Муниципальное общеобразовательное учреждение
Константиновская средняя общеобразовательная школа
Раменского городского округа
Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ Константиновской СОШ
____________________/Г.А.Симонова/
Введена в действие приказом № 105 от «01» _09_2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Географии
(базовый уровень)
для 8 В класса
Торгашовой Надежды Михайловны,
учителя географии.
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №_1
от «30» августа 2021г.
2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Реализуется на основе примерной программы для основного общего образования по географии 2020г. Сборника примерных рабочих программ предметной линии «Полярная звезда» 5-11 класс Москва «Просвещение»2020 год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника География 8.
А. И Алексеев, В. В Николина и др. М. Просвещение 2020 г. «Полярная звезда» и соответствует ООП ООО школы.
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится на учебный предмет география 8 классе 2 часа в неделю, 68 часов за год.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Географическое пространство России.
Тема 1. Географическое положение и границы России. Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страны - соседи России. Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Россия в мире.
Практическая работа.
1.Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств.
Тема 2. Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время. Практическая работа Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон. Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России.
Освоение и изучение территории России в XVI—XXI вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны. Воссоединение Крыма.
Практические работы.
1) Систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.
2) Объяснение ситуаций в контексте реальных событий.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России.
Районирование территории Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований. Крупные районы России.
Практическая работа.
Обозначение на контурной карте границ географических районов и федеральных округов с целью выявления различий.
Раздел 2. Население России.
Тема 5. Численность населения.
Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и её географических районов. Миграции (механическое движение) населения. Прогнозы изменения численности населения России.
Практическая работа.
Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного прироста населения своего региона.
Тема 6. Половой и возрастной состав населения.
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Средняя продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Практическая работа.
Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.
Тема 7. Народы и религии Россия - многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Русский язык — язык межнационального общения. Крупнейшие народы России и их расселение. География религий. Практическая работа Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов Российской Федерации».
Тема 8. Территориальные особенности размещения населения.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Главная полоса расселения. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Современные тенденции сельского расселения. Практическая работа.
Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения.
Тема 9. Миграции населения.
Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды.
Раздел 3. Природа России.
Тема 10. Природные условия и ресурсы.
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов по разным признакам.
Практические работы.
1) Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации.
2) Оценка природно-ресурсного капитала одного из районов России по картам и статистическим материалам.
Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые пояса. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Минеральные ресурсы: виды и проблемы рационального использования. Рельеф своей местности.
Практические работы.
1) Сравнительное описание двух горных систем России по нескольким источникам информации.
2) Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны.
3) Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений. Тема 12. Климат Факторы, определяющие климат России.
Географическая широта как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды. Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испаряемость. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические изменения на территории России. Агроклиматические ресурсы. Климат своей местности.
Практические работы.
1) Описание погоды территории по карте погоды.
2) Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.
3) Оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 13. Внутренние воды и моря.
Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования. Внутренние воды России. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные речные системы России: питание, режим. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Внутренние воды и водные ресурсы своей местности.
Практические работы.
1) Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа.
2) Объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
Тема 14. Почвы, растительный и животный мир.
Почва -особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв. Основные типы растительности России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие; факторы, его определяющие. Ресурсы растительного и животного мира России.
Тема 15. Природно-хозяйственные зоны.
Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России.
Практические работы.
1) Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России.
2) Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах.
3) Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.
Оценка результатов освоения образовательной программы по биологии производится на основании Положения о системе контроля и оценивания результатов освоения обучающимися МОУ Константиновской средней общеобразовательной школы образовательных учебных программ (утверждено на педсовете протокол №7 от 10.02.2012г.
Тематическое планирование
Название раздела, темы | Количест-во часов | Пр. р. |
Раздел 1. Географическое пространство России. | 12 | |
Тема 1. Географическое положение и границы России. | 1 |
Тема 2. Время на территории России. | 1 |
Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России. | 1 |
Тема 4. Административно-территориальное устройство России. | 1 |
Раздел 2. Население России. Тема 5. Численность населения. | 11 | 1 |
Тема 6. Половой и возрастной состав населения. | 1 |
Тема 7. Народы и религии Россия - многонациональное государство. | |
Тема 8. Территориальные особенности размещения населения. | 1 |
Тема 9. Миграции населения. | |
Раздел 3. Природа России. Тема 10. Природные условия и ресурсы. | 27 | 2 |
Тема 11. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | |
Тема 12. Климат Факторы, определяющие климат России. | 3 |
Тема 13. Внутренние воды и моря. | 2 |
Тема 14. Почвы, растительный и животный мир. | |
Тема 15. Природно-хозяйственные зоны. | 18 | 3 |
ИТОГО: | 68 | 17 |
РАССМОТРЕНО Согласована.
На заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР
естественно-математического цикла ___________/Монахова Е.А/
Протокол №1 от 26 августа 2021г.,
Руководитель ШМО__________________ «27» августа 2021г.
/Иванова Е.А./
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/п | Раздел, тема урока. | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Географическое пространство России 12 ч. Тема 1. Географическое положение и границы России |
1 | Изучение географии России. Инструктаж по о.т. | | |
2 | Изучение географии России. | | |
3 | Географическое положение России. Пр.р.1 | | |
4 | Границы и страны — соседи России. | | |
5 | Географическое положение России. | | |
Тема 2. Время на территории России. |
6 | Время на территории России. | | |
7 | Время на территории России. Пр р 2. | | |
Тема 3. История формирования, освоения и изучения территории России. |
8 | История формирования, освоения и изучения территории России. Пр. р 3. | | |
9 | Изменение границ России на разных исторических этапах | | |
10 | Административнотерриториальное устройство России. Районирование территории. Пр.р 4. | | |
Тема 4. Административно-территориальное устройство России. |
11 | Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО. Особо охраняемые природные территории. | | |
12 | Обобщение и контроль знаний. | | |
Раздел 2. Население России 11ч. Тема 5. Численность населения. |
13 | Численность населения. Пр. р 5 | | |
14 | Воспроизводство населения. | | |
Тема 6. Половой и возрастной состав населения. |
15 | Половой и возрастной состав населения | | |
16 | Половой и возрастной состав населения. Пр.р 6 | | |
Тема 7. Народы и религии Россия - многонациональное государство. |
17 | Народы и религии. Пр.р. 7 | | |
18 | Территориальные особенности размещения населения. Пр.р. 8 | | |
19 | Городские и сельские поселения. Урбанизация. | | |
20 | Проектная работа «Санкт Петербург-культурная столица». | | |
21 | Миграции населения. Пр.р 9 | | |
22 | Подготовка к дискуссии «Рост Москвы — это хорошо или плохо?» | | |
23 | Трудовые ресурсы. Обобщение и проверка знаний. | | |
Раздел 3 Природа России – 27 ч. |
24 | Геологическое строение. | | |
25 | Рельеф России. Пр р 10 | | |
26 | Полезные ископаемые. | | |
27 | Оценка по картам и статистическим материалам природно-ресурсного капитала одного из районов России. Пр р.11 | | |
28 | Климат. | | |
29 | Атмосферная циркуляция. | | |
30 | Факторы, влияющие на климат России. Пр.р 12 | | |
31 | Климатические пояса и типы климатов России | | |
32 | Климатические пояса и типы климатов России. Пр р. 13 | | |
33 | Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Пр.р.14. | | |
34 | Моря, омывающие Россию | | |
35 | Моря, омывающие Россию. Пр.р 15. | | |
36 | Внутренние воды и водные ресурсы. Реки. Пр р.16 | | |
37 | Внутренние воды и водные ресурсы. Озера. | | |
38 | Ледники. Многолетняя мерзлота. | | |
39 | Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. | | |
40 | Неравномерность распределения водных ресурсов. | | |
41 | Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России | | |
42 | Почвы, факторы, влияющие на формирование. | | |
43 | Почвы, растительный и животный мир | | |
44 | Почвы, растительный и животный мир | | |
45 | Рациональное природопользование. | | |
46 | Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки | | |
47 | Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России» | | |
48 | Природно-территориальные комплексы | | |
49 | Природно-территориальные комплексы | | |
50 | Обобщение и контроль знаний. | | |
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы-14 часов. |
51 | Природно-хозяйственные зоны. | | |
52 | Лесные зоны. | | |
53 | Степи и лесостепи. Пр. р 17 | | |
54 | Зоны полупустынь и пустынь. | | |
55 | Субтропики. Пр.р. * | | |
56 | Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека | | |
57 | Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Пр. Р. * | | |
58 | Обобщение и контроль знаний. | | |
59 | Природные районы России | | |
60 | Природные районы России | | |
61 | Природные районы России | | |
62 | Природные районы России | | |
63 | Природные районы России | | |
64 | Природные районы России | | |
Тема 6. Родной край-2 часа. |
65 | Родной край | | |
66 | Родной край | | |
67-68 | Обобщение и итоговый контроль. | | |
ИТОГО: 68 ч, в том числе пр.р.31 |
Приложение 2
Корректировка планирования
№№ уроков п/п по КТП | Темы объединенных уроков | № нового урока | Тема нового урока | Дата проведения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
13