СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по герграфии 8 класса расчитана на 68 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1

_____________Вяземского района Смоленской области________________

215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1, тел.8(48131) 3-26-68



Рассмотрено

Руководитель ШМО

____________/Янченкова Н.Г./

Протокол № ___

От «____» августа 2018 г

Согласовано

Заместитель директора по УВР __________ / Янченкова Н.Г /


«____» августа 2018 г


Утверждено

Директор школы

__________/ Бардова И.А./

Приказ № _____

от «____» августа 2018 г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии

8 класс






Составитель программы

Бальчус И.М.











2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г №1897;

  3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1 на текущий учебный год

  4. Календарного учебного графика на текущий учебный год;

  5. Основной образовательной программы ООО школы;

  6. Положение о рабочей программе учителя;

  7. Авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015. – 88с. – (ФГОС, Инновационная школа)

  8. Программы для общеобразовательных учебных организаций Смоленской области. – Смоленск, ГАУ ДПОС «СОИРО», 2014, авторы-составители: М. Ю. Евдокимов, В. М. Иванов.

УМК

Предметная линия учебников под редакцией Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016, 5-9 классы

Учебник «География 8 класс»  Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  Москва: «Русское слово» 2016

Атлас 8 класс


Структура документа:

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательное изучение тематических блоков в течение года.


Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту второго поколения в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. В контексте цели и задач названного курса региональный компонент «География Смоленской области» занимает особое место, так как знакомит школьников с региональным подходом в обучении как особым методом научного познания и является основой моделирования процессов и явлений, происходящих в географическом пространстве России. Поскольку в учебном плане МБОУ Семлевской СОШ № 1 изучение курса географии Смоленщины интегрировано в курс географии 8 класса, следовательно, некоторые практические работы имеют направленность регионального значения.


Цели и задачи курса

Цель:

- сформировать целостный географический образ своей Родины

Задачи:

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать

представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.


Место предмета в учебном плане:

В учебном плане школы на изучение учебного предмета география в 8 классе отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты:

• осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

• использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

• использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

• понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

Личностные результаты:

ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «География».


Метапредметными результатами изучения предмета в 8-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

• – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

• – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

• – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы


Коммуникативные УУД:

• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.



II. Содержание программы.

 Раздел I. Общая физическая география России

Тема 1. Географическое положение

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Географическое положение. Смоленской области.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.


Тема 2. История изучения территории России

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции  XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Учебные понятия: 

Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте географических объектов,  открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них,  которые названы в честь русских первопроходцев.

Тема 3.  Геологическое строение и рельеф

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления. Геологическое строение, история формирования и развития территории Смоленщины.

Учебные понятия: 

Геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.

Практическая работа: 

  1. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны и Смоленской области

Тема 4. Климат России

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России.  Солнечная радиация.  Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Факторы, влияющие на климат и характеристика климата Смоленской области. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Учебные понятия: 

Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.

Практические работы:

1 Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

2 Прогнозирование тенденций изменения климата.

Тема 6. Моря и внутренние воды

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек.  Озёра. Виды озер и их распространение по территории России.  Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.  Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой. Поверхностные, подземные воды, реки и озёра, болота и подземные воды Смоленщины.

Учебные понятия: 

Бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.

Практические работы:

1 Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

2 Составление характеристики Днепра с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

Тема 7. Почвы России (2 часа)

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их  свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Почвенный покров и земельные ресурсы Смоленской области. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Учебные понятия:

Почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.

Практические работы:

Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

Тема 8. Природные зоны России

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны Смоленской области. Растительный и животный мир Смоленщины. Природные комплексы.

Учебные понятия: 

Природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.

Практические работы: 

1 Оценка природных условий и ресурсов Смоленской области. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

2 Составление  описания одной из природных зон России по плану.

3. Оценка экологической ситуации на Смоленщине и пути решения экологических проблем.


Раздел II. Крупные природные районы России


Тема 1. Островная Арктика

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

 

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Рельеф и полезные ископаемые Смоленской области.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники, «Смоленское Поозерье» Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

 

Тема 3. Кавказ

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

 

Тема 4 .Крым — «жемчужина Европы».

Особенности географического положения региона. Равнинная, горная и прибрежная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Геологическое строение и полезные ископаемые Крыма. Особенности климата региона. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Полоса субтропиков. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Крыма.

