Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верх – Усуглинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на Согласовано с Утверждено директором
Заседании МО методическим школы
учителей советом Приказ №____________
естественно - «__»_____2022г. От «__»______2022г.
исторического Протокол №__ ____________________
цикла Руководитель ФИО
«__»_____2022г. методсовета: (печать школы)
Протокол №___ __________
Руководитель МО:
Рабочая программа по географии
7 класс
Составила: Пляскина Т.В.
2022 - 2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897;
- Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15 №1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, с учетом авторской программой основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа, 2012г;
Основными целями курса являются
1. направления личностного развития:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
2. метапредметного направления:
- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. в предметном направлении:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
При изучении учебного предмета решаются следующие задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
Базисный учебный (образовательный) план на изучение в 7 классе основной (средней) школы отводит 2 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 часов.
Предусмотрено контрольных-2, ч практических работ- 11ч, на изучение нового материала-56ч .
Содержание курса
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Население Земли. ДРЕВНЯЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ЕГО РАССЕЛЕНИЯ ПО МАТЕРИКАМ. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
Природопользование и геоэкология
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
-осознание целостности, природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Метапредметные результаты
- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
-умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо и т.п.;
-умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты
-формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни.
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
давать характеристику карты, рельефа, реки, природной зоны, материка, океана, климата, страны;
Выпускник получит возможность научиться:
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на карте;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
наносить на контурные карты основные формы рельефа, полезные ископаемые, реки, озера, страны, природные зоны, климатические пояса, океаны, моря, острова, полуострова ;
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во ч | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Введение 1.1.Как люди открывали и изучали Землю 1.2.Источники географической информации. Карты 1.3.Практическая работа | 3 | Составление таблицы, работа с картой, по плану, составление характеристики карты |
2 | Главные особенности природы Земли 2.1.Литосфера и рельеф Земли 1.Происхождение материков и океанов 2.Рельеф Земли 3.Практическая работа 2.2.Атмосфера и климаты Земли 1.Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы 2.Климатические пояса Земли 3.Практическая работа 2.3.Гидросфера 1.Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений 2.Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей 3.Практическая работа 2.4.Географическая оболочка 1.Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы суши и океана 2.Природная зональность | 13 3 3 3 2 | Работа с контурной картой и атласом, составление конспектов, работа в группе, в парах, работа по плану, определение ГП, подготовка сообщения. |
3 | 3.1.Население Земли 1.Население | 2 2 | Работа с картами атласа, текстом учебника |
4 | Океаны и материки 4.1.Океаны 1.Тихий океан и Индийский океан 2.Атлантический и Северный Ледовитый океан 3.Практическая работа 4.2.Южные материки. 4.3 Африка 1.ГП, исследования 2.Рельеф и полезные ископаемые 3.Климат. Внутренние воды 4.Природные зоны 5.Влияние человека на природу 6.Население и страны 4.4.Австралия и Океания 1.ГП, исследования. Рельеф и полезные ископаемые 2.Климат. Внутренние воды 3.Природные зоны. Органический мир. 4.Австралийский союз 5.Океания 4.5.Южная Америка 1.ГП, исследования 2.Рельеф и полезные ископаемые 3.Климат. Внутренние воды. 4.Природные зоны 5.Население и страны 4.6.Антарктида 4.7.Северные материки. 4.8.Северная Америка 1.ГП, исследования 2.Рельеф и полезные ископаемые 3.Климат. Внутренние воды. 4.Природные зоны 5.Население и страны 4.9.Евразия 1.ГП, Исследования Центральной Азии 2. Особенности рельефа. 3.Климат. Внутренние воды. 4.Природные зоны 5.Население 6.Страны | 50 3 1 10 1 1 1 1 1 5 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 3 1 1 7 1 1 1 1 3 15 1 2 2 1 1 8 | Составление таблиц, составление по плану характеристики отдельных компонентов природы, работа с контурной картой. Практические работы по плану. Работа с текстом учебника Составление таблиц, составление по плану характеристики отдельных компонентов природы, работа с контурной картой. Практические работы по плану. Работа с текстом учебника Составление таблиц, составление по плану характеристики отдельных компонентов природы, работа с контурной картой. Практические работы по плану. Работа с текстом учебника Составление таблиц, составление по плану характеристики отдельных компонентов природы, работа с контурной картой. Практические работы по плану. Работа с текстом учебника Составление таблиц, составление по плану характеристики отдельных компонентов природы, работа с контурной картой. Практические работы по плану. Работа с текстом учебника Составление таблиц, составление по плану характеристики отдельных компонентов природы, работа с контурной картой. Практические работы по плану. Работа с текстом учебника |
5 | 5.1.Земля – наш дом 1.Закономерности географической оболочки 2.Взаимодействие природы и общества | 2 1 1 | Работа с картой, составление конспектов, работа в группе, в парах, подготовка сообщений. |
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Используемый УМК:
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2016.
4. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2016.
5.Мультимедийнаяе обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.