СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс. Рабочая программа составлена к учебнику: "География 9 класс" В.П.Дронов, В.Я. Ром

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»





МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано Принято на заседании педагогического совета

Зам. директора по УВР Протокол №___от «__»_____________2018 г.

___________Терехова М.Г.

«___» ____________2018 г.



Утверждаю

Директор школы __________Бородкин В. Д.

Протокол №_______от «__»________ 2018 г.




Рабочая программа по предмету






«География»


9 класс






Разработала:

Терехова М.Г.

Учитель

первой квалификационной категории












Становое 2018 г.

Пояснительная записка




Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии.

Реализуется на основе следующих документов:

-данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

-соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом

Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ),

-Закона «Об образовании РБ» и программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома.

- основной образовательной программы МКОУ «Становская СОШ».

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

-овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;- различие способности личности справляться с различными задачами;- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

-основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

-различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

-специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

-определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

Называть (показывать):

-основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

-основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

-географические районы, их территориальный состав; отрасли местной промышленности.

Описывать:

-природные ресурсы;

-периоды формирования хозяйства России;

-особенности отраслей;

-традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных

Объяснять:

-различия в освоении территории;

-влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

-размещение главных центров производства;

-сельскохозяйственную специализацию территории;

-структуру ввоза и вывоза;

-современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

-возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Содержание учебного курса


Тема 1. Место России в мире (4 часа)

Географическое положение России и его виды. Государственная территория России.

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы. Политико-административное устройство России.

Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»

Тема 2. Население Российской Федерации (5 часов)

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. География религий.

Практическая работа №2 « Изучение национального состава и размещения населения в некоторых районах России»

Тема 3. Географические особенности экономики России (4 часа)

Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (25 часов)

Научный комплекс. Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»


Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлургических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия.

Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности.

Практическая работа №6 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности.

Военно-промышленный комплекс. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции военно-промышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс (АПК). Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Практическая работа №7 « Определение по карте размещения отраслей АПК»

Инфраструктурный комплекс. Классификация услуг. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства

Тема 5. Районирование России. Общественная география крупных регионов (30 часов)

Районирование – важнейший метод изучения географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-географическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т.д.

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Полезные ископаемые.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «изваряг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Освоение Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Её роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала – на стыке разнообразных границ. Разделяющая связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Восточный макрорегион. Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга.

Практическая работа №8 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»

Россия в современном мире. Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи с России с другими странами мира.

Формы и средства контроля

Предварительный , текущий, итоговый .

Тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.


Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»

Практическая работа №2 « Изучениенационального состава и размещения населения в некоторых районах России»

Практическая работа №3 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»

Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».

Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»

Практическая работа №6 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

Практическая работа №7 « Определение по карте размещения отраслей АПК»

Практическая работа №8 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ







п/п

Тема урока

Дата

про­ведения


Примечание






По плану

По факту


1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

05.09



2

Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»


06.09





3

Экономико- транспортное, геополитическое и эколого-географическое положение России.

12.09



4

Государственная территория России.

13.09



5


Исторические особенности заселения и освоения территории России.



19.09







6

Численность и естественный прирост населения.


20.09



7



Национальный состав населения. Практическая работа №2 « Изучение

национального состава и размещения

населения в некоторых районах России»


26.09






8

Миграции населения.

27.09



9

Городское и сельское население.

Расселение населения.


03.10



10

География основных типов экономики на территории России.

04.10



11


Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.


10.10



12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

11.10



13

Научный комплекс.

17.10



14

Роль, значение и проблемы развития машиностроения..


18.10



15

Факторы раз­мещения от­раслей маши­ностроения. Практическая работа №3

« Выявление факторов размещения развития машиностроения»



24.10



16

География машинострое­ния.

25.10



17

Военно-промышлен­ный комплекс.

07.11



18

Роль, значение и проблемы ТЭК.

08.11



19

Топливная промышленность. Практическая работа № 4 « Характеристика угольного бассейна».

14.11



20

Электроэнер­гетика России. Практическая работа №5 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»


15.11



21


Состав и зна­чение комплексов, производящих конструкционные материалы.

21.11



22

Металлургический комплекс.

22.11



23

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия.

28.11



24

Цветная металлургия.

29.11



25

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

05.12



26

Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа №6 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

06.12



27

Лесная промышленность

12.12



28

Состав и зна­чение АПК. Практическая работа №7 « Определение по карте размещения отраслей АПК»


13.12



29

Земледелие и животноводство.

19.12



30

Пищевая и легкая промышленность


20.12






31

Состав инфра­структурного комплекса. Роль транспор­та.

26.12



32

Железнодорожный автомобильный транспорт

27.12



33

Водный и другие виды транспорта.

10.01



34

Связь. Сфера обслуживания.

16.01



35

Межотраслевые комплексы

17.01



36

Районирование

территории

России

23.01



37

Общая характеристика

Европейской России.

24.01





38

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

30.01





39

Население и главные черты хозяйства

31.01






40

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

06.02





41

Географические особенности областей Центрального района.

07.02





42

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

13.02





43

Северо-Западный район

14.02








44

Центральная Россия

20.02





45

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

21.02








46

Население Европейского Севера

27.02





47

Хозяйство Европейского Севера

28.02





48

Европейский Юг. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

06.03





49

Население Северного Кавказа.

07.03





50

Хозяйство Северного Кавказа

13.03




51

Поволжье: ЭГП, природ­ные условия и ресурсы

14.03





52

Население Поволжья

20.03







53

Хозяйство Поволжья.

21.03




54

Урал. Геогра­фическое по­ложение, при­родные усло­вия и ресурсы

03.04




55

Население Урала

04.04




56

Хозяйство Урала

10.04




57

Западный макрорегион.

11.04




58

Общая характеристика

17.04





59

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

18.04







60


Западная Сибирь

24.04










61


Восточная Сибирь

25.04




62

Дальний Восток

02.05




63

Экономические районы России. Практическая работа №8 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»

15.05




64

Россия в современном мире

16.05




65

Объекты мирового и культурного наследия России

22.05




66-70

Резервные уроки

23.05

29.05

30.05