СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс с УУД. Автор учебника Баринова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская основная школа Демидовского района Смоленской области





Рассмотрено

на заседании педагогического

совета



Протокол № _____

от «_____» ____________ 20___ г.



Утверждаю

Директор МБОУ Михайловская ОШ _____________ / _____________ /



Приказ № _____

от «_____» ____________ 20___ г



Рабочая программа по географии

для 8 класса





Составитель:

учитель географии Дмитриева Л.Н.

высшая квалификационная категория









2017-2018 учебный год





Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс


Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- от 31.12. 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова ния, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Основной образовательной программой основного общего образования ОУ .



Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по географии 6-11 классы. Авторы программы  И.И. Баринова, В. П. Дронов . Учебник «География России. Природа» 8 класс  И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2016 г;

  • Учебник «География Смоленской области 8-9 классы» Евдокимов. 2014 г.

  • Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2016г.



Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Личностные результаты обучения:

Учащиеся должны обладать:

  • Российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

  • Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • Целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

  • Гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • Основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные (учебно-организационные):

  1. Ставить учебные задачи,

  2. Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  3. Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  4. Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

  5. Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

  6. Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные

учебно-логические:

  1. Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

  2. Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

  3. Систематизировать информацию;

  4. Структурировать информацию

  5. Определять проблему и способы ее решения;

  6. Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

  7. Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

  1. поиск и отбор необходимых источников информации (исследовательские проекты);

  2. представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

  3. работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

  4. составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления

  5. перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);

  6. использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  7. создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

  8. составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

  1. выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  2. уметь вести дискуссию, диалог;

  3. находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;


  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизнью;

  • объяснять и сравнивать особенности природы отдельных регионов России;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • давать характеристику внутренних вод своей области;

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества.





Содержание учебного курса географии 8 класс.

Введение.(1 час)      

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России. 6 часов. 

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

Практические работы:

  1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

История заселения и исследования территории России  

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский  период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России.

Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (6 часов)

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа:

  1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и  месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Климат и климатические ресурсы России.(5 часов).

Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Сумма активных температур.

Практические работы:

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.

  2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы России (5 часов)

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практические работы:

  1. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.

  2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.

  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Почва и почвенные ресурсы России ( 4 часа)

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Практическая работа:

  1. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России (4 часа)

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Практическая работа:

  1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира страны и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел II. Природные комплексы России.

Природное районирование.(8 часов)

 Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России.(17 часов)

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практические работы:

  1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны  (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.  Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

  2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел III.   Человек и природа. (4 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Практические работы:

  1. Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации. Оценка экологической ситуации в Смоленской области.

Раздел 4. География Смоленской области.(7ч). 1.Смоленская область в системе административно – политического устройства.

2.Физико – географическое положение Смоленской области.

3.Геологическое строение Смоленской области.

4.Полезные ископаемые Смоленской области. Рельеф Смоленской области.

5. Климат Смоленской области..Внутренние воды.

.Почвы Смоленской области.

6.Растительный и животный мир Смоленской области.

7.Природные комплексы.



Аттестация за курс 8 класса(1ч)



Тематическое планирование.



Кол-во час

дата

Тема урока


1



2





3

4



5

6

7




8

9




10

11

12


13





14

15






16





17






18





19

20





21





.

22




23





24

25

26




27





28

29





30

31






32


33


34

35

36

37

38


39









40

41


42


43

44

45

46

47


48

49


50

51

52

53


54


55


56









57


58

59

60







61

62

63

64

65

66

67

68



1





1

1



1

1

1



1

1




1

1

1


1




1

1






1





1






1




1

1





1






1




1




1

1

1




1




1

1





1

1





1


1


1

1

1

1

1


1






17ч



1

1


1


1

1

1

1

1


1

1


1

1

1

1


1


1


1








1


1

1



1




7ч(1ч аттестация)


1


1


1

1


1


1


1

1




Введение.

1.Что изучает физическая география России.


Наша Родина на карте Мира.

1.Географическое положение России.

Пр. р. №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран».

2.Моря, омывающие берега России.

3.Россия на карте часовых поясов.

Пр. р. №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России».

4.Как осваивали и изучали территорию России.

5.Как осваивали и изучали территорию России.

6.Урок обобщающего повторения

Тема 1.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

1.Особенности рельефа России.

2.Пр. р. №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

3.Геологическое строение территории России.

4.Минеральные ресурсы России.

5.Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления.

6.Повторение темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».


Тема 2.

Климат и климатические ресурсы.

1.От чего зависит климат нашей страны.

2.Закономерности распределения тепла и влаги, осадков на территории России.

.Пр.р. №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного балланса, выявление особенностей распределения температуры и осадков».

3.Типы климатов России.

Пр. р. №5 «Определение по карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».

4.Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

.Пр. р. №6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

5.Повторение темы «Климат и климатические ресурсы».


Тема 3.

Внутренние воды и водные ресурсы.

1.Разнообразие внутренних вод России.

2.Реки России.

Пр. р. №7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования».

3.Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Пр. р. №8 «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории России, их зависимости от рельефа и климата».

4.Водные ресурсы.

Пр. р. №9 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования».

5.Повторение темы «Внутренние ресурсы и водные ресурсы».


Тема 4.

Почвы и почвенные ресурсы.

1.Образование почв, их разнообразие.

2.Закономерности распространения почв.

3.Почвенные ресурсы России.

Пр. р. №10 «Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности».

4.Повторение темы «Почвы и почвенные ресурсы».


Тема 5.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

1.Растительный и животный мир России.

2.Биологические ресурсы.

Пр. р. №11 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природных комплексов».

3.Природно – ресурсный потенциал России.

4.Повторение темы «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».


Природные комплексы России.


Тема 1.

1.Природное районирование.


2.Разнообразие природных комплексов России».


3.Моря, как крупные природные комплексы.

4.Природные зоны России.

5.Разнообразие лесов России.

6.Безлесные зоны на юге России.

7.Высотная поясность.


8.Повторение темы «Природное районирование».

Пр. р. №12 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических карт и тематических карт. Прогнозирование в результате хозяйственной деятельности человека изменений в природе».


Тема 2.

Природа регионов России.

1.Русская (Восточно – Европейская) равнина.

2.Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

3.Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

4.Северный Кавказ – самые высокие горы России.

5.Природные комплексы Северного Кавказа.

6.Урал – «каменный пояс» Русской земли.

7.Своеобразие природы Урала.

8.Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

9.Западно – Сибирская равнина: особенности природы.

10.Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения.

11.Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

12.Природные районы Восточной Сибири.

13.Жемчужина Сибири – Байкал.

14.Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

15.Дальний Восток – край контрастов.Природные комплексы Дальнего Востока.Природные уникумы.

16.Природные ресурсы Дальнего Востока,освоение их человеком.

17. Повторение темы «Природа регионов России».

Пр. р. №13 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение более мелких частей регионов».





Человек и природа.

1.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу.

2.Рациональное природопользование.

3. Россия на экологической карте мира.Пр.р.№14 «Оценка экологической ситуации одного из регионов России».

4.Экология и здоровье человека. География для природы и общества.



География Смоленской области. Природа Смоленской области.


1.Смоленская область в системе административно – политического устройства.

2.Физико – географическое положение Смоленской области.

3.Геологическое строение Смоленской области.

4.Полезные ископаемые Смоленской области. Рельеф Смоленской области.

5. Климат Смоленской области..Внутренние воды.

.Почвы Смоленской области.

6.Растительный и животный мир Смоленской области.

7.Природные комплексы.

8.Аттестация по географии за курс 8 класса.


.







.