СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс для детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

Министерство образования и науки Алтайского края


Краевое государственное бюджетное образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2 »


Утверждено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор КГБОУ

Протокол заседания № 1 от 28.08.2020 «Рубцовская общеобразовательная

школа-интернат № 2

__________________ С.А.Велиева

Приказ № ______ от 31.08.2020






Рабочая программа

учебного предмета

«География»

9 класс

2020-2021 учебный год









Составитель: Скрябина Е.А.

учитель первой категории









Рассмотрено на заседании МО учителей

Руководитель МО ______ О.Н. Журавлёва

Протокол заседания № 1 от 21.08.2020



Согласовано

Зам.директора по УР

________ М.В. Сенькина

28.08.2020





Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана на основе:

  • Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2017;

Авторская программа реализуется без изменения, с дополнениями, т.к. программа рассчитана на 33 учебные недели, так же конкретизирован материал краеведения

География (Т.М.Лифанова)

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

  • Адаптированной образовательной программой для обучающихся с легкой умственной отсталостью на период 2019/2020 учебный год


Цель: развитие мировоззрения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и обогащение их социального опыта знаниями об окружающем мире.


Задачи преподавания географии состоят в том, чтобы:

  • дать знания о материках и океанов, элементарные, но научные и систематические

сведения о природе, населении зарубежных стран, познакомить с культурой и бы

том различных народов;

  • показать особенности взаимодействия человека и природы;

  • развить и корригировать познавательную деятельность умственно отсталых детей;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,

настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,

умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

















Общая характеристика учебного предмета

Подбор материала в 9 классе «География России» предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.

Поскольку миграция выпускников школ мала - они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание курса следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, включает учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и, тем самым, воспитывает любовь к отечеству.

В содержании программы выделены два основных блока:

Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство).

Характеристика географических регионов России.

При изучении отдельных регионов необходимо контролировать новые национально - территориальные образования, подчеркивая культурную и этнографические особенности населения. Важный аспект программы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел, миграция населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик.

В программе выделены основные практические работы, указываются межпредметные связи, а также приводятся основные требования к знаниям и умениям учащихся.






























Основные направления коррекционной работы:


  • развитие у учащихся наблюдательность, речь и мышление;

  • ориентирование в пространстве;

  • развитие умения устанавливать простейшие причинно- следственные отношения;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Основные технологии:

  • игровые;

  • здоровьесберегающие;

  • дифференцированное обучение;


Основные формы:

  • урок;

  • экскурсия;

  • факультатив;

  • внеклассная работа.


Основные методы организации учебного процесса (по источнику знаний):

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация;

  • практические – упражнения, практические работы, опыты.



При изучении тем курса используются:

  • учебники;

  • карты, планы, рабочие тетради;

  • кино- видеоматериалы, слайд - презентации;

  • наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, модели и др.);

  • дидактический материал;

  • географические игры;

  • коррекционные задания и упражнения.

















Описание места учебного предмета в учебном плане:



Учебный предмет «География» реализуется в урочной деятельности. Учебные часы в неделю приходятся на обязательный школьный компонент.


Программа рассчитана на 66 часов, по 2 ч в неделю




Рабочая программа ориентирована на учебник:


.Лифанова Т.М. Соломина Е.Н. География материков и океанов . Государства Евразии 9 класс

учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.

- М.: Просвещение, 2007, 2011, 2013,2016.


Допущено Министерством образования Российской Федерации



































Планируемые результаты освоения курса географии


Учащиеся должны знать:


  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • границы, государственный строй и символику России;

  • особенности географического положение Алтайского края, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в Алтайском крае, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты края.

Сниженный уровень:

  • географическое положение и некоторые характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • границы, государственный строй и символику России;

  • особенности географического положение Алтайского края, некоторых представителей растительного и животного мира , правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты края.


Учащиеся должны уметь:

  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

  • по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

  • показать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом края;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • правильно вести себя в природе.


Сниженный уровень:


  • находить с помощью учителя на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

  • показать Россию на политической карте Евразии;

  • находить с помощью учителя свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

  • давать простую характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности;

  • показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своего региона;

  • правильно вести себя в природе.







Содержание учебного предмета

Государства Евразии

Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная Европа8. Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика). Северная Европа Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Восточная Европа1 Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Югославия. Албания (Республика Албания). Эстония (Эстонская Республика). Латвия(Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан). Юго-Западная Азия. Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика) Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония.

Юго-Восточная Азия

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.

Россия

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица, крупные города России. Обобщающий урок. Контрольная работа.

Межпредметные связи

Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия (история).

Практические работы

Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов. Нанесение границы Европы и Азии. Составление альбома «По странам и континентам».