Тема 5. Урал

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

 

Тема 6. Западно-Сибирская равнина

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.


Тема 7. Средняя Сибирь  

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

 

Тема 8. Северо-Восток Сибири

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

 

Тема 9. Горы Южной Сибири

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

 

Тема 10. Дальний Восток

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

 

Раздел 3. Природа и человек

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Заповедники Смоленской области.

Учебные понятия:

Ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, комфортность, отрасли промышленности, отходы: твёрдые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.

Практические работы: 

1.Составление прогноза развития экологической ситуации Смоленского региона на основе сведений о хозяйственной и повседневной  деятельности человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Называть и (или) показывать:

• Предмет изучения географии России

• Основные средства и методы получения географической информации

• Субъекты РФ

• Пограничные государства

• Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ

• Границы часовых поясов

• Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории

• Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах

• Распределение рек страны по бассейнам океанов

• Основные области современного оледенения и крупные ледники

• Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах

• Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования

• Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные

• Народы, наиболее распространенные языки, религии

• Примеры рационального и нерационального размещения производства

• Объекты всемирного культурного и природного наследия России

• Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.)

• Экологически неблагополучные районы России

• Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

• Географическое положение объектов

• Разницу в поясном времени территории

• Погоду по синоптическим картам

• Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации

3. Описывать:

• Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое)

• Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства

• Особенности быта и религий отдельных народов

4. Объяснять:

• Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

• Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России

• Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых

• Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога

• Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность

• Как составляется прогноз погоды

• Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком

• Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон

• Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны

• Разнообразие природных комплексов на территории страны

• Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения

• Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития

• Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ

• Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры

• Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов

• Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях

• Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

• Природно-ресурсный потенциал страны и региона

• Экологическую ситуацию в стране и регионе

• Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов

• Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений

• Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Ученик научится:

• называть различные источники географической информации и методы её получения;

• определять географическое положение России;

• показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

• определять поясное время;

• называть и показывать крупные равнины и горы;

• выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

• показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять закономерности их размещения;

• приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

• делать описания отдельных форм рельефа по картам;

• называть факторы, влияющие на формирование климата России;

• определять характерные особенности климата России;

• иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

• давать описания климата отдельных территорий;

• с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

• приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

• называть и показывать крупнейшие реки, озера;

• используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

• называть факторы почвообразования;

• используя карту, называть типы почв и их свойства;

• приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов;

• объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

• объяснять видовое разнообразие животного мира;

• называть меры по охране растений и животных.

• показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

• приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

• показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

• приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

• показывать на карте крупные природные районы России;

• называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

• давать комплексную физико-географическую характеристику;

• отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории.

• отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

• оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

• выделять экологические проблемы природных регионов.

• объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

• объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

Ученик получит возможность научиться:

• ставить учебные задачи, а также вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

• планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

• оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

• классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

• сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

• систематизировать и структурировать информацию;

• формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

• владеть навыками анализа и синтеза;

• искать и отбирать необходимые источники информации;

• использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно- коммуникационных технологий и сети Интернет;

• представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

• работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

• использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

• создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

• выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

• самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

• организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

• вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

• оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.


Ученик сможет пказывать на карте:

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).



3. Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контроль знаний

Раздел I. Общая физическая география России (37 часов)

1

Входной контроль знаний в форме тестирования. Географическое положение

4

1

1

2

История изучения территории России

3

1

0

3

Геологическое строение и рельеф

6

1

0

4

Климат и погода

7

2

1

5

Гидрография России

8

2

1

6

Почвы России

3

1

0

7

Природные зоны

6

3

1

Раздел II. Крупные природные районы России (27 часов)

8

Островная Арктика

2

0

0

9

Восточно-Европейская (Русская) равнина

8

1

0

10

Кавказ

2

0

0


Крым

2



11

Урал

2

1

1

12

Западно-Сибирская равнина

2

0

0

13

Средняя Сибирь

2

0

0

14

Северо-Восток Сибири

2

0

0

15

Горы Южной Сибири

2

1

0

16

Дальний Восток

3

1

0

Раздел III. Природа и человек (4 часа)

9

Природа и человек. Промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования.

4

1

1


Итого

68

15

6


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!