Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897)
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Минобразованием России.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Алексеевская школа
Учебно-методический комплект:
Авторская программа Николина В. В.География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М.: Просвещение.
Цели и задачи учебного предмета
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметные:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты |
У обучающегося будут развиты: | Обучающийся получит возможность для развития: |
Личностные результаты |
Личностные универсальные учебные действия |
В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; • знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • уважение к истории, культурным и историческим памятникам; • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; | • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Метапредметные результаты |
Регулятивные универсальные учебные действия |
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. |
Познавательные универсальные учебные действия |
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. | • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
Содержание учебного предмета
География Земли.
Население Земли.
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.
Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Материки, океаны и страны.
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.
Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
Тематическое планирование учебного материала
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы | Контрольное тестирование |
Тема 1. | Введение | 3 ч. | 2 | |
Тема 2. | Население Земли | 2 ч. | 1 | 1 |
Тема 3. | Природа Земли | 16 ч. | 4 | 1 |
Тема 4. | Природные комплексы и регионы | 1 ч. | 2 | 1 |
Тема 5. | Материки и страны | 42 ч. | 6 | 1 |
Итого: | 68 ч. | 15 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Цели и содержание | Примечания |
План | Факт |
| | | Введение 3 ч | | |
1 | 02.09 | | Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов. Пр№1 «Обучение простейшим приемам работы с географической информацией» | Изложить учащимся общее представление о содержании курса географии материков и океанов. | |
2 | 06.09 | | Получаем информацию, изучая фотографии | Научить учащихся, используя различные фотографии, описывать их как можно более подробно. Пользуясь дополнительной информацией , найти материал о выбранном объекте ,создать собственное мнение . | |
3 | 09.09 | | Карты материков и океанов. Пр №2 «Описание карт по плану» | Познакомиться с классификацией географических карт по охвату территории , масштабу и содержанию. | |
| | | Население Земли 2 ч | | |
4 | 13.09 | | Народы, языки и религии | Познакомить учащихся с народами, языками и религиями населения мира. Учить анализировать карты. | |
5 | 16.09 | | Города и сельские поселения. Различия и типы. Пр №3 | Дать классификацию городам и сельским поселениям. | |
| | | Природа Земли 16ч | | |
6 | 20.09 | | Развитие земной коры. | Продолжать обучать учащихся умению работать с картами и диаграммами. | |
7 | 23.09 | | Земная кора на карте | | |
8 | 27.09 | | Природные ресурсы земной коры | Контроль и систематизация знаний. | |
9 | 30.09 | | Температура воздуха на разных широтах. | Познакомить учащихся с гипотезей А.Вегенера о движении литосферных плит | |
10 | 04.10 | | Пр/№ 4. «Обозначение на к/к крупнейших платформ и горных систем» | Познакомить учащихся со строением земной коры, продолжать формировать умение работать с тематическими картами. | |
11 | 07.10 | | Природные ресурсы земной коры. Пр/р №5. «Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых» | Дать классификацию полезных ископаемых, продолжать обучать учащихся работе с картой. | |
12 | 11.10 | | Температура воздуха на разных широтах | Познакомить учащихся с закономерностями изменения температуры воздуха с изменением широты. | |
13 | 14.10 | | Давление воздуха и осадки на разных широтах | Познакомить учащихся с изменением давления воздуха и осадков, выявить закономерность. | |
14 | 18.10 | | Общая циркуляция атмосферы | Познакомить учащихся с общей циркуляцией атмосферы | |
15 | 21.10 | | Климатические пояса и области Земли. Пр/р№ 6. «Анализ карты «Климатические пояса и области Земли» | Научить учащихся пользоваться климатической картой и составлять по ней характеристику климатических условий территории. | |
16 | 25.10 | | Океанические течения Пр/р№7«Характеристика течения Западных ветров с использованием карты по плану» | Познакомить учащихся с гипотезой происхождения вод Мирового океана, расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды — температуре и солености. | |
17 | 28.10 | | Реки и озера | Расширить имеющиеся у школьников представления о реках и озерах Земли | |
18 | 08.11 | | Учимся с «Полярной звездой» | Формирование умения поиска и отбора информации в интернете; сравнивать и анализировать информацию из разных источников;составлять описание объекта на основе имеющихся фактов | |
19 | 11.11 | | Растительный и животный мир Земли | Сформировать представление о разнообразии животного и растительного мира на Земле | |
20 | 15.11 | | Почвы | Расширить и углубить знания учащихся о видах и разнообразии почв на Земле | |
21 | 18.11 | | Обобщение по теме «Природа земли» | Контроль и систематизация знаний. | |
| | | Природные комплексы и регионы 6 ч | | |
