СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по географии 8-9 классы (классическая линия) ФГОС
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристанционная средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Арсеньевский район»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР И.о. директора школы
учителей-предметников _____ Н.Н.Чибисова ________ С.А.Лобанов
Протокол № 1 от 28.08.2020 Приказ № 108 от 01.09.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
Учитель Чибисова Нина Николаевна, I КК
Класс 8 - 9
Всего часов в год 134 (68/68)
Всего часов в неделю 4 (2/2)
Срок реализации: 2 года
п. Центральный, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Пристанционная СОШ» раздел «География» с учетом программы курса географии классической линии для 5–9 классов авторов: И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной, В.И. Сиротина (Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Москва, Издательский центр «Дрофа», 2015).
Рабочая программа ориентирована на учебники:
География России. Природа. 8 класс. Учебник (автор И.И. Баринова)
География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, В.Я. Ром).
Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
7–9-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
7–9 классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
7–9-й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
• различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• давать характеристику рельефа своей местности;
• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);
• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного предмета
8-й класс (68 ч., 2 ч. в неделю)
«География России. Природа»
Раздел 1. Введение. Россия на карте мира (7ч)
Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.
Географическое положение России. Россия – самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.
Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцам и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географическое открытия XVI – начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII - XVIII в.). Открытия XVIII в. исследования XIX - XXвв.
Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.
Практическая работа №1 «Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России»;
№ 2 «Оценивание динамики изменения границ России и их значения, нанесение особенностей географического положения России».
№3 «Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России»
Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы России (23ч).
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6ч)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России и их размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.
Практическая работа №4 «Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. Описание элементов рельефа России»;
Практическая работа №5 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»
Климат и климатические ресурсы (6ч)
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практическая работа № 6. «Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России»;
№7 «Составление прогноза погоды на основе различных источников информации, работа с климатограммами».
Внутренние воды и водные ресурсы (4ч)
Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины её образования. Особенности освоения территории с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Практическая работа №8 «Описание объектов гидрографии России (Составление характеристики одной из рек с помощью карт)»;
№9 «Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом»
№10 « Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России»
Почвы и почвенные ресурсы (4ч)
Образование почв и их разнообразие. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практическая работа №11 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия».
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы(3ч)
Растительный и животный мир России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практическая работа №12 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».
Раздел 3. Природные комплексы России (34ч).
Природное районирование (6ч)
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практическая работа №13 «Сравнение ПТК Азовского и Белого морей»;
№ 14 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа серии карт»;
№ 15 «Описание основных компонентов природы России».
Природа регионов России. Природа Тульской области (24 ч)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население Северного Кавказа.
Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения, история освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток – край контрастов. Особенности географического положения, история освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Географическое положение и история освоения Тульской области. Геологическая история, тектоническоестроение, рельеф и современные геоморфологические процессы территории Тульской области.
Климатические особенности и внутренние воды (реки и озера, каналы и водохранилища) Тульской области Почвы, растительность и животный мир. Ландшафты.
Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов Тульской области. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Практическая работа №16 «Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири»;
№ 17 «Сравнение особенностей природы отдельных регионов России»;
№ 18 «Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации»;
№19 «Сравнение площади Тульской области с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление благоприятности и не благоприятности физического положения»;
№ 20 «Построение профиля своей местности»;
№ 21 «Описание характеристики климата Тульской области»
Раздел III. Человек и природа (3ч).
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо тли причины экологического кризиса.
Практическая работа № 22 «Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей».
Обобщающее повторение (1 час)
9-й класс (68 ч., 2 ч. в неделю) «География России. Население и хозяйство.
Раздел I. Общая характеристика населения и хозяйства России (33 часа)
Место России в мире (4ч)
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.
Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны – соседи России.
Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение и России. Особенности экономико- географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно- географического положения отдельных частей страны. Роль центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны. Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.
Практическая работа №1 «Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами»;
№ 2 «Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ. Анализ административно-территориального деления России».
Население Российской Федерации. (9ч)
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI - XIX вв.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения.
Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Россия – многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Основные районы распространения разных религий.
Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.
Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера.
