СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основании примерной Программа основного общего образования по географии авторы А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, В.А.Низовцев

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса»

«Утверждаю»

Директор МОУ школы №22

___________Т.А.Галактионова

30.08.2021г. приказ №68








Муниципальное общеобразовательное учреждение

Токаревская сельская основная

общеобразовательная школа №22

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области








Рабочая программа по географии

(базовый уровень)

8 класс











Составитель: Максимова Татьяна Федоровна

учитель географии и биологии высшей категории







2021-2022 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3)

  • Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (2010г)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1578 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ школы №22

  • Учебный план МОУ школы №22 на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основании примерной Программа основного общего образования по географии авторы А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, В.А.Низовцев (сборник «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С.В.Курчина - М.: Дрофа, 2014).

В соответствии с учебным планом МОУ школы №22 на изучение учебного предмета «География» в 8 классе отводится 2 часа в неделю. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 68 часов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Личностные результаты изучения предмета:

  • осознане российкой гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценности здорового образа жизни;

  • понимание основ экологической культуры.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

  • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки;

  • осуществлять осознанный выбор в учебной о познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

  • оценивать работу одноклассников;

  • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

  • критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).;

  • решать проблемные задачи.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • объяснять значение ключевых понятий курса;

  • работать с основными источниками географической информации;

  • определять географическое положение России и ее регионов;

  • определять время в различных пунктах страны;

  • называть и показывать основные географические объекты;

  • называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;

  • работать с контурной картой;

  • составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;

  • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

  • давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

  • приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;

  • объяснять изменения природы под влиянием деятельности человека;

  • определять экологические проблемы природных регионов;

  • называть меры по охране природы.

    Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):

  • находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации; объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

    Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«География России. Природа и население. 8 класс»

ВВЕДЕНИЕ - 1 час

Зачем мы изучаем географию России. География - один из способов познания окружающего мира. Разделы географической науки. География России и краеведение. Географический взгляд на мир.

Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ - 9 часов

Россия на карте мира. Какова доля России в территории и населении мира? Есть ли страна севернее и холоднее? Где находятся крайние точки России? Какова протяженность территории России?

Границы России. С какими странами граничит Россия на суше? Каковы морские границы России?

Россия на карте часовых поясов. Что такое поясное, декретное и летнее время? Где на Земле начинаются новые сутки?

Формирование территории России. Как начиналось освоение новых земель? Как происходило присоединение восточных территорий? Как происходило присоединение

южных территорий? Как Россия закреплялась на Дальнем Востоке? Чем закончился период расширения территории государства?

Географическое изучение территории России. Какие главные задачи стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий? Бывают

ли географические «закрытия»? Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России? Какие бывают источники географических

знаний?

Географическое районирование. Как можно проводить районирование территории? Каковы особенности административно-территориального устройства России?

Практические работы. 1. Сравнение географического положения России и Канады. 2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания. 3. Решение задач на определение поясного времени.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «государственная территория», «территориальные воды», «воздушное пространство страны», «навигация», «международный статус», «часовые пояса», «поясное время», «декретное время», «линия перемены дат»;

определять по карте географическое положение России, называть его основные особенности и делать выводы о влиянии географического положения и величины территории

на природу и освоение территории России;

показывать по карте крайние точки страны;

определять особенности географического положения территории своего проживания (города, субъекта Федерации и т. д.);

характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны;

решать задачи по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

показывать границы России и пограничные страны;

приводить примеры значения границы для связей с другими странами;

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

приводить примеры различных видов районирования.

Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК - 41 часа

Тема 1. Рельеф и недра - 6 часов

Строение земной коры (литосферы) на территории России. Как определяют возраст и изучают геологическую историю развития Земли? Что такое геохронологическая шкала? Что такое тектонические структуры? Как образуются горы?

Важнейшие особенности рельефа России. Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины?

Современное развитие рельефа. Как внутренние силы Земли влияют на рельеф? Какова роль внешних сил в формировании рельефа? Как ледник изменял лик планеты? Как воды изменяют земную поверхность? Что такое эоловые формы рельефа? Как человек изменяет рельеф?

Использование недр. Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добываются полезные ископаемые осадочного происхождения? Как добыча полезных ископаемых влияет на окружающую среду?

Практические работы. 4. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа. 5. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края. 6. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых какой-либо из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве. II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Русская равнина-Урал, Среднерусская возвышенность-Хибины или Северный Кавказ).