22 | 22.11 | | Природные зоны Земли Пр/р № 8 «Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны» | Изучить природные зоны Земли, продолжать формировать у учащихся самостоятельно получать информацию при анализе карт. | |
23 | 25.11 | | Тихий океан и Северный ледовитый Пр/р №9 «Описание океана по плану» | Особенности природы Тихого океана как самого большого океана Земли ,основные типы островов и их связь со строением дна океана; прирорды Сев. ледовитого океана основные виды хозяйственной деятельности . | |
24 | 29.11 | | Атлантический и Индийский океан | Особенности природы Атлантического и Индийского океанов, основные виды хозяйственной деятельности. | |
25 | 02.12 | | Материки | Используя различные источники информации, проанализировать с учащимися сходство и различия между материками | |
26 | 06.12 | | Как мир делится на части и как объединяется | Используя карты и рисунки учебника , учащиеся дают комплексную характеристику материков | |
27 | 09.12 | | Обобщение по теме « Природные комплексы и регионы» | Контроль и систематизация знаний. | |
| | | Материки и страны 41 ч | | |
28 | 13.12 | | Африка: образ материка. Географическое положение. Особенности земной коры и рельефа материка | Изучить особенности географического положения материка. | |
29 | 16.12 | | Африка в мире. История освоения и население Африки | Изучить основные черты природных зон : особенности погодных условий в них , характерных представителей растительного и животного мира , характер изменения их человеком, возможные отрицательные последствия этих изменений. | |
| | |
30 | 20.12 | | Путешествие 1 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства | Познакомиться с основными народами Африки , примеры влияния природных условий на особенности их хозяйственной деятельности и быта. | |
31 | 23.12 | | Путешествие 2 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства | Продолжать формировать у учащихся самостоятельно добывать информацию ,используя различные источники информации, давать описание различным географическим объектам | |
32 | 27.12 | | Египет. Древнейшая цивилизация | Изучить особенности природы страны Египет, познакомиться с населением, его занятиями и традициями | |
33 | 10.01 | | Разработка проекта « Создание национального парка в Танзании» | Творческая работа в группах | |
34 | 13.01 | | Австралия Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №10 « Сравнение Г П Австралии и Африки.» | Продолжить формировать умение учащихся давать характеристику географического положения материка. Составление картосхемы «Открытие и исследование материка». | |
35 | 17.01 | | Путешествия по Австралии Пр/р № 11 «Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия» | Работа в группах | |
36 | 20.01 | | Океания | Изучить особенности географического положения островов. | |
37 | 24.01 | | Антарктида: образ материка. Географическое положение Пр/р №12«Определение по карте крайних точек Антарктиды» | Сформировать у учащихся представление об особенностях рельефа материка, продолжить обучать умению получать информацию о необходимом объекте из различных источников –атласа , учебника. | |
38 | 27.01 | | Открытие материка Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым | Познакомить учащихся с русскими мореплавателями и их вкладом в открытие Антарктиды | |
39 | 31.01 | | «Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?» | Продолжать формировать у учащихся умение добывать информацию из различных источников информации | |
40 | 03.02 | | Южная Америка: образ материка, Строение земной коры и рельеф в сравнении с рельефом Африки | Сформировать у учащихся представление об особенностях рельефа материка, продолжить обучать умению получать информацию о необходимом объекте из различных источников –атласа , учебника. | |
41 | 07.02 | | Особенности климата Южной Америки, Внутренние воды. Пр/р №13«Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира» | Сформировать у учащихся представление об особенностях климата и внутренних вод. Характеристика климатических диаграмм | |
42 | 14.02 | | Латинская Америка в мире. Народы. Крупнейшие государства | Сформировать представление у учащихся о народах , проживающих в Латинской Америке. | |
43 | 17.02 | | Путешествие I по Южной Америке | Познакомить учащихся с особенностями стран Южной Америки | |
44 | 21.02 | | Путешествие 2 по Южной Америке Пр/р №14«Описание одной из южноамериканских стран по плану | Познакомить учащихся с особенностями горных стран . Описание по картам одной из стран расположенной в горном районе. | За 25.02 |
45 | 28.03 | | Бразилия | Изучить с учащимися географическое положение Бразилии, особенности рельефа, климата ,население и его традиции | |
46 | 02.03 | | Обобщение по теме «Южная Америка» | Систематизация и контроль знаний. | |
47 | 06.03 | | Северная Америка: образ материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф | Продолжать обучать учащихся самостоятельной работе с учебником и атласом , с целью получения исчерпывающей информации о материке. Составление картосхемы: «Географическое положение материка». Нанесение на контурную карту географических объектов Северная Америка Продолжать знакомить учащихся с различными формами рельефа, умению находить его особенности | |
48 | 13.03 | | Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки | Узнать, почему Америка разделена на Латинскую и Англо-Саксонскую. Похожи ли США и Канада.Что дала Англо-Саксонская Америка миру. | |
49 | 16.03 | | Путешествие 1 по Северной Америке | Познакомить учащихся с особенностями стран Северной Америки | |
