Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4»
____________Лощинина Н.Н.
«______» ____________________ 2018
Приказ №___ от «__»_______2018
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
7 А,Б,В,Г классы
Составитель: Абрамова Светлана Петровна
учитель географии высшей категории
2018г.
Данная рабочая программа по географии для 7 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»;
авторской рабочей программы по географии для 5-9 классов. Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово», 2017г.
Используемый УМК:
1) Авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов) - М.: Русское слово, 2017 год.
2) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Учебник. География. Материки и океаны 7кл., - М. «Русское слово», 2017 год.
3) Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2018 год.
4) Контурные карты. 7 класс. – М.: Дрофа, 2018 год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Учащиеся должны знать (понимать):
географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
географию крупнейших народов Земли.
Учащиеся научатся:
- анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений происходящих в географической оболочке;
- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям;
описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (7 часов)
Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Понятие о высотной поясности.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (4 часов)
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Основные виды учебной деятельности:
учащийся должен уметь:называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов; рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка.
Тема 6. Евразия – музей природы (12 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Население и регионы Евразии. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия.
Основные виды учебной деятельности:
учащийся должен уметь:показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
показывать наиболее крупные государства на материках; уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа; приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные виды учебной деятельности:
учащийся должен уметь:приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность; объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей; определять центры происхождения культурных растений,местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.
Резерв времени – 2 часа
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Сроки прохождения темы |
План. | Факт. |
Литосфера – подвижная твердь – 7 ч.; 2 часа в неделю |
1. | Суша в океане | 03.09 | |
2. | Геологическое время | 05.09 | |
3. | Строение земной коры | 10.09 | |
4. | Литосферные плиты и современный рельеф | 12.09 | |
5. | Платформы и равнины | 17.09 | |
6. | Складчатые пояса и горы. Практическая работа № 1«Выявление взаимосвязи тектоники и рельефа Земли» | 19.09 | |
7. | Обобщающее повторение темы «Литосфера – подвижная твердь» | 24.09 | |
Атмосфера – мастерская климата – 4 ч.; 2 часа в неделю |
8. | Пояса планеты | 26.09 | |
9. | Воздушные массы и климатические пояса | 01.10 | |
10. | Климатообразующие факторы | 03.10 | |
11. | Обобщающее повторение темы «Атмосфера – мастерская климата» | 08.10 | |
Мировой океан – синяя бездна – 4 ч.; 2 часа в неделю |
12. | Мировой океан и его части | 10.10 | |
13. | Движение вод Мирового океана | 15.10 | |
14. | Органический мир океана | 17.10 | |
15. | Особенности отдельных океанов | 22.10 | |
Географическая оболочка – живой механизм – 2ч.; 2 часа в неделю |
16. | Географическая оболочка | 24.10 | |
17. | Зональность географической оболочки. Практическая работа №2«Описание природных зон Земли по географическим картам» | 05.11 | |
Человек – хозяин планеты – 4 ч; 2 часа в неделю |
18. | Освоение Земли человеком | 07.11 | |
19. | Охрана природы | 12.11 | |
20. | Население Земли | 14.11 | |
21. | Страны мира. Практическая работа №3 «Изучение политической карты мира» | 19.11 | |
Африка – материк коротких теней – 9 ч; 2 часа в неделю |
22. | Географическое положение и история исследования Африки | 21.11 | |
23. | Геологическое строение и рельеф Африки. Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа Африки и месторождений полезных ископаемых» | 26.11 | |
24. | Климат Африки | 28.11 | |
25. | Гидрография Африки | 03.12 | |
26. | Разнообразие природы Африки | 05.12 | |
27. | Население Африки. | 10.12 | |
28. | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | 12.12 | |
29. | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | 17.12 | |
30. | Обобщающее повторение темы «Африка» | 19.12 | |
Австралия - маленький великан – 6 ч; 2 часа в неделю |
31. | Географическое положение и история исследования Австралии | 24.12 | |
32. | Компоненты природы Австралии | 26.12 | |
33. | Особенности природы Австралии | 14.01 | |
34. | Австралийский Союз | 16.01 | |
35. | Океания | 21.01 | |
36. | Обобщающее повторение темы «Австралия» | 23.01 | |
Антарктида – холодное сердце – 2 ч; 2 часа в неделю |
37. | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 28.01 | |
38. | Особенности природы Антарктиды. | 30.01 | |
Южная Америка – материк чудес – 8 ч; 2 часа в неделю |
39. | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. Практическая работа №5 «Сравнение географического положения Южной Америки и Африки. Определение координат крайних точек материка, его протяженности» | 04.02 | |
40. | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 06.02 | |
41. | Климат Южной Америки | 11.02 | |
42. | Гидрография Южной Америки | 13.02 | |
43. | Разнообразие природы Южной Америки | 18.02 | |
44. | Население Южной Америки | 20.02 | |
45. | Регионы Южной Америки | 25.02 | |
46. | Обобщающее повторение темы «Южная Америка» | 27.02 | |
Северная Америка – знакомый незнакомец – 8 ч; 2 часа в неделю |
47. | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследований | 04.03 | |
48. | Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | 06.03 | |
49. | Климат Северной Америки. Практическая работа № 6 « Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе» | 11.03 | |
50. | Гидрография Северной Америки | 13.03 | |
51. | Разнообразие природы Северной Америки | 18.03 | |
52. | Население Северной Америки | 20.03 | |
53. | Регионы Северной Америки | 03.04 | |
54. | Обобщающее повторение темы «Северная Америка» | 08.04 | |
Евразия – музей природы – 12 ч; 2 часа в неделю |
55. | Географическое положение и история исследования Евразии. Практическая работа №7 «Составление характеристики географического положения Евразии» | 10.04 | |
56. | Геологическое строение и рельеф Евразии | 15.04 | |
57. | Климат Евразии. Практическая работа №8 «Определения типов климата Евразии по климатограммам | 17.04 | |
58. | Гидрография Евразии | 22.04 | |
59. | Разнообразие природы | 24.04 | |
60. | Население Евразии | 29.04 | |
61. | Регионы Европы: Средняя и Северная Европа. Практическая работа №9 «Составление характеристики страны Европы по картам атласа» | 06.05 | |
62. | Регионы Европы: Южная и Восточная Европа. | 08.05 | |
63. | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия | 13.05 | |
64 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Практическая работа №10 «Составление характеристики страны Азии по картам атласа» | 15.05 | |
65. | Обобщающее повторение темы «Евразия» | 20.05 | |
66. | Обобщение по разделу «Материки планеты Земля» | 20.05 | |
Заключение – 2ч; 2 часа в неделю |
67. | Природа и человек | 22.05 | |
68. | Обобщение курса «География материков и океанов» | 22.05 | |
Итого: 68 часов; практических работ - 10 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно-научного цикла
от _______2018 г №___
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Лебакова Т.Г.
«_____» _________ 2018 г.