СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС ООО для учащихся 8 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белавская основная школа

Воротынского района Нижегородской области


Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № 1

от 29.08.2018

руководитель ШМО

А.П. Владимирова



Согласовано

на заседании ШМС

протокол № 1

от 30.08.2018

председатель ШМС

О.Н. Лепочкина


Утверждаю

директор школы

_______________ Л.П. Корнилова

Приказ №

от 31.08.2018




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

8 КЛАСС






Программу составила:

учитель географии и биологии

Климанова А.В.



с. Белавка

2018 г.



Планируемые результаты изучения курса географии в 8 классе

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.


Ученик получит возможность научиться:

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях России;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • объяснять закономерности размещения населения отдельных территорий России в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты на территории России;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.



Содержание курса географии

В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России».

Введение (1 час)

Основная цель: познакомить со структурой и содержанием курса географии 8 класса.

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России

(13 часов).

Основная цель: познакомить с особенностями географического положения и границами Российской Федерации; с историей заселения, освоения, и исследования территории России.

Тема 1. Географическое положение России (9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.

Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (4 часа). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Раздел II. Природа России (35 часов)

Основная цель: познакомить с особенностями и строением рельефа, минеральными ресурсами; климатообразующими факторами, типами климата на территории России; видами внутренних вод, водными ресурсами; типами почв и почвенными ресурсами на территории России; с особенностями распространения биологических ресурсов и рационального их использования; с природной зональностью России, особенности их размещения и взаимосвязи природных компонентов.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.

Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.

Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.

Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».

Раздел III. Население России (10 часов)

Основная цель: дать понятие численности населения; познакомить с движением, типами воспроизводства, составом, типами и зонами расселения населения; дать понятие трудовые ресурсы и структуры занятости населения России.

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел IV. Природный фактор в развитии России (4 часа)

Основная цель: показать взаимосвязь природной среды и природных ресурсов; дать понятие природно-ресурсного потенциала России.

Влияние природной среды на исторический процесс развития

Итоговый контроль за курс «География России. Природа и население» (5 часов)

Основная цель: итоговое повторение за курс географии в 8 классе, решение заданий из банка ОГЭ.















Тематическое планирование

п/п

Темы уроков

Содержание

Практические работы

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение (1 ч)

1

Введение в курс «География России»

Что и с какой целью изучают в курсе «География России»


Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны

Географическое положение и формирование государственной территории России (13 ч)

Географическое положение России (9 ч)

2

Географическое положение и его виды

Географическое положение.


Виды географического положения: природно-географическое (физико-географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое, историко-географическое положение.


Уровни географического положения.


Изменения географического положения со временем


Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника.


Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника.


Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем

3

Размеры территории и природно-географическое положение России

Основные черты природно-географического положения территории РФ; отрицательные и положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения


Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях «север - юг», «запад - восток»; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны.


Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника.

Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы

4

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России.


Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения


Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне.


Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка.


Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ.


Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России по иллюстративным и статистическим материалам учебника.


Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять изменения ТГП России после распада СССР, современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников географической информации

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.


Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения

Практическая работа №1

«Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»


Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста

и иллюстративных материалов учебника.
Обозначать на контурной карте стра́ны - члены НАТО, ЕС, АТЭС.

На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России.


Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии.


Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России.


Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в северном полушарии.


Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану.


Сформулировать выводы об особенностях географического положения страны, его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения

6

Государственная территория России. Типы российских границ

Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра).


Морские владения России - континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны.


Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные, морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические (безопасные, конфликтные)


Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны.


На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ

7

Сухопутные и морские границы России

Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей


Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношения и особенности сухопутных и морских границ России.


Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России.


Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ

8

Различия во времени на территории России

Поясное (зональное) местное и декретное время, его роль в хозяйстве и деятельности людей

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»

Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время».


Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем.


Решать задачи на определение поясного (зонального) времени

9

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России

Практическая работа №3 «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»

Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ.


Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ.


Составлять по политико-административной карте характеристику субъекта РФ по плану

10

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»


Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме «Географическое положение России».