Тема 2. Климат - 6 чассов

Общая характеристика климата России. В каких климатических поясах находится наша страна? Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны?

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Каковы закономерности движения воздушных масс над территорией России? Как влияет на климат западный перенос воздушных масс? Какие особенности климата определяют континентальные воздушные массы? Что такое атмосферный фронт? Как меняется погода при движении атмосферных фронтов? Что такое циклон и антициклон? Как меняется погода при движении циклонов и антициклонов?

Распределение температур и осадков. Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион самый холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории страны?

Типы климата нашей страны. Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Какие климатические области выделяют в пределах умеренного климатического пояса? Чем характеризуется субтропический климат?

Климат и человек. Что такое комфортность климата? Почему нужно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?

Практические работы. 7. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. 8. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.

Тема 3. Богатство внутренних вод России - 5 часов

Реки. Как распределена речная сеть по территории страны? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Что такое расход воды в реке и годовой сток? Чем

питаются и в каком режиме живут реки?

Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники. Какого происхождения могут быть озерные котловины? Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота- феномен природы? Каково значение современных ледников?

Человек и вода. Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве на ней гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Какое значение имеют подземные воды для человека?

Практические работы. 9. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. 10. Характеристика реки с точки зрения возможностей ее хозяйственного использования.

11. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

Тема 4. Почвы - национальное достояние России - 5 часов

Почвы - «особое природное тело». Почему почвы называют «особым природным телом»? Какое строение имеют почвы?

География почв России. Почему на севере почвенный профиль маломощный? Какие типы почв наиболее распространены в России?

Почвы и урожай. Только ли количеством гумуса оценивается плодородие почв? Что такое механический состав почв? О какой почве говорят, что она структурная? Как можно поддерживать плодородие почв?

Рациональное использование и охрана почв. Почему важно рационально использовать и охранять почвы? Как система земледелия влияет на плодородие почв? Каковы важнейшие средства охраны почв? Как влияет на почвы хозяйственная деятельность?

Практические работы. 12. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

Тема 5. В природе все взаимосвязано - 4 часа

Понятие о природном территориальном комплексе. Что такое природный территориальный комплекс? От чего зависят свойства ПТК? Какие бывают природные комплексы? Для чего проводят физико#географическое районирование?

Свойства природных территориальных комплексов. Почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов? Как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека? Какое значение имеет устойчивость ПТК?

Человек и ландшафты. Как человек влиял на ландшафт? Чем отличаются рукотворные ландшафты от естественных? Какие бывают природно#антропогенные ландшафты? Почему городские и промышленные ландшафты особенно «агрессивны» по отношению к окружающей среде? Чем отличается сельскохозяйственный ландшафт от природного? Как можно сохранить устойчивость рукотворных лесов? Почему культурный ландшафт можно считать образцом рукотворного?

Практические работы. 13. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны - 11 часов

Учение о природных зонах. Что такое природная зона? Почему природные зоны точнее было бы назвать природно-хозяйственными?

«Безмолвная» Арктика. Какие природные особенности Арктики препятствуют широкому освоению ее человеком? Чем занимаются в Арктике люди?

Чуткая Субарктика. Каковы особенности климата тундры и лесотундры? Как влияет мерзлота на природу? Чем отличаются тундровые ландшафты от лесотундровых? Каковы

особенности взаимоотношений природы и человека на Севере? Как изменилось традиционное хозяйствование сегодня?

Таежная зона. Какими природными условиями отличается тайга? Какие бывают таежные леса? Почему изменяются таежные ландшафты? Каковы традиционные занятия людей, живущих в тайге? Как изменяется тайга сегодня?

Болота. Можно ли считать болота «гиблыми» местами России? Что же такое болото? Где распространены болота?

Зона смешанных широколиственнохвойных лесов. Каковы особенности жизни и хозяйственной деятельности людей? Чем характеризуется зона смешанных лесов Восточно-Европейской равнины? В чем проявляется особенность муссонных лесов Дальнего Востока (или уссурийской тайги)?

Лесостепи и степи. Что такое современная лесостепь и степь? Чем отличаются природные условия лесостепей? Как используются лесостепи в сельском хозяйстве? Чем степи отличаются от лесостепей? Как характеризуются внутренние воды зоны степей и лесостепей? Почему изменился видовой состав и численность животного мира степей? Какое значение имеет зона степей?