Практическая работа №3 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России»;
№ 4 «Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий»;
№ 5 «Чтение и анализ половозрастных пирамид»
№ 6 «Определение особенностей размещения крупных народов России»;
№ 7 «Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России»;
№ 8 «Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России»;
№ 9 «Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России»;
№ 10 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы»;
№ 11 «Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России».
География хозяйства России (2ч)
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства.
География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России.
Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.
Практическая работа № 12 «Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России».
Машиностроительный комплекс (3ч).
Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения.
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и значению. Проблемы российского машиностроения.
Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.
География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.
Практическая работа №13 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (2ч)
Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.
Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.
Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.
Практическая работа №14 «Характеристика угольного бассейна России».
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (6ч)
Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.
Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия – основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.
Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Агропромышленный комплекс (АПК) (3ч)
Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.
Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства.
Пищевая и легкая промышленность. Особенности пищевой и легкой промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития.
Практическая работа №15 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»;
№16 «Определение главных районов животноводства»
Инфраструктурный комплекс. (4ч)
Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт.
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Характеристика географических районов России (35ч)
Районирование России (2)
Районирование России. Районирование – важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.
Практическая работа №17 «Определение разных видов районирования России»
Западный макрорегион - европейская Россия. (1ч)
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. (8ч)
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.
Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники.
Географические особенности области Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного.
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. . Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.
Европейский Север (3ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско - Карельская и Тимано-Печорская части района.
Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.
Практическая работа №10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»
Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым (3ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Поволжье (3ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Урал (2ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Восточный макрорегион - азиатская Россия. (10ч)
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. . историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.
Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса основной зоны заселения и зона Севера – два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.
Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Практическая работа №18 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».
Хозяйство Тульской области (2 часа)
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства тульской области. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства Тульской области.
Обобщающее повторение (1 час)
Тематическое планирование
8 класс (68 ч.)
№ | Наименование разделов, тем
| Количество часов | В том числе Практические работы |
1 | Введение. Россия на карте мира | 7 | 3 |
2 | Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России | 23 | 9 |
| Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. | 6 | 2 |
| Климат и климатические ресурсы. | 6 | 2 |
| Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | 3 |
| Почвы и почвенные ресурсы | 4 | 1 |
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 3 | 1 |
3 | Раздел II. Природные комплексы России | 34 | 9 |
| Природное районирование | 6 | 3 |
| Природа регионов России. Природа тульской области | 28 | 6 |
4 | Раздел III. Человек и природа | 3 | 1 |
5 | Обобщающее повторение | 1 |
|
| Итого: | 68 | 22 |
Тематическое планирование
9 класс (68 ч.)
№ | Наименование разделов, тем
| Кол-во часов | В том числе Практические работы |
1 | Раздел I. Общая характеристика населения и хозяйства России | 33 | 8 |
1.1 | Место России в мире | 4 | 2 |
1.2 | Население Российской Федерации | 9 | 9 |
1.3 | География хозяйства России | 2 | 1 |
1.4 | Машиностроительный комплекс | 3 | 1 |
1.5 | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) | 2 | 1 |
1.6 | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества | 6 |
|
1.7 | Агропромышленный комплекс (АПК) | 3 | 2 |
1.8 | Инфраструктурный комплекс | 4 |
|
2 | Раздел II. Характеристика географических районов России | 35 | 2 |
2.1 | Районирование России | 2 | 1 |
2.2 | Западный макрорегион - Европейская Россия | 1 |
|
2.3 | Центральная Россия и Европейский Северо-Запад | 8 |
|
2.4 | Европейский Север | 3 |
|
2.5 | Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым | 3 |
|
2.6 | Поволжье | 3 |
|
2.7 | Урал | 2 |
|
2.8 | Восточный макрорегион – Азиатская Россия | 10 | 1 |
