СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс по уч. Алексеева

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географии 7 кл. по уч. Алексеева А. И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс по уч. Алексеева»

Раздел I. Пояснительная записка

Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом. Программа для общеобразовательных учреждений географии 7 класс. Автор _А.И.Алексеев Е.К.Липкина__линии «Полярная звезда»_. – М.: Просвещение

Структура документа

Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География. Страны и континенты» формирует систему географических умений:

  • общеучебные (работа с текстом, с нетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);

  • интеллектуальные;

  • практические (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами);

  • оценочные; учащиеся учатся давать оценки: пространственно – временные, эстетические, географические, экологические, нравственные;

Цели, задачи курса.

Основная цель курса – развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых знаний страноведческого характера. Другая важная цель курса – развития знаний о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьнику увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания методологического характера помогают воспитывать бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решение проблем окружающей среды на основе о роли природных условий в жизни людей.

Сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с геологической историей Земли. Познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов. Сформировать представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли. Познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Сформировать представление о пространственных различиях процессов формирования климата. Ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам. Дать понятие о зональном и азональном распространение растительного и животного мира на материках и в океанах.

Познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и особенностью размещения населения. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков. Сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре народов. Выучить столицы и наиболее крупные города этих стран.

Количество учебных часов


Программа рассчитана на 70 часов в год. (2 часа в неделю .) 2 часа- резерв

Результаты изучения предмета

В результате изучения курса «География. Природа и люди» обучающийся должен:

Уметь

  • описывать природные зоны;

  • обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

  • выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;

  • показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;

Оценивать

  • географическое положение материков и отдельных стран;

  • изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;

  • жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;

  • географические путешествия по материкам;

  • современные проблемы отдельных стран и материков.

  • виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

  • главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

  • население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Знать/понимать

  • материки, океаны – крупные природные комплексы земли;

  • особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;

  • виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

  • главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

  • население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

  • Основные формы контроля:

  • Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.


Используемый учебно-методический комплект


Учебник: География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

Под редакцией А. И. Алексеева. М.: Просвещение, 2008

Атлас география, 7 класс, комплект контурных карт, география, 7 класс.

Методические пособия для учителя.

  1. Примерная программа по географии для 6-9 классов, программы общеобразовательных учреждений

  2. линии «Полярная звезда», А, И, Алексеев, Е. К, Липкина .М.: Просвещение, 2008.

  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии, М.: Дрофа, 2003

  4. Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2002.

  5. В.В.Николина. География 7 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2007.

  6. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. М.Просвещение.

  7. Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.

  8. Ю.П. Пармузин. Живая география. М. Просвещение.

  9. Н.А. Максимов. Хрестоматия по физической географии. М.Просвещение.

  10. Л.Е. Перлов. Дидактические карточки-задания по географии. М.: Дрофа.


Дополнительная литература для учащихся.

  1. Емельянова А.С. 300 вопросов и ответов по станам и континентам. Ярославль: Академия развития,1997

  2. География в таблицах. 6-10 кл.: справочное пособие/ В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2006.

  3. Куприн А.М. Занимательная картография. М.: Просвещение, 1995.

  4. Пашканг К.В. Охрана природы. Факультативный курс. М.: Просвещение,1990.

  5. Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли. М.: Просвещение, 1989.

  6. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

  7. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+,2000.

  8. Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+, 2000.

Раздел II. Учебно-тематический план.

1

      Введение (2 ч)

2

Тема 1. Население Земли (4 ч)

3

Тема 2. Природа Земли (12 ч)

4

Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)

5

Африка – 9часов


Австралия - 4 часа


Антарктида – 1 ч


Южная Америка – 6 часов


Северная Америка – 8 часов


Евразия – 17 часов

6

Резерв-2 часа


Итого 70 ч


Раздел III. Содержание рабочей программы. Страны и континенты. 7 класс

(70 ч(2 часа- резервное время); 2 ч в неделю;).

      Введение (2 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли (4 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

 Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

 Тема 2. Природа Земли (12 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

 Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

 Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

 Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (45 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

 Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.





IV. Календарно-тематическое планирование по географии__7 класс


п/п

Тема урока

Тип урока

Практические работы

Формы контроля

Планируемые результаты обучения

д/з

Оборудование


Сроки проведения

Введение-2ч

1

Как мы будем изучать географию в 7 классе.

Изучение нового материала


Вводная беседа

Развитие геогр. знаний о Земле.

