СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 7 класс по учебнику Коринской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»

Муниципальное образование «Александрово-Заводский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шаранчинская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


______________________

Л. Н. Маркова

Протокол № _____________

от «___» ____________ 2020 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОУ Шаранчинской СОШ

____________________

Т. А. Астраханцева

от «___» ____________ 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Шаранчинской СОШ

_______________________

С.Н. Субуханкулова

Приказ № ____________

от «___»____________ 2020 г.


Рабочая программа

по предмету «География материков и океанов»

в 7 классе

(В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев)


подготовила учитель географии Литвиненко Виктория Сергеевна


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от «___»___________ 2020 г.






с. Шаранча



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  3. Учебный план в 7 классе МОУ Шаранчинской СОШ

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Общая характеристика курса географии

Курс географии материков и океанов – третий по счету курс географии. Он опирается на знания обучающихся, полученные при изучении землеведения в 5–6 классах и продолжает формировать географическую культуру. При этом развивается система географических представлений и понятий, умение получать географическую информацию из различных источников, стимулируется учебно-познавательная деятельность на более высоком уровне смыслообразования.

Курс ориентирован на познание не отдельных географических объектов и явлений, а всего многообразия природы, населения и хозяйственной деятельности человека на земном шаре. Также следует отметить, что психологические особенности школьников 12–13 лет позволяют в рамках данного курса активно формировать навыки бережного отношения к природе и человеку, развивать эмоциональный и социальный интеллект, совершенствовать коммуникативные и исследовательские навыки.

Изучение данного курса должно формировать у обучающихся целостное представление о материках, океанах, особенностях географического положения, а также его взаимосвязи со своеобразием рельефа, климатических условий, водных и почвенных ресурсов, природных зон. В 7 классе рассматриваются также основные характеристики населения и хозяйства материков, основы хозяйственной деятельности человека на территории материков и в акватории океанов.

Задачей курса «География материков и океанов» является развитие эмоционально - мотивирующего восприятия предметного материала через использование ярких описаний природных явлений и объектов, этнокультурных отличий населения, географических открытий и путешествий. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с процессом развития географического знания человечества. В то же время при построении курса учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.

Основные цели курса «География материков и океанов»:

  • раскрытие закономерностей землеведческого и страноведческого характера с целью формирования у обучающихся целостного представления о Земле как планете людей;

  • формирование убежденности в необходимости бережного отношения к природе и человеку, международном сотрудничестве в решении глобальных проблем окружающей среды.

Основные задачи курса:

  • расширение представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли;

  • изучение сущности и динамики основных природных и социально-экономических процессов в географической среде;

  • формирование образных представлений о материках и странах, населении и хозяйстве каждого региона;

  • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества;

  • воспитание ценностного отношения к культуре и традициям других народов;

  • развитие картографической грамотности и практических географических умений (извлекать географическую информацию из различных источников);

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к географической среде и экологического поведения в ней.

Методический аппарат учебника обеспечивает: овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, смыслового чтения, развитие критического мышления, возможность организации групповой деятельности обучающихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, индивидуализации и персонализации процесса обучения, применения полученных знаний в практической деятельности.

Отбор содержания проведен с учетом системно- деятельностного и личностно ориентированного подходов. Приоритетными формами организации учебной работы являются урок и учебные игры - путешествия (с элементами исследовательской и проектной деятельности).

Входной, промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме проверочных (диагностических) и тестовых работ. Текущий контроль – в форме тестов, географических диктантов, практических работ, работы с контурными картами, устного опроса, проектной и исследовательской деятельности, уроков-дискуссий.

Содержание программы

Введение (2 ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Практические работы. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Показывать материки и части света;

Приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

давать характеристику карты; читать и анализировать карту.

Главные особенности природы Земли (9 ч)

Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

Практические работы. 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).

Атмосфера и климаты Земли (2 ч)

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Практические работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам.

4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.


Географическая оболочка (3 ч)

Строение и свойства географической оболочки.

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Практические работы. 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

Население Земли (3 ч)

Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Практические работы. 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.

7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.

Океаны и материки (50 ч)

Океаны (2 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.

Практические работы. 8. Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных экспедиций по акваториям.

  1. Изображение на к/к схемы движения течений каждого океана.

Южные материки (1 ч)

Общие особенности природы южных материков.

Особенности географического положения южных матери ков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Африка (10 ч)

Географическое положение. Исследования Африки

Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Афри­ки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и нацио­нальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая харак­теристика региона. Географическое положение, природа, на­селение, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.

Практические работы.

10. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

11. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

12. Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки.

Австралия и Океания (5 ч)

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие гео­графического положения материка. История открытия и ис­следования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические по­яса и области. Внутренние воды.

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.

Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

Южная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений по­лезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана при­роды.

Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Ар­гентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Практические работы. 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины.

15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

Антарктида (1 ч)

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Практические работы. 16. Определение координат крайних точек материка. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.


Северные материки (1ч)

Общие особенности природы северных материков.

Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Северная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практические работы. 17. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

18. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Евразия (16 ч)

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практические работы. 19. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

20. Составление географической характеристики стран Европы по картам атласа и другим источникам географической информации.

21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.

22. Составление географической характеристики стран Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.

24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

Географическая оболочка — наш дом (2 ч)

Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

  • организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

  • вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

  • работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

  • осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

  • осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

  • осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

  • овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

  • уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

  • уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Тематическое планирование по учебному предмету

География материков и океанов. 7 класс 68 ч. (2 ч. в неделю, из них 2 ч — резервное время)


урока


Тема урока

Элементы содержания

Возможные виды деятельности учащихся (основные виды, формы, способы действий)

Домашнее задание

Дата


Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю.

Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Беседа с использованием различных источников информации: учебника, элек­тронного приложения, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью. Описание маршрутов экспедиций, подготовка выступлений.

§1


Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. П/р. № 1. «Группировка карт учебника и атласа по разным признакам».

Методы географических исследований. Информативность карт разных видов. Различие карт по содержанию.

Работа с картами атласа.

§2


Происхождение материков и океанов.

Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Геологическое время.

Работа с картами атласа. Работа с различными источниками информации.

§3


Рельеф Земли. П/р. № 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).

Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Опасные природные явления, их предупреждение.

Распознавание на карте различных форм рельефа, составление описания. Выявление закономерности размещения крупных форм рельефа.

§4


Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. П/р. № 3. Характеристика климата по климатическим картам.

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса.

Объяснение роли каждого фактора, подбор примеров на действие каждого фактора.

§5


Климатические пояса Земли. П/р. № 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.

Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.

Чтение климатических карт, характеристика основных и переходных климатических поясов.

§6


Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана.

Выявление зависимости между географическим положением и свойствами вод мирового океана. Работа с понятием «водная масса».

§7


Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Выявление путей влияния океана на природу жизнь людей.

§8


Строение и свойства географической оболочки. П/р. № 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности.

Работа с понятием ПТК.

§9


Природные комплексы суши и океана.

Природные комплексы разных порядков.

Анализ круговоротов вещества и энергии в географической оболочке.

§10


Природная зональность.

Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Работа с понятием природная зона и высотный пояс.

§11


Численность населения Земли. Размещение населения. П/р. № 6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.

Причины, влияющие на численность населения.

Анализ графиков изменения численности населения, работа с понятием естественный и миграционный прирост, работа с картой плотности населения.

§12


Народы и религии мира.

Расы, этносы, религии. Культурно-исторические регионы мира. Страны мира.

Анализ карт языковых семей, религий мира, социально-экономического развития.

§13


Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. П/р. № 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.

Основные виды хозяйственной деятельности. Городское и сельское население.

Подбор примеров хозяйственной деятельности населения, сравнение городского и сельского населения.

§14


Тихий океан. Индийский океан. П/р. № 8. Изображение на к/к шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных экспедиций по акваториям.

Тихий, Индийский, Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Работа с картами атласа.

§15


Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. П/р. № 9. Изображение на к/к схемы движения течений каждого океана.

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Работа с картами атласа. Работа с различными источниками информации.

§16


Общие особенности природы южных материков.

Общие особенности природы Южных материков. Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Обучиться алгоритму действий при описании географического положения. Определение по картам географических координат и расстояний.

§17


Географическое положение Африки. Исследование материка. П/р. № 10. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк.

Обучиться алгоритму действий при описании географического положения. Определение по картам географических координат и расстояний.

§18


Рельеф и полезные ископаемые. П/р. № 11. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Выявление закономерностей размещения рельефа и месторождений полезных ископаемых.

§19


Климат. Внутренние воды.

Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Реки Африки. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика.

Характеристика климатических поясов. Чтение климатограмм. Характеристика режима рек.

§20


Природные зоны.

Двойной набор природных зон. Саванны.

Выделение признаков экваториальных лесов и саванн. Описание.

§21


Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

Национальные парки Африки.

Выявление признаков пустынь, подготовка сообщений о национальных парках.

§22


Население.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост.

Работа с картами: народы, плотность населения, политическая карта Африки. Классификация стран Африки.

§23


Страны Северной Африки. Алжир.

Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары.

Описание страны.

§24


Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием.

Описание страны.

§25


Страны Восточной Африки. Эфиопия.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§26


Страны Южной Африки. ЮАР. П/р. № 12. Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Юж. Африки.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§27


Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы.

Сравнение географического положения Австралии и Африки.

§28


Климат Австралии. Внутренние воды.

Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках.

Сравнение климата и внутренних вод Австралии и Африки. Знакомство с эндемиками Австралии.

§29


Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира.

Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием.

Описание одной из природных зон страны.

§30


Австралийский Союз.

Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§31


Океания. Природа, население и страны. П/р. № 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).

Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Описание страны.

§32


Географическое положение Южной Америки. Из истории открытия и исследования материка.

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения.

Определение географического положения.

§33


Рельеф и полезные ископаемые.

Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми.