Выполнять тестовые задания.


Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)

11

Заселение и освоение территории России

в IX–XVII вв.

Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв.


Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев.

Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв.


Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.


Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв.
Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв.
На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период.


Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды».


Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII–XIX вв.

12

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв.

Территориальные изменения в XVIII–XIX вв.


Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию.


Территориальные изменения на юге, юго-востоке и востоке в XIX в. Возникновение первых русских поселений в Северной Америке, установление новых границ с Китаем и Японией.


Хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв. Формирование старопромышленных районов, зон сельскохозяйственного производства, развитие водного и сухопутного транспорта, появление новых городов


Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв.


Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны.


Продолжать заполнять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды».


На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории России в XVII–XIX вв.


На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период.


Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции

13

Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.

Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России.


Главные географические открытия и исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке


Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII–XIX вв.


Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа.


Продолжать заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России».


Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в.

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Территориальные изменения в XX в.


Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и транспортных путей.


Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

Практическая работа №4 Заполнение таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России»


Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в.


Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории.


Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в.


Продолжать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды».


Обсуждать современные географические исследования, методы географических исследований и их роль для развития хозяйства страны.


Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме «История заселения, освоения и исследования территории России».


Выполнять тестовые задания

Природа России (35 ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч)

15

Геологическая история

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летоисчисление, геологическая карта


Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника.


Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли.


Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы.


Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность

16

Развитие земной коры

Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры - платформы и складчатые области; тектоническая карта


Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя.


Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России на основании материалов учебника.
Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей.


Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.).


Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории

17

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры

Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры

Практическая работа №5 «Выявление зависимости междутектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных исеопаемых на примере крупных территорий»

Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др.


Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры.


Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования

18

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов

Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы

Практическая работа №6 «Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Нижегородской области»

Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами на основе объяснений учителя. Приводить примеры, доказывающие что, современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания.


Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации

19

Литосфера. Рельеф. Человек

Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности


Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф.


Определять особенности и условия возникновения обвалов, осыпей, селей, оползней; разрабатывать правила безопасного поведения при нахождении в горах.


Обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения.


Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа

20

Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»


Обсуждать вопросы и задания учебника.


Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч)

21

Условия формирования климата

Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс


Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации.


Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты.


Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения

22

Движение воздушных масс

Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта


Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя.


Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника.


Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации.


Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, типам погоды; заполнять сравнительную таблицу.


Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.)

23

Закономерности распределения тепла и влаги

Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения

Практическая работа №7 «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»

Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их.


Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя.


Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности

24

Климатические пояса и типы климатов

Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов и областей

Практическая работа №8 «Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды»

Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий.


Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток.


Определять тип климата по климатическим диаграммам.


Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания.


Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану

25

Климат и человек

Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения

Практическая работа №9 «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере Нижегородской области»

Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы.


Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях.


Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания.


Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения

26

Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»


Обсуждать вопросы и задания учебника.


Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)

27

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек

Практическая работа №10 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей ее хозяйственного использования»

Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам.


Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника.


Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации.


Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания.


Обсуждать возможности хозяйственного использования

28

Зависимость речной сети от климата

Питание и режим рек, основные показатели жизни рек

Практическая работа №11 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника.


Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника.


Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий.


Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану

29

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод


Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника.


Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы.


Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа.


Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений.


Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод

30

Многолетняя мерзлота

Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека


Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации.


Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о неодинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны.


Обсуждать причины образования многолетней мерзлоты с учётом особенностей её распространения.


Выявлять специфические формы рельефа районов распространения многолетней мерзлоты. Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы.


Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания

31

Водные ресурсы. Воды и человек

Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами

Практическая работа №12 «Выявление экологических проблем внутренних вод Нижегородской области»

Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника.


Выявить основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника.


Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы.


Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений.


Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использовании водных ресурсов региона проживания

32

Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы»


Обсуждать вопросы и задания учебника.


Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)

33

Почва как особое природное образование

Понятие «почва», плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования


Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы.


Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы.


Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы (название горизонта, положение в почвенном профиле, особенности).


Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв

34

Главные типы почв и их размещение по территории России

Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России

Практическая работа №13 «Выявление особенностей почв Нижегородской области»

Анализировать почвенную карту по следующим вопросам. Какие зональные типы почв распространены на территории России? В каком направлении они сменяют друг друга? Как называется выявленная закономерность? Какая часть России - западная или восточная - имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано?


Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы (название типа почвы, территория распространения, условия почвообразования, содержание гумуса, плодородие).


Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения.


Готовить презентацию «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны»

35

Почвенные ресурсы. Почвы и человек

Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация

Практическая работа №14

«Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования. Знакомство с образцами почв из школьной коллекции»


Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы.


Выявлять неблагоприятные изменения почв в результате хозяйственного использования на основании беседы; систематизировать материал в виде схемы.


Определять существенные признаки понятия «мелиорация» на основании объяснения учителя.


Обсуждать материалы презентации о путях и способах охраны и рационального использования почвенных ресурсов на примере региона проживания.


Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название; географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч)

36

Растительный и животный мир

Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом

Практичекая работа №15

«Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы»


Определять состав органического мира России на основании материалов учебника.


Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов.


Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом».


Готовить презентацию «Роль растений и животных в жизни человека»

37

Биологические ресурсы

Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира

Практическая работа №16

«Выявление особенностей растительного и животного мира Нижегородской области»


Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника.


Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком.


Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека.


Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы.


Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира

38

Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»


Обсуждать вопросы и задания учебника.


Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

Природные различия на территории России (11 ч)

39

Природные комплексы

Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные


Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы, с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс».


Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации.


Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника.


Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения

40

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов


Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя.


Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов.


Анализировать карту природных зон по следующим вопросам. Какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России? В каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется? Какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами? В какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживания?

41

Северные безлесные природные зоны

Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы


Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации.


Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь.


Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника.


Анализировать особенности тундрово-глеевых почв.


Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем

42

Лесные зоны. Тайга

Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны


Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон.


Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны, на основании работы с текстом учебника.


Обсуждать причины невысокого плодородия таёжных почв.


Определять состав биологических ресурсов таёжной зоны; обосновывать пути и способы их охраны и рационального использования.


Сравнивать различные участки таёжной зоны с точки зрения плотности населения и распространения антропогенных ландшафтов; объяснять выявленные отличия.


Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека»

43

Смешанные и широколиственные леса

Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны


Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять отличия.


Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения различных древесных пород на основании материалов учебника.


Обсуждать материалы презентации «Роль лесов в жизни человека».


Обсуждать причины возникновения экологических проблем зоны и предлагать обоснованные пути их решения

44

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни

Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы

Практическая работа №17

«Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»


Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы.


Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения.
Определять географическое положение и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт.
Обсуждать приспособление животных и растений к условиям существования; формулировать выводы.


Готовить презентации «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору

45

Высотная поясность

Высотная поясность и её проявления на территории России

Практическая работа №18 «Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны»

Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя.


Сравнивать понятия «широтная зональность» и «высотная поясность»; заполнять сравнительную таблицу.


Обсуждать причины, определяющие характер высотной поясности; формулировать выводы.


Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия

46

Моря как крупные природные комплексы

Аквальные природные комплексы.


Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные.


Проблемы охраны природных комплексов морей


Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.
Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа.


Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карты атласа, текста и иллюстративного аппарата учебника.


Обсуждать проблемы охраны природных комплексов морей на основе сообщений/презентаций школьников.


Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России; определять их принадлежность к бассейнам океанов; обозначать крупнейшие морские порты и Северный морской путь.


Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации

47

Природно-хозяйственные отличия российских морей

Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы

Практическая работа №19 «Составление характеристики одного из морей России»

Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа.


На контурной карте условными знаками отмечать моря: внутренние и окраинные, самое большое (Берингово) и самое маленькое (Азовское) по площади, самое солёное (Берингово) и самое пресное (Балтийское), самое глубокое (Берингово) и самое мелкое (Азовское), самое холодное (Лаптевых), с самой тяжёлой ледовой обстановкой (Восточно-Сибирское) и самое тёплое (Чёрное).


