СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы к учебнику Алексеева 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе:

авторской программы А.И. Алексеев, М.А. Бахир, С. В. Ильинский, К. Н. Вавилова, В. В. Николина. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Полярная звезда» 5 – 11 классы. В. П. Максаковского 10 – 11 классы. Базовый уровень», М., «Просвещение» 2020 г. и Положения о рабочей программе МБОУ Октябрьская СОШ (пр. № 65 от 28.08.2020 г).

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решение проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

3. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Хозяйство России

Тема 1. Общая характеристика хозяйства

Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения производства.

Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России. Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по терри­тории страны.

Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК): состав, место и значение в хозяйстве.

Нефтяная, газовая, угольная промыш­ленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений топлива.

Электроэнергетика: основные типы электростанций 9 включая станции, использующие возобновляемые источники энергии – ВИЭ), их особенности и доля в производ­стве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, топливные и гидроэлектростанции. Каскады ГЭС. Энергосистемы.

Влияние ТЭК на окружа­ющую среду. Направления развития ТЭК России.

Практические работы

  1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.

  2. Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны.

Тема 3. Металлургия

Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства черных и цветных металлов. Факторы размещения пред­приятий металлургического комплекса. География металлургии чёрных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России.

Практическая работа

Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия.

Тема 4. Машиностроение

Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной производстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео­графия важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России.

Практическая работа

Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции.

Тема 5. Химическая промышленность

Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России.

Практическая работа

Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука).

Тема 6. Лесопромышленный комплекс

Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесопромышленного комплекса. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесопромышленного комплекса России.

Практическая работа

Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.


Тема 7. Агропромышленный комплекс

Состав и значение в экономике страны.

Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития.

Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Фак­торы размещения предприятий. География важнейших отрас­лей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направления развития пищевой промышленности России.

Лёгкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприя­тий. География важнейших отраслей. Лёгкая промышленность и окружающая среда. Направления развития легкой промышленности России.

Практическая работа

Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.

Тема 8. Инфраструктурный комплекс

Состав и значение в хозяйстве.

Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная система.

Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт: особенности, география, влияние на окружающую среду, направления развития.

Связь: состав и значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи в России.

География туризма и рекреации.

Наука и образование: значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления развития науки и образования.

Раздел 2. Регионы России

Темы 9 – 17. Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток

Европейская и азиатская части России: территория, географическое положение, природа, население, хозяйство.

Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток: состав и географическое положение, особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

Практические работы

  1. Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации.

  2. Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям.

  3. Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.

  4. Оценка туристско-рекреационного потенциала региона.

Раздел 3. Россия в мире

Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в мировой торговле. Россия в системе мировых транспортных коридоров.






























4. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Хозяйство России (22 ч)

1

Развитие хозяйства.

1


2

Особенности экономики России.

1


3

Учимся с «Полярной звездой» (1).

1


4

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

1


5

Нефтяная промышленность.

1


6

Газовая промышленность.

1


7

Электроэнергетика. Практическая работа №1 «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах».

Практическая работа №2 «Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны».

1


8

Черная металлургия.

1


9

Цветная металлургия. Практическая работа №3 «Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия».

1


10

Машиностроение. Практическая работа №4 «Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции».

1


11

Химическая промышленность. Практическая работа №5 «Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука)».

1


12

Лесопромышленный комплекс. Практическая работа №6 «Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса».

1


13

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1


14

Сельское хозяйство. Животноводство.

1


15

Учимся с «Полярной звездой» (2). Практическая работа №7 «Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК».

1


16

Транспортная инфраструктура.

1


17

Транспортная инфраструктура.

1


18

Социальная инфраструктура.

1


19

Учимся с «Полярной звездой» (3).

1


20

Информационная инфраструктура.

1


21

Обобщение по теме «Хозяйство России».

1


Тема 2. Регионы России (38 ч)

Центральная Россия (6 ч)

22

Пространство Центральной России.

1


23

Центральная Россия: освоение территории и население.

1


24

Центральная Россия: хозяйство.

1



25

Центральная Россия: хозяйство.

1



26

Учимся с «Полярной звездой» (4)

1



27

Москва – столица России.

1



Европейский Северо-Запад (4 ч)


28

Пространство Северо-Запада.

1



29

Северо-Запад: «окно в Европу».

1



30

Северо-Запад: хозяйство.

1



31

Санкт-Петербург – культурная столица России.

1



Европейский Север (4 ч)


32

Пространство Европейского Севера.

1



33

Европейский Север: освоение территории и население.

1



34

Европейский Север: хозяйство и проблемы. Практическая работа №8 «Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации».

1



35

Учимся с «Полярной звездой» (5).

1



Европейский Юг (4 ч)


36

Пространство Европейского Юга.

1



37

Европейский Юг: население.

1



38

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

1



39

Учимся с «Полярной звездой» (6).

1



Поволжье (4 ч)


40

Пространство Поволжья.

1



41

Поволжье: освоение территории и население.

1



42

Поволжье: хозяйство и проблемы.

1



43

Учимся с «Полярной звездой» (7).

1



Урал (4 ч)


44

Пространство Урала.

1



45

Урал: население и города.

1



46

Урал: освоение территории и хозяйство. Практическая работа№ 9 «Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям».

1



47

Учимся с «Полярной звездой» (8).

1



Сибирь (5 ч)

48

Пространство Сибири.

1



49

Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.

1



50

Западная Сибирь. Практическая работа№ 10 «Оценка туристско-рекреационного потенциала Западной Сибири».

1



51

Восточная Сибирь. Практическая работа№ 11 «Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных».

1



52

Учимся с «Полярной звездой» (9).

1



Дальний Восток (5 ч)

53

Пространство Дальнего Востока.

1


54

Дальний Восток: освоение территории и население (1).

1


55

Дальний Восток: хозяйство.

1


56

Дальний Восток: хозяйство и перспективы.



57

Учимся с «Полярной звездой» (10).

1


Заключение (1 ч)

58

Россия в мире.

1


Резерв времени – 10 часов

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Содержание

Дата по плану

Причина корректировки

Способ корректировки

Дата по факту





















































11