СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класса по обновленным ФГОС ООО

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация представляет собой разработку Рабочей программы по географии 5 класса по обновленным ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класса по обновленным ФГОС ООО»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования Республики Хакасия


Районный Отдел Образования


МОБУ Ширинская СШ №18


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ

Ширинская СШ №18

( Щерба Н.А. )

Приказ №223

от "31" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«География»






для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год




Составитель: Золотухина Ольга Николаевна

учитель географии



















Шира 2022



Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от

24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обу​чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания сдругими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессенаблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологическогомышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  4. формирование способности поиска и применения раз- личных источников географическойинформации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  5. формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений,необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  6. формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования понаправлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи

• География — древняя наука, которая остаётся актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

• География располагает большим количеством разнообраз-

ных научно-исследовательских методов.

Практические работы

1. Составление схемы наук о природе.

2. Составление описания учебного кабинета географии.

3. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение

(5 часов)

Содержание темы

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия

Плоскость, шар, окружность земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус,

модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы,

сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи

• Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

• Форма и движение Земли во многом определяют особенности её природы.

• Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.

Практические работы

1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий

(14 часов)

Содержание темы

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной

Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Фёдорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич

Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основная образовательная идея

Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Практические работы

1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий,

обозначение географических объектов.

2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля

(10 часов)

Содержание темы

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы

и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное моря, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи

• Мировой океан играет огромную роль в формированииприроды Земли.

• Природа каждого материка уникальна.

Практические работы

1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (2 часа)

Содержание темы

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и её части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи

• Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

• Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Практическая работа

Организация фенологических наблюдений в природе. Резерв времени: 2 часа.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Чёрное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

— оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео​графического исследования;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

— систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

— принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация

— самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

— владеть способами самоконтроля и рефлексии;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

— приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

— интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

— различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

— описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

— находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

— определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

— использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

— различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

— объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

— устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;

— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

— различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

— различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

— различать горы и равнины;

— классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

— называть причины землетрясений и вулканических извержений;

— применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

— применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

— распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

— классифицировать острова по происхождению;

— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

— приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

— приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

— представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Наука география






1.

Что такое география. Методы географических исследований.

2

0

1

05.09.2022

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука);

Устный опрос; Изучение нового материала; устный опрос; практическая работа;

https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/ https://videouroki.net

Раздел 2. Земля и ее изображение

2.

От плоской Земли к земному шару.

Форма, размеры и движение Земли.

Глобус и карта. Практическая работа №1 «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности».

Ориентирование на местности.

Урок обобщения по теме «Земля и её изображение». Практическая работа №2 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

5

1

2

19.09.2022

Формулировка определений терминов, понятий по тематике уроков;

• определение следствий формы Земли, географических объектов, стороны горизонта;

• сравнение географических объектов;

• составление описания объектов и явлений;

• проведение классификации;

• выявление отличий и приведение примеров объектов;

• определение особенностей изображений земной поверхности и сравнение их;

• составление алгоритма работы с компасом;

• выявление особенностей работы с компасом

Определять направления по компасу. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли.


Изучение нового материала; устный опрос; практическая работа;


Раздел 3. История географических открытий

3.

По следам путешественников каменного века.

Путешественники древности.

Путешествия морских народов.

Первые европейцы на краю Азии.

Хождение за три моря. Практическая работа №3 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий и географических объектов».

Морской путь в Индию.

Открытие Америки.

Первое кругосветное плавание.

Открытие Южного материка.

Поиски Южной земли продолжаются.

Русские путешественники.

Вокруг света под русским флагом».

Практическая работа №4Составление таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» .

Урок обобщения по теме «История географических открытий».

14

1

2

24.10.2022

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия); сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3); представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы

№ 1); находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 2); выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении практических работ № 1);

Изучение нового материала; устный опрос; практическая работа;;

https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/ https://videouroki.net

Раздел 4. Путешествие по планете Земля







4.

Мировой океан и его части. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».

Значение Мирового океана для природы и человека.

Путешествие по Евразии. Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка».

Путешествие по Африке.

Путешествие по Северной Америке.

Путешествие по Южной Америке.

Путешествие по Австралии.

Путешествие по Антарктиде.

Итоговая контрольная работа.