50 | 23.03 | | Путешествие 2 по Северной Америке | Познакомить учащихся с особенностями стран Южной Америки | за 18.03 |
51 | 27.03 | | США .Практическая работа№15 « Составление проекта путешествия по странам континента » | Познакомить учащихся с одной из крупнейших держав мира . Комплексная характеристика США | |
52 | 30.03 | | Обобщение по теме «Северная Америка» | Систематизация и контроль знаний. | |
53 | 03.04 | | Евразия. Образ материка: географическое положение, строение земной коры, рельеф | Продолжить обучать учащихся самостоятельной работе с картами атласа, с целью получения исчерпывающих знания по географическому положению материка. Описание географического положения материка по плану.Познакомить учащихся с разнообразными формами рельефа материка. Выявление по картам расположения крупных форм рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых. | |
54 | 06.04 | | Евразия. Образ материка: климат, внутренние воды | Изучить особенности климатических поясов материка. Выявление по климатическим диаграммам типов климата Евразии .Изучить крупнейшие реки материка , познакомиться с их особенностями. Характеристика одной из рек материка. | За 29.04 |
55 | 10.04 | | Европа в мире | Проанализировать что дала Европа миру, кто такие европейцы, чем богата Европа. | |
56 | 13.04 | | Путешествие 1 по Европе | Изучить политическую карту Евразии, пользуясь текстом учебниками познакомиться с традициями и обычаями населения. | |
57 | 17.04 | | Путешествие 2 по Европе | Изучить политическую карту Евразии, пользуясь текстом учебниками познакомиться с традициями и обычаями населения | |
58 | 24.04 | | Германия | Дать комплексную характеристику Германии | |
59 | 27.04 | | Франция | Дать комплексную характеристику Франции | |
60 | 08.05 | | Великобритания | Познакомиться со странами, относящимся к Западной Европе, отметить их особенности. Познакомиться с Великобританией ,дать комплексную характеристику. | |
61 | 15.05 | | Азия в мире | Изучить, чем Азия отличается от других частей света, как живут люди в Азии, бедна или богата Азия | за 01.05 |
62 | 18.05 | | Азия путешествие 1 | Изучить политическую карту Азии, пользуясь текстом учебниками познакомиться с традициями и обычаями населения. | |
63 | 22.05 | | Азия путешествие 2 | Изучить политическую карту Азии, пользуясь текстом учебниками познакомиться с традициями и обычаями населения. | |
64 | | | Китай | Познакомиться с географическим положением Китая , изучить обычаи и традиции страны. | |
65 | | | Индия. | Познакомиться и изучить географическое положение , климат , внутренние воды , население Индии. | |
66 | | | Россия в мире | Изучить географическое положение , климат , внутренние воды , население России. | |
67 | | | Традиции и обычаи народов мира | Познакомиться и изучить традиции и обычаи народов мира | |
68 | | | Обобщение по теме «Евразия» | Контроль и систематизация знаний. | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебник. География. 7 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
Мой тренажёр. География. 7 класс. Николина В.В.
«Конструктор» текущего контроля. География. 7 класс. Гусева Е.Е.
Поурочные разработки. География. 7 класс. Николина В.В.
Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. Методические пособия для учителя.
Примерная программа по географии для 6-9 классов, программы общеобразовательных учреждений линии «Полярная звезда», А, И, Алексеев, Е. К, Липкина .М.: Просвещение, 2010.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии, М.: Дрофа, 2003
Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2002.
В.В.Николина. География 7 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2007.
Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. М.Просвещение.
Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.
Ю.П. Пармузин. Живая география. М. Просвещение.
Н.А. Максимов. Хрестоматия по физической географии. М.Просвещение.
Л.Е. Перлов. Дидактические карточки-задания по географии. М.: Дрофа.
Е.В. Датская. Контрольные и проверочные работы по географии.
Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. М. Просвещение.
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений.
Дополнительная литература для учащихся.
Емельянова А.С. 300 вопросов и ответов по станам и континентам. Ярославль: Академия развития,1997
География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.
Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1995.
Пашканг К.В. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвещение,1990.
Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. М.: Просвещение, 1989.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.
Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+,2000.
Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+, 2000.
Якуш Г.Н. Занимательная география.- Минск: Народная Асвета, 1974.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы.
www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Оборудование и приборы:
Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта.
Глобус.
Гербарии растений, иллюстрации животных.
Тематические презентации к урокам.
Наглядные пособия.
Информационно-коммуникативные средства.
1. Уроки географии Кирилла и Мефодия.: мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
География материков. 7 класс : мультимедийный учебный комплекс / Н. Н. Петрова. - М. : 1С Мультимедиа, 2003. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM). - (1С: Образовательная коллекция).
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
20