СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основании примерной Программа основного общего образования по географии авторы А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, В.А.Низовцев

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

«Утверждаю»

Директор МОУ школы №22

___________Т.А.Галактионова

30.08.2021г. приказ №68









Муниципальное общеобразовательное учреждение

Токаревская сельская основная

общеобразовательная школа №22

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области








Рабочая программа по географии

(базовый уровень)

9 класс











Составитель: Максимова Татьяна Федоровна

учитель географии и биологии высшей категории







2021-2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3)

  • Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (2010г)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1578 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ школы №22

  • Учебный план МОУ школы №22 на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основании примерной Программа основного общего образования по географии авторы А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, В.А.Низовцев (сборник «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С.В.Курчина - М.: Дрофа, 2014).

В соответствии с учебным планом МОУ школы №22 на изучение учебного предмета «География» в 9 классе отводится 2 часа в неделю. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 68 часов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Личностные результаты изучения предмета:

    учащийся должен обладать:

  • российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и

  • человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • ставить учебные задачи;

  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

  • систематизировать информацию;

  • структурировать информацию;

  • определять проблему и способы ее решения;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

  • владеть навыками анализа и синтеза;

  • искать и отбирать необходимые источники информации;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий

  • и сети Интернет;

  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

  • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

  • составлять рецензии, аннотации;

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география», «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри# и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций», «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера услуг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм», «экономико- и политико-географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально-хозяйственные связи», «уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения» ;

  • уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации;

  • читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты, комплексные карты географических районов;

  • объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов;

  • называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

  • называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства;

  • называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов;

  • объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны;

  • называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;

  • объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения;

  • объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства;

  • объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики;

  • называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение;

  • объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами;

  • приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

  • объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;

  • приводить примеры современных видов связи;

  • сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России;

  • объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда;

  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;

  • выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

  • перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП;

  • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;

  • объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

  • называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;

  • объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия внутри района;

  • определять показатель специализации по статистическим данным;

  • сопоставлять показатели специализации географических районов;

  • называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;

  • называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития;

  • объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России;

  • называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;

  • объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;

  • приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

  • объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;

  • объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

  • оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

    Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных):

  • находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации; объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

    Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

«География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»


В процессе изучения предмета «География» в 9 классе учащиеся осваивают следующие основные знания, а также выполняют практические работы.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

Раздел I. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ -

Тема 1. Общая характеристика хозяйства - 2 часа

Понятие хозяйства. Его структура. Что понимают под словами «экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые комплексы?

Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России?

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы - 15 часов

Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим?

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства?

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3#го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география легкой промышленности?

Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса?

Топливноэнергетический комплекс. Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле?

Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения?

Металлургический комплекс. Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?

Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?

Химическая промышленность. Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?

Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?

Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению районов? Как меняется территориальное разделение труда?

Практические работы. 1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт. 2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов). 3. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства. 4. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса. 5. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. 6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт). 7. Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным

условиям жизни населения положением территорий. 8. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством

и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «экономическая география», «социальная география»,

    «первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства», «структура хозяйства», «отрасль хозяйства», «технологические циклы (Кондратьева)», «наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энергоемкое и водоемкое производства», «межотраслевые комплексы», «специализация», «кооперирование», «концентрация производства», «внутри- и межотраслевые связи», «транспортная магистраль», «инфраструктура», «географическое разделение труда», «отрасль специализации», «экономический район», «экономическое районирование», «отрасли», «межотраслевые комплексы», «АПК», «ТЭК», «факторы размещения производства», «энергетическая система», «типы электростанций», «транспортная инфраструктура», «информационная инфраструктура», «телекоммуникационная сеть», «Интернет», «сотовая связь», «сфера услуг», «рекреационное хозяйство», «экологический туризм»;

  • уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации;

  • читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

  • объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на

    примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов;

  • называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

  • называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства;

  • называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов;

  • объяснять изменения структуры отрасли, их значение в экономике страны;

  • называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;

  • объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения;

  • объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства;

  • объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики;

  • называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение;

  • объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с различными производствами;

  • приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

  • объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;

  • приводить примеры современных видов связи;

  • сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи разных районов России;

  • объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географического разделения труда.

Раздел II. РАЙОНЫ РОССИИ - 42 часов

Тема 3. Европейская часть России - 26 часов

ВосточноЕвропейская равнина. Какие формы рельефа наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины?

Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека?

Центральная Россия

Центральная Россия: состав, географическое положение. Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией?

Центральный район: особенности населения. Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал?

Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?

Москва - столица России. Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация?

Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально-Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?

Волго-Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?

Северо-Западный район

Географическое положение и природа. Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей?

Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо-Запада?

Санкт-Петербург - новый «хозяйственный узел» России. Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР?

Санкт-Петербург - «вторая столица России». Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем?

Калининградская область. Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?

Европейский Север

Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района?

Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях?

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?

Поволжье

Географическое положение и природа. Каковы особенности экономико#географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья? Какими природными ресурсами богато Поволжье?

Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город?

Европейский Юг. Крым и Северный Кавказ

Природные условия. Каковы особенности рельефа Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов?

Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе?

Народы Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа?

Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?

Урал

Географическое положение и природа. В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем

связано необычайное природное разнообразие Урала?

Этапы развития и современное хозяйство. Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы

особенности современного этапа развития Уральского региона?

Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?

Практические работы. 9. Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины. 10. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России. 11. I вариант. Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России. II вариант. Составление туристических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России). 12. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем. 13. I вариант. Сравнение двух районов Европейского Севера- Кольско-Карельского и Двинско-Печорского- по плану: особенности географического положения; типичные природные ландшафты; природные ресурсы; хозяйственное развитие; межрайонные связи. II вариант. Выбор города

в качестве «региональной столицы» Европейского Севера и обоснование своего выбора. 14. I вариант. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе

работы с разными источниками информации. II вариант. Составление туристических маршрутов по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года. 15. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко#культурной и хозяйственной роли в жизни страны. 16. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства. 17. Составление географического описания Среднего Урала по картам.

Тема 4. Азиатская часть России - 15 часов

Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки?

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов?

Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются друг от друга арктические моря?

Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы Сибири отличаются от новоселов?

Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?

Западная Сибирь

Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?

Хозяйство района. Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

Восточная Сибирь

Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири?

Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера?

Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности

развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района?

Дальний Восток

Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско#японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района?

Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы

Дальнего Востока? Как проявляются опасные природные явления?

Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты

Японского моря?

Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения?

Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

Практические работы. 18. Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга. 19. Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико#географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации. 20. I вариант. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока. II вариант. Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей

Тихого океана. 21. Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников географической информации. 22. Составление

сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).

Тема 5. Россия в мире - 1 час

Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла Россия в мировой политике?

Практические работы. 23. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других

стран мира. 24. Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «экономико- и политико-географическое положение», «территориальная структура хозяйства», «территориально-хозяйственные связи», «уровень развития региона», «региональная политика», «качество и уровень жизни населения»;

  • читать и анализировать комплексные карты географических районов;

  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;

  • отбирать необходимые источники информации для работы;

  • выявлять особенности развития географических районов, показывать на карте состав и границы экономического района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

  • перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП;

  • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;

  • объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

  • называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;

  • объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия внутри района;

  • определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов;

  • называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;

  • называть общие черты и проблемы развития географических районов, оценивать перспективы развития;

  • объяснять природные и социально#экономические особенности географических районов европейской части России;

  • называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов;

  • объяснять роль европейской и азиатской части России во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;

  • приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

  • объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов;

  • объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

  • оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебные задачи;

  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

  • систематизировать информацию;

  • структурировать информацию;

  • определять проблему и способы ее решения;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

  • владеть навыками анализа и синтеза;

  • искать и отбирать необходимые источники информации;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

  • работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

  • составлять рецензии, аннотации;

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс (ФГОС), 68 часов (2 часа в неделю)


раздела

Наименование разделов и тем

1

Введение - 1 час

2

Раздел I. Хозяйство России - 19 часов


Тема 1. Общая характеристика хозяйства - 2 часа


Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы - 17 часов

3

Раздел II. Районы России - 44 часа


Тема 3. Европейская часть России - 28 часов


Тема 4. Азиатская часть России -16 часов

4

Заключение. Россия в мире - 1 час


Итоговый контроль - 1 час


Резерв - 2 часа


Итого - 68 часов.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _1_ заседания ШМО

естественно-научного цикла

от «30» августа 2021г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.В.Аборина/

«30» августа 2021г.



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс (ФГОС), 68 часов (2 часа в неделю)

2021-2022 учебный год

урока

Наименование разделов

и тем урока.

Практическая

часть

Кол-во

часов

Плановые сроки прохождения программы

Скорректиро

ванные сроки прохождения программы

Введение - 1 час

1

Введение. Знакомство с курсом.


1

01.09-03.09


Раздел I. Хозяйство России - 19 часов

Тема 1.Общая характеристика хозяйства - 2 часа

2

Понятие хозяйства. Его структура.


1

06.09-10.09


3

Этапы развития хозяйства.


1

06.09-10.09


Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы - 17 часов

4

Сельское хозяйство. Растениеводство.


1

13.09-17.09


5

Животноводство.

Зональная специализация сельского хозяйства. П/р№1.

П/р№1. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

1

13.09-17.09


6-7

Агропромышленный комплекс.

Легкая и пищевая

промышленность.


2

20.09-24.09


8

Лесной комплекс.


1

27.09-01.10


9

Топливно-энергетический комплекс. Топливная

промышленность.П/р№2

П/р№2. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).

1

27.09-01.10


10

Нефтяная и газовая промышленность.


1

11.10-15.10


11

Электроэнергетика.


1

11.10-15.10


12-13

Металлургический комплекс.П/р№3.

П/р№3.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

2

18.10-22.10


14

Машиностроительный комплекс.П/р№4.

П/р№4.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения.

