды, свойств воздушных масс;

• описание свойств и особенностей строения атмосферы;

• определение роли процесса изучения атмосферы для повседневной жизни

и хозяйственной деятельности человека, силы, скорости и направления ветра с помощью приборов, облака по внешним признакам, последовательности действий при наблюдении за погодой;

• трансформирование географической информации из одного вида представления в другой объяснение закономерностей изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, изменения температуры во времени, причин изменения атмосферного давления воздуха с высотой, зависимости силы ветра от разницы атмосферного давления, причин изменения погоды, зависимости климата от климатообразующих факторов;

• установление зависимости между показателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности, составом

атмосферы, атмосферного давления от температуры, причинно-следственных

связей между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней и атмосферным давлением и образованием ветра, связи между

видами облаков и характером осадков, взаимосвязи между погодой и клима-

том;

• проведение инструментальных измерений температуры воздуха, влажности воздуха, количества осадков, самостоятельного поиска географической

информации из разных источников информации: картографических, статистических;

• расчёт количественных показателей по тематике уроков;

• построение и читка графиков хода температуры, розы ветров;

• работа с тематическими картами;

• определение и расчёт атмосферного давления;

• измерение атмосферного давления с помощью барометра; классификация ветров, облаков;

• выявление зависимости между изменением температуры воздуха и его влажностью;

• раскрытие процесса образования тумана и облаков, причин формирования различных видов осадков;

• характеристика свойств воздушных масс;

• составление описания погоды, климата;

• различение процессов адаптации к разнообразным климатическим условиям

Письменный контроль; Устный опрос;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/

Раздел 6. Гидросфера


Единство гидросферы. Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы».

Воды суши: реки и озёра.

Воды суши: реки и озёра. Практическая работа №9 «Определение географического положения одной из крупнейших рек».

Воды суши: подземные воды и природные льды.

Итоговая контрольная работа.

4

1

2

28.02.2023

Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока;

• констатация составных частей гидросферы;

• описание мирового круговорота воды в природе;

• оценка значения мирового круговорота воды в природе, значения воды в жизни человека;

• объяснение связи компонентов гидросферы между собой, механизма образования подземных вод, ледников, причин распространения современного оледенения на Земле;

• нанесение на контурную карту гидрографических объектов;

• работа с картами атласа;

• классификация объектов гидросферы;

• сравнение изучаемых природных объектов (рек, озёр);

• определение разности абсолютных высот между истоком и устьем реки;

• выделение составных частей речной долины;

• классификация и описание гидрографических объектов по теме урока;

использование карт атласа для описания гидрографических объектов;

• показ на картах гидрографических объектов по тематике урока;

• распознавание видов подземных вод, ледников;

• использование карты атласа для описания гидрографических объектов


Письменный контроль; Устный опрос;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/

Раздел 7. Биосфера


Царства живой природы.

Биосфера и охрана природы.

2

0

0

18.04.2023

Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока;

• анализ роли отдельных организмов в биосфере;

• формулировка вывода о роли растений в природе;

• описание царств живой природы;

• приведение примеров роли отдельных групп организмов в биологическом

круговороте веществ;

• объяснение результатов преобразования земных оболочек под воздействием

живых организмов, значения охраны

природы, отличий видов особо охраняемых территорий;

• определение роли особо охраняемых территорий для сохранения природы

Письменный контроль; Устный опрос;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/

Раздел 8. Почва и географическая оболочка


Почва.

Природный комплекс.

Природные зоны. Практическая работа № 10 «Характеристика по плану природной зоны».

Промежуточная аттестация

3

1

1

25.05.2023

Почва и географическаяоболочка

• Формулировка определений терминов, понятий по тематике урока;

• определение роли В. В. Докучаева в разработке учения о почвах;

• описание процесса образования почвы;

• определение связи содержания гумуса и климатических условий, типов почв

по внешним признакам;

• констатация особенностей чередования почвенных слоёв, составных частей

географической оболочки;

• проведение инструментальных наблюдений и опытов по тематике урока;

приведение примеров взаимодействия оболочек Земли в рамках географической оболочки;

• составление описания этапов развитиягеографической оболочки, природных

комплексов;

• объяснение уникальности географической оболочки

Письменный контроль; Устный опрос;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/

Итого:

34


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

10


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6Б, 6В классы


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Земля и Вселенная.

1

0

0

08.09.2022

Устный опрос;

2.

Система географических координат.

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос;

3.

Система географических координат. Практическая работа №1 «Определение географических координат».

1

0

1

22.09.2022

Практическая работа;

4.

Времена года.

1

0

0

29.09.2022

Диктант;

5.

Пояса освещённости.




06.10.2022

Устный опрос;

6.

Географическая карта и её масштаб.

1

0

13.10.2022

Устный опрос;

7.

Виды условных знаков. Практическая работа №2 «Определение направлений и расстояний по карте».

1

0

1

20.10.2022

Практическая работа;

8.

Ориентирование. Практическая работа№3 «Определение сторон горизонта. Передвижение по азимуту».

1

0

1

27.10.2022

Практическая работа;

9.

Изображение рельефа на карте. Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности».

1

0

1

10.11.2022

Практическая работа;

10.

Строение земного шара.

1

0

0

17.11.2022

Устный опрос;

11.

Виды горных пород.

1

0

0

24.11.2022

Устныйопрос;

12.

Полезные ископаемые.

1

0

0

01.12.2022

Устный опрос;

13.

Движение земной коры.

1

0

0

08.12.2022

Устный опрос;

14.

Выветривание горных пород.

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос;

15.

Рельеф суши и дна Мирового океана. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа».