§1,2

Учебник ,карты, атлас

сентябрь

2

Географические карты


Комбинированный, актуализации знаний и умений

1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий 2. Анализ карт географического атласа

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Эпоха Великих геогр. открытий.

§3

Учебник ,карты, атлас


Население Земли-4ч.

1

Народы, языки и религии

Изучение нового материала

1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Численность , размещение населения. Языки, народы.Религии.

§4

Учебник ,карты, атлас


2

Города и сельские поселения.


Комбинированный, актуализации знаний и умений

2. Определение на карте крупнейших городов мира

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

.Города и сельские поселения.

Тины городов.Агломерации.

§5

Учебник ,карты, атлас


3

Изучаем население по картам и диаграммам

Комбинированный, актуализации знаний и умений

3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Многообразие стран мира. Республика Монархия.

§6

Учебник ,карты, атлас


4

Страны мира

Комбинированный, актуализации знаний и умений


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Экономические развитые страны мира

§7

Учебник ,карты, атлас


Тема: Природа Земли ( 12 часов)

1

Развитие земной коры

Изучение нового материала


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Развитие земной коры. Литосферные плиты. Гипотеза А. Вегенера

§8

Учебник ,карты, атлас


2

Земная кора на карте

Комбинированный практикум

1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Размещение на Земле гор и равнин. Платформы. Складчатости.

§9

Учебник ,карты, атлас


3

Природные ресурсы земной коры

Комбинированный, актуализации знаний и умений

2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Природные ресурсы земной коры Виды гор. пород .Полезные ископаемые.

§10






октябрь

4

Распределение температур на Земле.


Комбинированный, актуализации знаний и умений


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Распределение температур на Земле.

Тепловые пояса.

§11

Учебник ,карты, атлас


5

Распределение атмосферного давл. и осадков на земном шаре.


Комбинированный практикум

1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков».

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Распределение атмосферного давл. и осадков на земном шаре.


§12

Учебник ,карты, атлас


6

Общая циркуляция атмосферы

Комбинированный, актуализации знаний и умений

2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли».

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Общая циркуляция атмосферы Типы возд. масс . Пассаты .Муссоны.

§13

Учебник ,карты, атлас


7

Климатические пояса и области Земли

Комбинированный, актуализации знаний и умений

3. Описание одного из климатических поясов по плану .4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

.Климатические пояса и области Земли Осн. и переходные пояса.

§14

Учебник ,карты, атлас


8

Обобщение и повторение








9

Контр. Работа (20 мин.)

Океанические течения.


Комбинированный, актуализации знаний и умений

1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану:

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Океанические течения.

Причины Виды

§15

Учебник ,карты, атлас


10

Реки и озёра Земли

Комбинированный практикум

2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Реки и озёра Земли .Зависимосить от климата.

§16, 17

Учебник ,карты, атлас


11

Растительный и животный мир земли

Комбинированный практикум

1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Растительный и животный мир Биомасса . Зак- ти распространения.

§18

Учебник ,карты, атлас ,видеофрагмент.

ноябрь

12

Почвы.


Комбинированный, актуализации знаний и умений


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Почвы Зак- ти распространения почв на Земле. . Типы почв.

§19

Учебник ,карты, атлас


Тема: Природные комплексы и регионы (5 ч)

1

Природные зоны Земли

Изучение нового материала

. Описание природных зон по плану.

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Природные зоны Земли Причины смены прир. зон.

§20

Учебник ,карты, атлас


2

Океаны: Тихий и Северный Ледовитый

Комбинированный практикум

1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Океаны Особ – ти природы . Освоение

§21

Учебник ,карты, атлас


3

Океаны: Атлантический и Индийский

Комбинированный практикум

1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Океаны Особ – ти природы . Освоение

§22

Учебник ,карты, атлас


4

Материки.


Комбинированный, актуализации знаний и умений


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Материки.

Как природ .комплексы.

§23

Учебник ,карты, атлас


5

Как мир делится и как объединяется

Комбинированный, актуализации знаний и умений


тест Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

.Сходства и различия материков

§24

Учебник ,карты, атлас

декабрь

Тема: Африка (9 часов)

1

ГП, рельеф и геологическое строение Африки

Изучение нового материала

1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 

Беседа ,работа с картой.

ГП, размеры и очертания Африки географические координаты Особенности земной коры, рельефа материка. Полезные

ископаемые.

§25

Учебник ,карты, атлас


2

Особенности климата и внутренних вод Африки

Комбинированный, актуализации знаний и умений

3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года).