Полупустыни, пустыни, субтропики. Каковы характерные особенности природы полупустынь? Как природные условия влияют на хозяйственную деятельность? В чем заключаются особенности природы пустынь? Каковы особенности природы субтропиков?

«Многоэтажность» природы гор. Что такое высотная поясность и от чего она зависит? Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия отличают горы от равнин? Чем характеризуется растительность и животный мир горных районов?

Человек и горы. Почему горы с давних времен привлекали человека? Какими видами хозяйственной деятельностии занимаются люди в горах? Как горы влияют на жизнь людей?

Практические работы. 14. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

Тема 7. Природопользование и охрана природы - 4 часа

Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Что такое природопользование?

Рациональное использование природных ресурсов. Как используются неисчерпаемые ресурсы? Как используются исчерпаемые возобновимые ресурсы? Что значит рационально использовать природные ресурсы? Почему важны рекреационные ресурсы?

Охрана природы и охраняемые территории. Какие бывают охраняемые территории?

Практические работы. 15. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «абсолютный и относительный возраст горных пород», «геохронологическая шкала», «платформа», «плита», «щит», «тектоническая карта», «геологическая карта», «месторождение», «подземный способ добычи», «открытая разработка», «рекультивация», «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «области постоянного и переменного давления», «западный перенос воздушных масс», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «типы климатов», «агроклиматические ресурсы», «комфортность климата», «уклон реки», «падение реки», «расход воды», «годовой сток», «твердый сток», «эстуарий», «многолетняя мерзлота», «водные ресурсы», «регулирование стока», «единая глубоководная система», «почвы», «земельные ресурсы», «типы почв», «зональное размещение почв», «агротехнические мероприятия», «мелиорация», «природный территориальный комплекс», «ландшафт», «природное районирование», «устойчивость ПТК», «антропогенный ландшафт», «природно#антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт», «редкоочаговое расселение», «очаговое расселение», «низинное болото», «верховое болото», «природно-антропогенная зона», «выборочное земледельческое освоение», «зона степного земледельческого освоения», «экстенсивное животноводство», «оазисное земледелие», «фёны», «бора», «сели», «лавина», «природная среда», «рациональное природопользование», «исчерпаемые ресурсы», «неисчерпаемые ресурсы», «рекреационные ресурсы», «эстетические ресурсы»;

  • показывать по карте крупные природные объекты;

  • выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

  • приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края;

  • показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей;

  • приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов;

  • показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;

  • называть меры безопасности при стихийных явлениях;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду;

  • читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;

  • приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;

  • сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;

  • определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;

  • давать оценку климатических особенностей России;

  • читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания;

  • составлять географические описания климата, в том числе климата своей местности;

  • устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы (климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью;

  • выявлять последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности;

  • показывать реки России на карте;

  • объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;

  • приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;

  • давать описание реки своего края;

  • давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования;

  • показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;

  • давать характеристику наиболее крупных озер страны;

  • показывать по карте каналы и крупные водохранилища;

  • объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;

  • давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края;

  • приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;

  • называть факторы почвообразования;

  • объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края;

  • называть главные свойства основных типов почв;

  • определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;

  • давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;

  • давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования;

  • приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий; объяснять необходимость охраны почв;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования земель;

  • объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель;

  • приводить примеры природных комплексов различных рангов;

  • устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;

  • объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК;

  • приводить примеры свойств ПТК;

  • читать карту устойчивости ПТК;

  • прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;

  • приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

  • анализировать карту устойчивости ПК;

  • приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного влияния человека и окружающей среды;

  • прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;

  • объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории;

  • оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей;

  • объяснять хрупкость природного равновесия в горах;

  • анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;

  • приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов;

  • приводить примеры разных видов природных ресурсов;

  • анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России;

  • описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт;

  • объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

  • показывать природные зоны на карте;

  • объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов;

  • описывать по картам природные условия природных зон;

  • называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;

  • объяснять смену природных зон;

  • показывать по карте районы наибольшего распространения болот; объяснять механизм их образования; прогнозировать последствия полного уничтожения болот;

  • называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;

  • объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения;

  • приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую

  • природу;

  • выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;

  • объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон;

  • выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные.

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ - 16 часов

Тема 8. Сколько нас - россиян? - 2 часа

Численность населения. Как менялась численность населения России? Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов XX в.?

Воспроизводство населения. Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Как современное хозяйство и общество повлияло на воспроизводство населения России?