Свой край

История возникновения нашего края. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники..Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы. Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.). Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной). Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. Наш город (поселок, деревня). Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Практические работы

На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры. Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. Регулярно читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Межпредметные связи

Сезонные изменения в природе (природоведение). История нашего края (история). Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание). Фольклор (музыка). Сфера быта, национальные блюда (СБО). Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).







































Тематическое планирование


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

16 часов

15 часов

20 часов

15 часов

66





Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Виды деятельности

практические

работы (работа с контурными картами)

самост. работы

экскурсии

контрольные

работы

1

1.1

Повторение.

Материк Евразия

2

1





работа с текстом учебника;

работа в тетради;

работа с планами, картами;

зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;







развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления;







самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия;

индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание явлений

и событий.







работа с текстом учебника;

работа в тетради;

работа с планами, картами;

зарисовка условных знаков, рисунков, моделирование;











работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;






развёрнутые объяснения при объяснении явлений и событий, что содействует развитию речи и мышления;















самостоятельные письменные работы по карточкам и тестам, которые способствуют развитию умения переносить полученные знания в новые учебные условия;


1.2

Политическая карта Евразии. Государства Евразии.

1





2

2.1

Западная Европа

Великобритания.

5

1

1

1



2.2

Франция. Тест

2


1



2.3

Германия.

1





2.4

Австрия, Швейцария. Работа на контурной карте

1

1




3

3.1

Южная Европа

Испания, Португалия

3

1

1




3.2

Италия.

1





3.3

Греция. Работа на контурной карте

1

1




4

4.1

Северная Европа

Норвегия.

3

1

1




4.2

Швеция.

1





4.3

Финляндия. Работа на контурной карте

1

1




5

5.1

Восточная Европа

Польша, Чехия, Словакия.

10

1

1

1



5.2

Венгрия.

1





5.3

Румыния, Болгария.

1





5.4

Сербия. Черногория

1





5.5

Эстония.

1





5.6

Латвия.

1





5.7

Литва. Тест

1


1



5.8

Белоруссия.

1





5.9

Украина.

1





5.10

Молдавия. Работа на контурной карте

1

1




6

6.1

Центральная Азия

Казахстан.

5

1

1

1



6.2

Узбекистан.

1





6.3

Туркмения.

1





6.4

Киргизия. Тест

1


1



6.5

Таджикистан. Работа на контурной карте

1

1




7

7.1

Юго-Западная Азия

Грузия.

Повторение. Государства Евразии

6

1

1

1


1

7.2

Контрольная работа полугодие «Государства Евразии»

1




1

7.3

Азербайджан. Армения

1





7.4

Повторение. Государства Евразии. Тест

1


1



7.5

Турция.

1





7.6

Иран.

Афганистан. Работа на контурной карте

1

1




8

8.1

Южная Азия

Индия. Работа на контурной карте

2

2

1

1




9

9.1

Восточная Азия

Китай. Тест

4

1

1

1




9.2

Монголия.

1





9.3

Корея.

1





9.3

Япония. Работа на контурной карте

1

1




10

10.1

Юго-Восточная Азия

Таиланд.

4

1

1

1



10.2

Вьетнам.

1





10.3

Индонезия. Работа на контурной карте

1

1




10.4

Повторение. Государства Азии. Тест

1


1



11

11.1

Россия

Российская Федерация.

Границы

6

1

2

1



11.2

Россия крупнейшее государство Евразии

1





11.3

Административное деление России.

1





11.4

Столица, крупнейшие города.

1





11.5

Повторение. Россия. Тест

1


1



11.6

Работа по контурной карте «Государства Евразии»

1

1




12

12.1

Алтайский край

История возникновения нашего края

16

1


2

1

1

12.2

Положение на карте. Практическая работа

1





12.3

Климат

1





12.4

Полезные ископаемые и почвы

1





12.5

Водоёмы, водоснабжение. Практическая работа

1





12.6

Растительный мир

1





12.7

Животный мир

1





12.8

Население нашего края

1





12.9

Промышленность нашей местности.

1





12.10

Специализация сельского хозяйства

1





12.11

Транспорт.

1





12.12

Архитектурно-исторические и культурные памятники.

1





12.13

Повторение. Алтайский край. Тест

1


1



12.14

Контрольная работа по итогам года «Государства Евразии»

1




1

12.15

Инструктаж по ТБ. Экскурсия «Наш город»

2



1



Итого

Разделов – 12

Тем - 58

66

10

9

1

2
















Контрольно-измерительные материалы



тема

форма

дата

всего

1 четверть





2 четверть

«Государства Евразии»

тест

20.12

1

З четверть





4 четверть

«Государства Евразии»

тест

14.05

1

год




2




Контрольная работа по географии 9 класс за 1 полугодие

1 вариант



1. Подчеркните названия государств расположенных на Скандинавском полуострове.

НОРВЕГИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ШВЕЦИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГРЕЦИЯ.


2. Какие Государства расположены в Центральной Азии:




3. Соедините стрелками названия государств и их столицы:

Франция Лиссабон

Чехия Париж

Норвегия Тбилиси

Грузия Осло

Португалия Прага


4. Напишите, какие народы проживают в государствах:

Польша-



Казахстан –


5. Какие горы располагаются на территории Республики Таджикистан –



6. Дайте характеристику государству на выбор по плану: (Германия, Казахстан).


