СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС ООО для учащихся 8 класса.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белавская основная школа
Воротынского района Нижегородской области
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № 1 от 29.08.2018 руководитель ШМО А.П. Владимирова | Согласовано на заседании ШМС протокол № 1 от 30.08.2018 председатель ШМС О.Н. Лепочкина | Утверждаю директор школы _______________ Л.П. Корнилова Приказ № от 31.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
Программу составила:
учитель географии и биологии
Климанова А.В.
с. Белавка
2018 г.
Планируемые результаты изучения курса географии в 8 классе
Ученик научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.
Ученик получит возможность научиться:
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях России;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
объяснять закономерности размещения населения отдельных территорий России в связи с природными и социально-экономическими факторами;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты на территории России;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
Содержание курса географии
В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России».
Введение (1 час)
Основная цель: познакомить со структурой и содержанием курса географии 8 класса.
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России
(13 часов).
Основная цель: познакомить с особенностями географического положения и границами Российской Федерации; с историей заселения, освоения, и исследования территории России.
Тема 1. Географическое положение России (9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.
Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны
Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (4 часа). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Раздел II. Природа России (35 часов)
Основная цель: познакомить с особенностями и строением рельефа, минеральными ресурсами; климатообразующими факторами, типами климата на территории России; видами внутренних вод, водными ресурсами; типами почв и почвенными ресурсами на территории России; с особенностями распространения биологических ресурсов и рационального их использования; с природной зональностью России, особенности их размещения и взаимосвязи природных компонентов.
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса
Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.
Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.
Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.
Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.
Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».
Раздел III. Население России (10 часов)
Основная цель: дать понятие численности населения; познакомить с движением, типами воспроизводства, составом, типами и зонами расселения населения; дать понятие трудовые ресурсы и структуры занятости населения России.
Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Раздел IV. Природный фактор в развитии России (4 часа)
Основная цель: показать взаимосвязь природной среды и природных ресурсов; дать понятие природно-ресурсного потенциала России.
Влияние природной среды на исторический процесс развития
Итоговый контроль за курс «География России. Природа и население» (5 часов)
Основная цель: итоговое повторение за курс географии в 8 классе, решение заданий из банка ОГЭ.
Тематическое планирование
№ п/п | Темы уроков | Содержание | Практические работы | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
Введение (1 ч) | |||||
1 | Введение в курс «География России» | Что и с какой целью изучают в курсе «География России» | | Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны | |
Географическое положение и формирование государственной территории России (13 ч) | |||||
Географическое положение России (9 ч) | |||||
2 | Географическое положение и его виды | Географическое положение. | | Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | |
3 | Размеры территории и природно-географическое положение России | Основные черты природно-географического положения территории РФ; отрицательные и положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | | Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях «север - юг», «запад - восток»; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы | |
4 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. | | Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. | |
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России» | Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. | |
6 | Государственная территория России. Типы российских границ | Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра). | | Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. | |
7 | Сухопутные и морские границы России | Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей | | Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношения и особенности сухопутных и морских границ России. | |
8 | Различия во времени на территории России | Поясное (зональное) местное и декретное время, его роль в хозяйстве и деятельности людей | Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России» | Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». | |
9 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России | Практическая работа №3 «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России» | Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ. | |
10 | Повторение и обобщение темы «Географическое положение России» | | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по теме «Географическое положение России». | ||
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч) | |||||
11 | Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. | Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. | | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. | |
12 | Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. | Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. | | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. | |
13 | Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. | Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. | | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII–XIX вв. | |
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | Территориальные изменения в XX в. | Практическая работа №4 Заполнение таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. | |
Природа России (35 ч) | |||||
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч) | |||||
15 | Геологическая история | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летоисчисление, геологическая карта | | Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. | |
16 | Развитие земной коры | Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры - платформы и складчатые области; тектоническая карта | | Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. | |
17 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры | Практическая работа №5 «Выявление зависимости междутектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных исеопаемых на примере крупных территорий» | Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. | |
18 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы | Практическая работа №6 «Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Нижегородской области» | Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами на основе объяснений учителя. Приводить примеры, доказывающие что, современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания. | |
19 | Литосфера. Рельеф. Человек | Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности | | Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. | |
20 | Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | | Обсуждать вопросы и задания учебника. | ||
Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) | |||||
21 | Условия формирования климата | Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс | | Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. | |
22 | Движение воздушных масс | Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта | | Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. | |
23 | Закономерности распределения тепла и влаги | Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | Практическая работа №7 «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны» | Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. | |
24 | Климатические пояса и типы климатов | Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов и областей | Практическая работа №8 «Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды» | Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. | |
25 | Климат и человек | Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | Практическая работа №9 «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере Нижегородской области» | Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. | |