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант

Особенности климата и внутренних вод Африки Описание по климатической карте климата отдельных пунктов

§25

Учебник ,карты, атлас


3

История освоения Африки. Население

Комбинированный, актуализации знаний и умений


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

История освоения Африки. Население

§26

Учебник ,карты, атлас


4

Путешествие по Африке (1)

Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Путешествие по Африке Природа. Занятия Людей

§27

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.


5

Путешествие по Африке (2)

Урок – путешествие, комбинированный

5. Работа с картами путешествий.


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Маршрут Касабланка - Триполи. Страны Магриба. Культура.


§28

Учебник ,карты, атлас


6

Обобщающий урок








7

Контрольная работа






8

Египет.


Урок – путешествие, комбинированный

4. Описание Египта по типовому плану

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Египет. Природа , занятия людей ,культура.

§29

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.


9

Африка. в мире



Обобщения и повторения


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос тест


§30

Учебник ,карты, атлас


Тема: Австралия (4 ч)

1

Особенности географического положения, рельеф


Изучение нового материала

1. Определение по карте географического положения Австралии ,сравнение с Африкой.

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Особенности географического положения, рельеф Большой Водоразд. Хребет.


§31

Учебник ,карты, атлас

январь

2

Климат. Внутренние вод. Природные зоны

Изучение нового материала


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Климат. Внутренние вод. Природные зоны

§31

Учебник ,карты, атлас


3

История освоение материка. Австралийский Союз

Комбинированный, актуализации знаний и умений


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант

История освоение материка. Австралийский Союз Природа. Занятия Людей

§31

Учебник ,карты, атлас


4

Путешествие по Австралии и Океании

Урок – путешествие, комбинированный

. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.


Составление по карте маршрута путешествия

Путешествие по Австралии Природа. Природа. Занятия Людей

§32

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.


Тема: Антарктида (1 ч)

1

Антарктида


Урок – исследование , комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Антарктида: образ материка. Природа.

§33

Учебник ,карты, атлас


Тема: Южная Америка(6 часов)

1

Геогр. положение Южной Америки, рельеф и геологическое строение

Изучение нового материала

Определение Г. П. материка.

Заполнение таблиц Работа с картой, опрос

.Геогр. положение Южной Америки в сравнении с географическим

положением Африки.

§34

Учебник ,карты, атлас


2

Климат и внутренние воды

Южной Америки

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Геологическое строение и рельеф. Климат и внутренние воды

Южной Америки в сравнени и с Африкой

§35

Учебник ,карты, атлас

Февраль

3

Латинская Америка в мире.


Комбинированный, актуализации знаний и умен

Сравнительное описание крупных речных систем Африки и Ю.А.

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант

Латинская Америка в мире. Природные ресурсы и их

использование. Население.


§36

Учебник ,карты, атлас


4

Путешествие по южной Америке (1)


Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Маршрут – Огненная Земля- Буэнос- Айрес, Буэнос-Айрес- Рио

де- Жанеиро. Природа. Занятия Людей


§37

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.


5

Путешествие по южной Америке (2)

Урок – путешествие, комбинированный

1. Описание Амазонки по плану

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

АмазонияСельва. Особенности природы.

§38

Учебник ,карты, атлас видеофрагмент.


6

Бразилия.

Урок – путешествие, комбинированный

2. Описание страны (по выбору) по плану.


тест Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

.Бразилия Природа . Занятия людей Культура.

§39

видеофрагмент. Учебник ,карты, атлас


Тема: Северная Америка (8 часов)

1

Особенности ГП , рельеф и геологическое строение

Изучение нового материала

Определение Г. П. материка. Нанесение геогр. объектов на конт. карту 2. Сравнение климата отд. частей материка..

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант

Особенности ГП ,рельеф климата и внутрен. воды

§40

Учебник ,карты, атлас


2

Климат и внутренние воды

Комбинированный, актуализации знаний и умен


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос


§40

Учебник ,карты, атлас


3

Англо-саксонская Америка

Комбинированный, актуализации знаний и умен


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Англо- Саксонская Америка Этапы заселения . Деление материка.

§41

Учебник ,карты, атлас


4

Путешествие по Северной Америке (1)


Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Маршрут Лос- Анжелес- Сан –Франциско Природа. Занятия Людей.


§42

Учебник ,карты, атлас

март

5

Путешествие по Северной Америке (2)


Урок – путешествие, комбинированный

Описание путешествия одной из стран.

Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Сан- Франциско- Чикаго. Чикаго -Нью- Йорк Природа. Занятия Людей

§43

Учебник ,карты, атлас


6

США.

Урок – путешествие, комбинированный


тест Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

США. Природа . Занятия людей Культура.

§44

Учебник ,карты, атлас


7

Обобщающий урок







8

Контрольная работа







Тема: Евразия (17 часов)

1

1.Особенности ГП. Геологическое строение и рельеф Евразии

Изучение нового материала

Определение Г. П. материка. Нанесение геогр. объектов на конт. карту

Беседа, составление по карте маршрута путешествия

Особенности ГП. Геологическое строение и рельеф Евразии Оледенение.

§45

Учебник ,карты, атлас


2

Особенности климата. Влияния рельефа на климат материка.

Комбинированный, актуализации знаний и умен

Сравнение климат Евразии с климатом Сев. Америки.

Геогр. диктант Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Особенности климата. Влияния рельефа на климат материка.

§46

Учебник ,карты, атлас


3

Крупнейшие реки и озёра материка

Комбинированный, актуализации знаний и умен


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Крупнейшие реки и озёра материка

§46

Учебник ,карты, атлас

апрель

4

Европа в мире.

Комбинированный, актуализации знаний и умен


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос Геогр. диктант

Европа в мире. ГП. Исторические особенности освоения и

заселения.


§47

Учебник ,карты, атлас


5

Путешествие по Европе (1)

Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Маршрут Исландия - Пиренейский полуостров Природа. Занятия Людей.

§48

Учебник ,карты, атлас


6

Путешествие по Европе (2)

Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Маршрут Лиссабон – Мадрид.

Природа. Занятия Людей.

§49

Учебник ,карты, атлас


7

Германия

Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Природа. Занятия Людей.

§50

Учебник ,карты, атлас


8

Франция

Урок – путешествие, комбинированный


Написание рекламного ролика » приглашение в страну»

Природа. Занятия Людей.

§51

Учебник ,карты, атлас


9

Великобритания


Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Маршрут Шварцвальд- Сицилия. Маршрут Мессина- Стамбул.


§52

Учебник ,карты, атлас


10

Азия в мире.


Комбинированный, актуализации знаний и умен

3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Азия в мире. ГП и особенности природы региона. население.


§53

Учебник ,карты, атлас


11

Путешествие по Азии (1)

Урок – путешествие, комбинированный


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Путешествие по Азии Природа. Занятия Людей.

§54

Учебник ,карты, атлас

май

12

Путешествие по Азии (2)


Урок – путешествие, комбинированный

2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору).

Написание рекламного ролика » приглашение в страну»

Природа. Занятия Людей Путешествие по Азии.

.

§55

Учебник ,карты, атлас


13

Китай

Комбинированный, актуализации знаний и умен


тест Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Китай Природа. Занятия Людей

§56

Учебник ,карты, атлас


14

Индия

Комбинированный, актуализации знаний и умен


тест Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Индия Природа. Занятия Людей

§57

Учебник ,карты, атлас


15

Обобщающий урок







16

Контрольная работа







17

Россия в мире.


Комбинированный, актуализации знаний и умен


Работа с картой, фронтальный , индивид. опрос

Россия в мире.



Учебник ,карты, атлас


Резерв 2 ч



V.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся


В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен:

1) знать / понимать:
         основные источники информации, необходимые для изучения курса различие географических карт по содержанию, масштабу способы картографического изображения; основные языковые семьи; основные религии мира; причины неравномерности размещения населения; основные типы стран, столицы и крупные города; происхождение материков, строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа;  зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле; что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле; материки и океаны как крупные природные комплексы Земли; особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов; виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений; главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков; население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

2) уметь:
         использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; анализировать общегеографические и тематические карты; анализировать климатические диаграммы, таблицы; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран; выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий; показывать по карте географические объекты, названные в учебнике; создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

3) оценивать:

географическое положение материков и отдельных стран; изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека; жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран; географические путешествия по материкам;  современные проблемы отдельных стран и материков.


VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по географии


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.


^ Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик: 

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
^ Оценка "4" ставится, если ученик: 

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; 

Наличие неточностей в изложении географического материала; 

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

^ Оценка "3" ставится, если ученик: 

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 

^ Оценка "2" ставится, если ученик: 

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 
Не делает выводов и обобщений. 
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 
Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!