На основе сообщений учащихся определять географию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карту. Формулировать выводы об экологических проблемах российских морей.
Составлять характеристику одного из морей России по типовому плану на основе анализа карт атласа, материалов ученика.


Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на

территории России на основе дополнительных источников географической информации

48

Особо охраняемые природные территории России

Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России


Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Приводить примеры разных видов особо охраняемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России

49

Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России»


Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данной теме.


Выполнять тестовые задания

Население России (10 ч)

50

Численность и воспроизводство населения России

Человеческий потенциал - главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в.


Типы воспроизводства населения в России.


Механический (миграционный) прирост населения

Практическая работа №20 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России»

Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника.


Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника.
Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки.


Определять факторы, влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Выявлять изменения естественного прироста в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника.


Обсуждать понятие «воспроизводство населения», выявлять его существенные признаки. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Обсуждать влияние механического прироста населения на демографическую ситуацию в стране на основе иллюстративных и статистических материалов учебника.


Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника

51

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Здоровый образ жизни. Человеческий капитал.


Демографические проблемы в России


Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника.
Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания.


Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника.


Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа.


Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни; выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в РФ между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника.


Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определившие

52

Этнический и языковой состав населения России

Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ.


Основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России.


Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым национальным составом

Практическая работа №21 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ»

Выявлять особенности этнического состава населения России; определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России на основе анализа теста и иллюстративных материалов учебника.


Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по следующему плану:


1. Крупнейшие народы РФ.


2. Численность (тыс. чел.) и доля (%) в населении РФ.


3. Особенности размещения (в какой части страны, соответствие политико-административным и национально-территориальным единицам РФ).


Обсуждать этнические депортации народов в СССР. Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации


53

Культурно-исторические особенности народов России.


География основных религий

Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география


Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России.


Определять современный религиозный состав населения России и главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий на основе анализа текста, иллюстративных материалов учебника и карты атласа.


Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма и связанные с ними объекты Всемирного культурного наследия на основе сообщений учащихся и карт атласа.


Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации; подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений

54

Особенности урбанизации в России. Городское население

Классификация городов по численности населения. Функции городов.


Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.


Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах


Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки.


Определять критерии города в России, виды городов по численности населения на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Обсуждать функции городов, опираясь на иллюстративные материалы учебника.


Приводить примеры городов с разными функциями.


Обсуждать понятие «урбанизация», выявлять его существенные признаки.


Определять темпы урбанизации в разные исторические периоды и современный уровень урбанизации в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника и статистических данных.


Определять города-миллионники России и крупнейшие городские агломерации.


Обозначать на контурной карте города-миллионники РФ.


Определять регионы России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации на основе анализа карт атласа.


Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально-экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников географической информации

55

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

Географические особенности расселения сельского населения. Классификация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл


Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки.


Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей (малые, средние, крупные) на основе анализа иллюстративных материалов учебника.


Выявлять зональные типы сельских поселений, отличающиеся по числу жителей, внешнему облику и планировке (село, деревня, станица, хутор, аул), по роли в хозяйстве страны на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений.


Определять субъекты РФ с более высокой долей сельских поселений на основе содержания карт атласа и таблиц учебника.
Выявлять причины подобного расселения населения.


Сравнивать городской и сельский образ жизни по следующим показателям: жилищные условия, характер и условия труда, ритм жизни, возможности получения различных услуг, общение, отношение к природе, досуг, одежда.


Обсуждать современные социальные проблемы малых городов и сёл на основе анализа дополнительных источников географической информации.


Подготавливать краткие сообщения/презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России

56

Миграции населения в России

Миграции населения. Причины и виды миграций.


Внутренние миграции, их виды: межрегиональные, сельско-городские, принудительные, вынужденные. Основные направления миграций населения на территории России.


Внешние миграции. Миграционный прирост.


Регионы эмиграции и иммиграции


Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки.


Определять виды и причины миграций, особенности внутренних миграций и их виды на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Определять основные направления внутренних миграционных потоков и выявлять регионы России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сообщений/презентаций школьников.