Выявление закономерностей размещения форм рельефа и полезных ископаемых.

§34


Климат. Внутренние воды.

Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути.

Описание климата и внутренних вод.

§35


Природные зоны.

Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Описание природных зон.

§36


Население.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас.

Работа с картами: народы, плотность населения, политическая карта Южной Америки. Классификация стран.

§37


Страны востока материка. Бразилия. П/р. № 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины.

Равнинный Восток. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание и сравнение городов стран.

§38


Страны Анд. Перу. П/р. № 15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.

Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание и сравнение стран.

§39


Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. П/р. № 16. Определение координат крайних точек материка. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Знакомство с особенностями органического мира Антарктиды.

§40


Общие особенности природы северных материков.

Общие особенности природы Северных материков. Особенности географического положения Северных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Обучиться алгоритму действий при описании географического положения. Определение по картам географических координат и расстояний.

§41


Географическое положение Северной Америки. Из истории открытия и исследования материка.

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения.

Описание географического положения.

§42


Рельеф и полезные ископаемые. П/р. №. 17. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые.

Построение профиля материка.

§43


Климат. Внутренние воды.

Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера.

Сравнение климата разных частей материка.

§44


Природные зоны. Население. П/р. №. 18. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население.

Описание природных зон.

§45


Канада.

Регионы Северной Америки.

Описание страны.

§46


США.

Англо-Америка, Центральная Америка.

Описание страны.

§47


Средняя Америка. Мексика.

Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§48


Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии.

Самый большой материк. История изучения и освоения.

Описание географического положения Евразии.

§49


Особенности рельефа, его развитие. П/р. № 19. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми.

Работа с картой строения земной коры и физической картой Евразии.

§50


Климат. Внутренние воды.

Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал.

Выявление причин разнообразия климатов.

§51


Природные зоны. Народы и страны Евразии.

Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия.

Описание природной зоны. Составление сравнительных характеристик.

§52


Страны Северной Европы.

Роль Европы в развитии человеческой цивилизации.

Работа с картами: народы, плотность населения, политическая карта Евразии. Классификация стран.

§53


Страны Западной Европы. Великобритания. П/р. № 20. Составление географической характеристики стран Европы по картам атласа и другим источникам географической информации.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§54


Франция. Германия. П/р. № 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§55


Страны Восточной Европы.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§56


Страны Восточной Европы (продолжение).

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§57


Страны Южной Европы. Италия.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§58


Страны Юго-Западной Азии.

Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации.

Описание стран.

§59


Страны Центральной Азии. П/р. № 22. Составление географической характеристики стран Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание стран.

§60


Страны Восточной Азии. Китай. П/р. № 23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§61


Япония.

Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§62


Страны Южной Азии. Индия. П/р. № 24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.

Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§63


Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Описание страны.

§64


Закономерности географической оболочки.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Составление списка глобальных проблем человечества.

§65


Взаимодействие природы и общества.

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Составление списка личных природоохранных мероприятий.

§66


Итоговый урок.



повторение


Резервный урок.





УМК «География материков и океанов. 7 класс»

  1. Учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География материков и океанов 7 класс. М.: Дрофа. 2014 г.

  2. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев).

  3. География материков и океанов. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И. В. Душина).

  4. География материков и океанов. 7 класс. Электронное приложение.

Список используемой литературы


  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.

  6. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)

  7. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

  8. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

  9. Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  10. Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2003.

  11. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 7 класс. - М.: Экзамен, 2009.

  12. Бенькович Т.М., Бенькович Д. Л. - Опорные конспекты в обучении географии: Кн. для учителя: 7 кл.: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

  13. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.

  14. Воробцова Т.Н.- География, 7 класс (поурочные планы по учебнику В.А. Коринскойи др. «География материков и океанов»), В.: Учитель-АСТ, 2002.

  15. Душина В.И. - Рабочая тетрадь для учителя, 7 кл. -М.: Дрофа, 2002.

  16. Душина И.В. - География материков и океанов: Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Коринской и др. - М: Дрофа, 2001.

  17. Душина И.В. – Органайзер для учителя: Сценарии уроков, 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. -http://fcior.edu.ru/ 

  7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/

Планируемые результаты освоения географии в 7 классе


Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться:

    • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

    • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

    • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

    • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

    • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

    • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

    • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

    • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

    • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

    • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

    • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

    • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

    • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

    • проводить расчёты демографических показателей;

    • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

    • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

    • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

    • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

    • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

    • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

    • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

    • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

    • приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

    • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

    • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

    • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

    • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

    • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Примерный перечень проектных и исследовательских работ по географии в 7 классе
  1. Пустыня - закономерность или аномалия на лике земли?

  2. Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?

  3. Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?

  4. Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?

  5. Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?

  6. Плавают ли материки?

  7. Бывают ли географические закрытия?

  8. Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? ( В том числе в нашем регионе)

  9. Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)

  10. Являются ли горы этнографическими рубежами?

  11. Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?

  12. Стоит ли спасать тропические леса?

  13. Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).

  14. Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?