Как на территории России происходил переход от традиционного типа воспроизводства населения к современному?

Тема 9. Кто мы? - 2 часа

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Как можно увеличить продолжительность жизни?

Какие факторы определяют преобладание мужчин или женщин в разных районах?

Возрастной состав населения России. О чем может рассказать половозрастная пирамида? Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Как читать половозрастную пирамиду?

Практические работы. 16. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.

Тема 10. Куда и зачем едут люди? - 3 часа

Миграции населения России. Какое влияние оказали миграции на судьбу России? Что заставляет людей покидать привычные и обжитые места, родных и близких? Как переселения сказываются на характере и поведении людей? Как изменились направления миграций в 1990-е гг.?

Внешние миграции - в Россию и из нее. Была ли Россия изолирована от миграционного обмена с внешним миром? Кто выезжал из России в XX в.? Кто приезжает в Россию?

Территориальная подвижность населения. От каких причин зависит территориальная подвижность населения? Для чего важно изучать массовые передвижения населения?

Практические работы. 17. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и в пространстве.

Тема 11. Человек и труд - 1 час

География рынка труда. Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Какую часть населения считают «трудовыми ресурсами»? Почему в отдельных районах России много безработных? Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Тема 12. Народы и религии России - 3 часа

Этнический состав населения. Что такое этнический состав? Как возникают этносы?

Этническая мозаика России. Как объединяются народы по языковому признаку? О чем говорит карта народов? Почему русский язык— это язык межнационального общения? Каково значение русского языка для народов Россиии его судьба вне ее?

Религии народов России. Какие религии традиционно исповедуются народами России? Каковы основные этапы формирования религиозной карты России? Как география

религий влияет на внешнюю политику России?

Тема 13. Где и как живут люди? - 5 часов

Плотность населения. Как охарактеризовать плотность населения? Для чего нужно знать плотность населения?

Расселение и урбанизация. Что такое расселение? Что такое урбанизация? В чем причины роста городов? Чем городской образ жизни отличается от сельского?

Города России. Как росли города в России? Какие функции выполняют города? Где живут горожане? Какие районы России самые городские и самые сельские? Что могут рассказать о городах России карты из школьного атласа?

Сельская Россия. Почему в сельских поселениях живет гораздо меньше людей, чем в городах? Как разумнее использовать сельскую местность? Как происходит урбанизация в сельской местности?

Практические работы. 18. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. 19. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. 20. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка

заселения территории. 21. Обозначение на контурной карте городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «естественное движение населения», «демографический кризис», «воспроизводство населения», «традиционный тип воспроизводства», «современный тип воспроизводства», «половозрастная пирамида», «миграции», «внутренние миграции», «внешние миграции», «причины миграции», «главные направления миграционных потоков», «территориальная подвижность населения», «трудовые ресурсы», «качество трудовых ресурсов», «рынок труда», «экономически активное население», «этнос», «этнический состав», «этническое самосознание», «религиозный состав», «традиционные религии», «плотность населения», «емкость территории», «главная полоса расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «типы заселения территорий»;

  • называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;

  • читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане;

  • объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника;

  • объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

  • выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;

  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России;

  • объяснять причины и основные направления миграций населения России;

  • на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант- объяснять современную демографическую ситуацию страны);

  • называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;

  • объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;

  • давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения;

  • характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала;

  • приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в своей местности;

  • выделять на карте «Народы России» районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

  • приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований;

  • показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;

  • приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;

  • определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности;

  • объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа;

  • читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;

  • называть показатели процесса урбанизации;

  • объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;

  • давать характеристику расселения своей местности;

  • приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;

  • называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных);

  • приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • решать проблемные задачи;

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, других источниках информации;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, искать определение понятий, составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы;

  • составлять качественное и количественное описание объекта;

  • классифицировать информацию;

  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.;

  • создавать презентации.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим социальное, культурное, языковое, духовное

    многообразие современного мира;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс (ФГОС), 68 часов (2 часа в неделю)


раздела

Наименование разделов и тем


Введение – 1 час.

1

Раздел 1. Пространства России – 9 часов.

2

Раздел 2. Природа и человек - 41 часа.


Тема 1. Рельеф и недра - 6 часов.


Тема 2. Климат - 6 часов.


Тема 3. Богатство внутренних вод России - 5 часов.


Тема 4 . Почвы - национальное достояние страны - 5 часов.