26 | Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» | | Обсуждать вопросы и задания учебника. | ||
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) | |||||
27 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек | Практическая работа №10 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей ее хозяйственного использования» | Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. | |
28 | Зависимость речной сети от климата | Питание и режим рек, основные показатели жизни рек | Практическая работа №11 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России» | Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. | |
29 | Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод | | Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. | |
30 | Многолетняя мерзлота | Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека | | Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации. | |
31 | Водные ресурсы. Воды и человек | Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами | Практическая работа №12 «Выявление экологических проблем внутренних вод Нижегородской области» | Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. | |
32 | Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» | | Обсуждать вопросы и задания учебника. | ||
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) | |||||
33 | Почва как особое природное образование | Понятие «почва», плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования | | Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. | |
34 | Главные типы почв и их размещение по территории России | Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России | Практическая работа №13 «Выявление особенностей почв Нижегородской области» | Анализировать почвенную карту по следующим вопросам. Какие зональные типы почв распространены на территории России? В каком направлении они сменяют друг друга? Как называется выявленная закономерность? Какая часть России - западная или восточная - имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано? | |
35 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация | Практическая работа №14 «Составление характеристики зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и выявление условий почвообразования. Знакомство с образцами почв из школьной коллекции» | Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) | |||||
36 | Растительный и животный мир | Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом | Практичекая работа №15 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы» | Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. | |
37 | Биологические ресурсы | Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира | Практическая работа №16 «Выявление особенностей растительного и животного мира Нижегородской области» | Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. | |
38 | Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | | Обсуждать вопросы и задания учебника. | ||
Природные различия на территории России (11 ч) | |||||
39 | Природные комплексы | Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные | | Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы, с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». | |
40 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов | | Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. | |
41 | Северные безлесные природные зоны | Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | | Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. | |
42 | Лесные зоны. Тайга | Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | | Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. | |
43 | Смешанные и широколиственные леса | Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | | Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять отличия. | |
44 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни | Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | Практическая работа №17 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне» | Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. | |
45 | Высотная поясность | Высотная поясность и её проявления на территории России | Практическая работа №18 «Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны» | Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя. | |
46 | Моря как крупные природные комплексы | Аквальные природные комплексы. | | Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | |
47 | Природно-хозяйственные отличия российских морей | Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы | Практическая работа №19 «Составление характеристики одного из морей России» | Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. территории России на основе дополнительных источников географической информации | |
48 | Особо охраняемые природные территории России | Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России | | Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | |
49 | Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России» | | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данной теме. | ||
Население России (10 ч) | |||||
50 | Численность и воспроизводство населения России | Человеческий потенциал - главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. | Практическая работа №20 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России» | Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. | |
51 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида. | | Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | |
52 | Этнический и языковой состав населения России | Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. | Практическая работа №21 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ» | Выявлять особенности этнического состава населения России; определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. | |
53 | Культурно-исторические особенности народов России. | Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география | | Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. | |
54 | Особенности урбанизации в России. Городское население | Классификация городов по численности населения. Функции городов. | | Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. | |
55 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | Географические особенности расселения сельского населения. Классификация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл | | Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки. | |
56 | Миграции населения в России | Миграции населения. Причины и виды миграций. | | Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки. в страну нелегальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации | |
57 | Размещение населения России | Плотность населения. Неравномерность размещения населения по территории страны. | Практическая работа №22 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения гордского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России» | Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. | |
58 | Занятость населения | Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. | Практическая работа №23 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства» | Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки. | |
59 | Повторение и обобщение раздела «Население России» | | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России». | ||
Природный фактор в развитии России (4 ч) | |||||
60 | Влияние природы на развитие общества | Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде. | | Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. | |
61 | Природные ресурсы | Природные ресурсы, их классификации; пути и способы рационального использования | | Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. | |
62 | Природно-ресурсный потенциал России | Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития эконо-мики. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве страны. | Практическая работа №24 «Выявление характера использования природных ресурсов Нижегородской области с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ» | Выявлять главные особенности природных ресурсов России, соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, состав природных ресурсов на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. | |
63 | Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» | | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Природный фактор в развитии России». | ||
64 | Итоговый контроль за курс «География России. Природа и население» | | | ||
65 | Повторение по 1 разделу «Географическое положение и формирование государственной территории России» | | Решение заданий из банка ОГЭ | ||
66 | Повторение по 2 разделу «Природа России» | | Решение заданий из банка ОГЭ | ||
67 | Повторение по 3 разделу «Население России» | | Решение заданий из банка ОГЭ | ||
68 | Обобщающее посвторение | | Решение заданий из банка ОГЭ |
45