Приложение к приказу
от__________ №____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса географии
для 8 класса
на 2020-2021 учебный год
учитель
2020 год
Рассмотрено: Согласовано:
на заседании МО Заместитель директора
___________________________ по УВР _____________
(наименование объединения ) (подпись)
___________________________ ____________________
(И.О.Ф.)
Протокол от_________ №______ от_____________ 20____г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» составлена на 2020-2021 учебный год на основании:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями от 22.05.2019г.
Программа ориентирована на УМК: Пятунин В. Б., Таможняя Е. А.: География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2016. Рабочая программа рассчитана для 8 класса на 70 часов в год, 2 ч в неделю.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Планируемые результаты изучения учебного курса географии 8 класса
Ученик научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.
Ученик получит возможность научиться:
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях России;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
объяснять закономерности размещения населения отдельных территорий России в связи с природными и социально-экономическими факторами;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты на территории России;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
Содержание программы
Введение в курс «География России» 8 класс
Введение (1ч)
Что и с какой целью изучают в курсе «география России»
Раздел 2. Географическое положение России (10 часов)Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Раздел 3. История заселения, освоения и исследования территории России (5ч) История населения, освоения и исследования территории России
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел 4 Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7ч)Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земнойкоры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком
Раздел 5 Климат и агроклиматические ресурсы (7 ч)Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха изагрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.
Раздел 6 Внутренние воды и водные ресурсы(7 ч) Состав внутреннихвод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.
Раздел 7 Почвы и почвенные ресурсы. Биологические ресурсы (6ч)Почва как особое природное образование. Плодородие-важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.
Раздел 8 Природные различия на территории России(11ч)Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.
Раздел 9 Население России (10 ч)Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Раздел 10 Природный фактор в развитии России (6)
Влияние природной среды на развитие общества
Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.
Природные ресурсы, их классификации
Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
Практические работы
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»
Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»
Практическая работа №3 «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»
Практическая работа №4Заполнение таблицы « Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России»(9-17вв), (18-19 вв),(20вв)Практическая работа № 5 «Определение особенностей погоды для разных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды»Практическая работа № 6«Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности»Практическая работа №7 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы»
Практическая работа № 8 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»
Практическая работа № 9«Составление характеристики одного из морей России»
Практическая работа №10 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России»
Практическая работа № 11 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ»
Контрольный срез знаний-2
Календарно-тематическое планирование по географии за 8 класс
№ п/п | Изучаемый раздел, тема | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Раздел 1. Введение (1 час) |
| Введение в курс «География России» | 1 | | |
Раздел 2. Географическое положение России (10 часов) |
| Географическое положение и его виды. | 1 | | |
| Размеры территории и природно- географическое положение России | 1 | | |
| Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России | 1 | | |
| Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Практическая работа №1«Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России» | 1 | | |
| Государственная территория России. Типы российских границ | 1 | | |
| Сухопутные и морские границы России | 1 | | |
| Различия во времени на территории России.Практическая работа №2«Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России» | 1 | | |
| Административно-территориальное устройство РФ. Практическая работа №3 «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России» | 1 | | |
| Географическое положение и история заселения Тверской области | 1 | | |
| Повторение и обобщение темы «Географическое положение России» | 1 | | |
Раздел 3. История заселения, освоения и исследования территории России (5ч) |
| Заселение и освоение территории России в 19– 17 вв. | 1 | | |
| Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII - XIX вв. Практическая работа №4 Заполнение таблицы « Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» (9-17вв), (18-19 вв), (20вв) | 1 | | |
| Географическое исследование территории России в XVIII - XIX вв. | 1 | | |
| Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | 1 | | |
| Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследование территории России» | 1 | | |
Раздел 4.Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7ч) |
| Особенности рельефа России. | 1 | | |
| Развитие земной коры. Основные тектонические структуры. | 1 | | |
| Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. | 1 | | |
| Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов. | 1 | | |
| Литосфера. Рельеф. Человек. | 1 | | |
| Рельеф и полезные ископаемые Тверской области | 1 | | |
| Повторение и обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»Контрольный срез знаний №1 | 1 | | |
Раздел 5. Климат и агроклиматические ресурсы (7ч) |
| Условия формирования климата. | 1 | | |
| Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 1 | | |
| Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения. | 1 | | |
| Климатические пояса и типы климатов.Практическая работа № 5 «Определение особенностей погоды для разных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды» | 1 | | |
| Климат и человек. | 1 | | |
| Климат Тверской области | 1 | | |
| Повторение и обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы» | 1 | | |
Раздел 6. Внутренние воды и водные ресурсы 7 ч |
| Состав внутренних вод. Реки их зависимость от рельефа. | 1 | | |
| Зависимость речной сети от климата. | 1 | | |
| Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. | 1 | | |
| Многолетняя мерзлота. | 1 | | |
| Воды и человек. Водные ресурсы. Практическая работа № 6«Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности» | 1 | | |
| Внутренние воды Тверской области | 1 | | |
| Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 | | |
Раздел 7. Почвы и почвенные ресурсы.Биологические ресурсы (6ч) |
| Почва как особое природное образование | 1 | | |
| Главные типы почв и их размещение по территории России. | 1 | | |
| Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | 1 | | |
| Растительный и животный мир России.Практическая работа №7 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы» | 1 | | |
| Биологические ресурсы. | 1 | | |
| Повторение и обобщение тем: «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 1 | | |
Раздел 8. Природные различия на территории России (11ч) |
| Природные комплексы | 1 | | |
| Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. | 1 | | |
| Северные безлесные природные зоны | 1 | | |
| Лесные зоны. Тайга | 1 | | |
| Смешанные и широколиственные леса | 1 | | |
| Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Практическая работа № 8 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне» | 1 | | |
| Высотная поясность. | 1 | | |
| Моря как крупные природные комплексы. | 1 | | |
| Природно-хозяйственные различия российских морей. Практическая работа № 9«Составление характеристики одного из морей России» | 1 | | |
| Особо охраняемые территории России. | 1 | | |
| Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России» Контрольный срез знаний №2 | 1 | | |
Раздел 9. Население России (10 ч) |
| Численность и воспроизводство населения России. Практическая работа №10 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России» | 1 | | |
| Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | 1 | | |
| Этнический и языковой состав населения России. Практическая работа № 11 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ» | 1 | | |
| Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | 1 | | |
| Особенности урбанизации в России. Городское население | 1 | | |
| Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | 1 | | |
| Миграции населения в России | 1 | | |
| Размещение населения России. | 1 | | |
| Занятость населения. | 1 | | |
| Повторение и обобщение раздела «Население России» | 1 | | |
Раздел 10. Природный фактор в развитии России (6 ч) |
| Влияние природы на развитие общества | 1 | | |
| Природные ресурсы | 1 | | |
| Природно-ресурсный потенциал России | 1 | | |
| Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» | 1 | | |
| Повторение изученного в 8 классе | 1 | | |
| Итоговый урок | 1 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. География России. Природа и Население.Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва.Издательский центр « Вентана-Граф», 2017.
Атлас. Пятунин 8 кл. География России. Природа. Население. М.: Вентана-Граф 2017
Контурные карты. География 8 класс. М.: Вентана-Граф 2017
В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2009
Владимир Пятунин: География. 8 класс. Тесты к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможенной. ФГОС
Литература для обучающихся:
Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. География России. Природа и Население.Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва.Издательский центр « Вентана-Граф», 2017.
Атлас. Пятунин 8 кл. География России. Природа. Население. М.: Вентана-Граф 2017
Контурные карты. География 8 класс. М.: Вентана-Граф 2017