1. Название-


2. Географическое положение –



3.Столица –


4. Население –



5. Промышленность:



6. Достопримечательности:




2 вариант


1. Какие Государства расположены в Западной Европе:




2. Соедините стрелками названия государств и их столицы:

Германия Хельсинки

Словакия Берлин

Финляндия Братислава

Греция Афины

Узбекистан Ташкент


4. Напишите, какие народы проживают в государстве:

Казахстан-


5. Какие реки протекают на территории Франции –



6. Дайте характеристику государству на выбор по плану: (Украина, Казахстан).


1. Название-


2. Географическое положение –



3.Столица –


4. Население –



5. Сельское хозяйство:



6. Достопримечательности:




3 вариант



1. Подчеркните названия государств, расположены в Европе:


Германия, Великобритания, Казахстан, Испания, Франция,

Швейцария, Белоруссия, Туркмения.



2. Соедините стрелками названия государств и их столицы:


Германия Ташкент

Греция Афины

Узбекистан Берлин


4. Напишите, какие коренные народы проживают в государствах:


Франция-


Казахстан-


5. Какие реки протекают на территории Германии –





6. Дайте характеристику государству на выбор по плану: (Казахстан, Франция).


1. Название-



2.Столица –



3. Население –



4. Сельское хозяйство:


5. Достопримечательности:



Контрольная работа по географии 9 класс за учебный год

1 вариант


1. отметьте название государства расположенного на

полуострове Индостан.

Вьетнам, Таиланд, Китай, Индия, Турция.


2. Соедините стрелками названия государств и их столицы:

Франция Лиссабон

Чехия Париж

Норвегия Тбилиси

Грузия Осло

Португалия Прага

3. Напишите, какие народы проживают в государствах:

Польша-


Великобритания –


Китай –


4. Дайте характеристику государству на выбор по плану: (Германия, Япония, Казахстан).

1. Название-

2. Географическое положение –


3.Столица –


4. Население –



5. Хозяйство:





5. Впишите правильный ответ:

Название государства, в котором вы живете –

На каком материке оно расположено –

Название столицы государства –

Название субъекта федерации, в котором вы живете –

В каком федеративном округе располагается ваш край –

Какие реки протекают по территории края –

Население края –


6.Какие государства располагаются в Восточной Азии:

Контрольная работа по географии 9 класс за учебный год

2 вариан



1. Отметьте государство, расположенное на острове Великобритания:

Республика Индия,

Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии,

Япония,

Республика Греция.


2. Соедините стрелками названия государств и их столицы:

Германия Хельсинки

Словакия Берлин

Финляндия Братислава

Греция Афины

Узбекистан Ташкент

3. Напишите, какие народы проживают в государствах:

Франция-


Казахстан-




4. Дайте характеристику государству на выбор по плану: (Украина, Китай).

1. Название-


2.Столица –


3. Население –


4. Хозяйство:




5. Впишите правильный ответ:

Название государства, в котором вы живете –

На каком материке оно расположено –

Название столицы государства –

Как называется край, в котором вы живете

Какие реки протекают по территории края –


Население края –


Контрольная работа по географии 9 класс

3 вариант



1. Перечислите названия крупных государств Евразии:

2. Соедините стрелками названия государств и их столицы:

Франция Москва

Россия Астана

Казахстан Париж

Япония Токио

4. Как называют коренных жителей государств:

Япония -

Казахстан-

Великобритания –

Италия -

3. Подчеркните горы, расположенные на территории России –

АЛТАЙ, АЛЬПЫ, КАВКАЗ, КАРРПАТЫ, ГИМАЛАИ, САЯНЫ, УРАЛЬСКИЕ, ТИБЕТ.


4. Дайте характеристику государству на выбор по плану: (Беларусь, Индия).

1. Название-

2.Столица –


3. Население –



4. Хозяйство:

- Сельское хозяйство:





5. Впишите правильный ответ:

Название государства, в котором вы живете –

Название столицы государства –

Название края, в котором вы живете –

В каком федеративном округе располагается ваш край –

Какие реки протекают по территории края –


Население края –





























Перечень учебно – методического обеспечения

образовательного процесса


Основная литература


1. Лифанова Т.М. Соломина Е.Н. География материков и океанов. Государства Евразии 9 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений YІІІ вида.

- М.: Просвещение, 2007, 2011, 2013, 2016


2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YІІІ вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011


Дополнительная литература


1. Лифанова Т.М. Использование программированных заданий на уроках естествознания во вспомогательной школе: Обучение учащихся вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1984.

2. Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.. Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии уч-ся 6 кл. спец. (корр.) образов. Учреждений VIII вида. -М.: Просвещение, 2002.

3. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. -М.: Просвещение,1977

4. Хлебосолова О.А. Приоритетные направления развития детей с отклонениями интеллекта на уроках географии// Воспитание и обучение; 2000 - №4