10

1

2

13.02.2023

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Готовить и делать сообщение (презентацию)

Формулировка определений терминов, понятий по тематике уроков;

• выявление и определение особенностей и состава Мирового океана, специфики его природы, распределения солёности, температуры поверхностных вод,особенностей и состава органического мира Мирового океана, характера взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга, особенностей природы, населения материка;

• объяснение географических особенностей природы Мирового океана, органического мира разных частей Мирового океана, особенностей взаимодействия океана и суши, значения Мирового океана для природы и человека, географических особенностей природы на материке;

• сравнение географических объектов по теме урока;

• составление описания составных частей Мирового океана, органического мира, природы и населения материка;

Изучение нового материала; устный опрос; практическая работа; тестирование;

https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/ https://videouroki.net

Раздел 5. Природа Земли

5.

Что такое природа

Оболочки Земли.

Обобщающее повторение

4

1

1

15.05.2023


Изучение нового материала; устный опрос; практическая работа;;

https://www.yaklass.ru/ https://resh.edu.ru/ https://videouroki.net

Итого по разделу

33






Резервное время

1






ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

34

4

8




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5А, 5Б классы

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Что такое география.

1

0

0

05.09.2022

Изучение нового материала;

2.

Методы географических исследований.

1

0

1

12.09.2022

Устный опрос;

3.

От плоской Земли к земному шару.

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

4.

Форма, размеры и движение Земли.

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

5.

Глобус и карта. Практическая работа №1 «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности».

1

0

0

03.10.2022

Практическая работа

6.

Ориентирование на местности.

1

0

0

10.10.2022

Устный опрос;

7.

Урок обобщения по теме «Земля и её изображение». Практическая работа №2 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

1

0

0

17.10.2022

Практическая работа Тестирование;

8.

По следам путешественников каменного века.

1

0

0

24.10.2022

Устный опрос;

9.

Путешественники древности.

1

0

1

07.11.2022

Практическая работа;

10.

Путешествия морских народов.

1

0

0

14.11.2022

Тестирование; Изучение нового материала;

11.

Первые европейцы на краю Азии.

1

0

0

21.11.2022

Устный опрос;

12.

Хождение за три моря. Практическая работа №3 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий и географических объектов».

1

0

1

28.11.2022

Практическая работа; устный опрос;

13.

Урок обобщения по теме «История географических открытий».




05.12.2022

Тестирование;

14.

Морской путь в Индию.

1

0

1

12.12.2022

Устный опрос;

15.

Открытие Америки.

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

16.

Первое кругосветное плавание.

1

0

1

26.12.2022

Устный опрос;

17.

Открытие Южного материка.

1

0

0

16.01.2023

Устный опрос;

18.

Поиски Южной земли продолжаются.

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

19.

Русские путешественники.

1

0

1

30.01.2023

Устный опрос;

20.

Вокруг света под русским флагом».

1

0

1

06.02.2023

Устный опрос;

21.

Практическая работа №4 Составление таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

1

1

0

13.02.2023

Практическая работа;

22.

Мировой океан и его части. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».

1

0

0

13.02.2023

Практическая работа;

23.

Значение Мирового океана для природы и человека.

1

0

0

20.02.2023

Устный опрос;

24.

Путешествие по Евразии. Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка».

1

0

0

20.02.2023

Устный опрос;

Практическая работа;

25.

Путешествие по Африке.

1

0

1

27.02.2023

Устный опрос;


26.

Путешествие по Северной Америке.

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

27.

Путешествие по Южной Америке.

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос;

28.

Путешествие по Австралии.

1

0

1

17.04.2023

Устный опрос;

29.

Путешествие по Антарктиде.

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

30.

Итоговая промежуточная аттестация

1

0

1

15.05.2023

Контрольная работа;

31-32.

Что такое природа

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос;

33.

Оболочки Земли.

1

0

0

29.05.2023

Устный опрос;

34.

Обобщающее повторение.

1

1

0

29.05.2023

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО ПРОГРАММЕ

34

2

10









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 160 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

География. 5 класс : методическое пособие : [издание в pdf формате] / Н. Г. Герасимова. — Москва : Просвещение, 2021. — 144 "

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://fcior.edu.ru/ http://www.uroki.net/ http://www.mirkart.ru- мир карт: интерактивные карты стран мир http://www.nationalgeographic.com/photography/ Виртуальная школа КиМ, https://resh.edu.ru,https://videouroki.net

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Атлас с комплектом контурных карт 5 класс по географии АО «Омскач картографическая фабрика»

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Географические карты, глобус, коллекция минералов и горных пород, компас. линейка, транспортир, план местности