2.9 | Хозяйство Тульской области | 2 |
|
2.10 | Обобщающее повторение по курсу | 1 |
|
| Итого: | 68 | 18 |
Календарно-тематический план
по географии, 9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
на 2020 – 2021 учебный год
В том числе плановых практических работ:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
7 | 6 | 3 | 6 |
№ п/п | Дата план | Дата факт | Темы разделов и уроков, ЭОР | |
|
|
| Раздел 1. Введение. Россия на карте мира (7 часов) | |
1 | 1 четверть |
|
Что изучает физическая география России. Источники географической информации. | |
2 |
|
| Характеристика географического положения России. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. Практическая работа №1. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России | |
3 |
|
| Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Практическая работа №2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения, нанесение особенностей географического положения России. | |
4 |
|
| Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. Практическая работа № 3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России http://www.fcior.edu.ru/card/22766/rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov.html | |
5 |
|
| История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. | |
6 |
|
| История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России. | |
7 |
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия на карте мира» Тестирование по теме «Особенности географического положения России» | |
| Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы России (23 часа) 2.1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов) | |||
8 |
|
| Особенности рельефа России. Практическая работа №4. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. Описание элементов рельефа России.http://www.fcior.edu.ru/card/22670/gory-rossii-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidyashih.html | |
9 |
|
| Геологическое летоисчисление. Геохронологическая таблица. | |
10 |
|
| Геологическое строение территории России. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. | |
11 |
|
| Минеральные ресурсы России. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Практическая работа № 5. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых | |
12 |
|
| Развитие форм рельефа. Факторы образования современного рельефа. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа. | |
13 |
|
| Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России» | |
| 2.2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 часов) | |||
14 |
|
| Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/36_____.swf |
|
15 |
|
| Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). http://chibisova-nn.ucoz.net/load/flash_animacii/flash_animacii/6 |
|
16 |
|
| Закономерности распределения основных элементов климата (тепла и влаги) на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Практическая работа № 6. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России | |
17 |
|
| Климатические пояса и типы климата России Практическая работа №7. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации, работа с климатограммами http://www.fcior.edu.ru/card/22455/tipy-klimatov-rossii-klimaticheskie-poyasa.html | |
18 |
|
| Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd46eedb-02c3-490e-9d77-4a2a7e040899/tabl.swf (Думающая таблица) | |
19 | 2 чет |
|
Итоговый урок по теме «Климат» | |
| 2.3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (4 часа) | |||
20 |
|
| Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Практическая работа №8. Описание объектов гидрографии России (Составление характеристики одной из рек с помощью карт) http://www.fcior.edu.ru/card/22511/vidy-vod-sushi-na-territorii-rossii.html | |
21 |
|
| Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Практическая работа №9. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b26ff7c-1a13-4ad6-9684-d8d0a1fed20c/008.swf | |
22 |
|
| Водные ресурсы в жизни человека. Охрана вод. Практическая работа №10. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России | |
23 |
|
| Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | |
| 2.4. ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 часа) | |||
24 |
|
| Образование почв и их разнообразие на территории России. | |
25 |
|
| Главные типы почв России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. http://www.fcior.edu.ru/card/22381/razmeshenie-osnovnyh-tipov-pochv-so-specialnymi-vozmozhnostyami-dlya-slabovidyashih.html | |
26 |
|
| Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. Практическая работа №11. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия. | |
27 |
|
| Итоговый урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы» | |
| 2.5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (3 часа) | |||
28 |
|
| Разнообразие растительного и животного мира России.. | |
29 |
|
| Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России. Особо охраняемые природные территории. Практическая работа №12. Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса. | |
30 |
|
| Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир России» | |
| Раздел 3. Природные комплексы России (34 часа) 3.1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 часов) | |||
31 |
|
| Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Разнообразие природных комплексов России | |
32 |
|
| Моря как крупные природные комплексы. Практическая работа №13.Сравнение ПТК Азовского и Белого морей | |
33 | 3 чет |
|
Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d7460b-1777-4c4c-a346-e9e0b2034174/010.swf | |
34 |
|
| Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Практическая работа №14. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа серии карт. http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/52___.swf | |
35 |
|
| Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность. http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/45_____.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a20af74-e52a-4406-baf1-d498f1b596cf/011.swf | |