Тема 5. В природе все взаимосвязано - 4 часа.


Тема 6 . Природно-хозяйственные зоны - 11 часов


Тема 7. Природопользование и охрана природы - 4 часа

3

Раздел 3. Население России - 16 часов.


Тема 8. Сколько нас - россииян? - 2 часов.


Тема 9. Кто мы? - 2 часа.


Тема 10. Куда и зачем едут люди? - 3 часа


Тема 11. Человек и труд - 1 час


Тема 12. Народы и религии России - 3 часа


Тема 13. Где и как живут люди? - 5 часов


Итоговый контроль - 1 час.


Итого 68 часов.



«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _1_ заседания ШМО

естественно-научного цикла

от «30»_августа_2021г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.В.Аборина/

«30» августа_2021г.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс (ФГОС), 68 часов (2 часа в неделю)

2021-2022 учебный год


урока

Наименование разделов и тем урока

Практическая часть

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

Введение - 1 час

1

Зачем мы изучаем географию России.


1

01.09-03.09


Раздел I. Пространства России - 9 часов.

2

Россия на карте мира.


1

06.09-10.09


3

Географическое положение России.

П/р № 1.

П/р № 1 «Сравнение географического по-

ложения России и Канады».

1

06.09-10.09


4-5

Границы России.

П/р №2

П/р №2 «Выявление особенностей геог-

рафического поло-

ния района своего проживания".

2

13.09-17.09


6

Россия на карте часовых поясов.

П/р № 3.

П/р № 3 «Решение задач на определе-

ние поясного време-

ни»

1

20.09-24.09


7

Формирование территории России.


1

20.09-24.09


8

Географическое изучение территории России.


1

27.09-01.10


9

Географическое районирование.


1

27.09-01.10


10

Итоговый урок по разделу «Пространства России».


1

11.10-15.10


Раздел II. Природа и человек - 41 часов.

Тема 1. Рельеф и недра - 6 часов

11

Строение земной коры (литосферы) на территории России.


1

11.10-15.10


12-13

Важнейшие особенности рельефа России.

П/р №4-5.

П/р №4. «Обозна-

чение на контурной карте главных текто

нических структур, наиболее крупных форм рельефа". П/р №5. «Установление взаимосвязей текто

нических структур, рельефа и полезных ископаемых на осно

ве работы с разны

ми источниками гео

графической инфор

мации на примере своего края".

2

18.10-22.10


14

Современное развитие рельефа.


1

25.10-29.10


15

Использование недр. П/р № 6.

П/р № 6 «Характе-

ристика рельефа и полезных ископае-

мых какой-либо из территорий (по вы-

бору). Оценка воз-

можностей освое-

ния месторождений и использования по

лезных ископаемых в хозяйстве.»

1

25.10-29.10


16

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра».


1

01.11-03.11


Тема 2. Климат - 6 часов

17

Общая характеристика климата России.


1

08.11-12.11


18

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.


1

08.11-12.11


19

Распределение температур и осадков.


1

22.11-26.11


20

Типы климата нашей страны.

П/р №7.

П/р №7 «Характе-

ристика климати-

ческих областей с точки зрения усло-

вий жизни и хозяйст

венной деятельнос

ти людей.»

1

22.11-26.11


21

Климат и человек.

П/р № 8.

П/р № 8 «Оценка влияния климати-

ческих условий на географию сельско

хозяйственных куль

тур. Работа с табли-

цей, агроклимати

ческими картами».

1

29.11-03.12


22

Итоговый урок по теме «Климат».


1

29.11-03.12


Тема 3. Богатство внутренних вод России - 5 часа

23

Реки.

П/р №9.

П/р №9 «Обозначе-

ние на контурной карте крупных рек и озер».

1

06.12-10.12


24

Озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники.


1


06.12-10.12


25

Болота


1

13.12-17.12


26

Человек и вода.

П/р №10-11.

П/р №10 «Характе-

ристика реки с точ-

ки зрения возмож-

ностей ее хозяйст-

венного использова

ния».

П/р №11 «Сравни-

тельная оценка обес

печенности водны

ми ресурсами отде

льных территорий России»

1

13.12-17.12


27

Итоговый урок по теме «Богатство внутренних вод России».


1

20.12-24.12


Тема 4. Почвы - национальное достояние России - 5 часов

28

Почвы - «особое природное тело».

П/р №12.

П/р № 12 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования».

1

20.12-24.12


29

География почв России.