1

0

0

22.12.2022

Практическая работа;

16.

Практическая работа №6 «Описание по плану гор и равнин».

1

0

1

29.12.2022

Практическая работа;

17.

Строение атмосферы.

1

0

0

12.01.2023

Устный опрос;

18.

Температура воздуха.

1

0

0

19.01.2023

Устный опрос;

Тестирование;

19.

Атмосферное давление.

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос;

20.

Движение воздуха.

1

0

0

02.02.2023

Устный опрос;

21.

Вода в атмосфере. Практическая работа №7 «Определение средних температур и амплитуды. Построение розы ветров».

1

0

1

09.02.2023

Практическая работа;

22

Погода.

1

0

0

16.02.2023

Устный опрос;

23

Климат.

1

0

0

23.02.2023

Устный опрос;

24

Единство гидросферы. Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы».

1

0

1

02.03.2023

Практическая работа;

25

Воды суши: реки и озёра.

1

0

0

09.03.2023

Устный опрос;

26

Воды суши: реки и озёра.

1

0

0

16.03.2023

Устный опрос;

27

Практическая работа №9 «Определение географического положения одной из крупнейших рек».




23.03.2023

Практическая работа;

28

Воды суши: подземные воды и природные льды.

1

0

0

06.04.2023

Устный опрос;

29

Промежуточная аттестация.

1

1

0

13.04.2023

Контрольная работа;

30

Царства живой природы.

1

0

0

20.04.2023

Устный опрос;

31

Биосфера и охрана природы.

1

0

0

27.05.2023

Устный опрос;

32

Почва.

1

0

0

04.05.2023

Устный опрос;

33

Природный комплекс.

1

0

0

11.05.2023

Устный опрос;

34

Природные зоны.

1

0

0

18.05.2023

Устный опрос;

35

Практическая работа № 10 «Характеристика по плану природной зоны».

1

0

1

25.05.2023

Практическая работа;


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

1

10








ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6А класс


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Земля и Вселенная.

1

0

0

06.09.2022

Устный опрос;

2.

Система географических координат.

1

0

0

13.09.2022

Устный опрос;

3.

Система географических координат. Практическая работа №1 «Определение географических координат».

1

0

1

20.09.2022

Практическая работа;

4.

Времена года.

1

0

0

27.09.2022

Устный опрос;

5.

Пояса освещённости.




04.10.2022

Устный опрос;

6.

Географическая карта и её масштаб.

1

0

0

11.10.2022

Устный опрос;

7.

Виды условных знаков. Практическая работа №2 «Определение направлений и расстояний по карте».

1

0

1

18.10.2022

Практическая работа;

8.

Ориентирование. Практическая работа№3 «Определение сторон горизонта. Передвижение по азимуту».

1

0

1

25.10.2022

Практическая работа;

9.

Изображение рельефа на карте. Практическая работа №4 «Составление простейшего плана местности».

1

0

1

08.11.2022

Практическая работа;

10.

Строение земного шара.

1

0

0

15.11.2022

Устный опрос;

11.

Виды горных пород.

1

0

0

22.11.2022

Устныйопрос;

12.

Полезные ископаемые.

1

0

0

29.11.2022

Устный опрос;

13.

Движение земной коры.

1

0

0

06.12.2022

Устный опрос;

14.

Выветривание горных пород.

1

0

0

13.12.2022

Устный опрос;

15.

Рельеф суши и дна Мирового океана. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа».


1

0

1

20.12.2022

Практическая работа;

16.

Практическая работа №6 «Описание по плану гор и равнин».

1

0

1

27.12.2022

Письменный контроль;

17.

Строение атмосферы.

1

0

0

10.01.2023

Устный опрос;

18.

Температура воздуха.

1

0

0

17.01.2023

Устный опрос;

Тестирование;

19.

Атмосферное давление.

1

0

0

24.01.2023

Устный опрос;

20.

Движение воздуха.

1

0

0

31.01.2023

Устный опрос;

21.

Вода в атмосфере. Практическая работа №7 «Определение средних температур и амплитуды. Построение розы ветров».

1

0

1

07.02.2023

Практическая работа;

22

Погода.

1

0

0

14.02.2023

Устный опрос;

23

Климат.

1

0

0

21.02.2023

Устный опрос;

24

Единство гидросферы. Практическая работа№8 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы».

1

0

1

28.02.2023

Практическая работа;

25

Воды суши: реки и озёра.

1

0

0

07.03.2023

Устный опрос;

26

Воды суши: реки и озёра. Практическая работа №9 «Определение географического положения одной из крупнейших рек».

1

0

1

14.03.2023

Практическая работа;

27

Воды суши: подземные воды и природные льды.

1

0

0

21.03.2023

Устный опрос;

28

Промежуточная аттестация.

1

1

0

04.04.2023

Контрольная работа;

29

Царства живой природы.

1

0

0

11.04.2023

Устный опрос;

30

Биосфера и охрана природы.

1

0

0

18.04.2023

Устный опрос;

31

Почва.

1

0

0

25.05.2023

Устный опрос;

32

Природный комплекс.

1

0

0

16.05.2023

Устный опрос;

33

Природные зоны.

1

0

0

23.05.2023

Устный опрос;

34

Практическая работа № 10 «Характеристика по плану природной зоны».

1

0

0

30.05.2023

Практическая работа;


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

10






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 224 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Атлас. 5—6 классы Контурные карты. 6 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/subject/4/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Географические карты

Глобус Земли физический демонстрационный Компьютер Цифровой проектор Экран настенный Энциклопедии Иллюстрации по географии

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Географические карты, атласы, приложения к уроку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!