Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе:
авторской программы А.И. Алексеев, М.А. Бахир, С. В. Ильинский, К. Н. Вавилова, В. В. Николина. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Полярная звезда» 5 – 11 классы. В. П. Максаковского 10 – 11 классы. Базовый уровень», М., «Просвещение» 2020 г. и Положения о рабочей программе МБОУ Октябрьская СОШ (пр. № 65 от 28.08.2020 г).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решение проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства
Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) как показатели уровня развития страны и регионов. Факторы размещения производства.
Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России. Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по территории страны.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК): состав, место и значение в хозяйстве.
Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений топлива.
Электроэнергетика: основные типы электростанций 9 включая станции, использующие возобновляемые источники энергии – ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, топливные и гидроэлектростанции. Каскады ГЭС. Энергосистемы.
Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России.
Практические работы
Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургия
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства черных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии чёрных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия.
Тема 4. Машиностроение
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной производстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России.
Практическая работа
Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции.
Тема 5. Химическая промышленность
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России.
Практическая работа
Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука).
Тема 6. Лесопромышленный комплекс
Состав и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесопромышленного комплекса. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесопромышленного комплекса России.
Практическая работа
Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 7. Агропромышленный комплекс
Состав и значение в экономике страны.
Сельское хозяйство. Состав и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития.
Пищевая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направления развития пищевой промышленности России.
Лёгкая промышленность. Состав и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лёгкая промышленность и окружающая среда. Направления развития легкой промышленности России.
Практическая работа
Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
Тема 8. Инфраструктурный комплекс
Состав и значение в хозяйстве.
Транспорт. Состав и значение в хозяйстве. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная система.
Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт: особенности, география, влияние на окружающую среду, направления развития.
Связь: состав и значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи в России.
География туризма и рекреации.
Наука и образование: значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления развития науки и образования.
Раздел 2. Регионы России
Темы 9 – 17. Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток
Европейская и азиатская части России: территория, географическое положение, природа, население, хозяйство.
Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток: состав и географическое положение, особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.
Практические работы
Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации.
Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям.
Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
Оценка туристско-рекреационного потенциала региона.
Раздел 3. Россия в мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в мировой торговле. Россия в системе мировых транспортных коридоров.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Тема 1. Хозяйство России (22 ч) |
1 | Развитие хозяйства. | 1 | |
2 | Особенности экономики России. | 1 | |
3 | Учимся с «Полярной звездой» (1). | 1 | |
4 | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | 1 | |
5 | Нефтяная промышленность. | 1 | |
6 | Газовая промышленность. | 1 | |
7 | Электроэнергетика. Практическая работа №1 «Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах». Практическая работа №2 «Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны». | 1 | |
8 | Черная металлургия. | 1 | |
9 | Цветная металлургия. Практическая работа №3 «Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью определения структуры себестоимости производства алюминия». | 1 | |
10 | Машиностроение. Практическая работа №4 «Анализ различных источников информации, включая ресурсы Интернета, с целью объяснения влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции». | 1 | |
11 | Химическая промышленность. Практическая работа №5 «Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука)». | 1 | |
12 | Лесопромышленный комплекс. Практическая работа №6 «Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса». | 1 | |
13 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | |
14 | Сельское хозяйство. Животноводство. | 1 | |
15 | Учимся с «Полярной звездой» (2). Практическая работа №7 «Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК». | 1 | |
16 | Транспортная инфраструктура. | 1 | |
17 | Транспортная инфраструктура. | 1 | |
18 | Социальная инфраструктура. | 1 | |
19 | Учимся с «Полярной звездой» (3). | 1 | |
20 | Информационная инфраструктура. | 1 | |
21 | Обобщение по теме «Хозяйство России». | 1 | |
Тема 2. Регионы России (38 ч) Центральная Россия (6 ч) |
22 | Пространство Центральной России. | 1 | |
23 | Центральная Россия: освоение территории и население. | 1 | |
24 | Центральная Россия: хозяйство. | 1 | | |
25 | Центральная Россия: хозяйство. | 1 | | |
26 | Учимся с «Полярной звездой» (4) | 1 | | |
27 | Москва – столица России. | 1 | | |
Европейский Северо-Запад (4 ч) | |
28 | Пространство Северо-Запада. | 1 | | |
29 | Северо-Запад: «окно в Европу». | 1 | | |
30 | Северо-Запад: хозяйство. | 1 | | |
31 | Санкт-Петербург – культурная столица России. | 1 | | |
Европейский Север (4 ч) | |
32 | Пространство Европейского Севера. | 1 | | |
33 | Европейский Север: освоение территории и население. | 1 | | |
34 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. Практическая работа №8 «Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации». | 1 | | |
35 | Учимся с «Полярной звездой» (5). | 1 | | |
Европейский Юг (4 ч) | |
36 | Пространство Европейского Юга. | 1 | | |
37 | Европейский Юг: население. | 1 | | |
38 | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. | 1 | | |
39 | Учимся с «Полярной звездой» (6). | 1 | | |
Поволжье (4 ч) | |
40 | Пространство Поволжья. | 1 | | |
41 | Поволжье: освоение территории и население. | 1 | | |
42 | Поволжье: хозяйство и проблемы. | 1 | | |
43 | Учимся с «Полярной звездой» (7). | 1 | | |
Урал (4 ч) | |
44 | Пространство Урала. | 1 | | |
45 | Урал: население и города. | 1 | | |
46 | Урал: освоение территории и хозяйство. Практическая работа№ 9 «Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным критериям». | 1 | | |
47 | Учимся с «Полярной звездой» (8). | 1 | | |
Сибирь (5 ч) |
48 | Пространство Сибири. | 1 | | |
49 | Сибирь: освоение территории, население и хозяйство. | 1 | | |
50 | Западная Сибирь. Практическая работа№ 10 «Оценка туристско-рекреационного потенциала Западной Сибири». | 1 | | |
51 | Восточная Сибирь. Практическая работа№ 11 «Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных». | 1 | | |
52 | Учимся с «Полярной звездой» (9). | 1 | | |
Дальний Восток (5 ч) |
53 | Пространство Дальнего Востока. | 1 | |
54 | Дальний Восток: освоение территории и население (1). | 1 | |
55 | Дальний Восток: хозяйство. | 1 | |
56 | Дальний Восток: хозяйство и перспективы. | | |
57 | Учимся с «Полярной звездой» (10). | 1 | |
Заключение (1 ч) |
58 | Россия в мире. | 1 | |
Резерв времени – 10 часов
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание | Дата по плану | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
11