36 |
|
| Итоговый урок по теме «Природные комплексы России». Практическая работа № 15.Описание основных компонентов природы России | |
| 3.2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ. ПРИРОДА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (28 часов) | |||
37 |
|
| Восточно-Европейская (Русская) равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов). Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). | |
38
|
|
| Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы Восточно-Европейской равнины. Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). | |
39
|
|
| Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования. Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей). | |
40 |
|
| Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)). Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. | |
41 |
|
| Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья). | |
42 |
|
| Особенности природы высокогорий | |
43 |
|
| Природные комплексы Северного Кавказа | |
44 |
|
| Урал – «каменный пояс земли Русской». Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). | |
45 |
|
| Природные ресурсы Урала. Своеобразие природы Урала. Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). | |
46 |
|
| Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России. | |
47 |
|
| Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь. | |
48 |
|
| Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). | |
49 |
|
| Природные зоны Западно-Сибирской равнины | |
50 |
|
| Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы. Практическая работа №16. Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири | |
51 |
|
| Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов). http://chibisova-nn.ucoz.net/_ld/0/49____.swf | |
52 |
|
| Климат Восточной Сибири. Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы). | |
53 | 4 чет |
|
Природные районы Восточной Сибири. Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы). | |
54 |
|
| Озеро Байкал – жемчужина Сибири. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения). | |
55 |
|
| Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). | |
56
|
|
| Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов). | |
57 |
|
| Природные комплексы Дальнего Востока. Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). | |
58 |
|
| Природные уникумы Дальнего Востока. Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы). | |
59 |
|
| Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практическая работа № 17. Сравнение особенностей природы отдельных регионов России | |
60 |
|
| Повторение по теме «Природа регионов России». Практическая работа № 18. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации | |
61 |
|
| Географическое положение и история освоения Тульской области. Практическая работа №19. Сравнение площади Тульской области с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление благоприятности и не благоприятности физического положения | |
62 |
|
| Геологическая история, тектоническоестроение, рельеф и современные геоморфологические процессы территории Тульской области. Практическая работа № 20. Построение профиля своей местности | |
63 |
|
| Климатические особенности и внутренние воды (реки и озера, каналы и водохранилища) Тульской области Почвы, растительность и животный мир. Ландшафты. Практическая работа № 21. Описание характеристики климата Тульской области | |
64 |
|
| Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов Тульской области. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона. | |
| Раздел 4. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (3 часа) | |||
65 |
|
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу | |
66 |
|
| Рациональное природопользование. Россия на экологической карте мир. Практическая работа № 22. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей | |
67 |
|
| Экология и здоровье человека. география для природы и общества | |
68 |
|
| Обобщающее повторение |
Календарно-тематический план
по географии, 9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
на 2020 – 2021 учебный год
В том числе плановых практических работ:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
13 | 3 | 1 | 1 |
Дата План | Дата факт | №
| Тема раздела, урока |
Раздел I. Общая характеристика населения и хозяйства России (33 часа) | |||
1 четверть |
|
1 | Место России в мире (4 часа) Государственная территория и государственные границы России. Водные пространства, омывающие территорию России. Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). |
|
| 2 | Характеристика географического положения России. Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ. |
|
| 3 | Оценка географического положения. Практическая работа №1 «Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами». |
|
| 4 | Административно-территориальное устройство Российской Федерации. Практическая работа №2 «Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ. Анализ административно-территориального деления России» |
|
|
| Население Российской Федерации (9 часов) |
|
| 5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России в XI – XVI вв., XVII – XVIII вв., XIX – XXI вв. |
|
| 6 | Динамика численности и естественный прирост населения. Практическая работа № 3 «Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России»; № 4 «Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий» |
|
| 7 | Половой и возрастной состав населения России. Характеристика половозрастной структуры населения России. Практическая работа № 5 «Чтение и анализ половозрастных пирамид» |
|
| 8 | Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Основные районы распространения разных религий. Практическая работа № 6 «Определение особенностей размещения крупных народов России» |
|
| 9 | Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России, их классификация. Практическая работа № 7 «Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России» |