Обсуждать политические и социально-экономические причины, оказывающие влияние на интенсивность внешних миграций населения России в ХХ в. и в настоящее время на основе текста учебника и сообщений/презентаций школьников.


Обсуждать понятие «миграционный прирост населения», его ведущие признаки.


Выявлять динамику миграционного прироста численности населения России, регионы и направления основных миграционных потоков внешних миграций на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника, карт атласа.


Обсуждать проблему притока

в страну нелегальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации

57

Размещение населения России

Плотность населения. Неравномерность размещения населения по территории страны.


Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера

Практическая работа №22 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения гордского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России»

Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки.


Определять место России в мире по средней плотности населения, территории России с наиболее высокими и низкими показателями плотности населения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника.


Обсуждать факторы, влияющие на размещение населения (природные, исторические, социально-экономические), используя иллюстративные и статистические материалы учебника.


Обсуждать понятие «расселение населения», его существенные признаки.


Определять главные зоны расселения (основная зона расселения и хозяйственного освоения, зона Севера) на основе текста и иллюстративных материалов учебника, наносить их на контурную карту.


Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России

58

Занятость населения

Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства.


Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения.


Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала

Практическая работа №23 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства»

Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки.


Обсуждать проблемы занятости населения, старения населения и факторы, влияющие на безработицу на основе текста учебника.
Выявлять долю безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника.


Определять тенденции изменения доли занятых в сфере современного хозяйства по статистическим материалам учебника.


Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного аппарата учебника.


Определять показатели, характеризующие качество населения; оценивать человеческий капитал России на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации

59

Повторение и обобщение раздела «Население России»


Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России».


Выполнять тестовые задания

Природный фактор в развитии России (4 ч)

60

Влияние природы на развитие общества

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде.


Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека.


Экономически эффективная территория РФ


Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника.


Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания.


Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов на разных этапах развития общества.


Определять соотношение экономически эффективной территории России и её государственной территории на основе иллюстративных материалов учебника

61

Природные ресурсы

Природные ресурсы, их классификации; пути и способы рационального использования


Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации.


Обсуждать значение природных ресурсов для человека.


Выявлять различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника.


Обсуждать и сравнивать пути и способы охраны и рационального использования различных групп ресурсов (исчерпаемые возобновимые, исчерпаемые невозобновимые, неисчерпаемые).


Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов по плану:


1. Значение для человека.


2. Составные части.


3. Особенности распространения по территории России.


4. Пути и способы рационального использования

62

Природно-ресурсный потенциал России

Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития эконо-мики. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве страны.


Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России

Практическая работа №24 «Выявление характера использования природных ресурсов Нижегородской области с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ»

Выявлять главные особенности природных ресурсов России, соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, состав природных ресурсов на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника.


Определять долю минерально-сырьевых ресурсов в структуре российского экспорта, их роль в формировании бюджета страны; место России среди других стран мира по запасам и добыче важнейших минеральных ресурсов на основе иллюстративных и статистических материалов учебника.


Определять место России в мире по обеспеченности другими природными ресурсами (земельными, агроклиматическими, биологическими, водными, рекреационными и эстетическими) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.


Выявлять особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории России, называть и показывать основные ресурсные базы, используя тематические карты атласа.


Оценивать природно-ресурсный потенциал России и определять его значение для обеспечения всех сторон жизнедеятельности населения на основе текста и иллюстративных материалов учебника.


Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России; формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов.


Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

63

Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»


Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Природный фактор в развитии России».


Выполнять тестовые задания

64

Итоговый контроль за курс «География России. Природа и население»



65

Повторение по 1 разделу «Географическое положение и формирование государственной территории России»


Решение заданий из банка ОГЭ

66

Повторение по 2 разделу «Природа России»


Решение заданий из банка ОГЭ

67

Повторение по 3 разделу «Население России»


Решение заданий из банка ОГЭ

68

Обобщающее посвторение


Решение заданий из банка ОГЭ




45






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!