МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Принято на заседании педагогического совета
Зам. директора по УВР Протокол №___от «__»_____________2018 г.
___________Терехова М.Г.
«___» ____________2018 г.
Утверждаю
Директор школы __________Бородкин В. Д.
Протокол №_______от «__»________ 2018 г.
Рабочая программа по предмету
«География»
9 класс
Разработала:
Терехова М.Г.
Учитель
первой квалификационной категории
Становое 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии.
Реализуется на основе следующих документов:
-данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
-соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ),
-Закона «Об образовании РБ» и программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома.
- основной образовательной программы МКОУ «Становская СОШ».
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
-овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;- различие способности личности справляться с различными задачами;- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
-основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
-различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
Называть (показывать):
-основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-географические районы, их территориальный состав; отрасли местной промышленности.
Описывать:
-природные ресурсы;
-периоды формирования хозяйства России;
-особенности отраслей;
-традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных
Объяснять:
-различия в освоении территории;
-влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-размещение главных центров производства;
-сельскохозяйственную специализацию территории;
-структуру ввоза и вывоза;
-современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Содержание учебного курса
Тема 1. Место России в мире (4 часа)
Географическое положение России и его виды. Государственная территория России.
Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы. Политико-административное устройство России.
Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»
Тема 2. Население Российской Федерации (5 часов)
Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. География религий.
Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России»
Тема 3. Географические особенности экономики России (4 часа)
Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (25 часов)
Научный комплекс. Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.
Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.
Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия.
Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности.
Практическая работа №6 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности.
Военно-промышленный комплекс. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции военно-промышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс (АПК). Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.
Практическая работа №7 « Определение по карте размещения отраслей АПК»
Инфраструктурный комплекс. Классификация услуг. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства
Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов (30 часов)
Районирование – важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-географическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т.д.
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Полезные ископаемые.
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «изваряг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами.
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ. Разделяющая связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Восточный макрорегион. Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга.
Практическая работа №8 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»
Россия в современном мире. Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи с России с другими странами мира.
Формы и средства контроля
Предварительный , текущий, итоговый .
Тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»
Практическая работа №2 « Изучениенационального состава и размещения населения в некоторых районах России»
Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»
Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».
Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»
Практическая работа №6 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»
Практическая работа №7 « Определение по карте размещения отраслей АПК»
Практическая работа №8 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| | По плану | По факту | |
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | 05.09 | | |
2 | Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 « Характеристика ГП России» | 06.09 | | |
| |
3 | Экономико- транспортное, геополитическое и эколого-географическое положение России. | 12.09 | | |
4 | Государственная территория России. | 13.09 | | |
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 19.09 |
|
|
6 | Численность и естественный прирост населения. | 20.09 | | |
7 | Национальный состав населения. Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России» | 26.09 | | |
| |
8 | Миграции населения. | 27.09 | | |
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 03.10 | | |
10 | География основных типов экономики на территории России. | 04.10 | | |
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 10.10 | | |
12 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России | 11.10 | | |
13 | Научный комплекс. | 17.10 | | |
14 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения.. | 18.10 | | |
15 | Факторы размещения отраслей машиностроения. Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения» | 24.10 | | |
16 | География машиностроения. | 25.10 | | |
17 | Военно-промышленный комплекс. | 07.11 | | |
18 | Роль, значение и проблемы ТЭК. | 08.11 | | |
19 | Топливная промышленность. Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна». | 14.11 | | |
20 | Электроэнергетика России. Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров» | 15.11 | | |
21 | Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы. | 21.11 | | |
22 | Металлургический комплекс. | 22.11 | | |
23 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. | 28.11 | | |
24 | Цветная металлургия. | 29.11 | | |
25 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | 05.12 | | |
26 | Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа №6 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности» | 06.12 | | |
27 | Лесная промышленность | 12.12 | | |
28 | Состав и значение АПК. Практическая работа №7 « Определение по карте размещения отраслей АПК» | 13.12 | | |
29 | Земледелие и животноводство. | 19.12 | | |
30 | Пищевая и легкая промышленность | 20.12 | |
|
31 | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. | 26.12 | | |
32 | Железнодорожный автомобильный транспорт | 27.12 | | |
33 | Водный и другие виды транспорта. | 10.01 | | |
34 | Связь. Сфера обслуживания. | 16.01 | | |
35 | Межотраслевые комплексы | 17.01 | | |
36 | Районирование территории России | 23.01 | | |
37 | Общая характеристика Европейской России. | 24.01 | | | | |
38 | Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы | 30.01 | | | | |
39 | Население и главные черты хозяйства | 31.01 | | | | |
40 | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион | 06.02 | | | | |
41 | Географические особенности областей Центрального района. | 07.02 | | | | |
42 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы | 13.02 | | | | |
43 | Северо-Западный район | 14.02 | |
| | |
44 | Центральная Россия | 20.02 | | | | |
45 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 21.02 | |
| | |
46 | Население Европейского Севера | 27.02 | | | | |
47 | Хозяйство Европейского Севера | 28.02 | | | | |
48 | Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 06.03 | | | | |
49 | Население Северного Кавказа. | 07.03 | | | | |
50 | Хозяйство Северного Кавказа | 13.03 | | | |
51 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | 14.03 | | | | |
52 | Население Поволжья | 20.03 | | | | |
53 | Хозяйство Поволжья. | 21.03 | | | |
54 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | 03.04 | | | |
55 | Население Урала | 04.04 | | | |
56 | Хозяйство Урала | 10.04 | | | |
57 | Западный макрорегион. | 11.04 | | | |
58 | Общая характеристика | 17.04 | | | |
59 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 18.04 | |
| |
60 | Западная Сибирь | 24.04 | |
| | |
61 | Восточная Сибирь | 25.04 | | | |
62 | Дальний Восток | 02.05 | | | |
63 | Экономические районы России. Практическая работа №8 « Сравнительная характеристика двух районов по плану» | 15.05 | | | |
64 | Россия в современном мире | 16.05 | | | |
65 | Объекты мирового и культурного наследия России | 22.05 | | | |
66-70 | Резервные уроки | 23.05 29.05 30.05 | | | | | | |