1

27.12-30.12


30

Почвы и урожай.


1

27.12-30.12


31

Рациональное использование и охрана почв.


1

10.01-14.01


32

Итоговый урок по теме «Почвы - национальное достояние России».


1

10.01-14.01


Тема 5. В природе все взаимосвязано - 4 часа.

33

Понятие о природном территориальном комплексе.


1

17.01-21.01


34

Свойства природных территориальных комплексов.

П/р №13.

П/р № 13 « Выявле

ние взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа

соответствующей схемы».

1

17.01-21.01


35

Человек в ландшафте.


1

24.01-28.01


36

Итоговый урок по теме «В природе все взаимосвязано».


1

24.01-28.01


Тема 6. Природно-хозяйственные зоны - 11 часов.

37

Учение о природных зонах.


1

31.01-04.02


38

Арктика.


1

31.01-04.02


39

Субарктика.

П/р № 9 «Сравни-тельная характе-ристика двух при-родных зон России (по выбору)».

1

07.02-11.02


40

Таежная зона.


1

07.02-11.02


41

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.


1

14.02-18.02


42

Лесостепи и степи.


1

14.02-18.02


43

Полупустыни, пустыни, субтропики. П/р №14.

П/р №14 « Выявле

ние взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой дея

тельности и отдыха людей в разных природных зонах».

1

28.02-04.03


44

«Многоэтажность» природы гор.


1

28.02-04.03


45

Человек и горы.


1

09.03-11.03


46

Физико-географические страны.


1

09.03-11.03


47

Итоговый урок по теме «Природно-хозяйственные зоны».


1

14.03-18.03


Тема 7. Природопользование и охрана природы - 4 часа.

48

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.


1

14.03-18.03


49

Рациональное использование природных ресурсов.


1

21.03-25.03


50

Охрана природы и охраняемые территории.

П/р №15.

П/р №15 «Составле

ние описания приро

дных особенностей одного из видов охраняемых террито

рий».

1

21.03-25.03


51

Итоговый урок по разделу «Природа и человек».


1

28.03-01.04


Раздел II. Население России - 16 часов.

Тема 8. Сколько нас - россиян? - 2 часа

52

Численность населения.


1

28.03-01.04


53

Воспроизводство населения.


1

11.04-15.04


Тема 9. Кто мы? - 2 часа

54

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).


1

11.04-15.04


55

Возрастной состав населения России.

П/р №16.

П/р №16 «Характе

ристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации».

1

18.04-22.04


Тема 10. Куда и зачем едут люди? - 3 часа

56

Миграции населения в России.


1

18.04-22.04


57

Внешние миграции - в Россию и из нее.


1

25.04-29.04


58

Территориальная подвижность населения.

П/р №17.

П/р №17 « Изучение по картам измене-

ния направления миграционных потоков во времени и в пространстве».

1

25.04-29.04


Тема 11. Человек и труд - 1 час

59

География рынка труда.


1

25.04-29.04


Тема 12. Народы и религии России - 3 часа

60

Этнический состав населения.


1

04.05-06.05


61

Этническая мозаика России.


1

04.05-06.05


62

Религии народов России.


1

11.05-13.05


Тема 13. Где и как живут люди? - 5 часов

63

Плотность населения.


1

11.05-13.05


64

Расселение и урбанизация.

П/р №18-20.

П/р №18. «Изучение особенностей разме

щения народов Рос

сии по территории страны на основе ра

боты с картой, срав

нение географии рас

селения народов и административно-территориального деления России». П/р №19. «Выделе-

ние на контурной карте главной поло

сы расселения. Объ

яснение различий в плотности населе

ния отдельных тер

риторий страны, от

бор необходимых тематических карт для выполнения за

дания».

П/р №20 « Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, опреде

ливших своеобразие рисунка заселения территории».

1

16.05-20.05


65

Города России. П/р №21.

П/р № 21 «Обозначе

ние на контурной карте городов-мил

лионеров, объясне

ние особенностей их размещения на территории страны»

1

16.05-20.05


66

Сельская Россия.


1

16.05-20.05


67

Итоговый урок по разделу «Население России».


1

23.05-27.05


Итоговый контроль - 1 час.

68

Итоговый урок по курсу «География России. Природа и население».


1

23.05-27.05



Итого


68





«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _1_ заседания ШМО

естественно-научного цикла

от «30» августа 2021г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.В.Аборина/

«30» августа 2021г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!