|
| 10 | Человеческий капитал и трудовые ресурсы России. Особенности географии рынка труда России. Практическая работа № 8 «Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России»; |
|
| 11 | Миграции населения в России. Практическая работа №9 «Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России»; №10 «Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы» |
|
| 12 | Размещение населения России. Географические особенности размещения населения России. Практическая работа №11 «Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России»; |
|
| 13 | Обобщение знаний по разделу: «Население Российской Федерации» |
|
|
| География хозяйства России (2 часа) |
|
| 14 | Хозяйство страны и его изучение. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Практическая работа № 12 «Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России». |
|
| 15 | Научный комплекс |
|
|
| Машиностроительный комплекс (3 часа) |
|
| 16 | Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Роль, значение и проблемы развития машиностроения |
|
| 17 | Факторы размещения машиностроения. |
|
| 18 | География машиностроения. Практическая работа №13 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения». |
|
|
| Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (2 часа) |
2 чет |
| 19 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Роль, значение и проблемы ТЭК. |
|
| 20 | Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Практическая работа № 14 «Характеристика угольного бассейна России». |
|
|
| Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (6 часов) |
|
| 21 | Состав и значение комплексов |
|
| 22 | Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. |
|
| 23 | Черная металлургия. Цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. |
|
| 24 | Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Химико-лесной комплекс. |
|
| 25 | Факторы размещения предприятий химической промышленности. |
|
| 26 | Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. |
|
|
| Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа) |
|
| 27 | Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. АПК. Состав и значение АПК. Практическая работа №15 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» |
|
| 28 | Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Земледелие и животноводство. Практическая работа №16 «Определение главных районов животноводства» |
|
| 29 | Пищевая и лёгкая промышленность |
|
|
| Инфраструктурный комплекс (4 часа) |
|
| 30 | Состав инфраструктурного комплекса. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. |
|
| 31 | Железнодорожный и автомобильный транспорт |
|
| 32 | Водный и другие виды транспорта |
3 чет |
| 33 | Информационная инфраструктура. Связь. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. |
Раздел 2. Характеристика географических районов России (35 часов) | |||
|
|
| Районирование России (2 часа) |
|
| 34 | Географическое районирование России. Практическая работа №17 «Определение разных видов районирования России» |
|
| 35 | Географические районы и географическое разделение труда |
|
|
| Западный макрорегион - европейская Россия (1 час) |
|
| 36 | Общая характеристика Западного макрорегиона. |
|
|
| Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (8 часов) |
|
| 37 | Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. |
|
| 38 | Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства. |
|
| 39 | Районы Центральной России. Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации. |
|
| 40 | Географические особенности области Центрального района |
|
| 42 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. |
|
| 42 | Северо-Западный район и Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. |
|
| 43 | Население, древние города Северо-Западного района |
|
| 44 | Хозяйство Северо-Западного района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. |
|
|
| Европейский Север (3 часа) |
|
| 45 | Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал. |
|
| 46 | Население Европейского Севера. |
|
| 47 | Хозяйство Европейского Севера. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера |
|
|
| Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым (3 часа) |
|
| 48 | Северный Кавказ и Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал. |
|
| 49 | Население Северного Кавказа и Крыма |
|
| 50 | Хозяйство Северного Кавказа и Крыма. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. |
|
|
| Поволжье (3 часа) |
|
| 51 | Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал. |
|
| 52 | Население Поволжья |
4 чет |
| 53 | Хозяйство Поволжья. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. |
|
|
| Урал (2 часа) |
|
| 54 | Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала |
|
| 55 | Население и хозяйство Урала |
|
|
| Восточный макрорегион - Азиатская Россия (10 часов) |
|
| 56 | Общая характеристика Восточного макрорегиона России. |
|
| 57 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона |
|
| 58 | Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения. |
|
| 59 | Население Западной Сибири |
|
| 60 | Хозяйство Западной Сибири. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы. |
|
| 61 | Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения. Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы. |
|
| 62 | Население Восточной Сибири. Практическая работа №18 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири». |
|
| 63 | Хозяйство Восточной Сибири. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. |
|
| 64 | Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал. |
|
| 65 | Население и хозяйство Дальнего Востока. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства. |
|
|
| Хозяйство Тульской области (2 часа) |
|
| 66 | Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства Тульской области |
|
| 67 | Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства Тульской области |
|
| 68 | Обобщающее повторение (1 час) |