СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс (Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс (Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.)»

Приложение к приказу

от__________ №____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса географии

для 8 класса

на 2020-2021 учебный год


учитель












2020 год



Рассмотрено: Согласовано:

на заседании МО Заместитель директора

___________________________ по УВР _____________

(наименование объединения ) (подпись)

___________________________ ____________________

(И.О.Ф.)

Протокол от_________ №______ от_____________ 20____г.





Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» составлена на 2020-2021 учебный год на основании:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями от 22.05.2019г.

Программа ориентирована на УМК: Пятунин В. Б., Таможняя Е. А.: География России. Природа. Население. 8 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2016. Рабочая программа рассчитана для 8 класса на 70 часов в год, 2 ч в неделю.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Планируемые результаты изучения учебного курса географии 8 класса

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.

Ученик получит возможность научиться:

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях России;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • объяснять закономерности размещения населения отдельных территорий России в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты на территории России;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.




























Содержание программы


Введение в курс «География России» 8 класс

Введение (1ч)

Что и с какой целью изучают в курсе «география России»

Раздел 2. Географическое положение России (10 часов)Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Раздел 3. История заселения, освоения и исследования территории России (5ч) История населения, освоения и исследования территории России

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.


Раздел 4 Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7ч)Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земнойкоры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком

Раздел 5 Климат и агроклиматические ресурсы (7 ч)Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха изагрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Раздел 6 Внутренние воды и водные ресурсы(7 ч) Состав внутреннихвод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Раздел 7 Почвы и почвенные ресурсы. Биологические ресурсы (6ч)Почва как особое природное образование. Плодородие-важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Раздел 8 Природные различия на территории России(11ч)Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.

Раздел 9 Население России (10 ч)Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Раздел 10 Природный фактор в развитии России (6)

Влияние природной среды на развитие общества

Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Природные ресурсы, их классификации

Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.


Практические работы

Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»

Практическая работа №3 «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»

Практическая работа №4Заполнение таблицы « Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России»(9-17вв), (18-19 вв),(20вв)Практическая работа № 5 «Определение особенностей погоды для разных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды»Практическая работа № 6«Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности»Практическая работа №7 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы»

Практическая работа № 8 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»

Практическая работа № 9«Составление характеристики одного из морей России»

Практическая работа №10 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России»

Практическая работа № 11 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ»

Контрольный срез знаний-2


Календарно-тематическое планирование по географии за 8 класс

п/п

Изучаемый раздел, тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки


Раздел 1. Введение (1 час)

Введение в курс «География России»

1



Раздел 2. Географическое положение России (10 часов)

Географическое положение и его виды.

1



Размеры территории и природно- географическое положение России

1



Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России

1



Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Практическая работа №1«Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»

1



Государственная территория России. Типы российских границ

1



Сухопутные и морские границы России

1



Различия во времени на территории России.Практическая работа №2«Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»

1



Административно-территориальное устройство РФ. Практическая работа №3 «Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России»

1



Географическое положение и история заселения Тверской области

1



Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»

1



Раздел 3. История заселения, освоения и исследования территории России (5ч)

Заселение и освоение территории России в 19– 17 вв.

1



Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII -  XIX вв.

Практическая работа №4

Заполнение таблицы « Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России»

(9-17вв), (18-19 вв),

(20вв)

1



Географическое исследование территории России в XVIII -  XIX вв.

1



Территориальные изменения и географическое изучение России в   XX в.

1



Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследование территории России»

1



Раздел 4.Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7ч)

Особенности рель­ефа России.

1



Развитие земной коры. Основные

тектонические структуры.

1



Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.

1



Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов.

1



Литосфера. Рельеф. Человек.

1



Рельеф и полезные ископаемые Тверской области

1



Повторение и обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»Контрольный срез знаний №1

1



Раздел 5. Климат и агроклиматические ресурсы (7ч)

Условия формирования климата.

1



Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

1



Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения.

1



Климатические пояса и типы климатов.Практическая работа № 5 «Определение особенностей погоды для разных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды»

1



Климат и человек.

1



Климат Тверской области

1



Повторение и обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы»

1



Раздел 6. Внутренние воды и водные ресурсы 7 ч

Состав внутренних вод. Реки их зависимость от рельефа.

1



Зависимость речной сети от климата.

1



Озера. Болота. Подземные воды. Ледники.

1



Многолетняя мерзлота.

1



Воды и человек. Водные ресурсы. Практическая работа № 6«Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности»

1



Внутренние воды Тверской области

1



Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы»

1



Раздел 7. Почвы и почвенные ресурсы.Биологические ресурсы (6ч)

Почва как особое природное образование

1



Главные типы почв и их размещение по территории России.

1



Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

1



Растительный и жи­вотный мир России.Практическая работа №7 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы»

1



Биологические ре­сурсы.

1



Повторение и обобщение тем: «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

1



Раздел 8. Природные различия на территории России (11ч)

Природные комплексы

1



Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

1



Северные безлесные природные зоны

1



Лесные зоны. Тайга

1



Смешанные и широколиственные леса

1



Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Практическая работа № 8 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»

1



Высотная поясность.

1



Моря как крупные природные комплексы.

1



Природно-хозяйственные различия российских морей. Практическая работа № 9«Составление характеристики одного из морей России»

1



Особо охраняемые территории России.

1



Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России» Контрольный срез знаний №2

1



Раздел 9. Население России (10 ч)

Численность и воспроизводство населения России. Практическая работа №10 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России»

1



Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

1



Этнический и языковой состав населения России. Практическая работа № 11 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным делением РФ»

1



Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

1



Особенности урбанизации в России. Городское население

1



Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

1



Миграции населения в России

1



Размещение населения России.

1



Занятость населения.

1



Повторение и обобщение раздела «Население России»

1



Раздел 10. Природный фактор в развитии России (6 ч)

Влияние природы на развитие общества

1



Природные ресурсы

1



Природно-ресурсный потенциал России

1



Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»

1



Повторение изученного в 8 классе

1



Итоговый урок

1






















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. География России. Природа и Население.Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва.Издательский центр « Вентана-Граф», 2017.

Атлас. Пятунин 8 кл. География России. Природа. Население. М.: Вентана-Граф 2017

Контурные карты. География 8 класс. М.: Вентана-Граф 2017

В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2009

Владимир Пятунин: География. 8 класс. Тесты к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможенной. ФГОС

Литература для обучающихся:

Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. География России. Природа и Население.Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва.Издательский центр « Вентана-Граф», 2017.

Атлас. Пятунин 8 кл. География России. Природа. Население. М.: Вентана-Граф 2017

Контурные карты. География 8 класс. М.: Вентана-Граф 2017









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!