1

25.10-29.10


15

Химическая промышленность.П/р№5

П/р№5.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

1

25.10-29.10


16

Транспорт.П/р№6.

П/р№6.Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).

1

01.11-03.11


17

Информационная инфраструктура.


1

01.11-03.11


18

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.


1

08.11-12.11


19

Территориальное

(географическое)

разделение труда.П/р№7

П/р№7.Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным

условиям жизни населения положением территорий.

1

08.11-12.11


20

Итоговый урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы».П/р№8.

П/р№8.Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством

и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

1

22.11-26.11


Раздел II. Районы России - 44 часа

Тема 3. Европейская часть России - 28 часов

21

Восточно-Европейская равнина.П/р№9.

П/р№9.Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

1

22.11-26.11


22

Волга.


1

29.11-03.12


Центральная Россия

23

Центральная Россия: состав, географическое

положение.П/р№10.

П/р№10.Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

1

29.11-03.12


24

Центральный район: особенности населения.


1

23.12-27.12


25

Хозяйство Центрального

района.


1

06.12-10.12


26

Москва - столица России.


1

06.12-10.12


27

Города Центрального района.П/р№11.

П/р№11. I вариант. Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России. II вариант. Составление туристических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

1

13.12-17.12


28

Центрально-Черноземный район.


1

13.12-17.12


29

Волго-Вятский

район.


1

20.12-24.12


Северо-Западный район

30

Северо-Западный район: географическое

положение и природа.


1

20.12-24.12


31

Города на старых

водных торговых путях.П/р№12.

П/р№12.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

1

27.12-30.12


32

Санкт-Петербург - новый

«хозяйственный узел» России.


1

27.12-30.12


33

Санкт-Петербург - «вторая столица России».


1

10.01-14.01


34

Калининградская область.


1

10.01-14.01


Европейский Север

35

Европейский Север: географическое

положение и природа.П/р№13.

П/р№13.I вариант. Сравнение двух районов Европейского Севера- Кольско-Карельского и Двинско-Печорского- по плану: особенности географического положения; типичные природные ландшафты; природные ресурсы; хозяйственное развитие; межрайонные связи. II вариант. Выбор города

в качестве «региональной столицы» Европейского Севера и обоснование своего выбора.

1

17.01-21.01


36

Этапы развития

хозяйства.


1

17.01-21.01


37

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.П/р№14.

П/р№14.I вариант. Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе

работы с разными источниками информации. II вариант. Составление туристических маршрутов по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года.

1

24.01-28.01


Поволжье

38

Поволжье: географическое

положение и природа.П/р№15.

П/р№15.Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

1

24.01-28.01


39

Население и хозяйство.


1

31.01-04.02


Европейский Юг

40

Крым.


1

31.01-04.02


41

Природные условия Северного Кавказа.


1

07.02-11.02


42

Хозяйство Северного Кавказа.П/р№16.

П/р№16.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

1

07.02-11.02


43

Народы Северного Кавказа.


1

14.02-18.02


44

Южные моря России.


1

14.02-18.02


Урал

45

Урал: географическое положение и природа.П/р№17.

П/р№17.Составление географического описания Среднего Урала по картам.

1

28.02-04.03


46

Этапы развития

и современное

хозяйство Урала.


1

28.02-04.03


47

Население и города Урала. Проблемы района.


1

09.03-11.03


48

Итоговый урок по

теме «Европейская часть России».


1

09.03-11.04


Тема 4. Азиатская часть России - 16 часов

49

Природа Сибири.


1

14.03-18.03


50

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.


1

14.03-18.03


51

Арктические моря.


1

21.03-25.03


52

Население Сибири.


1

21.03-25.03


53

Хозяйственное освоение Сибири.П/р№18.

П/р№18.Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации.

1

28.03-01.04


Западная Сибирь

54

Западная Сибирь: природные условия и ресурсы.


1

28.03-01.04


55

Хозяйство района.


1

11.04-15.04


Восточная Сибирь

56

Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы.


1

11.04-15.04


57

Байкал.


1

18.04-22.04


58

Хозяйство района.


1

18.04-22.04


Дальний Восток

59

Дальний Восток. Формирование

территории.


1

25.04-29.04


60

Природные условия и ресурсы.


1

25.04-29.04


61

Моря Тихого океана.П/р№19.

П/р№19.I вариант. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока. II вариант. Сравнительная хар-ка хозяйственного использования морей

Тихого океана.

1

04.05-06.05


62

Население района.


1

11.05-13.05


63

Хозяйство района.


1

11.05-13.05


64

Итоговый урок по теме «Азиатская часть России».


1

16.05-20.05


Заключение. Россия в мире - 1 час

65

Россия в мире. П/р№20.

П/р№20.Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других

стран мира. Работа с материалами средств массовой информации с целью хар-ки изме-нений в экономичес-кой и политической жизни России.

1

16.05-20.05


Итоговый контроль - 1 час

66

Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и географические районы».


1

23.05-27.05



Резерв


2




Итого


68




«СОГЛАСОВАНО»

Протокол № _1__ заседания ШМО

естественно-научного цикла

от «30» августа 2021г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________/Л.В.Аборина/

«30» августа 2021г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!